СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в 1 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в 1 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"



Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»

учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор

Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./

Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от

« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.


Рабочая программа

по предмету «Мир природы и человека» в 1 А классе (Вариант 1)

с легкой умственной отсталостью

учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Насыровой Альфиры Ульфатовны




Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1

от______________2020 г.

    1. учебный год



Пояснительная записка

I. Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в РФ»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);

- Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 учебный год;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.


II. Место предмета в учебном плане

В учебном плане ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» мир природы и человека находится в предметной области «Естествознание

На предмет отведено 2 час в неделю, 66 часов в год.


III. Цели изучения:

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.


IV. Межпредметные связи

Данная программа предусматривает установление межпредметных связей на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология.


V. Формы контроля, используемые учителем

Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу уче­ников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций. Балловая система оценивания деятельности ребенка во время работы на уроках в 1 классе не используется.

Допускается словесное оценивание: молодец, хорошо, замечательно, постарайся и др.


VI. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе

Личностные результаты:

- умением всту­пать в контакт и работать в группах;

- умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

- называть и показывать части тела человека, органы чувств, объ­яснять их назначение.

Достаточный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях;

- выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы;

- классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам;

- замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них;

- уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример.


VII. Содержание учебного предмета


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Неживая природа

8

2

Сезонные изменения в природе

18

3

Растения

11

4

Животные

11

5

Человек. Безопасное поведение

18

ИТОГО:

66


VIII. Информационная справка к календарно-тематическому планированию

  1. Класс: 1 класс

  2. Название предмета: Мир природы и человека

  3. Количество часов в неделю: 2 часа

  4. Вид программы: традиционная

  5. Название программы: АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

  6. Автор учебника: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017

  7. Дополнительная литература:

- Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемые результаты

УУД

Оборудование

Неживая природа 8 часов

1

Земля и Солнце

1


Уметь называть объекты неживой природы.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы.

Зарисовка выбранного объекта

Учебник с.7-8

2

День и ночь

1


Уметь различать на рисунке день и ночь.

Рассматривание рисунка.

Показ на рисунке объектов природы.

Ответы на вопросы.

Учебник с.9-11

3

Небо днем и ночью

1


Уметь составлять рассказ по рисунку.

Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности.

Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку.

Зарисовка.

Учебник с.12-13

4

Сутки

1


Уметь определять время суток по стихотворению.

Рассматривание схемы. Определение положения объекта.

Составление рассказа по рисунку.

Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению

Учебник с.14-16

5

Занятие людей в течение суток

1


Знать название частей суток.

Уметь составлять рассказ о деятельности людей в различное время суток по опорным картинкам.

Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток

Учебник с.17-18

6

Режим дня

1


Знать название частей суток.

Уметь составлять режим дня с помощью учителя.

Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя

Учебник с.19

7

Значение Солнца

1



Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки»

Учебник с.20-22

8

Солнце и жизнь растений

1



Определение времени года по изображению.

Составление рассказа по картинке.

Определение соответствия по картинке.

Учебник с.23

Сезонные изменения в природе 18 часов

9

Осень

1



Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад)

Учебник с.25-27

10

11

Признаки осени

2



Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации

Учебник с.28-30

12

Занятия и одежда осенью

1



Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы)

Учебник с.31-34

13

Погода. Календарь природы

1



Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха


14

Зима

1



Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад)

Учебник с.35-36

15

16

Признаки зимы

2



Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте

Учебник с.37-40

17

Занятия и одежда зимой

1



Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста

Учебник с.41-42

18

Погода. Календарь природы

1



Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней


19

Весна

1



Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)

Учебник с.43-44

20

Признаки весны

1



Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам

Учебник с.45-49

21

Занятия и одежда весной

1



Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)

Учебник с.50-51

22

Погода. Календарь природы

1



Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней


23

Лето

1



Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)

Учебник с.52-54

24

Признаки лета

1



Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку

Учебник с.55-58

25

26

Занятия и

одежда летом

2



Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»

Учебник с.59-60

Живая природа

Растения 11 часов

27

Растения

1



Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава)

Учебник с.5-6

28

Строение и сходство растений

1



Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень)

Учебник с.7

29

Различия растений

1



Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень)

Учебник с.8

30

Разнообразие цветов

1



Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста.

Ответы на вопросы по прочитанному произведению

Учебник с.11-13

31

Семена

1



Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

Учебник с.14-15

32


Плоды растений

1



Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты).

Учебник с.16-17

33

34

Овощи и фрукты

2



Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов).

Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста

Учебник с.18-19

35

Приспособление растений к сезонным изменениям

1



Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям

Учебник с.20-21

36

Приспособления растений к условиям жизни

1



Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям

Учебник с.22-23

37

Растения (обобщающий урок)

1



Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

Учебник с.24-25

Животные 11 часов

38

Животные

1



Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)

Учебник с.26

39

Строение и сходство животных

1



Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост)

Учебник с.27

40

41

Различие животных

2



Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя)

Учебник с.28-30

42

Детеныши животных

1



Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)

Учебник с.31-32

43

44

Домашние животные

2



Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин

Учебник с.33-34

45

Дикие животные

1



Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло)

Учебник с.35-36

46

Приспособление животных к различным условиям обитания

1



Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк»

Учебник с.37-39

47

Приспособление животных к временам года

1



Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном

Учебник с.40-42

48

Животные (обобщающий урок)

1



Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы

Учебник с.43

Человек 18 часов

49

Человек

1



Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом

Учебник с.44-47

50

51

Части тела человека

2



Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Учебник с.48-49

52

Гигиенические навыки

1



Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения

Учебник с.50-52

53

Лицо человека

1



Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета

Учебник с.53-55

54

55

Глаза

2



Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»

Учебник с.56-60

56

57

Уши

2



Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке»

Учебник с.61-64

58

59

Нос

2



Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки)

Учебник с.65-68

60

61

Рот

2



Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами»

Учебник с.69-73

62

63

Кожа

2



Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам

Учебник с.74-79

64

Осанка

1



Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки

Учебник с.80

65

66

Скелет и мышцы человека

2



Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц

Учебник с.81-82






Лист корректировки рабочей программы



Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!