СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке" 4 класс»


Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение на родном языке»


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

- Письма Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Введенская ООШ»; - авторской программы: Л. Ф. Климанова. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителя общеобразовательной организации/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: 2014.

Данная рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Важнейшими задачами курса являются:

- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

- формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных цен-

ностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.



Основные цели программы

- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной литературы как искусства художественного слова;

- обогатить читательский опыт, мотивировать и формировать интерес к детским книгам;

- дать осознание своей этнической и национальной принадлежности,

- научить уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формировать языковую эрудицию школьника, его интереса к родному (русскому) языку и литературе и речевому творчеству.

Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа создаст условия  для использования полученных знаний и умений на уроках, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание родной литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета за год обучения

К окончанию 4 класса будут сформированы: первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Личностные результаты

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на родном (русском) языке.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь на родном языке для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать

цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;

- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).



Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом;

– работать с детской периодикой;

– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.


Содержание учебного предмета учебного предмета, курса

Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учётом их доступности восприятию детей младшего школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.

Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации. Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.


Виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Литературоведческая пропедевтика: различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.

Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание соственных текстов.

Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы (А. С. Пушкин, И. С. Никитин, А. П. Чехов, И. А. Бунин, С.А. Есенин, А. В. Жигулин, М. М. Пришвин, К. Д. Паустовский и другие).


Фольклор нашего народа (3 ч)

Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». “Песнь о вещем о Олеге”. А. С. Пушкин.

Проектное задание – подготовка сообщения об историческом событии.


Чудесный мир классики (7 ч)

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. Сказки; М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Ванька», К.Д. Ушинский. Рассказы для детей о любви к Родине.


Поэтическая тетрадь «Лирика родной природы» (3 ч)

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; И. А. Бунин. «Листопад». Стихи поэтов-земляков.


Литературные сказки (3 ч)

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Бажов. Уральские сказки


Писатели о детях и для детей (6 ч)

А. П. Гайдар «Тимур и его команда», А. П. Гайдар «Горячий камень» В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» ,

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».


О братьях наших меньших (5 ч)

Е.И. Носов. «Хитрюга», Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», М . М. Пришвин «Выскочка», В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».


Поэтическая тетрадь (3 ч)

С. А. Клычков «Весна в лесу», С. А. Есенин. «Лебёдушка». А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».



Страна «Фантазия» (1 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

Зарубежная литература (3 ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «В Назарете».





Тематический план


п/п

Наименование разделов


Всего часов

1

Фольклор нашего народа

3

2

Чудесный мир классики

7

3

Поэтическая тетрадь «Лирика родной природы»

3

4

Литературные сказки

3

5

Писатели о детях и для детей

6

6

О братьях наших меньших

5

7

Поэтическая тетрадь

3

9

Страна «Фантазия»

1

10

Зарубежная литература

3


ИТОГО

34













Календарно - тематическое планирование


№ п/п

урока

Содержание (разделы, темы)

Кол- во часов



Дата

план.

Дата

факт.

Оборудование

Приме-чание

план

факт


Фольклор нашего народа

3





1

Малые жанры устного народного творчества.



1

8.09




Презентация


2



Былины и летописи. «Три поездки Ильи Муромца». (Текст былины в пересказе И. Карнауховой).

1

15.09



Учеб. с.17-20; раб. тетр. с. 15


3


Проект. Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты.

1

22.09



Презентация, учебник с. 30 - 32.

Т. Голубева «Царские династии».



Чудесный мир классики

7





4

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

1

29.09



Книги П.П. Ершова


5

Произведения русских поэтов 19 века о родной природе.

1

6.10


Произведения поэтов 19 века


6

Сказки А.С.Пушкина

1

13.10


Сказки А.С.Пушкина


7

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

20.10


Учеб. с. 70-91, раб. тетрадь с. 29-30


8

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей.

1

27.10


Произведения Л.Н.Толстого


9

А. П. Чехов «Ванька»

1

10.11


Учеб. с. 123-134, раб. тетрадь с. 34-35


10

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей о любви к Родине.

1

17.11


К.Д. Ушинский. Рассказы.



Поэтическая тетрадь «Лирика родной природы»

3





11

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

24.11


Учеб. с. 145 – 146; раб. тетр. с. 42


12

И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина.

1

1.12


Учеб. с. 150-151


13

Осень в природе и поэзии земляков

1

8.12


А.А.Фет, Ю.Н. Асмолов. Стихи.



Литературные сказки

3





14

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.

1

15.12


Учеб. с. 169-179, раб. тетр. с. 47


15

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

1

22.12


Учеб. с. 180-192, раб. тетр.с.48-49


16

П.П. Бажов. Уральские сказки.


1

29.12


П.П. Бажов. Уральские сказки.











Писатели о детях и для детей»


6






17


А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

1

19.01


Рассказы А. П. Гайдара


18

А. П. Гайдар «Горячий камень»

1

26.01



Рассказы А. П. Гайдара


19

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

2.02


Учеб. с. 29-34, раб. тетр. с. 61


20

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

9.02


Учеб. с. 37-46, раб. тетр. с. 67-68


21

В. П. Катаев «Сын полка»

1

16.02


В. П. Катаев «Сын полка»


22

В. П. Катаев «Сын полка»

1

2.03


В. П. Катаев «Сын полка»



О братьях наших меньших

5





23

Е.И. Носов. «Хитрюга».

1

9.03


Е.И.Носов. Рассказы.


24

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч».

1

16.03


Г.А. Скребицкий. Рассказы.


25

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе

1

30.03


Учеб.с.76-84, раб.тетр.с.75-76


26

М. М. Пришвин «Выскочка».

1

6.04


Учеб. с. 92-95, раб. тетр. с. 80


27

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

13.04


Учеб. с. 100-110, раб. тетр. 82



Поэтическая тетрадь

3





28

С. А. Клычков «Весна в лесу».

1

20.04




29

С. А. Есенин «Лебёдушка».

1

27.04


Учеб. с. 120-126, раб. тетр. с. 90


30

С. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

4.05


Учеб. с. 138



Страна фантазия

1





31

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

1

11.05


Учеб. с. 150-157, раб. тетр. с. 97-100



Зарубежная литература

3





32

Г. Х. Андерсен «Русалочка».

1

18.05


Учеб. с. 167-193, раб. тетр.с. 109-110


33

М. Твен «Приключения Тома Сойера». 

1

25.05


Учеб. с. 194-200, раб. тетр. с.111


34

Сельма Лагерлёф. Сказания о Христе. «В Назарете».

1

25.05


Учеб. с. 201, раб. тетр.с. 111














Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Примерная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

3. Л. Ф. Климанова Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителя общеобразовательной организации/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: 2014.

4. Рабочая программа по литературному чтению.

5. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 частях/[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. – М.: «Просвещение», 2018.

6. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. УМК «Школа России» М.: «Просвещение», 2020 год.

7. Н. А. Стефаненко. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. УМК «Школа России» М.: «Просвещение», 2020 год.

8.С. В .Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «ВАКО», 2012 год.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

Словари по русскому языку.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экспозиционный экран.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответ­ствующие содержанию обучения.

Интернет – ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education

Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!