СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса(обновленный ФГОС)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса(обновленный ФГОС)»



Приложение

к Основной образовательной программе начального общего образования (обновленные ФГОС) МКОУ Белобородовская ООШ, утвержденной приказом № 78-А от 1 апреля 2022 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета
«Музыка»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

(ID 3760729)

Составитель: Смирнова Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов



д. Белобородово 2022






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы,
бемоли, бекары).
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие
жанра.Песня, танец, марш
Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синте​затор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты
в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

контрольные
работы

практические
работы

Репертуар

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

всего





для слушания

для пения

для
музицирования

Модуль 1. Музыка в жизни человека












1.1.

Красота
и вдохновение

1

0

0

Д.Б.Кабалевский "Наш
край" Г.Струве "Моя
Россия"

В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"

.Б.Кабалевский
"Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"

02.09.2022

Диалог с учителем о
значении красоты и
вдохновения в жизни
человека.;
Слушание музыки,
концентрация на её
восприятии, своём
внутреннем состоянии.;
Разучивание хоровода,
социальные танцы;

Устный опрос;

http:/www.edu.ru/

1.2.

Музыкальные
пейзажи

1

0

0

песня "Широка страна моя
родная" И.Дунаевский
"Песня о Родине"
А.Александров "Гимн
России" М.И.Глинка
"Патриотическая песня"

В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"
А.Александров
"Гимн России"
"Ой, при лужку,
при лужке" русская
народная песня

"Ой, при лужку,
при лужке"
русская народная
песня

09.09.2022

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для описания
настроения, характера
музыки. Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Рисование
«услышанных» пейзажей
и/или абстрактная
живопись — передача
настроения цветом,
точками, линиями.;
Игра-импровизация
«Угадай моё
настроение»;

Устный опрос;

http://playmusic.org/

Итого по модулю

2











Модуль 2. Народная музыка России













2.1.

Русский
фольклор

2

0

0

Приходите в гости к нам" -
песня из к/ф "Там, на
неведомых дорожках"
В.Дашкевич "Кикимора.
Народные сказания"
А.К.Лядов "Песня
кикиморы" Ольга Ш.
"Песенка про Лешего"
Н.Масленникова "Песня
Водяного" из м/ф
"Летучий корабль"
М.Дунаевский "Баба-Яга"
группа "Ариэль" "Баба
Яга" П.И.Чайковский

И.Крутой
"Первоклассники"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня "Во
поле берёза стояла"
русская народная
песня

"Ой, при лужку,
при лужке"
русская народная
песня

16.09.2022
23.09.2022

Разучивание, исполнение
русских народных песен
разных жанров.;
Участие в коллективной
традиционной
музыкальной игре.;

Устный опрос;

http://www.intoclassics.net/

2.2.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

2

0

0

"На горе-то калина"
русская народная песня
"Ах, вы сени" русская
народная мелодия
"Во саду ли, в огороде"
русская народная песня
"Светит месяц" русская
народная песня

"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
песня "Моя
Россия" Г.Струве
"Ой, при лужку,
при лужке" русская
народная песня

"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
песня "Моя
Россия" Г.Струве
"Ой, при лужку,
при лужке"
русская народная
песня

30.09.2022
07.10.2022

Знакомство с внешним
видом, особенностями
исполнения и звучания
русских народных
инструментов.;
Двигательная игра —
импровизация
подражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Просмотр видеофильма о
русских музыкальных
инструментах.;

Устный опрос;

http://playmusic.org/

2.3.

Сказки, мифы и
легенды

1

0

0

Ой, сад во дворе" русская
народная песня
Н.А.Римский- Корсаков
"Снегурочка" (просмотр
фрагмента мультфильма,
снятого по данной опере)

"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
песня "Моя
Россия" Г.Струве

"Ой, сад во дворе"
русская народная
песня "Ой, при
лужку, при
лужке" русская
народная песня

28.10.2022

Знакомство с манерой
сказывания нараспев.
Слушание сказок, былин,
эпических сказаний,
рассказываемых
нараспев.;
Создание иллюстраций к
прослушанным
музыкальным
и литературным
произведениям.;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://www.philharmonia.spb.ru

Итого по модулю

5











Модуль 3. Музыкальная грамота













3.1.

Весь мир звучит

1

0

0

"Адажио" Д.Штейбельт
"Первая утрата"
Р.Шуман "33 родных
сестрицы"

Г.Струве "Песенка
о гамме" "33
родных сестрицы"

"Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская народная
песня

18.11.2022

Знакомство со звуками
музыкальными и
шумовыми. Различение,
определение на слух
звуков различного
качества.;
Игра — подражание
звукам и голосам
природы с
использованием
шумовых музыкальных
инструментов, вокальной
импровизации.;

Устный опрос;

http:/www.edu.ru/

3.2.

Звукоряд

1

0

0

М.С.Толмачёва "Песенка
про звукоряд" В.Герчик
"Нотный хоровод"

Г.Струве "Песенка
о гамме" "33
родных сестрицы"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
песня "Моя
Россия" Г.Струве

"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
"Ой, при лужку,
при лужке"
русская народная
песня

25.11.2022

Знакомство с элементами
нотной записи.
Различение по нотной
записи, определение на
слух звукоряда в отличие
от других
последовательностей
звуков.;
Разучивание и
исполнение вокальных
упражнений, песен,
построенных на
элементах звукоряда;

Устный опрос;

http://www.philharmonia.spb.ru

3.3.

Ритм

1

0

0

Г.Свиридов "Время,
вперёд!" П.И.Чайковский
"Марш деревянных
солдатиков"
С.С.Прокофьев "Полночь"
из балета "Золушка"
Т.Левина "Тик- так"

Г.Струве "Песенка
о гамме" "33
родных сестрицы"
песня "Моя
Россия" Г.Струве

Ой, сад во дворе"
русская народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская народная
песня "Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня

02.12.2022

Определение на слух,
прослеживание по
нотной записи
ритмических рисунков,
состоящих из различных
длительностей и пауз.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным
ритмическим рисунком,
воспроизведение данного
ритма по памяти
(хлопками).;

Устный опрос;

http://playmusic.org/


3.4.

Ритмический
рисунок

1

0

0

А. Петров "Веселый
марш" из к/ф "Старая
сказка" Г.Свиридов
"Время, вперёд!"
П.И.Чайковский "Марш
деревянных солдатиков"
С.С.Прокофьев "Полночь"
из балета "Золушка"
Т.Левина "Тик- так"

И.Крутой
"Первоклассники"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
А.Александров
"Гимн России"

"Ой, сад во дворе"
русская народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская народная
песня "Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня

09.12.2022

Определение на слух,
прослеживание по
нотной записи
ритмических рисунков,
состоящих из различных
длительностей и пауз.;
Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов.
Разучивание, исполнение
на ударных
инструментах
ритмической партитуры.;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://www.intoclassics.net/

Итого по модулю

4











Модуль 4. Классическая музыка












4.1.

Композиторы —
детям

2

0

0

П.И.Чайковский
"Щелкунчик" М.И.Глинка
"Жаворонок"
С.С.Прокофьев
"Пятнашки" из
фортепианного цикла
"Детская музыка"
С.С.Прокофьев "Марш" из
оперы "Любовь к трём
апельсинам"

песня "Моя
Россия" Г.Струве
И.Крутой
"Первоклассники"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
А.Александров
"Гимн России"

Л. В. Бетховен
"Сурок"
"Ой, сад во дворе"
русская народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская народная
песня

16.12.2022
23.12.2022

Слушание музыки,
определение основного
характера, музыкально
выразительных средств,
использованных
композитором. Подбор
эпитетов, иллюстраций к
музыке. Определение
жанра.;
Музыкальная викторина.;

Устный опрос;

ttp://www.creatingmusic.com

4.2.

Оркестр

1

0

0

С.С.Прокофьев "Марш" из
оперы "Любовь к трём
апельсинам"
А. Петров "Веселый
марш" из к/ф "Старая
сказка" Г.Свиридов
"Время, вперёд!"
П.И.Чайковский "Марш
деревянных солдатиков"
С.С.Прокофьев "Полночь"
из балета "Золушка"

И.Крутой
"Первоклассники"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
А.Александров
"Гимн России

Л. В. Бетховен
"Сурок"

30.12.2022

Слушание музыки в
исполнении оркестра.
Просмотр видеозаписи.
Диалог с учителем о
роли дирижёра.;
«Я — дирижёр» —
игра — имитация
дирижёрских жестов во
время звучания музыки.;

Устный опрос;

http://www.intoclassics.net/

4.3.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

2

0

0

П. И Чайковский "Детский
альбом" (пьесы "Игра в
лошадки", "Вальс",
"Мазурка", "Новая кукла",
"Камаринская" "Старинная
"Францухская песенка", "В
церкви" и др.)

В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
И.Крутой
"Первоклассники"

Л. В. Бетховен
"Сурок"

13.01.2023
20.01.2023

Знакомство с
многообразием красок
фортепиано. Слушание
фортепианных пьес в
исполнении известных
пианистов.;
«Я — пианист» —
игра — имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http:/www.edu.ru/


Итого по модулю

5











Модуль 5. Духовная музыка












5.1.

Песни
верующих

2

0

0

П.И. Чайковский "Детский
альбом" (пьесы "Уренняя
молитва" и "В церкви"

"Прадедушка"
А.Ермолов песня
"Моя
Россия" Г.Струве

Л. В. Бетховен
"Сурок"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
"Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня "Светит
месяц, светит
ясный" русская
народная песня

27.01.2023
03.02.2023

Слушание, разучивание,
исполнение вокальных
произведений
религиозного
содержания. Диалог с
учителем о характере
музыки, манере
исполнения,
выразительных
средствах.;
Просмотр
документального фильма
о значении молитвы.;

Устный опрос;

http://playmusic.org/

Итого по модулю

2











Модуль 6. Народная музыка России












6.1.

Край, в котором
ты живёшь

1

0

0

Ю.Чичков "Здравствуй,
Родина моя"
Д.Б.Кабалевский "Наш
край" Г.Струве "Моя
Россия" Г.Струве "Что мы
Родиной зовём"

Д.Б.Кабалевский
"Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"песня
Г.Струве "33
родных сестрицы

"Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня

10.02.2023

Разучивание, исполнение
образцов традиционного
фольклора своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторов-земляков.;
Просмотр видеофильма о
культуре родного края.;

Устный опрос;

ttp://www.creatingmusic.com

6.2.

Русский
фольклор

1

0

0

Кант "О, дивный остров
Валаам" колыбельная
русская народная песня
"Люли- люленьки"
("Люли- люленьки, да
налетали гуленьки..."

песня "Моя
Россия"
Г.Струве "33
родных сестрицы"

"Светит месяц,
светит ясный"
русская народная
песня

17.02.2023

Разучивание, исполнение
русских народных песен
разных жанров.;
Участие в коллективной
традиционной
музыкальной игре.;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://www.philharmonia.spb.ru

Итого по модулю

2











Модуль 7. Музыка в жизни человека













7.1.

Музыкальные
пейзажи

1

0

0

Песенка- зарядка" В.
Богатырёв
П.И. Чайквский "Детскийй
альбом" (пьесы "Зимнее
утро", "Русская песня",
"Мужик на гармонике
играет", "Немецкая
песенка", "Сладкая грёза",
"Песня жаворонка").

"Прадедушка"
А.Ермолов песня
"Моя
Россия" Г.Струве
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня

Л. В. Бетховен
"Сурок"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
"Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня "Светит
месяц, светит
ясный" русская
народная песня

24.02.2023

Слушание произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для описания
настроения, характера
музыки. Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о
природе, её красоте.;

Устный опрос;

ttp://www.creatingmusic.com

7.2.

Музыкальные
портреты

1

0

0

Музыкально- ритмическая
игра "Кто живёт в лесу"
Танец "Пяточка носочек",
"Ты потопай вместе с
нами топ и топ" П.И.
Чайквский "Детскийй
альбом" (пьесы "Мама",
"Болезнь куклы", "Нянина
сказка", "Баба- Яга",
"Шарманщик поёт").

"Прадедушка"
А.Ермолов
В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"
И.Крутой
"Первоклассники"

Л. В. Бетховен
"Сурок"
"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
"Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня "Светит
месяц, светит
ясный" русская
народная песня

03.03.2023

Слушание произведений
вокальной, программной
инструментальной
музыки, посвящённой
образам людей,
сказочных персонажей.
Подбор эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление музыки с
произведениями
изобразительного
искусства;
Игра-импровизация
«Угадай мой характер»;

Устный опрос;

http://www.philharmonia.spb.ru

7.3.

Какой же
праздник без
музыки?

1

0

0

Музыкальные миниатюры:
"Выход волка, лисы,
медведя, зайца."
П.И.Чайковский "Марш"
из балета "Щелкунчик"

Г. Гладков
"Походная песня
Маши и Вити" из
к/ф "Новогодние
приключения
Маши и Вити"
("Белоснежку мы
найдём...")
Л. Бекман "В лесу
родилась ёлочка"
М. Красев
"Маленькой ёлочке
холодно зимой"

В. Шаинскийй
"Папа может" М.
Парцхаладзе
"Мамина песенка"

10.03.2023

Диалог с учителем о
значении музыки на
празднике;
Разучивание и
исполнение
тематических песен к
ближайшему празднику;

Устный опрос;

http://www.philharmonia.spb.ru


7.4.

Музыка на
войне, музыка
о войне

1

0

0

И. Шварц "Ленинградцы"
("Им было всего лишь
тринадцать...") Е.
Петерсбурский "Двадцать
второго июня, ровно в
четыре часа..."

И. Шварц
"Ленинградцы"
("Им было всего
лишь
тринадцать...") М.
Блантер "Катюша"
"Прадедушка"
А.Ермолов
В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"

В. Шаинскийй
"Папа может" М.
Блантер "Катюша"

17.03.2023

Чтение учебных и
художественных текстов,
посвящённых военной
музыке. Слушание,
исполнение
музыкальных
произведений военной
тематики. Знакомство с
историей их сочинения и
исполнения;
Дискуссия в классе.
Ответы на вопросы:
какие чувства вызывает
эта музыка, почему? Как
влияет на наше
восприятие информация
о том, как и зачем она
создавалась?;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://www.philharmonia.spb.ru

Итого по модулю

4











Модуль 8. Музыкальная грамота












8.1.

Высота звуков

1

0

0

опера-сказка М.Красева
"Муха- Цокотуха"
"Капельки" В.Павленко В.
Шаинский "Пропала
собака"

В. Шаинский
"Пропала собака"
М. Блантер
"Катюша"
"Прадедушка"
А.Ермолов
В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник

русская народная
песня "Ой, блины,
блины, блины"
русская народная
песня "Светит
месяц, светит
ясный" русская
народная песня

24.03.2023

Освоение понятий
«выше-ниже».
Определение на слух
принадлежности звуков к
одному из регистров.
Прослеживание по
нотной записи отдельных
мотивов, фрагментов
знакомых песен,
вычленение знакомых
нот, знаков альтерации.;
Исполнение на
клавишных или духовых
инструментах попевок,
кратких мелодий по
нотам.;

Устный опрос;

http://getalbums.ru/

Итого по модулю

1











Модуль 9. Музыка народов мира













9.1.

Музыка наших
соседей

2

0

0

Польские народные танцы:
мазурка, краковяк, куявяк,
оберек, полонез.
Польские народные песни
"Висла", "Жаворонок".
Ф.Шопен "Полонез" си
бемоль мажор и "Мазурка"
ля минор.

В. Шаинский
"Пропала собака"
М. Блантер
"Катюша"
"Прадедушка"
А.Ермолов
В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник

"Светит месяц,
светит ясный"
русская народная
песня

07.04.2023
14.04.2023

Знакомство с
особенностями
музыкального фольклора
народов других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;
Двигательная игра —
импровизация‐
подражание игре на
музыкальных
инструментах.;

Устный опрос;

http://getalbums.ru/

Итого по модулю

2











Модуль 10. Классическая музыка












10.1.

Композиторы -
детям

2

0

0

С.С.Прокофьев
"Пятнашки" из
фортепианного цикла
"Детская музыка"
С.С.Прокофьев "Марш" из
оперы "Любовь к трём
апельсинам"
Д. Кабалевский
"Кораблик" (из цикла
"Семь вокальных песен")

В. Шаинский
"Пропала собака"
Д.Б.Кабалевский
"Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"песня
Г.Струве "33
родных сестрицы"

Л. В. Бетховен
"Сурок" Польская
народная песня
"Висла"

21.04.2023
28.04.2023

Слушание музыки,
определение основного
характера, музыкально
выразительных средств,
использованных
композитором. Подбор
эпитетов, иллюстраций к
музыке. Определение
жанра.;
Вокализация, исполнение
мелодий
инструментальных пьес
со словами. Разучивание,
исполнение песен.;

Устный опрос;

http://getalbums.ru/

10.2.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

0

П.И.Чайковский "Детский
альбом"
Д. Кабалевский
"Кораблик" (из цикла
"Семь вокальных песен")

В. Шаинский
"Пропала собака"
Д.Б.Кабалевский
"Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"песня
Г.Струве "33
родных сестрицы"

Л. В. Бетховен
"Сурок" Польская
народная песня
"Висла"

05.05.2023

Знакомство с
многообразием красок
фортепиано. Слушание
фортепианных пьес в
исполнении известных
пианистов.;
Слушание детских пьес
на фортепиано в
исполнении учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение одной и той
же пьесы тихо и громко,
в разных регистрах,
разными штрихами).
Игра на фортепиано в
ансамбле с учителем2.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа, предполагающая
подсчёт параметров
(высота, ширина,
количество клавиш,
педалей и т. д.);

Устный опрос;

http://www.intoclassics.net/

10.3.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

1

0

0

К. Сен-Санс "Лебедь"
Ф. Шуберт "Аве Мария"
(для виолончели)
Н. Римский- Корсаков
симфоническая поэма
"Шахеразада" (1 часть,
соло для скрипки)

В. Шаинский
"Пропала собака"
Д.Б.Кабалевский
"Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"песня
М. Блантер
"Катюша"
В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"

Л. В. Бетховен
"Сурок" Польская
народная песня
"Висла"

12.05.2023

Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Музыкальная викторина
на знание конкретных
произведений и их
авторов, определения
тембров звучащих
инструментов.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа, предполагающая
описание внешнего вида
и особенностей звучания
инструмента, способов
игры на нём;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ttp://www.creatingmusic.com

Итого по модулю

4











Модуль 11. Музыка театра и кино













11.1.

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране

2

0

0

Е. Крылатов песни из к/ф
"Приключения
Электроника" ("Крылатые
качели", "Мы маленькие
дети, нам хочется гулять"

А. Александров
"Гимн России" Г.
Гладков "Походная
песня Маши и
Вити" из к/ф
"Новогодние
приключения
Маши и Вити"
("Белоснежку мы
найдём...")
М. Блантер
"Катюша"
В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассник"

Л. В. Бетховен
"Сурок" Польская
народная песня
"Висла"
Е. Крылатов
песни из к/ф
"Приключения
Электроника"
("Крылатые
качели", "Мы
маленькие дети,
нам хочется
гулять"

19.05.2023

Видеопросмотр
музыкальной сказки.
Обсуждение музыкально
выразительных средств,
передающих повороты
сюжета, характеры
героев. Игра-викторина
«Угадай по голосу».;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://getalbums.ru/

Итого по модулю

2











ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ














ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п\п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

Дата



Всего

Контроль

ных

Практи

ческих

Красота и вдохновение. 

Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

1

0

0

Устный опрос


Музыкальные пейзажи.

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

1

0

0

Устный опрос


Композиторы — детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»


Композиторы — детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»


Оркестр. Дирижёр, партитура, репетиция.

1

0

0.5

Практическая
работа


Оркестр. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.

1

0

0

Устный опрос


Музыкальные портреты.

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые.

1

0

0

Устный опрос


Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы


1

0

0.5

Практическая
работа;


Звукоряд. Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Размер. Ритмический рисунок. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.


1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Музыкальные инструменты: скрипка. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

1

0

0

Практическая
работа


Русские народные
музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Народные праздники. Музыкальные традиции малой Родины.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Народные праздники. Музыкальные традиции малой Родины.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Звукоряд. Знаки альтерации.(диезы, бемоли, бекары).

1

0

0.5

Практическая
работа


Интонация. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Ритм. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Край, в котором ты
живёшь. Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Жанры музыкального
фольклора

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Какой же праздник без
музыки?

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Танцы, игры и веселье

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.


1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Музыка на войне, музыка о войне.

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Музыкальные инструменты. Форте­пиано.

Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синте­затор).

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»


Музыкальные инструменты. Флейта.

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»


Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа «


Песни верующих.

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Песни верующих.

Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Музыкальная сказка на сцене, на экране.

Характеры персонажей, отражённые в музыке.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;


Музыкальная сказка на сцене, на экране.

Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

2.5









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство

«Просвещение»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального

материала.

1 класс» (МРЗ),

«Уроки музыки. 1—4 классы».

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Школа России / http://school-russia.prosv.ru/

Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику

http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/84377-rabochaja-programma-

pomuzyke-

1-klass-kritska


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!