Пояснительная записка
Рабочая программа по учебной дисциплине «Профильный труд» для обучающихся 3 класса разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с РАС
Общая характеристика
Учебный курс «Профильный труд» направлена на развитие точности, ловкости, координации движений рук. Для этого ребят обучают умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами отводится развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде.
Цель: работать над формированием трудовых навыков и умений, развитием мелкой моторики.
Задачи:
- формировать новые навыки работы с бумагой;
- формировать новые навыки лепки;
- обучать лепке более сложных форм (из двух – пяти частей);
- формировать в лепке представление о величине, цвете и форме;
- формировать навык работы с нитками.
-развивать мелкую моторику рук.
-развивать речевое общение;
-способствовать формированию дружного коллектива.
Место учебной дисциплины в учебном плане
На изучение учебной дисциплины «Профильный труд» в третьем классе отводится 3 часа в неделю, следовательно, общий объем составляет 102 часа.
Виды деятельности на уроках:
- работа с разными видами бумаги (сгибание, сминание, отрезание, отрывание, скручивание);
- работа с клеем, лепка из пластилина, соленого теста, работа с нитками (отрывание, плетение, наматывание);
- выполнение заданий по инструкции и творческих заданий.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- основные цвета;
- понятия «большой-маленький», «толстый-тонкий», «длинный-короткий»
-прием соединения деталей пластилина примазыванием, прием прищипывание.
Обучающиеся должны уметь:
- сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно;
- разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами;
- разрывать бумагу по сгибу;
- плести косички из толстых шнуров;
-завязывать узелки на концах нитки;
-завязывать бант;
- защипывать края формы из пластилина кончиками пальцев;
- вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы;
- лепить по представлению (без показа образца).
Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть |
1,2 | Лепка «Овощи» | 2 | |
3,4 | Лепка «Фрукты» | 2 | |
5,6 | Лепка «Посуда» | 2 | |
7,8 | Лепка с использованием кленовых листьев «Бабочка» | 2 | |
9,10 | Лепка «Грибок» | 2 | |
11,12 | Работа с бумагой «Гармошка» | 2 | |
13,14 | Аппликация орнамента из геометрических фигур | 2 | |
15,16 | Изготовление тетради из 3-4-х листов бумаги | 2 | |
17,18 | Аппликация из рваной бумаги «Осеннее дерево» | 2 | |
19,20 | Сортировка ниток по цвету | 2 | |
21,22 | Наматывание ниток на катушку | 2 | |
23,24 | Лепка изученных букв | 2 | |
25,26 | Лепка цифры | 2 | |
2 четверть |
27,28 | Лепка «Миска» | 1 | |
29,30 | Лепка «Чашка» | 1 | |
31,32 | Аппликация орнамента из геометрических фигур | 1 | |
33,34 | Лепка цифры | 1 | |
35,36 | Плетение косичек из толстых шнурков | 4 | |
37,38 | Завязывание шнурков, узелков на концах нитки. | 3 | |
39,40 | Лепка «Снеговик» | 3 | |
41,42 | Аппликация «Снеговик» | 2 | |
43,44 | Аппликация «Новогодняя елка» | 2 | |
45,46 | Изготовление елочных украшений | 2 | |
47,48 | Аппликация «Новогодняя варежка» | 2 | |
49,50 | Лепка изученных букв | 2 | |
51,52 | Работа с бумагой «Гирлянда» | 1 | |
3 четверть |
53,54 | Лепка «Снегири» | 3 | |
55,56 | Аппликация «Кормушка для птиц» | 2 | |
57,58 | Лепка «Три тарелки для медведей» | 2 | |
59,60 | Лепка «Кувшин с ручкой» | 2 | |
61,62 | Аппликация из рваной бумаги «Зимний лес» | 2 | |
63,64 | Аппликация «Украсим платье» | 2 | |
65,66 | Аппликация «Светофор» | 2 | |
67,68 | Аппликация «Машина» | 2 | |
69,70 | Изготовление плетеного коврика | 2 | |
71,72 | Изготовление открытки ко дню Защитника Отечества | 2 | |
73,74 | Лепка «Зайчик» | 2 | |
75,76 | Изготовление открытки к празднику 8 марта | 2 | |
77,78 | Аппликация из смятой бумаги «Цветы» | 2 | |
79,80 | Аппликация орнамента из геометрических фигур | 2 | |
81,82 | Завязывание банта. | 2 | |
83,84 | Лепка изученных букв | 2 | |
4 четверть |
85 | Лепка на свободную тему | 1 | |
86 | Складывание фигурок из бумаги (мебель) | 1 | |
87 | Вырезание из бумаги прямоугольника | 1 | |
88 | Аппликация «Пасхальное яйцо» | 1 | |
89 | Аппликация «Ракета» | 1 | |
90 | Аппликация «Птица» | 1 | |
91 | Завязывание банта. | 1 | |
92 | Лепка изученных букв | 1 | |
93 | Аппликация из рваной бумаги «Весеннее дерево» | 1 | |
94 | Аппликация из ниток «Бабочка» | 1 | |
95 | Изготовление открытки к Дню Победы | 1 | |
96 | Экскурсия в швейную мастерскую | 1 | |
97,98 | Практическая работа в рамках промежуточной аттестации | 2 | |
99,100 | Складывание фигурок из бумаги «Цветок» | 2 | |
101,102 | Аппликация из готовых фигур «Божья коровка» | 2 | |
Дополнительная литература
1. Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. М., 2006, 76с.
2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969. 3. «Технология» : Ручной труд: 3 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида и родителей, СПб. : филиал издательства «Просвещение», под редакцией Л. А. Кузнецовой, 2012.- 29с.
4.Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982.