СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету литература для 8 класса по программе под редакцией В.Я.Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 класс). 68 часов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету литература для 8 класса разработана на основе: - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  -  программы под редакцией В.Я.Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 класс).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету литература для 8 класса по программе под редакцией В.Я.Коровиной (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 класс). 68 часов.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа по предмету «Литература» для 8 класса разработана на основе:

- требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта,

- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2019-2020 учебный год,

- примерной программы основного общего образования по литературе,

- образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. №345, учитывая изменения и дополнения).

- примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2015», рассчитанной на изучение предмета на базовом уровне.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» для общеобразовательных организаций. В 2 ч./В. Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2019.

Цели. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Основная цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи изучения:

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в интернете.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность – курс 8 класса представлен разделами,

где дается перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

    1. Место предмета

Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе по 2 часа в неделю (68 часов).


2.2. Результаты освоения курса

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение».Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


    1. Основные виды контроля:

1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (3 неделя)

2. Промежуточный, тематический контроль:

  • Практические работы (сочинение) – (4)

  • Контрольные работы – (1)

3. Итоговый контроль – 1 (33 неделя)

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В результате изучения литературы к концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Ученик должен знать:

- образную природу словесного искусства;

-  общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы, песня как жанр лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений), классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления), предание, частушка (развитие представлений), историзм художественной литературы, роман (начальные представления), реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления), комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как жанр драматургии (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).

Ученик должен уметь:

- определять связь литературного произведения со време­нем; понимать сложности соотношения времени изобра­женного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

- использовать различные формы изучения художествен­ных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изо­бражения одних и тех же событий в произведениях разных Жанров и в произведениях разных писателей;

- определять авторскую позицию писателя;

- создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

- пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

- использовать различные виды искусства для комменти­рования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- оценивать свои и чужие поступки.

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- планированию пути достижения цели.

- установлению целевых приоритетов.

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать условия выполнения учебной задачи.

- выделять альтернативные способы достижения цели.

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- аргументировать свою точку зрения.

- задавать вопросы.

- осуществлять контроль.

- составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

5.УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.

2. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014.

Для учителя

1 . Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 8 класс: Методические советы/ Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2016.

3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2017.

5. Еремина. О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии

В.Я. Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Экзамен, 2009.

6. Скоркина Н.М. Литература (поурочные планы для 8 класса). Волгоград: Учитель, 2001 7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2015.

Мультимедийные пособия

Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.

Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Уроки литературы с применением информационных технологий. 8-11 классы, выпуск 2. М.: Планета, 2013.

http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».

http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.

http://litera.edu.ru

http://www.ug.ru/ - «Учительская газета».

http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 Г классе (68 часов)

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения


Введение (1 час). Литература и история.



1.

Русская литература и история.

04.09



Устное народное творчество



2.

Хороводные и лирические песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Тематика и поэтика.

06.09


3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком». Дума К.Ф. Рылеева. «Смерть Ермака».

11.09



Из древнерусской литературы



4.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

13.09


5.

Внеклассное чтение. «Я хочу вам рассказать…»

18.09



Из русской литературы XVIII века



6.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Система образов комедии. Митрофанушка и г-жа Простакова.

20.09


7.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в комедии.

25.09


8.

Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Д.И. Фонвизина.

27.09



Из русской литературы XIХ века



9.

А.С. Пушкин. Слово о поэте и писателе, его отношение к истории и исторической теме в литературе.

02.10


10

«История Пугачёвского бунта» (отрывки) в художественном произведении и историческом труде. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

04.10


11

«Капитанская дочка». История создания. Герои и их исторические прототипы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль.(I-V главы)

16.10


12

Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Гринёв и Пугачёв. Динамичность действия.(VI-IX). Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены (X-XII главы).

18.10


13

Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Швабрин – антигерой.

23.10


14

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде. Авторская оценка восстания. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел. Подготовка к сочинению.

25.10


15

Классное сочинение по повести А. Пушкина «Капитанская дочка».

30.10


16

Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

01.11


17

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов. Образ Петербурга.

06.11


18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве.

08.11


19

«Мцыри». Романтическая поэма Лермонтова. Герой поэмы и его исповедь.

13.11


20

Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы.

15.11


21

Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермон-това «Мцыри».

27.11


22

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

29.11


23

«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и первой постановки. Оценка современников. Афиша комедии, замечания для актёров.

04.12


24

«Ревизор»: I и II действия. Хлестаков и «миражная интрига».

06.12


25

Семейство городничего.(III действие). Разоблачение пороков чиновничества. Приёмы сатирического изображения чиновников.(IVдействие).

11.12


26

Хлестаковщина как общественное явление. Новизна финала. Своеобразие действий. Смех – главный герой пьесы. Хлестаков и хлестаковщина.

13.12


27

Подготовка к сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении». Написание сочинения.

14.12


28

«Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Мечта и реальность. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

18.12



Из литературы II половины XIX века



29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

20.12


30

Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

25.12


31

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лер-монтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

27.12


32

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Лесков и его герои.

10.01


33

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий.

15.01


34

Мастерство Л.Н. Толстого. Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

17.01


35

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

22.01


36

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лер-монтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

24.01


37

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

29.01



Из литературы ХХ века



38

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Семейное счастье героев.

31.01


39

Понятие о сюжете и фабуле. «Что значит быть счастливым?»

01.02


40

Контрольная работа по творчеству Салтыкова-Щедрина, Лескова, Толстого, Чехова, Куприна.

05.02


41

В. Каверин. «Два капитана». Поиск «своей Атлантиды». Александр Григорьев, его любовь, поиск жизненного пути.

07.02


42

Герои Валентина Каверина.

12.02


43

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Мир на поле Куликовом. Обучение выразительному чтению стихотворений.

14.02


44

О.Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Выразительное чтение стихотворения.

26.02


45

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Отзыв на рассказ И.С. Шмелёва.

28.02


46

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

04.03


47

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки).

06.03


48

Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни».

11.03



Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.



49

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», Л. Ошанин «Дороги», А. Фатьянов «Соловьи».

13.03


50

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

18.03


51

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа. Правда о войне в поэме.

20.03


52

Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство поэта.

25.03


53

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

27.03


54

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века».

01.04



Современные авторы – детям.



55

А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница».

03.04


56

Внеклассное чтение по книгам А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак.

15.04


57

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

17.04


58

«Мне трудно без России…» Поэты русского зарубежья о Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

22.04


59

В. Крапивин. Книги о сверстниках.

24.04



Из зарубежной литературы



60

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

29.04


61

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

06.05


62

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма. Общечеловеческий смысл комедии.

08.05


63

Общечеловеческий смысл комедии. Инсценировка отдельных сцен.

13.04


64

Вальтер Скотт. «Айвенго». Средневековая Англия в романе.

15.05


65

Рыцарский роман и его герои.

20.05


66

Д.Д.Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (отрывок).

22.05


67

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Обобщающий урок. Внеклассное чтение. «Я хочу вам рассказать…»

27.05


68

Урок-рекомендация летнего чтения.

29.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!