МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1 Рабочая программа по предмету «Информатика», 9 класс А.В. Солодова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
директор школы
_________Т.Ю. Довженко
Пр. №_______от_________
Рабочая программа
по предмету «Информатика»
9е классы
срок реализации программы - 2020 - 2021 учебный год
Составитель: А.В. Солодова
п. Новосиньково, 2020
Данная программа является рабочей программой по предмету «Информатика» для учащихся 9х классов МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Информатика» в 9 классе, в соответствии с которым непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике Министерства образования РФ и Примерной программы для учреждений, работающих по системе учебников Босовой Л. Л. для 9 класса, с использованием рекомендаций авторской программы Босовой Л. Л. для 7 – 9 классов Информатика. Программа для основной школы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, которые соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа соответствует Основной Образовательной программе школы и Положению о рабочей программе.
Реализуемый УМК:
Л. Л. Босова, А.Ю.Босова. Информатика: учебник для 9 класса.
Л. Л. Босова, А.Ю.Босова. Информатика: Методическое пособие для 7 - 9 классов.
Программа содержит следующие разделы:
планируемые результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
умение владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
умение владеть общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
умение владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
умение владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах;
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнавать о физических ограничениях назначения характеристик компьютера.
знакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понимать сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
описывать любые дискретные данные, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
представлять информацию (данные) в современных компьютерах и робототехнических системах;
использовать примеры использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
узнавать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
использовать в программах строковых величин и операций со строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
решать задачи обработки данных и составлять алгоритмы их решения;
оперировать понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
использовать математическое моделирование в современном мире;
использовать принципы функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методы поиска в Интернете;
определять, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
понимать, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
понимать структуру современных компьютеров и назначение их элементов; использованию ИКТ в современном мире, на производстве и в научных исследованиях.
2. Содержание учебного предмета
Повторение (2 часа)
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных, структура программы на языке Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование различных алгоритмов.
1. Моделирование и формализация (7 часов)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
2. Алгоритмизация и программирование (11 часов)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (8 часов)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
4. Коммуникационные технологии (4 часа)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Повторение и систематизация учебного материала (2 часа)
№ пп | Наименование тем разделов | Кол -во часов |
1 | Повторение | 2 |
2 | Моделирование и формализация | 7 |
3 | Алгоритмизация и программирование | 11 |
4 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 8 |
5 | Коммуникационные технологии | 4 |
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ пп | № по разделу | Наименование разделов и тем | Сроки изучения программы |
плановые | фактические |
9 «А» | 9 «Б» | 9 «В» |
Повторение (2 ч) |
1 | 1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных, структура программы на языке Паскаль. | 01.09 - 04.09 | | | |
2 | 2 | Организация ввода и вывода данных. Программирование различных алгоритмов. | 07.09 - 11.09 | | | |
Раздел 1. Моделирование и формализация (7 ч) |
3 | 1 | Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения информационной модели. Классификация информационных моделей. | 14.09 - 18.09 | | | |
4 | 2 | Знаковые модели. Словесные модели. Математические модели. Компьютерные математические модели. | 21.09 - 25.09 | | | |
5 | 3 | Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей. Графы. Использование графов при решении задач | 28.09 – 02.10 | | | |
6 | 4 | Табличные информационные модели. Представление данных в табличной форме. Использование таблиц при решении задач. | 05.10 – 09.10 | | | |
7 | 5 | База данных как модель предметной области. Информационные системы и базы данных. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Что такое СУБД. Интерфейс СУБД. Создание базы данных. Запрос на выборку данных. Обобщение и систематизация основных понятий темы: Моделирование и формализация. | 12.10 - 16.10 | | | |
8 | 6 | Контрольная работа по теме: Моделирование и формализация. | 19.10 - 23.10 | | | |
9 | 7 | Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение. | 26.10 - 30.10 | | | |
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (11 ч) |
10 | 1 | Этапы решения задач на компьютере. Задача о пути торможения автомобиля. | 09.11 - 13.11 | | | |
11 | 2 | Решение задач на компьютере. Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. | 16.11 - 20.11 | | | |
12 | 3 | Заполнение массива. Вывод массива. | 23.11 - 27.11 | | | |
13 | 4 | Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. | 30.11 - 04.12 | | | |
14 | 5 | Сортировка массива. Решение задач с использованием массивов. | 07.12 - 11.12 | | | |
15 | 6 | Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа «Одномерные массивы». | 14.12 - 18.12 | | | |
16 | 7 | Анализ проверочной работы. Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот. | 21.12 - 25.12 | | | |
17 | 8 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот. Решение задач на вспомогательные алгоритмы для исполнителя Робот. | 28.12 - 15.01 | | | |
18 | 9 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции. | 18.01 - 22.01 | | | |
19 | 10 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы: Алгоритмизация и программирование. | 25.01 - 29.01 | | | |
20 | 11 | Контрольная работа по теме: Алгоритмизация и программирование. | 01.02 - 05.02 | | | |
Раздел 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (8 ч) |
21 | 1 | Анализ контрольной работы. Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. | 08.02 - 12.02 | | | |
22 | 2 | Данные в ячейках таблицы. Практическая работа: Использование различных данных в электронной таблице. | 15.02 - 19.02 | | | |
23 | 3 | Основные режимы работы электронных таблиц. Практическая работа: Оформление электронных таблиц. | 22.02 - 26.02 | | | |
24 | 4 | Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа: Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок. | 01.03 - 05.03 | | | |
25 | 5 | Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа: Использование встроенных и логических функций. | 09.03 - 12.03 | | | |
26 | 6 | Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных. Практическая работа: Сортировка и поиск данных. | 15.03 - 19.03 | | | |
27 | 7 | Построение диаграмм. Практическая работа: Построение диаграмм. Обобщение и систематизация основных понятий темы: Обработка числовой информации в электронных таблицах. | 29.03 - 02.04 | | | |
28 | 8 | Контрольная работа по теме: Обработка числовой информации в электронных таблицах. | 05.04 - 09.04 | | | |
Раздел 4. Коммуникационные технологии (4 ч) |
29 | 1 | Анализ контрольной работы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача информации. Всемирная компьютерная сеть Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имен. Протоколы передачи данных. Файловые архивы. | 12.04 - 16.04 | | | |
30 | 2 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 19.04 - 23.04 | | | |
31 | 3 | Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Обобщение и систематизация основных понятий темы: Коммуникационные технологии. | 26.04 - 30.04 | | | |
32 | 4 | Контрольная работа по теме: Коммуникационные технологии. | 04.05 - 07.05 | | | |
Повторение и систематизация учебного материала (2 ч) |
33 | 1 | Анализ контрольной работы. Повторение и систематизация учебного материала по теме: Алгоритмизация и программирование. | 11.05 - 14.05 | | | |
34 | 2 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: Обработка числовой информации в электронных таблицах. | 17.05 - 21.05 | | | |
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО
Кафедра учителей математики и информатики
Протокол от «___» ____________2020 г. №
Руководитель кафедры учителей математики и информатики
____________И.Д. Дмитриченко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_____________И. А. Воронкова
«____»____________2020 г.
14