СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в 3 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в 3 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны»




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"



Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»

учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор

Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./

Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от

« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.


Рабочая программа

по предмету «Мир природы и человека» в 3 А классе (Вариант 1)

с легкой умственной отсталостью

учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Насыровой Альфиры Ульфатовны




Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1

от______________2018 г.

    1. учебный год








Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


1. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в РФ»

2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599

3.Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);

4.Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2018-2019 уч. год.

5.Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов, Москва «Просвещение»,2011. (2013)

6.Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год


Место предмета в учебном плане.


В учебной программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Мир природы и человека находится в предметной области «Мир природы и человека»

На предмет отведено 35 уроков в год, 1 час в неделю.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционные, образовательные и воспитательные задачи:

1. Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.

2.Расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

3. Вырабатывать умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их, составлять устные описания, использовать их в речи .

4. Формировать знания учащихся о природе своего края.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.


Межпредметные связи.

Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с уроками чтения, речевая практика, изобразительное искусство



П. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения


Требования к результатам изучения учебного предмета «Мир природы и человека» в начальной школе включают формирование всех видов учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации). В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения, связного высказывания и пространственной ориентировки. Формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, формируются общеречевые навыки и навыки беглого чтения.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Требования к планируемым результатам к концу года в 3 классе:

Личностные

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные

- называть объекты живой и неживой природы, растения, животных, рыб;

- наблюдать и рассказывать о погоде и ее явлениях, о влияние солнца на смену времен года;

- называть смену времен год;

- называть свое имя, фамилию, возраст, пол;

-уметь называть органы пищеварения человека;

- знать правила питания, гигиены тела человека.

Минимальный уровень:

- правильно и точно называть изучаемые предметы и явления живой и неживой природы;

- называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

- отвечать на вопрос простой фразой.

Достаточный уровень:

- правильно называть изученные предметы, явления, их признаки;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть диких и домашних животных, птиц;

- полно отвечать на поставленные вопросы, правильно употреблять формы знакомых слов;

- составлять предложения из данных слов и по иллюстрации.

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

- о мире живой и неживой природы, растениях, животных, рыбах;

- о погоде и ее явлениях;

- о смене времен года.

Должны применять практически следующие знания:

- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

- уметь называть органы пищеварения человека;

- знать правила питания, гигиены тела человека.


Достаточный уровень

Минимальный уровень

Степанов Вячеслав


Хазиев Марат

Кашкаров Александр

Садыкова София

Кузина Анастасия

Халилова Сабира

Петров Илья

Мухаметвафина Аделина

Гурьянов Илья

Адыбаева Самира

Черных Данил

Хисамутдинов Ильдар

Дьячков Никита

Шайхутдинов Марсель










Ш. Формы контроля используемые учителем

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.


IV . Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о временах года, изучение признаков различных времен года. Знакомство с жизнью растений, животных, деятельностью человека в разные времена года. Изучение календаря и закрепление названий месяцев.

14

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.


Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.


Неживая природа

Формирование представлений о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека. Знакомство с термометром, его применением. Формирование элементарных представлений о ветре, направлении ветра.

6

Живая природа

Растения




Закрепление представлений о строении растений, представлений о саде, огороде. Расширение знаний о растениях сада, огорода. Определение по внешним признакам (дерево, кустарник, трава). Формирование элементарных представлений о лесе, хвойных и лиственных деревьях, ягодах, грибах, травах.

15

Животные




Закрепление представлений о диких и домашних животных. Расширение представлений о различных животных, птицах. Развитие представлений о роли человека в жизни домашних животных. Изучение образа жизни, повадок, внешнего вида, связи со средой обитания.


Человек

Закрепление и расширение представлений о правильном питании человека, профилактике пищевых отравлений. Формирование элементарных представлений о строении и работе дыхательной системы человека, профилактике простудных заболеваний и курения.

Формирование элементарных представлений о работе сердца.


Итого


35


V. Информационная справка.

а) Используемые учебники:

Используется учебник:

- Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Живой мир. Учебник для 2 класса, М., «Просвещение», 2012., СКОУ VIII вида.

б) Используемая дополнительная литература:

1.Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». М.: Вако, 2004

2.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.

3.По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г-Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.

4.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2013, под редакцией В.В. Воронковой

5.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

6.Худенко Е.Д., Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром». 1, 2 ,3,4классы. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.

в) ТСО:
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- экран
- копилка презентаций по темам уроков
-набор компьютерных дисков

г) Демонстрационный материал:

- муляжи овощей и фруктов

- гербарий культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

- термометры для измерения температуры воды и воздуха
- плакаты, демонстрационные таблицы
- картинный словарь
- репродукции картин и художественных фотографий( в т.ч. в цифровом формате)
-наборы сюжетных картинок( в т.ч. в цифровом формате)
д) Раздаточный материал:
- карточки с индивидуальными заданиями
-шаблоны, трафареты.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование

1.

Осень. Начало осени. Признаки осени. Осенние месяцы.

1


Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски.

Составление рассказа. Ответы на вопросы. Нахождение отличий.

Учебник

Плакат

2.

Растения и животные осенью.

1


Знать о значении растений в жизни человека. Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.

Составление рассказа. Ответы на вопросы. Нахождение отличий.

Плакат «Домашние животные»

3.

Занятия людей осенью.

1


Знать о видах труда людей в осенний период.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

4.

Золотая осень. Экскурсия.

1


Развивать память, речь. Учить составлять рассказ по плану, вести календарь природы. Знать правила поведения на экскурсии. Иметь представление об изменениях в природе

Составление рассказа. Ответы на вопросы.

Парк

5.

Неживая природа.

Солнце. Его влияние на смену времен года. Восход и закат солнца.

1


Знать значение Солнца как источника тепла и света на Земле. Знать смену дня и ночи, название частей суток, занятия людей в разные части суток. Уметь ориентироваться в окружающем пространстве.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

6

Календарь.

1


Уметь пользоваться календарем. Знать, что сутки – мера времени.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

7

Воздух. Значение воздуха. Термометр. Температура воздуха.

1


Знать о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека. Уметь отличать живую природу от неживой. Уметь измерять температуру воздуха. Знать правила ТБ при пользовании термометром.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Термометр.

Иллюстрации

Учебник

8

Итоги 1 четверти: повторение пройденного материала.

1


Проверка изученного

Повторение

Учебник

9

Ветер. Направление ветра.

1


Знать как образуется ветер, его особенности: теплый – холодный, сильный – слабый. Знать направления ветра. Знать названия приборов для определения направления ветра: компас, флюгер

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Компас

Учебник


10

Живая природа.

Растения. Сравнение растений.

1


Уметь различать деревья, кустарники, травы.

Составление рассказа. Ответы на вопросы. Нахождение отличий.

Учебник

Плакат

11

Части растений.

Корни. Стебли.

1


Знать названия частей растений: корень, стебель, ветки, почки, листья, цветы. Уметь находить части на живых растениях.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


12

Листья. Цветы.

1


Знать названия частей растений: корень, стебель, ветки, почки, листья, цветы. Уметь находить части на живых растениях.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


13

Сезонные изменения в природе. Зима.

1


Знать признаки зимы: холод, снег, гололедица, мороз. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Составление рассказа. Ответы на вопросы; нахождение отличий.

Иллюстрации

Учебник


14

Признаки зимы. Зимние месяцы.

1


Знать признаки зимы: холод, снег, гололедица, мороз

Составление рассказа. Ответы на вопросы; нахождение отличий.

Учебник

Плакат


15

Повторение пройденного за 2 четверть.

1


Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях.

Проверка пройденного

Учебник


16

Растения и животные зимой.

1


Знать о значении растений в жизни человека. Знать об образе жизни домашних животных зимой; о роли человека в жизни домашних животных. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных зимой.

Знакомство с жизнью растений и диких животных в природе в зимний период; как и чем помогают люди обитателям леса, бережное отношение человека к растительному и животному миру

Учебник

Плакат

Иллюстрации


17

Занятия людей зимой.

1


Знать о видах труда людей в зимний период.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


18

Живая природа.

Растения сада: деревья и кустарники.

.

1


Знать растения сада. Уметь различать деревья и кустарники сада; ягоды, плоды и семена растений. Уметь классифицировать, различать по вкусу, цвету, форме, на ощупь.

Рассматривание картинок. Знакомство с растениями, где растут, в какое время года.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


19

Лес. Плоды и семена (ягоды, грибы).

1


Уметь классифицировать, сравнивать и различать растения леса и сада, хвойные и лиственные деревья. Устанавливать причинно-следственные связи.

Рассматривание картинок. Знакомство с растениями, где растут, в какое время года.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


20

Травы.

1


Знать названия наиболее распространённых трав. Уметь различать полезные и опасные травы.

Рассматривание картинок. Знакомство с растениями, где растут, в какое время года.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


21

Животные.

Классификация животных.

1


Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Рассматривание картинок, описывание животных по внешним признакам, устанавливание общих и отличительных свойств.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


22

Дикие животные.

1


Знать об образе жизни диких животных в зимнее время.

Рассматривание картинок, описывание животных по внешним признакам, устанавливание общих и отличительных свойств.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


23

Домашние животные.


1


Знать об образе жизни домашних животных в зимнее время; о роли человека в жизни домашних животных.

Рассматривание картинок, описывание животных по внешним признакам, устанавливание общих и отличительных свойств.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


24

Сравнение диких и домашних животных.

1


Уметь выявлять сходство во внешнем виде, питании, повадках, образе жизни диких и домашних животных.

Рассматривание картинок, описывание животных по внешним признакам, устанавливание общих и отличительных свойств.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


25

Повторение пройденного за 3 четверть.

1


Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях.

Проверка пройденного

Учебник

26

Сезонные изменения в природе. Признаки весны. Весенние месяцы.

1


Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


27

Растения и животные весной.

1


Знать о значении растений и животных весной в жизни человека.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


28

Занятия людей весной.

1


Знать о видах труда людей в весенний период.

Составление предложений, работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


29

Живая природа.

Птицы.
Строение тела птицы.

1


Уметь различать птиц, называть,

Знать части тела, их величину, чем покрыто тело, польза, приносимая этими птицами, чем питаются.

Рассматривание картинок, описывание птицы по внешним признакам, устанавливание общих и отличительных свойств.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


30

Классификация птиц.

1


Уметь различать птиц, называть,

Знать части тела, их величину, чем покрыто тело, польза, приносимая этими птицами, чем питаются.

Рассматривание картинок, описывание птицы по внешним признакам, устанавливание общих и отличительных свойств.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


31

Человек.

Дыхание человека. Охрана здоровья: мой организм.

1


Знать свой организм, уметь называть

органы человека, как ухаживать за ними. Профилактика простудных заболеваний.

Иллюстрации, работа со словами признаками, словами –действиями.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


32

Кровь. Сердце. Пульс

1


Знать органы кровообращения, элементарные представления о строении и работе сердца. Уметь прощупывать пульс.

Иллюстрации, работа со словами признаками, словами -действиями.

Учебник

Плакат

Иллюстрации


33

Итоговая работа

Выполнение тестов

1


Знать названия насекомых, рыб, земноводных, охрану здоровья человека.

Проверочная

работа

Учебник

34-35

Сезонные изменения в природе. Времена года. Лето. Признаки лета.

Экскурсия.

2


Развивать память, речь. Учить составлять рассказ по плану.

Составление рассказа. Ответы на вопросы. Нахождение отличий.

Пришкольный участок












Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!