Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение на родном языке»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Письма Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Введенская ООШ»; - авторской программы: Л. Ф. Климанова. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителя общеобразовательной организации/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: 2014.
Данная рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
- формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных цен-
ностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Основные цели программы
- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной литературы как искусства художественного слова;
- обогатить читательский опыт, мотивировать и формировать интерес к детским книгам;
- дать осознание своей этнической и национальной принадлежности,
- научить уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формировать языковую эрудицию школьника, его интереса к родному (русскому) языку и литературе и речевому творчеству.
Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа создаст условия для использования полученных знаний и умений на уроках, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание родной литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета за год обучения
К окончанию 4 класса будут сформированы: первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Личностные результаты
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на родном (русском) языке.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь на родном языке для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать
цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
Содержание учебного предмета учебного предмета, курса
Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учётом их доступности восприятию детей младшего школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации. Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.
Виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Литературоведческая пропедевтика: различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.
Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание соственных текстов.
Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы (А. С. Пушкин, И. С. Никитин, А. П. Чехов, И. А. Бунин, С.А. Есенин, А. В. Жигулин, М. М. Пришвин, К. Д. Паустовский и другие).
Фольклор нашего народа (3 ч)
Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». “Песнь о вещем о Олеге”. А. С. Пушкин.
Проектное задание – подготовка сообщения об историческом событии.
Чудесный мир классики (7 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. Сказки; М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Ванька», К.Д. Ушинский. Рассказы для детей о любви к Родине.
Поэтическая тетрадь «Лирика родной природы» (3 ч)
И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; И. А. Бунин. «Листопад». Стихи поэтов-земляков.
Литературные сказки (3 ч)
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Бажов. Уральские сказки
Писатели о детях и для детей (6 ч)
А. П. Гайдар «Тимур и его команда», А. П. Гайдар «Горячий камень» В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» ,
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».
О братьях наших меньших (5 ч)
Е.И. Носов. «Хитрюга», Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», М . М. Пришвин «Выскочка», В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (3 ч)
С. А. Клычков «Весна в лесу», С. А. Есенин. «Лебёдушка». А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия» (1 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
Зарубежная литература (3 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «В Назарете».
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Фольклор нашего народа | 3 |
2 | Чудесный мир классики | 7 |
3 | Поэтическая тетрадь «Лирика родной природы» | 3 |
4 | Литературные сказки | 3 |
5 | Писатели о детях и для детей | 6 |
6 | О братьях наших меньших | 5 |
7 | Поэтическая тетрадь | 3 |
9 | Страна «Фантазия» | 1 |
10 | Зарубежная литература | 3 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п урока | Содержание (разделы, темы) | Кол- во часов | Дата план. Дата факт. | Оборудование | Приме-чание |
план | факт |
| Фольклор нашего народа | 3 | | | | |
1 | Малые жанры устного народного творчества. | 1 | 8.09 | | Презентация | |
2 | Былины и летописи. «Три поездки Ильи Муромца». (Текст былины в пересказе И. Карнауховой). | 1 | 15.09 | | Учеб. с.17-20; раб. тетр. с. 15 | |
3 | Проект. Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты. | 1 | 22.09 | | Презентация, учебник с. 30 - 32. Т. Голубева «Царские династии». | |
| Чудесный мир классики | 7 | | | | |
4 | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». | 1 | 29.09 | | Книги П.П. Ершова | |
5 | Произведения русских поэтов 19 века о родной природе. | 1 | 6.10 | | Произведения поэтов 19 века | |
6 | Сказки А.С.Пушкина | 1 | 13.10 | | Сказки А.С.Пушкина | |
7 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | 20.10 | | Учеб. с. 70-91, раб. тетрадь с. 29-30 | |
8 | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | 27.10 | | Произведения Л.Н.Толстого | |
9 | А. П. Чехов «Ванька» | 1 | 10.11 | | Учеб. с. 123-134, раб. тетрадь с. 34-35 | |
10 | К.Д. Ушинский. Рассказы для детей о любви к Родине. | 1 | 17.11 | | К.Д. Ушинский. Рассказы. | |
| Поэтическая тетрадь «Лирика родной природы» | 3 | | | | |
11 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | 24.11 | | Учеб. с. 145 – 146; раб. тетр. с. 42 | |
12 | И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. | 1 | 1.12 | | Учеб. с. 150-151 | |
13 | Осень в природе и поэзии земляков | 1 | 8.12 | | А.А.Фет, Ю.Н. Асмолов. Стихи. | |
| Литературные сказки | 3 | | | | |
14 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | 1 | 15.12 | | Учеб. с. 169-179, раб. тетр. с. 47 | |
15 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | 22.12 | | Учеб. с. 180-192, раб. тетр.с.48-49 | |
16 | П.П. Бажов. Уральские сказки. | 1 | 29.12 | | П.П. Бажов. Уральские сказки. | |
| Писатели о детях и для детей» | 6 | | | | |
17 | А. П. Гайдар «Тимур и его команда» | 1 | 19.01 | | Рассказы А. П. Гайдара | |
18 | А. П. Гайдар «Горячий камень» | 1 | 26.01 | | Рассказы А. П. Гайдара | |
19 | В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | 2.02 | | Учеб. с. 29-34, раб. тетр. с. 61 | |
20 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | 9.02 | | Учеб. с. 37-46, раб. тетр. с. 67-68 | |
21 | В. П. Катаев «Сын полка» | 1 | 16.02 | | В. П. Катаев «Сын полка» | |
22 | В. П. Катаев «Сын полка» | 1 | 2.03 | | В. П. Катаев «Сын полка» | |
| О братьях наших меньших | 5 | | | | |
23 | Е.И. Носов. «Хитрюга». | 1 | 9.03 | | Е.И.Носов. Рассказы. | |
24 | Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч». | 1 | 16.03 | | Г.А. Скребицкий. Рассказы. | |
25 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе | 1 | 30.03 | | Учеб.с.76-84, раб.тетр.с.75-76 | |
26 | М. М. Пришвин «Выскочка». | 1 | 6.04 | | Учеб. с. 92-95, раб. тетр. с. 80 | |
27 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 13.04 | | Учеб. с. 100-110, раб. тетр. 82 | |
| Поэтическая тетрадь | 3 | | | | |
28 | С. А. Клычков «Весна в лесу». | 1 | 20.04 | | | |
29 | С. А. Есенин «Лебёдушка». | 1 | 27.04 | | Учеб. с. 120-126, раб. тетр. с. 90 | |
30 | С. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 1 | 4.05 | | Учеб. с. 138 | |
| Страна фантазия | 1 | | | | |
31 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | 1 | 11.05 | | Учеб. с. 150-157, раб. тетр. с. 97-100 | |
| Зарубежная литература | 3 | | | | |
32 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | 18.05 | | Учеб. с. 167-193, раб. тетр.с. 109-110 | |
33 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | 25.05 | | Учеб. с. 194-200, раб. тетр. с.111 | |
34 | Сельма Лагерлёф. Сказания о Христе. «В Назарете». | 1 | 25.05 | | Учеб. с. 201, раб. тетр.с. 111 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Примерная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Л. Ф. Климанова Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителя общеобразовательной организации/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: 2014.
4. Рабочая программа по литературному чтению.
5. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 частях/[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. – М.: «Просвещение», 2018.
6. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. УМК «Школа России» М.: «Просвещение», 2020 год.
7. Н. А. Стефаненко. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. УМК «Школа России» М.: «Просвещение», 2020 год.
8.С. В .Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «ВАКО», 2012 год.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru