Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
1.Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы по окружающему миру, сборник «Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» (Вентана - Граф, 2012г. УМК Н.Ф.Виноградовой) и рабочей программе по предмету «Окружающий мир» МБОУ СОШ № 27.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Целями обучения окружающему миру являются:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
воздействовать на развитие эмоционально-волевых , нравственных качеств личности; воспитывать чувств патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
1.Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: учебник для 3 класса- М.: Вентана - Граф, 2013. УМК Н.Ф.Виноградовой
2.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований
Согласно учебному плану на 2021-2022 год в начальной школе 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов в год (2 часа в неделю, в том числе 4 часа – контрольные работы, 4 часа- практические работы, 2 часа – музейные уроки, 2 часа – опыты, 4 часа – тестирование, 1 час – комплексная работа на межпредметной основе).
По календарю на 2021-2022 учебный год - 65 часов. Уплотнение на 3 часа произведено за счёт объединения следующих уроков:
Уроки 36 и 37 Темы: «Почему люди приручали диких животных» и «О заповедниках. Тестирование по теме «Животный мир».
Уроки 55 и 56 Темы: «Музейный урок: «По одежке встречают…» и «Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду».
Уроки 58 и 59 Темы: «Верования языческой Руси. Боги древних славян» и Принятие Христианства на Руси».
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
7. Основными формами текущего контроля являются:
1. устный опрос;
2. диагностические работы;
3. тестовые задания;
4. проверочные работы.
В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа на межпредметной основе.
II. Календарно - тематическое планирование
по окружающему миру для 3 класса (68 часов)
2021-2022 учебный год
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
По плану | Факти-чески |
| Введение (1ч) | Где и когда ты живешь. Когда ты живешь. Счет времени в истории. | 02.09 | |
| Земля – наш общий дом (7ч) | Солнечная система. Солнце – звезда. | 06.09 | |
| Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. | 09.09 | |
| Условия жизни на Земле. Практическая работа «Проращивание семян фасоли». | 13.09 | |
| Солнце – источник тепла и света. Практическая работа «Роль света в жизни растений». | 16.09 | |
| Значение воды для жизни на Земле. | 20.09 | |
| Свойства воды. Источники воды на Земле. | 23.09 | |
| Воздушная оболочка Земли. Практическая работа «Свойства воздуха» Тестирование на тему: «Земля – наш общий дом». | 27.09 | |
| Человек изучает Землю (4ч) | Человек познает мир. Как изображают Землю. | 30.09 | |
| Географическая карта, план, глобус. Практическая работа «Глобус, карта, план». | 04.10 | |
| Компас. Ориентирование. | 07.10 | |
| Контрольная работа по темам «Земля – наш общий дом. Человек изучает Землю» | 11.10 | |
| Царства природы (26 ч) | Бактерии. Какие бывают бактерии. | 14.10 | |
| Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. | 18.10 | |
| Съедобные и несъедобные грибы. | 21.10 | |
| Растения встречаются повсюду. | 25.10 | 8.11 |
| Если бы на Земле не было растений | 28.10 |
| Музейный урок: «Разнообразие растений на Земле». | 08.11 | 11.11 |
| Растения – живые тела (организмы) | 11.11 |
| Побег – сложный надземный орган растения | 15.11 | |
| Цветок – самый красивый орган растения. Опыт «Листья содержат влагу» | 18.11 | |
| Размножение растений. | 22.11 | |
| Как долго живут растения. Опыт «Выращивание растения» | 25.11 | |
| Культурные растения в жизни человека. | 29.11 | |
| Красная книга России | 02.12 | |
| Красная книга России. Тестирование по теме «Растительный мир Земли» | 06.12 | |
| Музейный урок: «Какова роль животных в природе. Разнообразие животных». | 09.12 | |
| Животные – живые тела (организмы). | 13.12 | |
| Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных. | 16.12 | |
| Размножение животных. Приспособления животных к условиям жизни. | 20.12 | |
| Поведение животных. | 23.12 | |
| Беспозвоночные животные. | 10.01 | |
| Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | 13.01 | |
| Птицы и звери – позвоночные животные. | 17.01 | |
| Что такое природное сообщество. | 20.01 | |
| Почему люди приручали диких животных. | 24.01 | |
| О заповедниках. Тестирование по теме «Животный мир». |
| | Контрольная работа по теме: «Царства природы». | 27.01 | |
| Наша Родина: от Руси до России (11 ч) | Как люди узнают о прошлом. | 31.01 | |
| Восточнославянские племена. | 03.02 | |
| Первые русские князья. Владимир Красное Солнышко. | 07.02 | |
| Первые русские князья. Ярослав Мудрый | 10.02 | |
| Первые русские князья. Владимир Мономах | 14.02 | |
| Как Москва стала столицей. | 17.02 | |
| Иван IVГрозный- первый русский царь. | 21.02 | |
| Петр I Великий. | 24.02 | |
| Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II. | 28.02 | |
| Советская Россия. СССР. | 03.03 | |
| Контрольная работа по теме: «Наша Родина: от Руси до России» | 10.03 | |
| Как люди жили в старину (11 ч) | Из истории имен. | 14.03 | |
| Какими людьми были славяне. Как выглядели, работали, защищали Родину. | 17.03 | |
| Какими людьми были славяне. Как принимали гостей, отдыхали. | 21.03 | |
| Скажи, какой у тебя дом. | 24.03 | |
| О первых каменных постройках. | 04.04 | |
| Музейный урок: «По одежке встреча-ют…» | 07.04 | |
| Одежда по приказу. Почему люди украшали одежду. |
| Русская трапеза. | 11.04 | |
| Верования языческой Руси. Боги древних славян. | 14.04 | |
| Принятие Христианства на Руси. | 18.04 | |
| Христианские праздники. Тестирование по теме: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» | 21.04 | |
| Как трудились в старину (8 ч) | Что создавалось трудом крестьянина? | 25.04 | |
| Тяжелый труд крепостных. |
| Что создавалось трудом ремесленника? | 28.04 | |
| Ремесла России. | 05.05 | |
| Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах. Тестирование по теме: «Как люди жили и трудились в старину» | 12.05 | |
| Комплексная работа на межпредметной основе | 16.05 | |
| Итоговая контрольная работа за год | 19.05 | |
| Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. | 23.05 | |
III. Учебно-методические и материально-технические средств обучения
по предмету «Окружающий мир»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
1. | Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.): Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание четвёртое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа ХХI века)/ Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2013.– ( Начальная школа ХХI века). | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки |
2. | Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения): | П | Книги систематизируются и формируются в классную библиотеку. Составляется картотека литературы, используемой на уроках окружающего мира. Хранятся книги в доступном для детей месте. |
3. | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.): Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем. | П |
4. | Стандарт начального образования и документы по его реализации | Д | |
5. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература: | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
Печатные пособия
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения - Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) - Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.) - Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) - Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения - Модель "Торс человека" с внутренними органами | Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам. Необходимо иметь один комплект на класс. Возможен цифровой вариант таблиц, плакатов и портретов. |
Географические и исторические настенные карты | Обязательный дидактический материал на уроках окружающего мира. Должен иметь постоянное место нахождения на весь период изучения темы для самостоятельного обращения к ним младших школьников на переменах или во внеурочное время. |
Атлас географических и исторических карт | Атлас предназначен для индивидуальной работы, поэтому необходимо их наличие у каждого ученика. |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Например, репродукции картин | Используются для фронтальной работы, необходимо несколько комплектов (один на двоих человек). Например, при изучении темы «Приметы осени» дети могут рассматривать репродукцию картины Левитана «Золотая осень», находя приметы осени в осеннем пейзаже и т.п. |
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными | Для формирования чувства ответственности у младших школьников, а также для наблюдения за жизнью животных в классе необходим уголок живой природы. |
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта | ОБЖ в начальной школе интегрировано в урок окружающего мира, поэтому темы, связанные с изучением правил дорожного движения сопровождаются данными дидактическими наглядными средствами обучения. Они могут быть как демонстрационными, т.е. 1 комплект на класс, так и использоваться для фронтальной работы в парах или группах. |
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. | При работе в группах используются для исследовательской работы. Например, макет казачьей станицы. |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование аудиозаписей в учебном процессе: 1. На уроках окружающего мира могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц, шума леса, рассказы ученых и др. |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1. Видеофильмы (о распускании почек на ветках деревьев, замерзании реки, морском прибое и т.д.), и видеофрагменты (о природе степей и пустынь, об источнике и реке и т.д.), соответствующие содержанию обучения окружающему миру. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы) произведений пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстраций к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах. |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету окружающий мир. |
4. Игры и игрушки.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР |
Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.) | П | Игры могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках закрепления и обобщения знаний. Обязательным должно быть усложнение условий дидактических игр. |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.) | П |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
5. Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). |
| Персональный компьютер учителя | 1 |
| Компьютер ученика | 13 |
| Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 14 |
| Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 |
| Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 |
| ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. | 1 |
| Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. | 6-8 |
6. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». |
1. | Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 2 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см. | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» (8 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см. | 1 |
.3. | Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование» (10 карт на 9 листах), формат 100 х 140 см. | 1 |
5. | Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование» (10 карт), формат 100 х 140 см. | 1 |
6. | Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл. | 1 |
7. | Гербарий для начальной школы (28 видов). | 1 |
8. | Гербарий «Растительные сообщества» (9 видов х 5 планшетов). | 1 |
9. | Коллекция «Почва и ее состав». | 1 |
10. | Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников». | 1 |
11. | Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы». | 1 |
12. | Коллекция «Хлопок для начальной школы». | 1 |
13. | Коллекция «Шелк для начальной школы». | 1 |
14. | Коллекция «Шерсть для начальной школы». | 1 |
15. | Коллекция «Лен» для начальной школы. | 1 |
16. | Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом). | 1 |
17. | Набор муляжей овощей (большой). | 1 |
18. | Набор муляжей фруктов (большой). | 1 |
19. | Компас школьный. | в зависимости от класс-комплекта |
20. | Лупа ручная. |
21. | Коробка для изучения насекомых с лупой. | 1 |
22. | Глобус физический Земли (лабораторный) М 1:50 млн. | 1 |
11