СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Математические представления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Математические представления» 9 года обучения для обучающихся, воспитанников с ТМНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические представления"»

2



«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математические представления» 9 года обучения для обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

- Адаптированной ос­но­в­ной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».

- Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».


Учебный предмет «Математические представления» входит в образовательную область «Математика». Данный предмет является инвариантной частью учебного плана. Количество часов: в неделю - 2 ч, в год – 68 ч.


Цель: – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи: - формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;

- формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Содержательная линия


Возможные примерные результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

1.

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.


Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу» (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания);

  • «выполняет действие с частичной физической помощью» (взрослый физически помогает ребенку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно);

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «выполняет после физической подсказки» (взрослый помогает ребенку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его);

2.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.



3.

Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»



пп

Тема

Кол.час.

Дата

Возможные примерные результаты

Продукт деятельности

Оценка


год


68



1 четверть





1


2



3



4





5


6


7



8



9



10


11





12




13





14





15




16


17




18

Временные представления


Части суток


Временные промежутки


Последовательность событий в соответствии с временными промежутками


Время и домашняя деятельность



Количественные представления


Нахождение одинаковых предметов

Разъединение множеств


Объединение предметов в множество


Различение множеств: «один», «много»


Различение множеств: «мало», «пусто»


Сравнение множеств без пересчета


Сравнение множеств с пересчетом



Представления о форме


Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»


Узнавание (различение) геометрических тел: «призма», «брусок»


Узнавание (различение) геометрических фигур: точка, линия, отрезок

Представления о величине


Различение, сравнение предметов по величине


Различение, сравнение предметов по длине


Различение, сравнение предметов по ширине


Различение, сравнение предметов по высоте















Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.



Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.





Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.


Ориентировка в задании, понимание смысла выполняемого задания.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.





Нахождение одинаковых предметов по форме, цвету. Выделение одного-пяти предметов из множества.

Присчитыва­ние: к каждому объекту может быть присоединен только один объект.

Обозначение общего количества сосчитанных объектов по­следним произнесенным числом, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).


Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий способами при­кладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.



Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Получение из одного предмета два, из двух три путём добавления, из трёх – четыре, из четырёх – пять.

Выделение одного-четырех предме­тов на основе тактильного обследования (игры «Чудесный мешочек»). Выбор трех предметов (игрушки, картинки и т. п.) из множества.

Пересчет количества предметов.


Узнаваниецифр «О», «1», «2», «3», «4», «5» в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр.


Рисование цифр от «1» до «10» по трафаретам, по опорным точ­кам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (из частей разрезанных шаблонов цифр, палочек).

Соотнесение числа 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8,9,10, 0 с количеством предметов.

Показ цифр на пальцах: 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8,9,10.

Выкладывание цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0,6,7,8,9,10 из палочек, веревки, лепка из пластилина, зарисовывание на доске, на бумаге.
















































2 четверть






1





2




3



4



5





6



7


8


9


10


11


12




13







Представления о форме


Узнавание (различение) геометрических фигур: прямоугольник, круг


Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат


Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами


Штриховка геометрической фигуры


Обводка геометрической фигуры по шаблону трафарету, контурной линии


Количественные представления


Увеличение, уменьшение множеств


Уравнивание множеств


Пересчет предметов по единице


Счет равными числовыми группами


Узнавание цифр


Соотнесение количества предметов с числом в пределах10


Обозначение числа цифрой в пределах 10


Узнавание, написание цифр второго десятка






















Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.





Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.






Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.










Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.




Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году.

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года. Определение времен года по иллюстрациям, по си­туациям на стендовом театре.



Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, лу­ны, звезд, туч, облаков. Различение пиктограмм о природных явлениях. Со­ставление коротких рассказов с использованием картинного ма­териала, пиктограмм.

Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.Показ стрелок часов. Называние и показ времени — от 1 до 5 ча­сов на часах. Игры с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время.

Использование календаряприроды и погоды. Изучение условных обозначений, наблюдения за погодой


Сравнение величины путем со­поставления двух объектов {большой маленький, длинный короткий, широкий узкий, высокий низкий).Использование приемов наложения и приложения. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опор­ным точкам.

Сравнение предметов по длине.

Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине.

Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Сравнение «На глаз», по линейке.

Составление упорядоченного ряда по убыванию.

Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые те­мы на сложение и вычитание. Использование для решения ариф­метических задач набора цифр и знаков.

Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 руб­лей (различение, набор и размен монет). Практические действия с монетами























































Текущая аттекстация





3 четверть





1



2



3



4



5



6



7



8



9



10






11



12





13



14



15



16



17



18

Количественные представления


Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).


Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.


Счет в прямой (обратной) последовательности.


Состав числа 2 (3, 4, 10) из двух слагаемых.

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10.

Запись решения задачи в виде арифметического примера.


Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10.

Выполнение арифметических действий на калькуляторе


Сложение предметных множеств в пределах 20


Вычитание предметных множеств в пределах 20


Пространственные представления


Перемещение в пространстве: вверх, вниз, вперёд


Перемещение в пространстве: назад, вправо, влево


Представление о форме


Построение геометрической фигуры по точкам


Рисование геометрической фигуры

Круглые и некруглые геометрические фигуры


Соотнесение плоскостных и пространственных фигур


Конструирование фигур из фрагментов


Группировка предметов по форме




































Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.




Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.




Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.




Умение обозначать арифметические действия знаками.




Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц






Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

















Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.




Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.


Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.


Знание чисел и цифр «6,7,8,9,10». Называние числового ряда в прямом порядке от 1 до 10 (устный счет) на наглядном материале, подбор последующего и предыдущего числа к названному или обозначенному цифрой, определение пропущенного числа.

Письмо цифр на грифельной доске, на листе бумаги, в тетради.

Определение равного количества, уравнивание, одинаковое количество. Последовательное выделение каждого предмета или картин­ки (в пределах шести) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов.

Выделение одного-десяти предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Понимание отношений между числами натурально­го ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1), увеличение и уменьшение числа на 1 (в пределах 10).

Составление и решение примеров с числами 1-10 на сложение, вычитание. Ориентировка на листе бумаги, в задании, понимание смысла выполняемого задания.

Соотнесение предметов по количеству в пределах 6 путём наложения и приложения.


Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.



Дифференцировка геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Обводка по трафарету, штриховка прямыми линиями по опорным точкам. Группировка предметов по форме. Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с геометрической фигурой.

Рисо­вание круга, квадрата, треугольника по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур из пла­стилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшенич­ке), грифельной доске, в тетради.

Конструирование фигур из палочек (счетные палочки) по подражанию и по образцу (дома, окошки, солнышко, елка).

Узнавание целого предмета по его фрагментам. Соотнесение частей конструкции с частями игрушки или конструкции-образца в процессе конструктивных и дидактиче­ских игр.

Группировка предметов по форме.

Узнавание цифр «О», «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10», «11», «12» в правильном и перевернутом расположении, дорисовываниецифр.

Рисование цифр от «1» до «12» по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструиро­вание из деталей (из частей разрезанных шаблонов цифр, палочек и т. п.).

Выполнение действия с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр для вызова экстренных служб.

Счет количества персонажей и определение их пространственно­го расположения.

Решение арифметических задач с от­крытым результатом на наглядном материале (предметы, объем­ные и плоскостные модели) в пределах 12















































































4 четверть






1





2



3




4




5




6




7




8



9






10



11



12




13


14




15

Пространственные представления


Ориентация в расположении частей тела: верх (вверху), низ (внизу)


Ориентация в расположении частей тела: перед (спереди), зад (сзади)


Ориентация в расположении частей тела: правая (левая) рука (нога, сторона тела)


Расположение предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь)


Расположение предметов в пространстве: далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу)


Расположение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева

Расположение предметов в пространстве: на, в, внутри, перед, за


Расположение предметов в пространстве: над, под, напротив


Расположение предметов в пространстве: между, в середине, в центре


Количественные представления


Различение денежных знаков (монет, купюр)


Узнавание достоинства монет (купюр)


Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.


Размен денег


Запись арифметического примера на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 20.


Запись арифметического примера на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 20.




















Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.


Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.


Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.










Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.














Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.




Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.



Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.


Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.

Ориентировка в пространстве, помещении. Выполнение простой инструкции педагога (например, «Подойди к зеркалу» и пр.).

Ориентировка в задании, понимание смысла выполняемого задания.

Определение положения предметов в пространстве относительно себя, а также размещение предметов в указанном положении: «близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева».

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).

Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Называние и показ времени от 1 до 12 часов на часах. Регулирование времени по часам (по песочным часам, по таймеру — движение стрелок и приближение окончания време­ни). Выполнение практических действий за определенное время (до 5 минут).


Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели, рабочих и выходных, дней учебы и отдыха по каленкарю.


Измерения с помощью ли­нейки и сантиметровой ленты. Измерение с помощью меток. Определение размеров одежды с использованием приемов наложения и приложения


Решение арифметических задач-иллюстраций с открытым результатом на наглядном материале в пределах ше­сти, арифметических задач-иллюстраций с закрытым результатом в пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые те­мы на сложение и вычитание. Использование для решения ариф­метических задач набора цифр и знаков (+, -, =).

Решение арифметических задач в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта» и др.,

Составление и решение примеров на сложение путём присчитывания в пределах 10.

Решение примеров на вычитание путем отсчитывания (навык обратного счета).

Сравнение числа путём установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду.



























































Промежуточная (итоговая)аттестация













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!