СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке"»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Литературное чтение на родном языке»

4 класс




Учитель: Л.Е. Мирошниченко






г. Нижневартовск

2021-2022 год








Содержание:


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  2. Содержание учебного предмета.

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.




Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы МБОУ «СШ №34» и с учебными планами ОУ. 

Программа ориентирована на учебник базового уровня общеобразовательных учреждений «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс, авторы: Кутейникова Н.Е., Синёва О.В., Дудова Л.В. Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» нацелен на посильное в пределах начальной школы решение двух глобальных проблем сегодняшней системы образования:

• проблема чтения как процесса и как действия;

• проблема расширения историко-культурного и читательского кругозора обучающихся.

  Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе рассчитан на 1 час в 2 недели, соответственно за год 17 часов.

Основная задача предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» заключается в формировании ценностных установок в контексте сохранения и расширения пространства, отвечающего традициям, духовно-нравственному опыту народа, говорящего и пишущего на русском языке, в условиях активно наступающего глобализма.

Целью литературного образования в школе является культурное и читательское воспитание обучающихся, воспринимающих на более высоких ступенях своего развития чтение как особый процесс постижения мира и человека, постижения художественного пространства произведений устного народного творчества и авторской литературы, в то же время как вид деятельности, требующей интеллектуальных усилий, знаний и умений для решения определённых читательских задач, в совокупности формирующих компетентного читателя-школьника с чёткими и осознанными личностными установками. Обучение в начальной школе рассматривается как необходимый и важный этап на пути достижения этой цели. В соответствии с данными теоретическими установками предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» имеет следующие цели и задачи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1–4 классы» направлено на достижение целей, которые должны отражать:

— формирование и развитие у младших школьников потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

— формирование полноценного навыка чтения;

— духовно-нравственное воспитание человека и гражданина;

— расширение представлений детей о стране, в которой они живут, её истории, традициях и культуре;

— создание первичных представлений о русской литературе как о национальном достоянии.

В задачи предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1–4 классы» входит:

— знакомство обучающихся с отечественным фольклором и литературой XIX–XXI столетий, расширение читательского кругозора младших школьников;

— совершенствование навыка чтения на русском языке произведений авторов XIX–XXI вв., понимания этико-эстетического содержания читаемых произведений;

— развитие литературного слуха и вкуса младших школьников;

— формирование мотивации к чтению произведений классики и современности;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, добросердечное отношение к животным и природе;

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— формирование ценностей многонационального российского общества;

— пополнение словарного запаса и навыков речепроизводства обучающихся в рамках обозначенных общих тем: «Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!», «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…», «Где нам посчастливилось родиться…», «Рождество подарит праздник и добром согреет душу», «Невидимый мир внутри тебя», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Идёт война народная, священная война!», «Это русское раздолье, это родина моя»;

— развитие грамотной устной речи обучающихся в монологической, диалогической и полилогическойформе;

— формирование культуры общения на основе прочитанного и в процессе диалоговой, игров ой, творческой и проектно-исследовательской деятельности;

— формирование умения ориентироваться в целях и условиях общения, выбирать языковые средства с учётом коммуникативной ситуации;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований;

— организация проектно-исследовательской деятельности;

— овладение широким спектром учебных действий с языковыми единицами, необходимыми для использования множественных практических и познавательных задач.

Обучающиеся 1–4 классов должны принимать участие в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, эффективно самостоятельно работать, включаться в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района/округа, населённого пункта/города).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

В 4 КЛАССЕ

Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:

1. В области чтения:

• осознание значимости чтения для получения информации о мире, своего развития, учебной деятельности;

• правильное, осознанное, беглое плавное чтение;

• выразительное чтение прозаического текста (сказки, рассказа, притчи) с сопровождением выразительными жестами;

• выразительное чтение стихотворного и прозаического текстов с предтекстовой целевой установкой, участие в беседе по прочитанному;

• заучивание стихотворения наизусть и его воспроизведение (выразительное чтение) с учётом адресата и целевой установки.

2. В работе с книгой:

• умение ориентироваться в новой учебной книге;

• использование прикнижного словаря;

• считывание и соотнесение информации, расположенной в различных зонах пространства листа и учебника;

• умение работать с незнакомой книгой — сопоставление оформления книги с её содержанием, заявленным автором, и названием;

• умение выбирать книгу для самостоятельного чтения;

• умение подбирать книги по теме для урока внеклассного чтения;

• умение самостоятельно находить в фондах школьной, районной или городской библиотеки и Интернете выбранные для самостоятельного чтения книги;

• умение самостоятельно находить в фондах школьной библиотеки нужный материал для выполнения творческих заданий;

• умение подбирать материал для литературной композиции и презентации;

• умение работать со словарями различных типов;

• проявление внимания к ключевым понятиям русской культуры, уже выделенным в учебнике на основе анализа текста;

• понимание значимости терминов в процессе обучения, необходимых для фиксации специального знания, обобщённых сведений (герой, повесть, былина, эпитет, метафора, и др.);

• понимание значения изученных ранее терминов на основе сопоставления со сведениями, имеющимися в речевом опыте обучающегося (вид/разновидность произведения; портрет, характер человека/героя и др.).

3. При освоении содержания текста:

работа со словом:

• умение выявлять и объяснять значения многозначных слов, употреблять их в соответствии с контекстом высказывания;

• умение находить синонимы и антонимы в тексте художественного произведения;

• умение подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

• умение находить в тексте устаревшие слова и определять их лексическое значение, ориентируясь на внутреннюю форму слова (соотношение производной и производящей основ), на контекст и с помощью толкового словаря;

• умение подбирать синонимы к устаревшим словам;

совершенствование языковой компетенции:

• умение подбирать ключевые (опорные) слова для рассуждения, ответа, характеристики героя;

• умение определять смысл художественного образа по ассоциации;

• умение находить в тексте изученные средства художественной выразительности и с опорой на особенности их употребления характеризовать произведение;

• умение составлять устное высказывание на заданную тему;

• умение составлять устный пересказ и рассказ по заданному и/или составленному плану;

• умение применять различные формы пересказа (подробный, краткий, выборочный, от другого лица);

• умение составлять устный и письменный рассказ на заданную тему;

• умение составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;

• умение рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;

анализ литературного произведения:

• принятие и осознание необходимости углублённого понимания художественного произведения русской литературы как пути к самоидентичности (кто я? Какой(-ая) я? В какое время живу? Каково моё место в семье, в группе, в классе, в школе, в городе, в стране, в мире природы, в культуре — в мире? Какие ценности в отношениях с людьми, с миром?);

• применение различных способов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, творческое);

• вчитывание в художественный текст как эстетическое явление;

• поиск информации в тексте (слов автора, слов персонажа, образных средств) с целью углублённого его понимания;

• умение отвечать на послетекстовые вопросы, воспринимая их как путеводитель по содержанию с целью обобщения;

• умение различать понятия темы и главной мысли текста; определять их и формулировать;

• понимание прямого и переносного смысла народных изречений (пословиц, поговорок) и соотнесение их содержания с конкретной стороной жизни или явления;

• соотнесение содержания пословицы с темой и содержанием урока;

• умение работать с содержанием художественного произведения (проза или поэзия) и соотносить его с мудрыми изречениями;

• понимание стихотворного текста, определение его темы;

• выделение концевых созвучий стихотворных строк и определение рифмы, ритма и темпа;

• подготовку к заучиванию стихотворения наизусть и его творческое исполнение;

• умение сопоставлять два поэтических текста одного автора; двух авторов;

• умение сопоставлять несколько тематически близких поэтических текстов;

• умение соотносить название произведения с его темой и формулировать вывод;

• умение находить в тексте (прозаическом и стихотворном) портрет персонажа, характеризовать его внешность и поступки;

• умение создавать устный портрет персонажа (словесное рисование);

• составление характеристики героя произведения на основе языковых единиц текста;

• составление речевой характеристики (речевого портрета) героя произведения;

• умение сопоставлять героев классического произведения с современными произведениями;

• умение сравнивать персонажей разных художественных текстов;

• умение находить в тексте пейзаж, характеризовать его и описывать своими словами;

• умение соотносить настроение, заданное пейзажем, с настроением повествователя и персонажей произведения;

• умение находить в тексте иносказания и объяснять их значение;

• умение находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;

• умение определять главную мысль фрагментов художественного текста;

• умение делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;

• умение характеризовать отдельные эпизоды произведения;

• умение проводить сравнительную характеристику двух эпических произведений;

• умение характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;

• умение формулировать выводы о произведениях исторической тематики;

• умение высказывать личное отношение к историческим событиям прошлого;

• умение составлять связный рассказ по личным впечатлениям от произведения;

• умение рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;

• умение определять общее и различное в двух прозаических текстах;

• умение определять смысл художественного образа по ассоциации;

• умение определять элементы композиции литературного произведения;

• умение определять общее и различное в малых жанрах фольклора;

• умение называть признаки народной и авторской сказки, рассказа, стихотворения;

• умение определять жанр произведения: сказка (народная, авторская), рассказ, стихотворение;

• умение сравнивать произведения одного жанра по тематике, композиции и изобразительным

средствам;

• умение характеризовать особенности поэтического текста и/или его фрагмента;

• умение сравнивать произведения устного народного творчества между собой;

• умение выполнять сопоставительную характеристику двух поэтических текстов;

• умение сравнивать произведения устного народного творчества с произведениями художественной литературы;

• умение сопоставлять две сказки с различными сюжетами;

• умение сопоставлять разные по жанру произведения на одну тему;

• умение сравнивать произведения одного жанра по тематике и изобразительным средствам;

• вчитывание в художественный текст;

• понимание художественного текста;

• умение формулировать выводы о произведениях исторической тематики;

• умение понимать значение понятия «отечественная война»;

• умение подбирать ключевые фразы для формулирования итога урока;

соотнесение различных форм информации — текстовой и наглядно-изобразительной:

• умение характеризовать иллюстративный материал, сопоставляя его с содержанием произведения;

• умение подбирать иллюстративный материал или творчески создавать в рамках своих компетенций;

• умение соотносить сюжеты из произведений литературы и живописи с ситуациями из собственной жизни;

• умение характеризовать картину по имеющимся в ней деталям;

• умение сопоставлять произведения литературы и живописи;

• умение сопоставлять литературное произведение, мультфильм, видеоролик и песню со сходным сюжетом.

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:

• умение слушать учителя, товарищей по классу; аудио- и видеоматериалы;

• умение формулировать выводы после коллективного обсуждения прочитанного текста;

• умение формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;

• умение участвовать в коллективных видах деятельности, в том числе в коллективном обсуждении;

• умение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками во время подготовки и исполнения литературных действ (от чтения по ролям до инсценировок; викторина, отгадывание ребуса, конкурс);

• умение работать в малых группах (подбор материалов для иллюстрации, мультипликации, выставки книг, инсценирование, анализ проблемы, создание нового текста по заданной теме);

• умение участвовать в коллективных исследовательских проектах и творческих работах;

• умение взаимодействовать в малых группах при выполнении проектно-исследовательской работы;

• умение работать в малых группах над выполнением творческого проекта;

• умение внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета, создавать буктрейлеры);

• умение участвовать в обсуждении творческих работ;

• умение участвовать в конкурсе чтецов;

• умение правильно реагировать на возникающие дискомфортные, в том числе и конфликтные, ситуации;

• умение осознавать необходимость анализа прочитанного и освоения механизмов анализа.

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:

• сформированность уважительного отношения к творчеству других обучающихся;

• сформированность уважительного отношения к учителям, товарищам по классу;

• сформированность уважительного отношения к историческому прошлому России, её культуре и традициям;

• умение ценить культурное наследие России;

• сформированность уважительного отношения к семье, всем её членам, традициям и укладу русской семьи;

• умение ценить труд и отношение к нему наших предков;

• сформированность уважительного отношения к труду своих близких;

• умение проявлять внимание к ключевым понятиям русской культуры, выделенным на основе анализа текста, и соотносить с собственной жизнью;

• умение говорить о своей самоидентичности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать народные представления о семье, роли старших членов семьи, семейных праздниках;

• посвящать старших членов семьи в круг своих интересов;

• заинтересовывать членов семьи процессом и результатом собственной деятельности;

• привлекать членов семьи к участию в своих творческих делах;

• бережно относиться к народной памяти, закреплённой в том числе и в произведениях фольклора;

• бережно и с интересом относиться к ключевым явлениям русской культуры, закреплённым в ключевых понятиях (дружба, ответственность и др.);

• понимать, как в поверьях и малых жанрах фольклора отражались народные представления;

• правильно интонировать при выразительном чтении, учитывая адресата и различные интенции;

• обсуждать поэтический и прозаический тексты;

• сравнивать поэтические и прозаические тексты по различным критериям, заданным учителем;

• определять лексическое значение незнакомых слов; устаревших слов с помощью словарей;

• употреблять литературоведческие термины при характеристике произведения;

• составлять портрет героя;

• составлять речевую характеристику героя;

• составлять цитатный план;

• составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;

• развивать свой художественный вкус;

• находить в тексте иносказания и объяснять их значение;

• находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;

• находить в тексте олицетворения, эпитеты, метафоры, риторические вопросы и определять роль этих выразительных средств;

• формулировать вывод о роли отдельных художественных средств в произведении;

• определять значение слов по контексту;

• объяснять смысл названия поэтического текста;

• делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;

• самостоятельно определять тему и главную мысль текста;

• характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;

• определять авторское отношение к событиям и героям;

• формулировать нравственную позицию на основе прочитанного;

• понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;

• любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение;

• сочинять рассказ по нравственной проблематике;

• участвовать в подготовке творческого проекта: книжной выставки;

• предлагать свои творческие решения учебных задач;

• создавать творческие работы (экскурсии по выставке и др.);

• участвовать в выполнении творческих заданий;

• внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета;

• формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;

• пользоваться библиотечными фондами;

• искать нужные материалы в Интернете;

• самостоятельно находить тексты в Интернете и энциклопедиях;

• создавать словесный рисунок;

• придумывать сценарий мультфильма и буктрейлера;

• придумывать рассказ на основе пословицы или поговорки;

• понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;

• любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение.


Тематическое планирование учебного предмета


Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

Здравствуй, осень! Здравствуй школа!

2

2.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких…

5

3.

Где нам посчастливилось родиться…

1

4.

Рождество подарит праздник и добром согреет душу

1

5.

Невидимый мир внутри тебя

2

6.

Любовь к Родине начинается с семьи

2

7.

«Идёт война народная, священная война!»

3

8.

Это русское раздолье, это родина моя

1


Итого:

17













Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема урока

По плану

Фактически

Часть 1.



ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

2ч.


1.

Осени приметы.



2

Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.



ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ…

5ч.


3.

Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!»



4.

Страна городов. Отец и дочь.



5.

Подвиги во имя любви.



6.

Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь.



7.

Первые на Руси книги для детей. Проектная работа.



ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ…

1ч.


8.

«Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля!



РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И

ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ

1ч.


9.

Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу!



Часть 2.



НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ

2ч.


10.

Хлеб в пути – не в тягость.



11

В начале было слово.



ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

2ч.


12.

Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!..



13.

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник.



«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!»

3ч.


14.

Героическая азбука.



15.

«…А был он лишь солдат…»



16.

Дети-герои.



ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ

1ч.


17.

Русских полей нежное очарованье… Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось…


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!