СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету изобразительная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету изобразительная деятельность»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№2 «СПЕКТР»

Рассмотрено на заседании МО учителей НШ

Протокол

№3 от 26.08.2022 г.

Руководитель МО

_____О.В.Казак


Согласованно

Заместитель директора по УВР

__________Е.В. Морозова



«29» августа 2022 г


Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

для индивидуального обучения

ученицы 1«Д» класса



Программа составлена

учителем начальных классов

Логиновой С.А.



Бердск-2023




Пояснительная записка


Программа учебного курса «Изобразительная деятельность» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Цель: формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.


Задачи:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.

  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).


Учебный план составлен в соответствии:

1) с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 3273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2) с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе для детей с УО.

3) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

4) с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол от 02 июня 2020 года 2/20).

5) с Программой воспитания МБОУ СОШ №2 «Спектр» «Спектр зажигает звезды», утвержденная приказом школы от 31.08.2022 года № 328.

6) с Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28.

7) с «Школьными» СанПиНами -2022: актуальные требования к посещениям, организации образовательного процесса и учебникам.



При проведении уроков учитываю рекомендации ТПМПК (заключение № 194 от 08.04.2022 года).


Общая характеристика учебного предмета


В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.

Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:

- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

  • коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.






Описание места учебного предмета в учебном плане


Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс Изобразительной деятельности в 1 классе рассчитан на 66 часов: 33 часа индивидуально + 33 часа самостоятельно (дистанционно).

В 1 классе 33 учебные недели.

Количество часов в неделю, отводимых на уроки рисования в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.


Личностные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительная деятельность»


Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты

  • положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

  • понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • адекватные представления о собственных возможностях;

  • осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

  • проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);

  • овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Требования к умениям и навыкам к концу 1 класса:

Общие организационные умения: правильно сидеть за рабочим столом; правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом) и пользоваться ими; правильно располагать изобразительную поверхность на столе (парте).

Технические навыки изобразительной деятельности:

  • овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина, отщипывать кусок от целого куска пластилина; скатывать, раскатывать, сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого объемного изображения.

  • овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

  • овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям), раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея, выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.

  • овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш, фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы несложных форм (по образцу)

  • овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание массы.

  • овладение действиям с шаблонами и трафаретами

Композиционная деятельность: знать и применять элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности пространственные отношения; применять выразительные средства композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое); применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции: усвоить понятия «предмет», «форма», «часть», «узор»; иметь представление о существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии форм; знать геометрические фигуры; с помощью учителя и самостоятельно проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства; соотносить формы предметов с геометрическими фигурами; передавать пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.

Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи: узнавать и различать цвета спектра; уметь работать кистью и красками; проявлять эмоции при восприятии цвета; передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, грусть); на практике применять различные цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации.

Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о материалах, которые используют художники при создании своих произведений; иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания художественных произведений (репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

Направления работы

Формирование организационных умений:правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

  • разминание куска пластилина;

  • отщипывание кусков от целого куска пластилина;

  • размазывание по картону;

  • скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;

  • примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;

  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

  • приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);

  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;

  • приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея;

  • приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

  • рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);

  • рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);

  • удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;

  • осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;

  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;

  • завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);

Приемы работы красками:

  • примакивание кистью;

  • наращивание массы;

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;

  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.


Учебник: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, Изобразительное искусство, Москва, «Просвещение», 2018.





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема /Раздел

Количество часов

1

В мире волшебных линий

2ч +2ч

2

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке

2ч+2ч

3

От замысла к воплощению

2,5ч+2,5ч

4

Замысел плюс опыт равно творчество

10ч+10ч


ИТОГО

Всего 33часов: 16,5 ч индивидуально + 16,5 ч самостоятельной подготовки


\

Деятельность учителя в рамках программы воспитания:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его учеником, способствующих позитивному восприятию обучающемуся требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учеником примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения друг с другом;

-применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающегося.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени.

Задание: рисунок.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисти, краски, образцы изображений

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.

Характеризовать особенности красоты осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм.

Изображать характерные особенности осеннего леса, глядя на предложенный учителем образец.

Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов осенней природы.

Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике бумагопластики, в лепке, используя помощь учителя


2

Солнце на небе. Травка на земле.

Забор. Рисование.

Задание: рисование летней полянки, стоящего на ней забора. На голубом небе светит яркое солнце.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя.

Изображать характерные особенности пейзажа при различном освещении.

Изображать живописными средствами состояние природы родного края.

Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

3

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование.

Задание: рисование натюрморта из фруктов и овощей.

Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме.

Понимать, что такое натюрморт.

Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Овладевать живописными навыками работы цветными мелками.

Овладевать навыками работы с трафаретом, используя, если необходимо, помощь учителя.

Сравнивать свою работу с работами одноклассников.

  1. 4

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование.

Задание: рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом или другие предметы.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. Образцы форм. Рисуем самостоятельно.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Использовать трафарет простой формы для создания более сложных форм.

Посмотреть, как использует трафарет твой товарищ.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

Видеть в сложной форме составляющие – простые формы.

Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю.

Создавать изображения на основе простых и сложных форм.

5

Линия. Точка. Пятно. Рисование.

Задание: работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор.

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Использовать линию точку, пятно, как основу изобразительного образа на плоскости листа. Если задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.

Соотносить форму пятна, множество точек и разнообразие линий с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору – образ будущего изображения.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии.

Создавать изображения на основе пятна, точки, линии.

Сравнивать свою работу с работой одноклассников.

6

Изображаем лист сирени. Рисование.

Задание: рисование листа сирени.

Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Сравнивать форму листа сирени с другими формами.

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.

При возникновении трудностей обратиться за помощью к учителю.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.

Оценивать свою работу.








7

Рисование листа сирени.

Задание: нарисовать лист сирени.

Материалы и инструменты: трафарет листа, краски, кисточки

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Сравнивать форму листа сирени с другими формами.

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть пластику предмета.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и объема.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить работы.








8

Рисуем матрешку.

Задание: рисунок матрешки.

Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, краски, кисти.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Находить выразительные, образные объемы, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка и т. д.).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме (рельеф).

Изображать в объеме (рельеф) способами вдавливания и размазывания.

Если не получается, посмотреть, как делают работу другие.


  1. 9

Рисуем куклу - неваляшку.

Задание: рисование куклы-неваляшки

Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Понимать, что такое шаблон.

Овладевать навыками работы с шаблоном.

Изображать живописными средствами разные декоративные цветы внутри нарисованной формы.

Овладевать живописными навыками работы фломастерами и мелками.

Изображать предмет, максимально копируя форму, предложенную учителем.

Понимать простые основы геометрии, симметрию.

Оценивать свою деятельность.

  1. 10

Деревянный дом в деревне.

Задание: изображение деревянного дома из бревен в виде рисунка.

Материалы и инструменты: краски, кисти, иллюстрация с изображением деревянного дома – образец.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Наблюдать постройки, созданные человеком.

Анализировать их форму, пропорции, конструкцию.

Изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки.

Понимать, что в создании формы постройки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта постройка (дом) будет выглядеть.

Работать по образцу.

11-12

Рисунок русской печи.

Задание: изображение русской печи в технике рисования.

Материалы и инструменты: краски и кисти, иллюстрация с изображением русской печи.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Рассматривать и сравнивать печки разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Работать как индивидуально

Конструировать (строить) из бумаги.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.









13

Зима. Снеговик. Аппликация. Рисование.

Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус).

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть.

Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными карандашами.

Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Работать как индивидуально, так и в группе.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

Конструировать (строить) из бумаги.








14

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование.

Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке.

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, цветные карандаши.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Передавать в изображении характер и настроение праздника.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины.

Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник.

Сравнивать свою работу с другими работами.





15

Рисуем и лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.

Задание: слепи части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Объяснять, чем похожи и в чем разные люди.

Знать, как называются разные части тела человека.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Развивать навыки работы в технике лепки.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.




16

Рисунок и лепка. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй.

Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика.

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой?

Знать, как называются разные части тела зайки.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.


17

Рассматривание картин художников.

Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

18

Пирамидка. Рыбка. Рисунок. Изучение формы. Композиция рисунка.

Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой).

Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Овладевать техникой и способами аппликации.

Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка).

Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Продолжать осваивать приемы работы графическими материалами.

Наблюдать за работой одноклассников.


19

Ваза с цветами. Рисунок.

Задание: изображение вазы с цветами.

Материалы и инструменты: шаблон, цветные карандаши, фломастеры.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Объяснять, чем отличаются листы бумаги друг от друга.

Знать, для чего предназначена ваза.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике аппликации и рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.






20

Колобок. Нарисуй картинку.

Задание: рисование Колобка на полянке.

Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Анализировать последовательность изображения головы, лиц героев композиции. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров книжной графики и других видов искусства.

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи сказочности происходящих событий и действий.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.




21

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности. Дома в городе. Рисунок и аппликация.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации.

Материалы и инструменты: краски, кисти, цв.бумага, клей, ножницы.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать навыками конструирования из бумаги.

Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации.

Оценивать свою деятельность.






22

Выразительные возможности пластилина. Одноэтажный дом.

Трехэтажный дом. Рисунок и лепка.

Задание: изобразить в лепке одноэтажный и трехэтажный дом.

Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипывание).

Создавать изображение дома в технике лепки с передачей пропорций и учетом композиционного центра.

Оценивать свою деятельность.







23

Особенности создания аппликации. Многоэтажный дом. Рисунок и аппликация.

Задание: сделать аппликацию – изобразить многоэтажный дом.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Развивать навыки работы в технике бумагопластики.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.

Создавать и конструировать из простых геометрических форм.

Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра.

Овладевать приемами работы с бумагой.

Оценивать свою деятельность.

24

Времена года. Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ по картине художника.

Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Какое время года изображено на картине?

Материалы и инструменты: иллюстрация картины художника.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).

Знать имена знаменитых художников.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

25

Времена года. Весна. Почки на деревьях. Рисование картинки «Деревья с почками»

Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи настроения, состояния природы в картине.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь).

Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами.

Продолжать осваивать приемы работы по образцу.

26

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик.

Рисование.

Задание: нарисуй картинку по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички).

Материалы и инструменты: бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы.

Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы.

Овладевать живописными навыками работы акварелью.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.

Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка.

Оценивать свою деятельность.

Сравнивать выполненную работу с работой одноклассников.















27

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование.

Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Понимать, что живопись — это необыкновенный вид искусства, который отчетливо и красочно передает видение автором конкретного пейзажа.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Стараться передать красками увиденную красоту и вложить в нее свои чувства.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Развивать навыки работы гуашью.

Оценивать свою деятельность.





28

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Рисование.

Задание: аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе.

Материалы и инструменты: краски, кисти, цветные карандаши, образец.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративных элементов.

Овладеть навыками работы в аппликации.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы.

Получать первичные навыки декоративного изображения.

Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки самостоятельности в работе.







29

Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее.

Задание: сделай аппликацию и дорисуй ее.

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративных элементов.

Овладеть навыками работы в аппликации.

Участвовать в создании коллективных работ.

Понимать роль цвета в создании аппликации.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании наряда (сарафана).

Оценивать свою деятельность.

Формировать навыки совместной работы.











30

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

Задание: рисунок красками и кистью. Домик в деревне. Деревья рядом с домом.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции деревенского деревянного дома и назначение его отдельных элементов.

Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья).

Выражать свое отношение к архитектуре деревянного деревенского дома.

Развивать навыки творческой работы в технике акварели.

Сравнивать свою работу с другими.

31

Грибы. Грибы на пеньке. Рисование.

Задание: нарисовать грибы на пеньке.

Материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением грибов.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы в технике аппликации.

Изображать, используя все многообразие цвета.

Развивать навыки работы в технике аппликации.

Понимать пропорции как соотношение между собой частей одного целого.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного гриба).

Формировать навык самостоятельности.

32

Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование.

Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Наверху облака. Внизу цветы».)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Понимать, что такое тематическое рисование.

Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения.

Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя.

Усвоить информацию о существовании двух плоскостей – горизонтальной и вертикальной.

Закрепить понятия (наверху, внизу).

Развивать пространственные представления.

Учитывать размер и форму предметов.

Составлять рассказ по нарисованной картинке.

Практика совместной деятельности.




33

Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».)

Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Ночь, луна, домик».)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.

0,5ч.индивидуально + 0,5ч.самостоятельной подготовки

Понимать, что такое тематическое рисование.

Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения.

Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя.

Закрепить понятия (над, под, посередине, в центре).

Развивать пространственные представления.

Учитывать размер и форму предметов.

Составлять рассказ по нарисованной картинке.

Формировать навыки самостоятельности.






учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным потребностям.

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной категории обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».

Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Систематическое изучение содержания курса на I-ом этапе обучения по предмету «Изобразительное искусство» обеспечивается на основе использования одноименных учебников «Изобразительное искусство» для 1–4 классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемых издательством «Просвещение».

Содержание учебников направлено на формирование жизненных компетенций обучающихся, а именно на практическое усвоение приемов работы с разными художественными материалами и в разных видах изобразительной деятельности, на воспитание эстетического отношения к окружающей действительности с актуализацией жизненного опыта ребенка, на развитие его коммуникативных навыков и др. Материал учебников способствует усвоению учащимися доступных академических знаний о цвете, форме, композиции, материалах и инструментах, а также соответствующего словаря, знакомит с произведениями известных художников и предметами народного творчества.

Обучение рисованию, лепке, работе над аппликацией детей с нарушением интеллекта выстроено с учетом особенностей их развития. Материал учебников направлен на формирование у детей способов познания предметов и явлений для образования у них полных и ярких представлений об окружающем мире, развивает восприятие, зрительно-двигательную память, наглядно-образное мышление и воображение.

В учебниках учтены психофизические особенности, трудности обучающихся с нарушением интеллекта и возможности развития их познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер деятельности, а также разный уровень развития обучающихся в составе одного класса.

Иллюстративный ряд в учебниках многофункционален: являясь частью методического аппарата, иллюстрации не только дают представление о технических приемах изображения в рисунке, аппликации, лепке, но и становятся наглядной опорой развития мышления, эмоциональной сферы, эстетического восприятия обучающихся, руководством к организации их учебной деятельности.

В структуру учебников, в том числе для 1 класса, включены страницы для организации специальных упражнений, в процессе которых дети с нарушением интеллекта будут преодолевать трудности в овладении отдельными техническими приемами (запоминание формы посредством обведения пальчиком, проведение карандашом линий различной конфигурации, удержание кисти в разных положениях и многое другое). По образцам, рекомендуемым на страницах учебников, учитель сможет подготовить индивидуальный раздаточный материал для учеников класса с учетом возможностей каждого из них. Необходимый для выполнения ряда заданий дидактический материал для каждого класса (образцы графических изображений для обведения по контуру и раскрашивания, заготовки для использования их в качестве основы творческой деятельности обучающихся и др.) размещен на сайте издательства с возможностью свободного доступа, копирования и распечатывания учителем при подготовке раздаточного материала к урокам.

Методические странички в конце учебников служат опорой для педагога в организации деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства по определенным учебной программой направлениям работы и с учетом специфики методов и приемов обучения школьников с умственной отсталостью.

В методических рекомендациях, сопровождающих учебники для 1–4 классов, подробно рассматриваются вопросы развития у детей эстетического восприятия окружающей действительности и формирования интереса к изобразительному искусству, восприятия формы, цвета предметов и явлений природы, способов изображения и приемов работы с разными художественными материалами, формирования технических умений в изобразительной деятельности, навыков работы с художественными материалами и принадлежностями, обучения восприятию произведений искусства, композиционной деятельности и развития воображения.

К учебнику предлагается электронная версия. Использование электронной формы учебника (ЭФУ) дает дополнительную возможность активизации учебной деятельности школьников, расширения их представлений в связи с изучаемым предметом, формирования их жизненной компетенции и социальной адаптации. Данная форма учебника может быть использована какна уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для проведения внеурочных мероприятий. В целях обеспечения наибольшей эффективности привлечения материалов ЭФУ педагогу требуется организовывать учебную деятельность школьников с учетом их индивидуальных возможностей и специфики обучения. При необходимости педагогу следует давать дополнительные пошаговые инструкции, демонстрировать способы действия при выполнении тестовых заданий, предлагаемых в качестве тренажера и контроля.

Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!