СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» 9 года обучения для обучающихся, воспитанников с ТМНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"»

2


«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» 9 года обучения для обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

- Адаптированной ос­но­в­ной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».

- Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».


Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир». Данный предмет является инвариантной частью учебного плана. Количество часов: в неделю -2ч, в год - 68 ч.


Цель: - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи: - знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Содержательная линия


Возможные примерные результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

1.

Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу» (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания);

  • «выполняет действие с частичной физической помощью» (взрослый физически помогает ребенку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно);

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «выполняет после физической подсказки» (взрослый помогает ребенку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его);

2.

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.


3.

Развитие межличностных и групповых отношений

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

  • Умение находить друзей на основе личных симпатий.

  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.


4.

Представление о стране проживания Россия

  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»


пп

Тема

Кол.час.

Дата

Возможные примерные результаты


Продукт деятельности

Оценка


Год

Четверг 2

68

18



1 четверть





1



2



3


4



5



6



7


8



9





10


11


12


13


14




15


16


17


18

Школа

Помещение школы



Школьная территория



Правила поведения в школе


Профессии людей, работающих в школе


Зоны класса



Распорядок дня школьника



Поддерживание порядка в классе.


Правила поведения на занятиях дома


Расписание уроков



Традиции, обычаи


Школьные традиции


Моя семья и ее традиции


Религиозные направления


Традиции в православии


Символика и атрибутика православной церкви

Транспорт

Специальный транспорт

Профессии людей: пожарный

Профессии людей: полицейский

Профессии людей: врач







Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.)



Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.






Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.









Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в транспорте, в общественных местах.


Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).



Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе.

Соотнесение работника школы с его профессией.

Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.


Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

Показ или называние объектов в классе.

Соблюдение правил поведения на занятиях. Нахождение иллюстраций, отображающих правильное поведение. Зарисовка в альбом.

Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение иллюстрации с названием. Практическое составление расписания на сегодня (на завтра) по образцу (с помощью учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию.





Знание школьных традиций. Знание традиций своей семьи.

Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел).

Знание нравственных традиций, принятых в православии.







Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.






14


2 четверть





1


2


3



4



5


6


7


8



9



10


11





12


13


14

Традиции, обычаи


Традиции и обычаи русского народа


Русский национальный костюм


Национальности Ростовской области.


Обычаи и традиции дружественных народов


Армянский национальный костюм


Грузинский национальный костюм


Украинский национальный костюм


Скоро новый год! Атрибуты праздника


Как встречают новый год в разных странах?


Праздники моей семьи


Семейные традиции встречи нового года


Квартира, дом, двор


Домофон


Почтовый ящик


Мусоропровод

















Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.




Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта



Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Умение пользоваться объектами в многоэтажном доме









Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).


Знание традиций и обычаев русского народа, основных национальностей, проживающих на территории Ростовской области.


Знание обычаев и традиций дружественных народов.


Узнавание (различение) национальных костюмов разных стран.


Знание основных традиций своей семьи.














Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком).



































Текущая аттестация







20


3 четверть





1



2




3




4


5


6


7


8


9




10


11


12


13




14


15


16


17


18


19

Квартира, дом, двор


Места общего пользования в доме



Правила безопасности в местах общего пользования в доме



Домашний адрес




Коммунальные удобства в квартире


Отопление


Канализация


Водоснабжение


Электроснабжение


Аварийная ситуация в доме


Традиции, обычаи


23 февраля


Масленица. Атрибуты праздника


Любимые рецепты на масленицу


Международный женский день


Транспорт


Космический транспорт


Виды космического транспорта


Части космического транспорта


Профессии людей: космонавт


Общественный транспорт


Правила поведения в общественном транспорте












Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.





Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.


Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.















Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).



Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.

Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса.

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество).




Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.



Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).

Узнавание любимого рецепта блинов у мамы и бабушки.

Знание традиций семейного празднования международного женского дня.






Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства.


Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.

Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.










   














14


4 четверть





1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



11





12


13


14

Город


Городская инфраструктура


Городской парк

Районы нашего города


Главные улицы нашего города


Главная площадь нашего города


Красная площадь нашей столицы


Достопримечательности г.Москвы


Кремль


Третьяковская галерея


Достопримечательности г. Ростова


Краеведческий музей



Традиции, обычаи


Православный праздник – Пасха


День Победы – великий праздник

Бессмертный полк – новая традиция моей семьи



















Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.




Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.


Интерес к объектам, созданным человеком.


Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения на улице, в транспорте, в общественных местах.



Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.










Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Пролетарский, Первомайский и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки).

Экскурсия в городской парк. Различение частей парка: аллеи и аттракционы, спортивные площадки. Виды, назначение. Знание о главных улицах и площадях нашего города, о главной площади нашей страны.

Узнавание (различение) достопримечательностей столицы (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник героям-десантникам и др.).

Узнавание (различение) достопримечательностей своего города. Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г. Ростова







Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).































Промежуточная (итоговая) аттестация







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!