СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" Сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс, вариант 2, для детей с ТМНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" Сипр»


Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2023 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат »

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №22/1 от «05» 07.2023г







Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий природный мир»















Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 5 А

Всего часов в год: 102

Всего часов в неделю: 3

Срок реализации: 1 год











пгт. Тёткино, 2023 г.


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 5 А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 102 часа.


Цель уроков – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы».


2.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

Возможные личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей

  • Формирование уважительного отношения к окружающим

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

  • Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

  • Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.

  • Указывать жестами, узнавать предметы и явления природы (яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)

  • Проявление интереса к природным объектам.

  • Узнавание природного объекта, показывание.

  • Производить практические действия с различными природными материалами

Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных


3.Основное содержание предмета

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

Сезонные изменения

34

Неживая природа

9

Живая природа. Растения и животные

35

Человек. Безопасное поведение

19

Повторение пройденного материала

5

Итого

102


Неживая природа

Представления о явлениях и объектах неживой природы. (Неживая природа, солнце в разные времена года, восход и закат солнца, календарь, воздух, значение воздуха,

термометр)


Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение)

части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Узнавание (различение) растений сада, леса.

Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов, а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.

Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.

Животный мир

Представления о животном мире, их значении в жизни человека.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, коза, свинья, кролики). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (лось, олень, кабан, заяц). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Сравнение жизни диких и домашних животных.


Знание строения птицы (голова, крылья, тело, глаз, клюв, лапы, хвост). Объединение животных в группу «птицы». Знание перелётных, зимующих, хищных, певчих птиц.



4.Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Осень. Сезонные изменения в природе.



2

Осень. Экскурсия в природу.



3

Осень. Осенние месяцы.



4

Растения осенью.



5

Части растений: корень, стебель.



6

Части растений: лист, цветок.



7

Растения. Сравнение растений: дерево, кустарник.



8

Цветы осенью.



9

Растения сада осенью.



10

Растения леса осенью.



11

Плоды и семена.



12

Животные осенью.



13

Птицы и насекомые осенью.



14

Занятия людей осенью.



15

Сгребание листвы. Практическая работа.



16

Садовые ягоды.



17

Лесные ягоды.



18

Грибы: съедобные.



19

Грибы: несъедобные и ядовитые.



20

Травы.



21

Травы: ядовитые растения.



22

Правила поведения при отравлении ядовитыми растениями.



23

Повторение пройденного материала по разделу «Растения».



24

Живая природа. Животные.



25

Дикие животные. Лось.



26

Дикие животные. Олень.



27

Сходства и различия: лось, олень.



28

Дикие животные. Кабан.



29

Домашние животные. Свинья.



30

Сходства и различия: свинья, кабан.



31

Дикие животные. Заяц.



32

Домашние животные. Кролики.



33

Сходства и различия: кролик, заяц.



34

Домашние животные. Корова.



35

Домашние животные. Коза.



36

Сходства и различия: корова, коза.



37

Птицы. Части тела.



38

Перелётные птицы.



39

Зимующие птицы.



40

Хищные птицы.



41

Певчие птицы.



42

Повторение пройденного материала по разделу «Животные».



43

Зима. Сезонные изменения.



44

Экскурсия в природу. Зима.



45

Зимние месяцы.



46

Растения зимой.



47

Животные зимой.



48

Птицы зимой.



49

Изготовление кормушки.



50

Занятия людей зимой.



51

Неживая природа. Солнце в разные времена года.



52

Восход и закат солнца.



53

Календарь.



54

Воздух.



55

Значение воздуха.



56

Термометр.



57

Весна. Сезонные изменения.



58

Экскурсия в природу. Весна.



59

Весна. Весенние месяцы.



60

Растения весной.



61

Весенние цветы (лесные).



62

Весенние цветы (садовые).



63

Животные весной.



64

Птицы весной.



65

Насекомые весной.



66

Занятия людей весной.



67

Уборка школьного сада. Практическое занятие.



68

Человек. Безопасное поведение.



69

Дыхание человека. Органы дыхания.



70

Профилактика заболеваний органов дыхания.



71

Болезни органов дыхания.



72

Правила поведения при простудных заболеваниях.



73

Профилактика простудных заболеваний.



74

Кровь. Значение крови для человека.



75

Оказание помощи при порезах.



76

Сердце. Значение сердца для человека.



77

Пульс. Определение пульса.



78

Окружающая среда и здоровье человека.



79

Питание человека. Молочные продукты.



80

Питание человека. Овощи, фрукты.



81

Питание человека. Мясные продукты.



82

Питание человека. Сухие продукты.



83

Срок хранения продуктов.



84

Профилактика отравления продуктами питания.



85

Лето. Сезонные изменения.



86

Экскурсия в природу.



87

Летние месяцы.



88

Растения летом.



89

Растения сада летом.



90

Растения леса летом.



91

Растения луга летом.



92

Растения поля летом.



93

Животные летом.



94

Птицы летом.



95

Насекомые летом.



96

Занятия людей летом.



97

Работа в саду летом.



98

Работа в огороде летом.



99

Практическая работа на клумбе.



100

Правила поведения на воде.



101

Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения».



102

Итоговый урок.





5. Методические материалы

1. Мир природы и человека. 2 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова  и др. ] М.: Просвещение

2. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Мир природы и человека.  Рабочая тетрадь 2 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!