муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)
«26» августа 2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Коррекционно-развивающие занятия»
5”Г” класса
(2 вариант)
2022 - 2023 учебный год
Учитель:
Шлыкова Анна Сергеевна,
первая квалификационная категория
Согласовано
Зам.директора по УВР Пихай Ю.П._______
г. Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ С(К)Ш №14;
- учебного плана АООП (вариант 2) на 2022-2023 учебный год МКОУ С(К)Ш №14.
- учебного плана образовательного учреждения.
Цели :
-Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное
-систематическое воздействие на различные анализаторы.
-Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Общая характеристика учебного предмета:
Коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Коррекционные курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью. На его изучение в 5 классе отведено 66 часа, 2 час в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметны результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
Возрастная идентификация
определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
умеет кооперироваться и сотрудничать;
избегает конфликтных ситуаций;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
-установления контактов, разрешения конфликтов;
использует элементарные формы речевого этикета;
принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в
создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
Биологический уровень
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях:
семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность
не мусорит на улице;
не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
Основное содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов
Материально-техническое обеспечение.
-Набор картинок для «Зашумлённые предметы»
-Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики
- Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Коррекционные занятия»
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов |
1 | | Дидактические игра «Волшебный мешочек». | 1 |
2 | | Игра на развитие памяти «Гуляем по лесу». | 1 |
3 | | Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер». | 1 |
4 | | Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. «Разведчики», «Запомни предметы» | 1 |
5 | | Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. «Определи Игрушку», «Путаница», «Корректурная проба». | 1 |
6 | | Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания. Пальчиковые игры «Семья», «Замочек», «Заборчик». | 1 |
7 | | Упражнения на развитие восприятия величины. «Матрёшки», «Большие и маленькие ноги». | 1 |
8 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Заборчик», «Лопаточка». | 1 |
9 | | Логоритмические упражнения «Дождик», «Листья». | 1 |
10 | | Развитие механической зрительной и слуховой памяти. «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». | 1 |
11 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Часики», «Качели». | 1 |
12 | | Развитие слухового внимания. Игра «Три медведя». | 1 |
13 | | Развитие слухового внимания. Игра «Тихо-громко». | 1 |
14 | | Логическое и понятийное мышление. «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации». | 1 |
15 | | Упражнения на развитие восприятия «Кто как кричит». | 1 |
16 | | Развитие слухового внимания. “Оркестр”, “Что звучит?” | 1 |
17 | | Развитие слухового внимания «Часовой». | 1 |
18 | | Установление причинно-следственных отношений. «Чей домик». | 1 |
19 | | Обобщение и нахождение противоположностей. «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». | 1 |
20 | | Анализ, сравнение, классификация, обобщение. «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». | 1 |
21 | | Упражнения на развитие моторики, внимания «У жирафа». | 1 |
22 | | Упражнения на развитие восприятия «Дорисуй фигуры». | 1 |
23 | | Логопедические игры «Снегурочка и снеговик». | 1 |
24 | | Развитие воображения, восприятия. «Найди окошко для фигуры». | 1 |
25 | | Логоритмические упражнения «За грибами». | 1 |
26 | | Дидактические игры на развитие речи «Что бывает круглым?». | 1 |
27 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Чашечка», «Вкусное варенье». | 1 |
28 | | Развитие слухового внимания. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?” | 1 |
29 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Трубочка – желобок». | 1 |
30 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Месим тесто», «Чашечка». | 1 |
31 | | Дидактические игры на развитие речи «Как говорит Оля?» | 1 |
32 | | Дидактические игры на развитие речи «Кто больше слов скажет?». | 1 |
33 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Змейка», «Часики». | 1 |
34 | | Развитие речевого дыхания. Упражнение «Ветряная мельница». | 1 |
35 | | Дидактические игры на развитие речи. «Много – мало», «Кто это? Чьё это?». | 1 |
36 | | Дидактические игры на развитие речи «Кто заблудился?». | 1 |
37 | | Дидактические игры на развитие речи «Какие бывают иголки?». | 1 |
38 | | Дидактические игры на развитие речи «Ручка-ножка». | 1 |
39 | | Дидактические игры на развитие речи «Едим, летим, плывем». | 1 |
40 | | Логопедические игры. «Ёжик и барабан». | 1 |
41 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Горка». | 1 |
42 | | Логоритмические упражнения «По ягоды». | 1 |
43 | | Дидактические игры на развитие речи «Прятки». | 1 |
44 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Маляр». | 1 |
45 | | Дидактические игры на развитие речи «Что вы видите вокруг?». | 1 |
46 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Лошадка». | 1 |
47 | | Дидактические игры на развитие речи «Скажи какое». | 1 |
48 | | Дидактические игры на развитие речи «Найди точное слово». | 1 |
49 | | Дидактические игры на развитие речи «Высокий – низкий». | 1 |
50 | | Дидактические игры на развитие речи «Кто у кого». | 1 |
51 | | Дидактические игры на развитие речи «Один-много». | 1 |
52 | | Дидактические игры на развитие речи «Кто что умеет делать». | 1 |
53 | | Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Что будет, если…». | 1 |
54 | | Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Что пропало?» | 1 |
55 | | Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Что внутри?». | 1 |
56 | | Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Как выглядит твой друг?». | 1 |
57 | | Дидактические игры на развитие речи и логического мышления «Режим дня». | 1 |
58 | | Развитие речевого дыхания. «Играем в собачку». | 1 |
59 | | Упражнения на развитие моторики, внимания “Кто летит”. | 1 |
60 | | Артикуляционная речевая гимнастика «Чистим зубки», «Месим тесто». | 1 |
61 | | Развитие слухового внимания. «3 медведя», «Узнай, что звенит?». | 1 |
62 | | Упражнения на развитие восприятия “Хлопки”. | 1 |
63 | | Упражнения на развитие моторики, внимания. Пальчиковые игры. | 1 |
64 | | Дидактические игры на развитие речи. «Кто это?», «Чьё это?». | 1 |
65 | | Артикуляционная речевая гимнастика "Парашютик","Барабанщик». | 1 |
66 | | Развитие слухового внимания. «Близкодалеко». | 1 |
67 | | Дидактические игры на развитие речи. «Медведь и заяц», «Прятки». | 1 |
68 | | Упражнения на развитие восприятия «Найди спрятанные предметы». | 1 |