СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "География" для среднего общего образования ( 10-11 классы)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "География" для среднего общего образования ( 10-11 классы)»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «География НСО» тесно связана с основным курсом «география» обязательной предметной области "Общественно-научные предметы" для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

- Приказ №1/5 от 8 апреля 2015 года примерные общеобразовательные программы

Согласно учебному плану на изучение Географии НСО отводится:

Класс

Часов в неделю

Количество учебных недель

Часов в год

10 класс

1

36

36


Всего: 36



В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МКОУ Корниловской СОШ на изучение географии Новосибирской области в 10 классе на ступени среднего (полного) общего образования отводится 36 ч из расчета 1 ч в неделю.

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области: учебное пособие – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. – 208 с. Содержание образования по географии Новосибирской области учебника «География Новосибирской области» реализуется с привлечением: Атлас Новосибирской области, Атлас по географии России.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • освоение системы географических знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства Новосибирской области, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; формирование представления об особенностях природы, населения Новосибирской области, об истории, об её значение для г.Новосибирска и её месте в стране, уважение к истории и культуре своей местности и населяющих её людей;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами Новосибирской области;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.



В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов Новосибирской области, их главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения области; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства Новосибирской области, размещения его основных отраслей; географическую специфику районов области, их различия по уровню социально-экономического развития;

  4. Особенности современного экономико-географического положения Новосибирской области, ее роль в территориальном разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Новосибирской области, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику области; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной в России и Новосибирской области, в своём районе , тенденций их возможного развития.




2.Содержание учебного предмета

Обоснование выбора программы

В качестве регионального компонента содержания образования в 10 классе в 2014-2015 учебном году определено: введение курса «География Новосибирской области», обеспечен учебно-методическим комплектом, программой, изучается как самостоятельный учебный курс.

Программа «География Новосибирской области» предназначена для изучения краеведческого материала, содержит темы по изучению природных, экономических и социальных особенностей Новосибирской области.

Содержание курса позволит познакомить учащихся с историей Новосибирской области, природой, культурными традициями, перспективами развития.

В настоящее время развитие Новосибирской области изучается весьма поверхностно в 8 классе параллельно с географией природы страны. В дальнейшем же связь с краеведением остается, с одной стороны, в виде посещения краеведческих музеев г.Новосибирска, а другой, стороны, в виде внеклассных занятий.

Курс «Новосибирская область» рассчитан на один год в 10 классе. Данный курс предлагает краткое изучение Новосибирской области, прослеживается интеграция с другими предметами. Будет уделено внимание и истории, и искусству и учащиеся также узнают об интересных людях своего края. Это поможет учащимся лучше понять, насколько тесно далекое прошлое родного края связано с прошлым всей страны, а особенно г.Новосибирска.

Ведь история Новосибирской области — неотъемлемая часть истории нашей великой Родины.

Изучение её обогатит учащихся знаниями героического прошлого области. Говоря же славами A.M. Горького, «чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём значение творимого нами настоящего».

Содержательная часть программы должна охватить аспекты:

  • исторический, который связан с историей возникновения и развития поселения до современного этапа;

  • гео биологический;

  • этнический, который дает возможность ощутить и понять национальную специфику;

  • экологический, который связан с представлениями о природе области, возможностями охраны о конструирование зон отдыха и лечения.

Важнейшей особенностью преподавания «Новосибирской области» является принцип выполнения самостоятельных работ с использованием местного материала. Учащиеся выполняют задания по книгам научно-популярного характера, изучают отдельные статьи, готовят доклады и рефераты.

Большое значение должно уделяться внеурочной деятельности, то есть проведению экскурсий: в музеи, выставки, районные центры, встречи с интересными людьми, после чего учащиеся составляют отсчет о посещении или встрече. Экскурсии должны соответствовать программе планирования.

Данная рабочая программа представляет собой вариант подготовки учащихся к курсу «Новосибирсковедение» в общеобразовательных школах, созданный на основе проектируемого городским центром развития образования г.Новосибирска.

Курс «Новосибирская область» рассчитан на изучение учащимися 10 класса (1 час в неделю в течение одного учебного года ).





Технология обучения

Программа составлена в расчете на осуществление деятельностного подхода к обучению, индивидуальных образовательных маршрутов, технологии РКМЧП, использование ЭОР и ИКТ.

3.Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

В том числе

прак.

контр.

1

Введение

2

-

-

2

Раздел 1. Физическая география Новосибирской области

14

5

1

3

Раздел 2. Экономическая и социальная география Новосибирской области

14

6

-

4

Заключение

4


-

1


Всего:

36

11

2



Введение ( 2 ч ) Предмет географии Новосибирской области. Семь чудес Новосибирской области: Святой ключ, озеро Карачи, Чичабург, озеро Чаны, Беловский водопад, Сузунский медеплавильный завод с Монетным двором, Барсуковская пещера. История Новосибирской области. Образование народности сибирских татар. Сибирское ханство. Новосибирская область в XVI-XVIII вв., переселение крестьян в Сибирь в XIX-XX вв. Образование Новониколаевска. Новосибирская область в годы гражданской войны. Вхождение Новосибирской области в состав Томской губернии, Новониколаевской губернии, Сибирского края, Западносибирского края. Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Раздел 1. Физическая география Новосибирской области ( 14 ч) Особенности географического положения Новосибирской области. Площадь НСО. Границы Новосибирской области. Основные черты рельефа. Барабинская низменность (Бараба), Васюганская возвышенная равнина, Кулундинская низменная равнина, Приобское плато, Салаирский кряж, Присалаирская равнина, Кузнецкая котловина. Повышение территории области с запада на восток. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность. Геологическое строение. Западно-Сибирская платформа. Основные этапы развития рельефа НСО. Современные процессы рельефообразования. Полезные ископаемые. Важнейшие месторождения полезных ископаемых на территории области. Климатические условия: температура воздуха, осадки, сезоны года. Изменение климата. Внутренние воды. Реки Обского бассейна (Бердь, Иня, Шегарка, Тула), Иртышского бассейна (Тара, Омь), реки замкнутого стока (Каргат, Чулым, Баган, Карасук). Крупные озёра( Чаны, Убинское, Сартлан, Урюм, Тандово, Хорошее). Происхождение озёр НСО: просадочное, пойменное, тектоническое. Роль озёр в природе и жизни человека. Подземные воды. Почвы Новосибирской области, их типы, условия образования. Растительность Новосибирской области Зависимость растительных сообществ от климата, рельефа, горных пород. Зональность в распределении растительного покрова. Растительные ресурсы области. Редкие и исчезающие виды растений Новосибирской области. Многообразие животного мира Новосибирской области. Редкие и исчезающие виды животных Новосибирской области. Заказники НСО. Природно-территориальные комплексы Новосибирской области: лесная зона, лесостепная зона, степная зона, горно-таёжный пояс Салаирского кряжа. Практические работы. 1. Характеристика географического положения Новосибирской области. 2. Характеристика рельефа Новосибирской области. 3. Оценка климатических условий Новосибирской области для жизни и хозяйственной деятельности человека. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями, водными и лесными ресурсами. 4. Характеристика рек Новосибирской области. 5. Физико-географическая характеристика природного комплекса.

Раздел 2. Экономическая и социальная география Новосибирской области (14ч) Экономико-географическое положение области и её место в народном хозяйстве России. Место области в территориальном разделении труда. Исторические условия формирования территориальной организации хозяйства области. Природные условия и ресурсы – фактор территориальной организации хозяйства области. Население как фактор территориальной организации хозяйства. Численность и размещение населения. Миграции. Демографические проблемы. Национальный состав населения Новосибирской области. Трудовые ресурсы. Городское и сельское население. Общая характеристика территориально-производственного комплекса Новосибирской области. Межотраслевые комплексы области. Аграрно-промышленный комплекс. Транспорт. Внешние связи Новосибирской области. Территориальная структура Новосибирской области. Охрана окружающей среды.

Практические работы. 6. Выявление характерных черт ЭГП Новосибирской области. 7.Составление схемы классификации природных ресурсов Новосибирской области (по характеру использования). 8.Определение и сравнение средней плотности населения двух районов области (по выбору учителя) и объяснение причин различий. 9. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства Новосибирской области. 10. Установление основных источников загрязнения своей местности. 11. Разработка проекта системы природоохранных мероприятий для территории своего села.

Раздел 3. Культура и традиции Новосибирской области ( 4ч) Исторические памятники Новосибирской области. Памятники культуры Новосибирской области. Новосибирск – столица Сибири. Гордость Новосибирской области: герои Великой Отечественной войны, герои войн в Афганистане и на Северном Кавказе. Знаменитые жители Новосибирской области и Новосибирска. Писатели и художники Новосибирской области.

Заключение ( 2ч). Обобщение за курс географии Новосибирской области. Защита учебных проектов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!