РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Литературное чтение на родном языке»
4 класс
Учитель: Л.Е. Мирошниченко
г. Нижневартовск
2021-2022 год
Содержание:
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы МБОУ «СШ №34» и с учебными планами ОУ.
Программа ориентирована на учебник базового уровня общеобразовательных учреждений «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс, авторы: Кутейникова Н.Е., Синёва О.В., Дудова Л.В. Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» нацелен на посильное в пределах начальной школы решение двух глобальных проблем сегодняшней системы образования:
• проблема чтения как процесса и как действия;
• проблема расширения историко-культурного и читательского кругозора обучающихся.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе рассчитан на 1 час в 2 недели, соответственно за год 17 часов.
Основная задача предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» заключается в формировании ценностных установок в контексте сохранения и расширения пространства, отвечающего традициям, духовно-нравственному опыту народа, говорящего и пишущего на русском языке, в условиях активно наступающего глобализма.
Целью литературного образования в школе является культурное и читательское воспитание обучающихся, воспринимающих на более высоких ступенях своего развития чтение как особый процесс постижения мира и человека, постижения художественного пространства произведений устного народного творчества и авторской литературы, в то же время как вид деятельности, требующей интеллектуальных усилий, знаний и умений для решения определённых читательских задач, в совокупности формирующих компетентного читателя-школьника с чёткими и осознанными личностными установками. Обучение в начальной школе рассматривается как необходимый и важный этап на пути достижения этой цели. В соответствии с данными теоретическими установками предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» имеет следующие цели и задачи.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1–4 классы» направлено на достижение целей, которые должны отражать:
— формирование и развитие у младших школьников потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
— формирование полноценного навыка чтения;
— духовно-нравственное воспитание человека и гражданина;
— расширение представлений детей о стране, в которой они живут, её истории, традициях и культуре;
— создание первичных представлений о русской литературе как о национальном достоянии.
В задачи предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1–4 классы» входит:
— знакомство обучающихся с отечественным фольклором и литературой XIX–XXI столетий, расширение читательского кругозора младших школьников;
— совершенствование навыка чтения на русском языке произведений авторов XIX–XXI вв., понимания этико-эстетического содержания читаемых произведений;
— развитие литературного слуха и вкуса младших школьников;
— формирование мотивации к чтению произведений классики и современности;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, добросердечное отношение к животным и природе;
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— формирование ценностей многонационального российского общества;
— пополнение словарного запаса и навыков речепроизводства обучающихся в рамках обозначенных общих тем: «Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!», «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…», «Где нам посчастливилось родиться…», «Рождество подарит праздник и добром согреет душу», «Невидимый мир внутри тебя», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Идёт война народная, священная война!», «Это русское раздолье, это родина моя»;
— развитие грамотной устной речи обучающихся в монологической, диалогической и полилогическойформе;
— формирование культуры общения на основе прочитанного и в процессе диалоговой, игров ой, творческой и проектно-исследовательской деятельности;
— формирование умения ориентироваться в целях и условиях общения, выбирать языковые средства с учётом коммуникативной ситуации;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований;
— организация проектно-исследовательской деятельности;
— овладение широким спектром учебных действий с языковыми единицами, необходимыми для использования множественных практических и познавательных задач.
Обучающиеся 1–4 классов должны принимать участие в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, эффективно самостоятельно работать, включаться в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района/округа, населённого пункта/города).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В 4 КЛАССЕ
Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:
1. В области чтения:
• осознание значимости чтения для получения информации о мире, своего развития, учебной деятельности;
• правильное, осознанное, беглое плавное чтение;
• выразительное чтение прозаического текста (сказки, рассказа, притчи) с сопровождением выразительными жестами;
• выразительное чтение стихотворного и прозаического текстов с предтекстовой целевой установкой, участие в беседе по прочитанному;
• заучивание стихотворения наизусть и его воспроизведение (выразительное чтение) с учётом адресата и целевой установки.
2. В работе с книгой:
• умение ориентироваться в новой учебной книге;
• использование прикнижного словаря;
• считывание и соотнесение информации, расположенной в различных зонах пространства листа и учебника;
• умение работать с незнакомой книгой — сопоставление оформления книги с её содержанием, заявленным автором, и названием;
• умение выбирать книгу для самостоятельного чтения;
• умение подбирать книги по теме для урока внеклассного чтения;
• умение самостоятельно находить в фондах школьной, районной или городской библиотеки и Интернете выбранные для самостоятельного чтения книги;
• умение самостоятельно находить в фондах школьной библиотеки нужный материал для выполнения творческих заданий;
• умение подбирать материал для литературной композиции и презентации;
• умение работать со словарями различных типов;
• проявление внимания к ключевым понятиям русской культуры, уже выделенным в учебнике на основе анализа текста;
• понимание значимости терминов в процессе обучения, необходимых для фиксации специального знания, обобщённых сведений (герой, повесть, былина, эпитет, метафора, и др.);
• понимание значения изученных ранее терминов на основе сопоставления со сведениями, имеющимися в речевом опыте обучающегося (вид/разновидность произведения; портрет, характер человека/героя и др.).
3. При освоении содержания текста:
работа со словом:
• умение выявлять и объяснять значения многозначных слов, употреблять их в соответствии с контекстом высказывания;
• умение находить синонимы и антонимы в тексте художественного произведения;
• умение подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
• умение находить в тексте устаревшие слова и определять их лексическое значение, ориентируясь на внутреннюю форму слова (соотношение производной и производящей основ), на контекст и с помощью толкового словаря;
• умение подбирать синонимы к устаревшим словам;
совершенствование языковой компетенции:
• умение подбирать ключевые (опорные) слова для рассуждения, ответа, характеристики героя;
• умение определять смысл художественного образа по ассоциации;
• умение находить в тексте изученные средства художественной выразительности и с опорой на особенности их употребления характеризовать произведение;
• умение составлять устное высказывание на заданную тему;
• умение составлять устный пересказ и рассказ по заданному и/или составленному плану;
• умение применять различные формы пересказа (подробный, краткий, выборочный, от другого лица);
• умение составлять устный и письменный рассказ на заданную тему;
• умение составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;
• умение рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;
анализ литературного произведения:
• принятие и осознание необходимости углублённого понимания художественного произведения русской литературы как пути к самоидентичности (кто я? Какой(-ая) я? В какое время живу? Каково моё место в семье, в группе, в классе, в школе, в городе, в стране, в мире природы, в культуре — в мире? Какие ценности в отношениях с людьми, с миром?);
• применение различных способов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, творческое);
• вчитывание в художественный текст как эстетическое явление;
• поиск информации в тексте (слов автора, слов персонажа, образных средств) с целью углублённого его понимания;
• умение отвечать на послетекстовые вопросы, воспринимая их как путеводитель по содержанию с целью обобщения;
• умение различать понятия темы и главной мысли текста; определять их и формулировать;
• понимание прямого и переносного смысла народных изречений (пословиц, поговорок) и соотнесение их содержания с конкретной стороной жизни или явления;
• соотнесение содержания пословицы с темой и содержанием урока;
• умение работать с содержанием художественного произведения (проза или поэзия) и соотносить его с мудрыми изречениями;
• понимание стихотворного текста, определение его темы;
• выделение концевых созвучий стихотворных строк и определение рифмы, ритма и темпа;
• подготовку к заучиванию стихотворения наизусть и его творческое исполнение;
• умение сопоставлять два поэтических текста одного автора; двух авторов;
• умение сопоставлять несколько тематически близких поэтических текстов;
• умение соотносить название произведения с его темой и формулировать вывод;
• умение находить в тексте (прозаическом и стихотворном) портрет персонажа, характеризовать его внешность и поступки;
• умение создавать устный портрет персонажа (словесное рисование);
• составление характеристики героя произведения на основе языковых единиц текста;
• составление речевой характеристики (речевого портрета) героя произведения;
• умение сопоставлять героев классического произведения с современными произведениями;
• умение сравнивать персонажей разных художественных текстов;
• умение находить в тексте пейзаж, характеризовать его и описывать своими словами;
• умение соотносить настроение, заданное пейзажем, с настроением повествователя и персонажей произведения;
• умение находить в тексте иносказания и объяснять их значение;
• умение находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;
• умение определять главную мысль фрагментов художественного текста;
• умение делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;
• умение характеризовать отдельные эпизоды произведения;
• умение проводить сравнительную характеристику двух эпических произведений;
• умение характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;
• умение формулировать выводы о произведениях исторической тематики;
• умение высказывать личное отношение к историческим событиям прошлого;
• умение составлять связный рассказ по личным впечатлениям от произведения;
• умение рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;
• умение определять общее и различное в двух прозаических текстах;
• умение определять смысл художественного образа по ассоциации;
• умение определять элементы композиции литературного произведения;
• умение определять общее и различное в малых жанрах фольклора;
• умение называть признаки народной и авторской сказки, рассказа, стихотворения;
• умение определять жанр произведения: сказка (народная, авторская), рассказ, стихотворение;
• умение сравнивать произведения одного жанра по тематике, композиции и изобразительным
средствам;
• умение характеризовать особенности поэтического текста и/или его фрагмента;
• умение сравнивать произведения устного народного творчества между собой;
• умение выполнять сопоставительную характеристику двух поэтических текстов;
• умение сравнивать произведения устного народного творчества с произведениями художественной литературы;
• умение сопоставлять две сказки с различными сюжетами;
• умение сопоставлять разные по жанру произведения на одну тему;
• умение сравнивать произведения одного жанра по тематике и изобразительным средствам;
• вчитывание в художественный текст;
• понимание художественного текста;
• умение формулировать выводы о произведениях исторической тематики;
• умение понимать значение понятия «отечественная война»;
• умение подбирать ключевые фразы для формулирования итога урока;
соотнесение различных форм информации — текстовой и наглядно-изобразительной:
• умение характеризовать иллюстративный материал, сопоставляя его с содержанием произведения;
• умение подбирать иллюстративный материал или творчески создавать в рамках своих компетенций;
• умение соотносить сюжеты из произведений литературы и живописи с ситуациями из собственной жизни;
• умение характеризовать картину по имеющимся в ней деталям;
• умение сопоставлять произведения литературы и живописи;
• умение сопоставлять литературное произведение, мультфильм, видеоролик и песню со сходным сюжетом.
Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:
• умение слушать учителя, товарищей по классу; аудио- и видеоматериалы;
• умение формулировать выводы после коллективного обсуждения прочитанного текста;
• умение формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;
• умение участвовать в коллективных видах деятельности, в том числе в коллективном обсуждении;
• умение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками во время подготовки и исполнения литературных действ (от чтения по ролям до инсценировок; викторина, отгадывание ребуса, конкурс);
• умение работать в малых группах (подбор материалов для иллюстрации, мультипликации, выставки книг, инсценирование, анализ проблемы, создание нового текста по заданной теме);
• умение участвовать в коллективных исследовательских проектах и творческих работах;
• умение взаимодействовать в малых группах при выполнении проектно-исследовательской работы;
• умение работать в малых группах над выполнением творческого проекта;
• умение внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета, создавать буктрейлеры);
• умение участвовать в обсуждении творческих работ;
• умение участвовать в конкурсе чтецов;
• умение правильно реагировать на возникающие дискомфортные, в том числе и конфликтные, ситуации;
• умение осознавать необходимость анализа прочитанного и освоения механизмов анализа.
Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:
• сформированность уважительного отношения к творчеству других обучающихся;
• сформированность уважительного отношения к учителям, товарищам по классу;
• сформированность уважительного отношения к историческому прошлому России, её культуре и традициям;
• умение ценить культурное наследие России;
• сформированность уважительного отношения к семье, всем её членам, традициям и укладу русской семьи;
• умение ценить труд и отношение к нему наших предков;
• сформированность уважительного отношения к труду своих близких;
• умение проявлять внимание к ключевым понятиям русской культуры, выделенным на основе анализа текста, и соотносить с собственной жизнью;
• умение говорить о своей самоидентичности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать народные представления о семье, роли старших членов семьи, семейных праздниках;
• посвящать старших членов семьи в круг своих интересов;
• заинтересовывать членов семьи процессом и результатом собственной деятельности;
• привлекать членов семьи к участию в своих творческих делах;
• бережно относиться к народной памяти, закреплённой в том числе и в произведениях фольклора;
• бережно и с интересом относиться к ключевым явлениям русской культуры, закреплённым в ключевых понятиях (дружба, ответственность и др.);
• понимать, как в поверьях и малых жанрах фольклора отражались народные представления;
• правильно интонировать при выразительном чтении, учитывая адресата и различные интенции;
• обсуждать поэтический и прозаический тексты;
• сравнивать поэтические и прозаические тексты по различным критериям, заданным учителем;
• определять лексическое значение незнакомых слов; устаревших слов с помощью словарей;
• употреблять литературоведческие термины при характеристике произведения;
• составлять портрет героя;
• составлять речевую характеристику героя;
• составлять цитатный план;
• составлять устный рассказ по личным впечатлениям в предложенном жанре;
• развивать свой художественный вкус;
• находить в тексте иносказания и объяснять их значение;
• находить в тексте выражения, в которых заключена главная мысль произведения;
• находить в тексте олицетворения, эпитеты, метафоры, риторические вопросы и определять роль этих выразительных средств;
• формулировать вывод о роли отдельных художественных средств в произведении;
• определять значение слов по контексту;
• объяснять смысл названия поэтического текста;
• делить художественный текст на завершённые смысловые фрагменты;
• самостоятельно определять тему и главную мысль текста;
• характеризовать фрагмент текста с помощью первичных представлений о жизни, быте и верованиях народа;
• определять авторское отношение к событиям и героям;
• формулировать нравственную позицию на основе прочитанного;
• понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;
• любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение;
• сочинять рассказ по нравственной проблематике;
• участвовать в подготовке творческого проекта: книжной выставки;
• предлагать свои творческие решения учебных задач;
• создавать творческие работы (экскурсии по выставке и др.);
• участвовать в выполнении творческих заданий;
• внедрять результаты своей творческой деятельности (готовить выставку, участвовать в изготовлении и тиражировании книжек-самоделок, в том числе с помощью Интернета;
• формулировать вывод по содержанию урока на различных его этапах;
• пользоваться библиотечными фондами;
• искать нужные материалы в Интернете;
• самостоятельно находить тексты в Интернете и энциклопедиях;
• создавать словесный рисунок;
• придумывать сценарий мультфильма и буктрейлера;
• придумывать рассказ на основе пословицы или поговорки;
• понимать нравственные вопросы, затронутые в художественном тексте;
• любить природу и чувствовать ответственность за её сохранение.
Тематическое планирование учебного предмета
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1. | Здравствуй, осень! Здравствуй школа! | 2 |
2. | Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких… | 5 |
3. | Где нам посчастливилось родиться… | 1 |
4. | Рождество подарит праздник и добром согреет душу | 1 |
5. | Невидимый мир внутри тебя | 2 |
6. | Любовь к Родине начинается с семьи | 2 |
7. | «Идёт война народная, священная война!» | 3 |
8. | Это русское раздолье, это родина моя | 1 |
| Итого: | 17 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | По плану | Фактически |
Часть 1. | | |
ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! | 2ч. | |
1. | Осени приметы. | | |
2 | Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся. | | |
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ… | 5ч. | |
3. | Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» | | |
4. | Страна городов. Отец и дочь. | | |
5. | Подвиги во имя любви. | | |
6. | Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь. | | |
7. | Первые на Руси книги для детей. Проектная работа. | | |
ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ… | 1ч. | |
8. | «Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля! | | |
РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ | 1ч. | |
9. | Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу! | | |
Часть 2. | | |
НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ | 2ч. | |
10. | Хлеб в пути – не в тягость. | | |
11 | В начале было слово. | | |
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ | 2ч. | |
12. | Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!.. | | |
13. | Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник. | | |
«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!» | 3ч. | |
14. | Героическая азбука. | | |
15. | «…А был он лишь солдат…» | | |
16. | Дети-герои. | | |
ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ | 1ч. | |
17. | Русских полей нежное очарованье… Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось… | | |