СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Музыка.4 класс" разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа городского округа Восход



Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________Е.В. Благодатская

«___» ____________2020г.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ г/о Восход

_________________Е.В.Карасева

Приказ № ____

от «___» _____________ 2020 г.





Рабочая программа по предмету:

«Музыка»

базовый уровень, 4 класс

1 часа в неделю (всего 34 часа)

2020-2021 учебный год




Составитель:

Дедова Ж.В.,

учитель музыки

МОУ СОШ г/о Восход

высшей квалификационной категории













2020





Раздел 1. Пояснительная записка

1. Общая характеристика учебного предмета

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации , темы и образы русской музыкальной культуры. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусство народа.

2. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной, 2017 год.

Программно-методические материалы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Музыка», примерная программа авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рабочая программа, УМК к программе по музыке 4 класс: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия музыкального материала, сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 1-4 класс», научно-популярная литература по искусству, справочные пособия, энциклопедии.







3. Структура документа

Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, график проведения контрольных работ, критерии оценивания устных и письменных ответов, описание учебно-методического обеспечения и информационных ресурсов, лист корректировки рабочей программы (приложение).

4. Уровень и направленность программы

Уровень программы базовый.

5. Цель и задачи обучения

Цель музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира.

Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются: воспитание грамотного слушателя; изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров; реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя; приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия; освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки); приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений, в том числе посредством организации школьных хоровых и музыкальных коллективов; овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности; расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся; формирование музыкального вкуса в досуговой сфере; применение электронно-цифрового инструментария, обогащающего возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных произведений; приобщение к музыкальным традициям своего региона.





6. Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом в 4 классе на учебный предмет отводится 1 час в неде­лю, итого 34 часа за учебный год.

Раздел 2. Планируемые результаты

Личностные:

развитие музыкально-эстетического чувства, эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека, социально ориентированный взгляд на мир в разнообразии культур, уважительное отношение к культуре других народов,

Предметные:

Развитие у детей устойчивого интереса к занятиям и различным видам музыкально-творческой деятельности, формирование основ музыкальной культуры, умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям, воплощать музыкальные образы в вокально-хоровых произведениях,

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений, активное сотрудничество в выполнении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки и внеурочной деятельности, позитивная оценка своих музыкально- творческих возможностей.



Раздел 3. Содержание учебного предмета



Содержание программы по предмету «Музыка» 4 класс

Раздел «Россия — Родина моя»

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел «День, полный событий» «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
      Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.
      Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа.
      Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.

Раздел «В музыкальном театре».   Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
      Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаяна». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И.  Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. Раздел «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
      Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»  Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
      Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.





Раздел 4. Учебно-тематический план



Тематическое   планирование   уроков   музыки в 4 классе 

Предмет

Класс

Общая образовательная  программа

Кол-во часов  по  программе

Название разделов

Характеристика деятельности

обучающихся


















































Музыка

4 класс

Программы  ОУ

« Музыка . Начальные  классы » - Е.Д.  Критская , Г.П.  Сергеева , Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2017






















1 час в неделю,

34 часа в году

Россия – Родина моя (3 часа)

О России петь, что стремиться в храм (4 часа)

День, полный событий (6 часов)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

В концертном зале (5 часов)

В музыкальном театре (6 часов)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 часов)


Размышлять о музыкальных произведениях ,

выявлять особенности народной и

профессиональной музыки, исполнять и

разыгрывать народные песни, понимать

выразительные особенности языка музыки,

поэзии, архитектуры и живописи, формы

музыкальных и литературных произведений,

участвовать в коллективной музыкально-

творческой деятельности, различать звучание

различных видов оркестров, иметь опыт

сочинения и импровизации на предлагаемый

текст,

Узнавать по звучанию различные виды музыки

( вокальную, инструментальную, оркестровую,

хоровую, сольную), понимать процесс

развития музыкальных тем , образов,

интонаций на основе

сходства и различия, отличать особенности

музыкального языка русской и зарубежной

музыки.



















Раздел 5. Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Вся Россия просится в песню…

Мелодия. Как сложили песню.

1



2

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?


1



3

Я пойду по полю белому…

На великий праздник собралася Русь!


1



4

Святые земли Русской. Илья Муромец.


1



5

Кирилл и Мефодий.


1



6

Праздников праздник, торжество торжеств.


1



7

Родной обычай старины.


1



8

В краю великих вдохновений. Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

1



9

Зимнее утро. Зимний вечер.


1



10

Что за прелесть эти сказки

1



11

Ярмарочное гулянье.


1



12

Святогорский монастырь.


1



13


Приют, сияньем муз одетый…

1



14

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.


1



15

Оркестр русских народных инструментов.



1



16

Народные праздники. «Троица».


1



17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.


1



18

Счастье в сирени живет…



1



19

Не молкнет сердце чуткое Шопена…



1



20

Патетическая соната.



1



21

Царит гармония оркестра.


1



22

Опера «Иван Сусанин».


1



23

Сцены из оперы «Иван Сусанин».


1



24

Исходила младешенька.


1



25

Русский Восток. Восточные мотивы.



1



26

Балет «Петрушка».



1



27

Театр музыкальной комедии.


1



28

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.


1



29

Исповедь души. Революционный этюд Ф Шопена.


1



30

Мастерство исполнителя.


1



31

В интонации спрятан человек.


1



32

Музыкальные инструменты - гитара.


1



33

Музыкальный сказочник.


1



34

Рассвет на Москве- реке.


1









Раздел 6. График проведения контрольных работ

Тема

Дата

план

Дата

факт


1 триместр

1.

Итоговый опрос

12.11.2020

12.11.2020










2 триместр



2.

Итоговый тест

18.02.2021

18.02.2021





3 триместр

3.

Устный опрос

18.03.2021

18.03.2021

4.

Устный итоговый опрос

22.04.2021

22.04.2021







Раздел 7. Критерии оценивания устных и письменных ответов







Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

  1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес

Эмоционально воспринимает музыку.

Вни­мателен и активен при

обсуждении музыкальных

произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя




Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа

на уровне переживания.

Распознавание музыкальных

жанров, средств музыкальной

выразительности, элементов

строения музыкальной речи,

музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения

80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра

100-90% правильных ответов на

музыкальной викторине.

Правильное и полное

определение названия, автора

музыкального произведения,

музыкального жанра





  1. Освоение и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Обучающийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Обучающийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами

Обучающийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество



  1. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

  1. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах



художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения обучающимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках я использую разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.



Приведу ниже критерии, которые я использую при оценке контроля по предмету «Музыка»:

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

  • не менее 8 правильных ответов в тесте;

  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;

  • 5-7 правильных ответов в тесте;

  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

  • не более 4 правильных ответов в тесте;

  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.



Одним из важных моментов в оценивании детей на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда обучающиеся самостоятельно могут оценить свою работу, сверить достигнутый ими уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность обучающихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития обучающихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Считаю что, система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет обучающимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Я продолжаю искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут мне и ребятам выйти на новый уровень.

Раздел 8. Учебно-методическое обеспечение и информационные ресурсы.

1. Г.П.Сергеева.Музыка.1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение. 2017

2.Учебно-методический комплект : учебник "Музыка.4 класс", Просвещение, 2019 год. "Музыка. Хрестоматия музыкального материала.

4 класс", пособие для учащихся: "Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс"

3."Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 4 класс" (МР3)

4. http://school-collection.edu.ru/- каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

5. https://resh.edu.ru/-Российская электронная школа

6.Г.П. Сергеева "Освоение технологий преподавания предмета "Музыка", Москва, 2013 год

7.Г.П.Сергеева "Учебники на уроке музыки: теория и практика", Москва,2016 год

8.Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина "Уроки музыки 1-4 классы", Просвещение, 2015 год




Приложение к рабочей программе



Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету




№ урока

Тема

Количество часов по плану

Количество часов по факту

Причина корректировки

Способ корректировки

30,31

Мастерство исполнителя, В интонации спрятан человек

2

1

Нерабочие дни с 1-10 мая

Объединение тем























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!