СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету окружающий мир для 3 класса по программе Виноградовой Н.Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы по окружающему миру, сборник «Программы  четырехлетней начальной школы: Проект  «Начальная школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету окружающий мир для 3 класса по программе Виноградовой Н.Ф.»

  1. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»


1.Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы по окружающему миру, сборник «Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» (Вентана - Граф, 2012г. УМК Н.Ф.Виноградовой) и рабочей программе по предмету «Окружающий мир» МБОУ СОШ № 27.


2. Цели и задачи данной программы, особенности программы


Целями обучения окружающему миру являются:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых , нравственных качеств личности; воспитывать чувств патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.


3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения


Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

1.Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: учебник для 3 класса- М.: Вентана - Граф, 2013. УМК Н.Ф.Виноградовой

2.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.


5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований


Согласно учебному плану на 2021-2022 год в начальной школе 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов в год (2 часа в неделю, в том числе 4 часа – контрольные работы, 4 часа- практические работы, 2 часа – музейные уроки, 2 часа – опыты, 4 часа – тестирование, 1 час – комплексная работа на межпредметной основе).


По календарю на 2021-2022 учебный год - 65 часов. Уплотнение на 3 часа произведено за счёт объединения следующих уроков:

  • Уроки 36 и 37 Темы: «Почему люди приручали диких животных» и «О заповедниках. Тестирование по теме «Животный мир».

  • Уроки 55 и 56 Темы: «Музейный урок: «По одежке встречают…» и «Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду».

  • Уроки 58 и 59 Темы: «Верования языческой Руси. Боги древних славян» и Принятие Христианства на Руси».



6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков


Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.


7. Основными формами текущего контроля являются:

1. устный опрос;

2. диагностические работы;

3. тестовые задания;

4. проверочные работы.

В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа на межпредметной основе.



II. Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру для 3 класса (68 часов)

2021-2022 учебный год


п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата проведения

По плану

Факти-чески

Введение

(1ч)

Где и когда ты живешь. Когда ты живешь. Счет времени в истории.

02.09


Земля – наш общий дом

(7ч)


Солнечная система. Солнце – звезда.

06.09


Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

09.09


Условия жизни на Земле.

Практическая работа «Проращивание семян фасоли».

13.09


Солнце – источник тепла и света.

Практическая работа «Роль света в жизни растений».

16.09


Значение воды для жизни на Земле.

20.09


Свойства воды. Источники воды на Земле.

23.09


Воздушная оболочка Земли.


Практическая работа «Свойства воздуха»

Тестирование на тему: «Земля – наш общий дом».

27.09


Человек изучает Землю

(4ч)

Человек познает мир. Как изображают Землю.

30.09


Географическая карта, план, глобус.

Практическая работа «Глобус, карта, план».


04.10


Компас. Ориентирование.

07.10


Контрольная работа по темам «Земля – наш общий дом. Человек изучает Землю»

11.10


Царства природы

(26 ч)

Бактерии. Какие бывают бактерии.

14.10


Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений.

18.10


Съедобные и несъедобные грибы.

21.10


Растения встречаются повсюду.

25.10

8.11

Если бы на Земле не было растений

28.10

Музейный урок: «Разнообразие растений на Земле».

08.11

11.11

Растения – живые тела (организмы)

11.11

Побег – сложный надземный орган растения

15.11


Цветок – самый красивый орган растения. Опыт «Листья содержат влагу»

18.11


Размножение растений.

22.11


Как долго живут растения. Опыт «Выращивание растения»

25.11


Культурные растения в жизни человека.

29.11


Красная книга России

02.12


Красная книга России. Тестирование по теме «Растительный мир Земли»

06.12


Музейный урок:

«Какова роль животных в природе. Разнообразие животных».

09.12


Животные – живые тела (организмы).

13.12


Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных.

16.12


Размножение животных. Приспособления животных к условиям жизни.

20.12


Поведение животных.

23.12


Беспозвоночные животные.

10.01


Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

13.01



Птицы и звери – позвоночные животные.

17.01


Что такое природное сообщество.

20.01


Почему люди приручали диких животных.

24.01


О заповедниках.

Тестирование по теме «Животный мир».


Контрольная работа по теме: «Царства природы».

27.01


Наша Родина: от Руси до России

(11 ч)

Как люди узнают о прошлом.

31.01


Восточнославянские племена.

03.02


Первые русские князья. Владимир Красное Солнышко.

07.02


Первые русские князья. Ярослав Мудрый

10.02


Первые русские князья. Владимир Мономах

14.02


Как Москва стала столицей.

17.02


Иван IVГрозный- первый русский царь.

21.02


Петр I Великий.

24.02


Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II.

28.02


Советская Россия. СССР.

03.03


Контрольная работа по теме: «Наша Родина: от Руси до России»

10.03


Как люди жили в старину

(11 ч)

Из истории имен.

14.03


Какими людьми были славяне. Как выглядели, работали, защищали Родину.

17.03


Какими людьми были славяне. Как принимали гостей, отдыхали.

21.03


Скажи, какой у тебя дом.

24.03


О первых каменных постройках.

04.04


Музейный урок: «По одежке встреча-ют…»

07.04


Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду.

Русская трапеза.

11.04


Верования языческой Руси. Боги древних славян.

14.04


Принятие Христианства на Руси.

18.04


Христианские праздники.

Тестирование по теме:

«Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

21.04



Как трудились в старину

(8 ч)

Что создавалось трудом крестьянина?


25.04


Тяжелый труд крепостных.

Что создавалось трудом ремесленника?

28.04


Ремесла России.

05.05


Что создавалось трудом рабочего?

О первых железных дорогах.

Тестирование по теме: «Как люди жили и трудились в старину»

12.05


Комплексная работа на межпредметной основе

16.05


Итоговая контрольная работа за год

19.05


Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках.

23.05


III. Учебно-методические и материально-технические средств обучения

по предмету «Окружающий мир»


  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1.

  • Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.):

  • Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание четвёртое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа ХХI века)/

  • Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2013.– ( Начальная школа ХХI века).

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения):

П

Книги систематизируются и формируются в классную библиотеку. Составляется картотека литературы, используемой на уроках окружающего мира. Хранятся книги в доступном для детей месте.

3.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.):

Любые доступные для детей энциклопе­дии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

П

4.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Д


5.

Методические пособия для учителя, дополнительная литература:

Д

Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение)


  1. Печатные пособия


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

- Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

- Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

- Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

- Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

- Модель "Торс человека" с внутренними органами

Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам. Необходимо иметь один комплект на класс. Возможен цифровой вариант таблиц, плакатов и портретов.

Географические и исторические настенные карты

Обязательный дидактический материал на уроках окружающего мира. Должен иметь постоянное место нахождения на весь период изучения темы для самостоятельного обращения к ним младших школьников на переменах или во внеурочное время.

Атлас географических и исторических карт

Атлас предназначен для индивидуальной работы, поэтому необходимо их наличие у каждого ученика.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Например, репродукции картин

Используются для фронтальной работы, необходимо несколько комплектов (один на двоих человек). Например, при изучении темы «Приметы осени» дети могут рассматривать репродукцию картины Левитана «Золотая осень», находя приметы осени в осеннем пейзаже и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Для формирования чувства ответственности у младших школьников, а также для наблюдения за жизнью животных в классе необходим уголок живой природы.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

ОБЖ в начальной школе интегрировано в урок окружающего мира, поэтому темы, связанные с изучением правил дорожного движения сопровождаются данными дидактическими наглядными средствами обучения. Они могут быть как демонстрационными, т.е. 1 комплект на класс, так и использоваться для фронтальной работы в парах или группах.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

При работе в группах используются для исследовательской работы. Например, макет казачьей станицы.


3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)


1.

Аудиозаписи.

Д

Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование аудиозаписей в учебном процессе:

1. На уроках окружающего мира могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц, шума леса, рассказы ученых и др.

2.

Видеофильмы.

Д

Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование видеофильмов в учебном процессе:

1. Видеофильмы (о распускании почек на ветках деревьев, замерзании реки, морском прибое и т.д.), и видеофрагменты (о природе степей и пустынь, об источнике и реке и т.д.), соответствующие содержанию обучения окружающему миру.

3.

Слайды (диапозитивы)

Д

Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование слайдов в учебном процессе:

1. Слайды (диапозитивы) произведений пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстраций к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах.

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Д

Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе:

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету окружающий мир.




4. Игры и игрушки.



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.)

П

Игры могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках закрепления и обобщения знаний. Обязательным должно быть усложнение условий дидактических игр.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.)

П

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).


5. Технические требования к оборудованию компьютерного класса


КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий).

Персональный компьютер учителя

1

Компьютер ученика

13

Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"

14

Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления.

1

Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс).

1

ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя.

1

Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo.

6-8


6. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.


Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

1.

Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 2 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см.

1

2.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» (8 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см.

1

.3.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы), формат 60 х 90 см.

1

4.

Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование» (10 карт на 9 листах), формат 100 х 140 см.

1

5.

Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование» (10 карт), формат 100 х 140 см.

1

6.

Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл.

1

7.

Гербарий для начальной школы (28 видов).

1

8.

Гербарий «Растительные сообщества» (9 видов х 5 планшетов).

1

9.

Коллекция «Почва и ее состав».

1

10.

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников».

1

11.

Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы».

1

12.

Коллекция «Хлопок для начальной школы».

1

13.

Коллекция «Шелк для начальной школы».

1

14.

Коллекция «Шерсть для начальной школы».

1

15.

Коллекция «Лен» для начальной школы.

1

16.

Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом).

1

17.

Набор муляжей овощей (большой).

1

18.

Набор муляжей фруктов (большой).

1

19.

Компас школьный.

в зависимости от класс-комплекта

20.

Лупа ручная.

21.

Коробка для изучения насекомых с лупой.

1

22.

Глобус физический Земли (лабораторный) М 1:50 млн.

1







11



Скачать

© 2021, 190 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!