СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Физика», 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Физики» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочей программы к линии УМК А.В Грачёва «Физика» 7-9 классы (А. В. Грачёв, В.А Погожев, П.Ю. Боков и др. - М.:Вентана-Граф 2017. - 86 с.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Физика», 8 класс»

Рабочая программа

ГБОУ «СОШ № 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61

имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»


РАССМОТРЕНО

Председатель МО СОШ № 61

_______ -----------------------

(ФИО)

Протокол № от « » июня 20 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора СОШ № 61

_______ --------------------------

(ФИО)

« » августа 20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОШ № 61

_______ -----------------

(ФИО)

Приказ № от « » августа 20 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Физика»

для 8 классов

на 2020 – 2021 учебный год









Составитель:

Исаева Наталья Геннадьевна,

учитель физики

первой квалификационной категории







Севастополь

2020 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Физики» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочей программы к линии УМК А.В Грачёва «Физика» 7-9 классы (А. В. Грачёв, В.А Погожев, П.Ю. Боков и др. - М.:Вентана-Граф 2017. - 86 с.)

В данную программу были внесены следующие изменения:

  1. вместо 70 часов планируется 68 часов

Данные изменения обосновываются тем, что по Учебному плану школы 34 учебных недели.

Учебный материал изучается на базовом уровне.

Межпредметные связи: рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и экспериментальных задач, выполняемых учащимися. УМК А.В Грачёва реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира. Курс физики является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, так как физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии.

Для работы по данной программе используется учебно-методический комплект.

  1. Рабочая программа к линии УМК А. В. Грачёва : Физика 7–9

  2. Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика -8. Учебник.- М.Вентана – Граф. 2013.

  3. Сайт издательства«Вентана-Граф»,раздел:Методическая поддержка.Физика. (А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов).Адрес : http://www.vgf.ru


Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часов в неделю. Промежуточная аттестация проводиться по результатам текущих отметок и тематического контроля. Данная программа может быть использована для индивидуального и домашнего обучения.





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • уметь применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • уметь докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

По окончании изучения курса обучающийся научится:

•наблюдать тепловые явления и объяснять основные свойства таких явлений, как диффузия, взаимодействие молекул, смачивание, несмачивание, броуновское движение, тепловое(хаотическое) движение молекул, теплообмен, тепловое (термодинамическое) равновесие, агрегатные состояния вещества и их изменения: испарение, конденсация, кипение,плавление, кристаллизация;

•объяснять смысл таких физических моделей, как термодинамическая система, теплоизолированная термодинамическая система, идеальный газ; использовать их при изучении тепловых явлений, законов физики, воспроизведении научных методов познания природы;

•описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя для этого знание таких физических величин, как количество теплоты, внутренняя энергия термодинамической системы, работа при расширении, температура, давление, объём, теплоёмкость тела, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, парообразования и конденсации, влажность воздуха, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ; правильно трактовать смысл используемых физических величин;

•понимать смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах (первый закон термодинамики), нулевого закона термодинамики; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин;

•проводить прямые измерения физических величин: промежутков времени, длины, массы, температуры, объёма, давления; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии термодинамической системы, количества теплоты, удельной теплоёмкости вещества, абсолютной влажности воздуха, относительной влажности воздуха; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений длины, температуры, массы, плотности, объёма, давления;

•выполнять экспериментальные исследования тепловых явлений: диффузии, теплообмена, изменения агрегатных состояний вещества; исследования зависимостей между физическими величинами - макропараметрами термодинамической системы; экспериментальную проверку гипотез при изучении тепловых явлений и процессов;

•решать физические задачи на определение характеристик и

свойств веществ в различных агрегатных состояниях, изменения внутренней энергии термодинамической системы, на применение закона сохранения энергии в механических и тепловых процессах, на расчёт удельной теплоёмкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты парообразования и плавления, используя знание физических законов, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) и графических зависимостей между ними, выбранных физических моделей, представляя решение в общем виде и (или) в числовом выражении.

По окончании изучения курса обучающийся получит возможность научиться:

•приводить примеры практического использования знаний о тепловых явлениях и физических законах; использовать эти знания в повседневной жизни - для бытовых нужд, в учебных целях, для сохранения здоровья, безопасного использования технических устройств, соблюдения норм экологической безопасности;

•определять границы применимости физических законов: понимать всеобщий характер фундаментальных законов природы (сохранения энергии в тепловых процессах, нулевого начала термодинамики) и условия применимости частных законов (законов идеального газа);

•представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (например, температуры остывающего тела от времени);

•анализировать характер зависимости между физическими величинами, относящимися к изучаемым законам (термодинамики, идеального газа), выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

•понимать принципы действия тепловых двигателей и холодильных машин, измерительных приборов, технических устройств, физические основы их работы, описывать использованные при их создании модели и законы тепловых явлений;

•решать задачи на определение характеристик и свойств веществ в различных агрегатных состояниях, изменение внутренней энергии термодинамической системы, сохранение энергии в механических и тепловых процессах, задачи об изопроцессах и на применение первого закона термодинамики к изопроцессам, задачи о тепловых машинах, требующие анализа данных, моделей, физических закономерностей, определяющих решение, необходимости вырабатывать логику и содержание действий, анализировать полученный результат;

•осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и учебно-исследовательских работ по тепловым явлениям.


Содержание учебного предмета

Основное содержание учебного предмета представляет собой следующее:

Раздел I. Строение вещества и тепловые явления (29 часов). Включает в себя следующие темы: Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Газовые законы. Объединенный газовый закон. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Насыщенный пар. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин. Демонстрации Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Явление испарения. Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости. Явления плавления и кристаллизации. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторные работы (3 часа)

  1. Исследование изменения температуры остывающей воды во времени. [Изучение явления теплообмена.]

  2. Измерение удельной теплоемкости вещества. [Измерение удельной теплоты плавления льда.] [Измерение влажности воздуха.]

  3. Сравнение количеств теплоты при теплообмене

[Изучение зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.]

Раздел II. Электромагнитные явления (36 часов) Включает в себя следующие темы: Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Принцип суперпозиции для сил взаимодействия электрических зарядов. Дальнодействие и близкодействие. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Амперметр. Вольтметр. Электромагнит. Электродвигатель. Электромагнитное реле. Динамик. Микрофон. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.

Основными элементами содержания являются: электризация тел. Электрон. Положительный ион. Отрицательный ион. Электроскоп. Электрическое поле. Силовые линии электрического поля. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока.

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовым приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Демонстрации Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа (электрометра). Наблюдение электростатического взаимодействия заряженных тел. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах. Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного и переменного тока. Лабораторные работы (4 часа):

  1. Изучение электрической цепи и измерение силы тока и напряжения. [Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.]

  2. Исследование зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра. [Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.]

  3. Измерение работы и мощности электрического тока. [Изучение взаимодействия постоянных магнитов.] [Изучение магнитного поля прямого проводника и катушки с током.] [Изучение явления намагничивания железа.] [Изучение принципа действия электромагнитного реле.]

  4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. [Изучение принципа действия электродвигателя.]

Условное обозначение: [] – дополнительная лабораторная работа выполнение которой на усмотрение учителя.

Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

Раздел I. Строения вещества и тепловые явления – 29 часов

1-5

Молекулярная теория строения вещества

5

5

-

-

6-17

Основы термодинамики

12

8

3

1

18-23

Изменения агрегатных состояний вещества

6

5

1

-

24-29

Тепловые машины

6

5

-

1

Раздел II. Электромагнитные явления – 36 час

30-39

Электрические явления

10

10

-

-

40-57

Постоянный электрический ток

18

13

4

1

58-65

Электромагнитные явления

8

6

1

1

66-68

Повторение

3

3


Итого:

68

55

9

4



Приложение

к Рабочей программе,

утвержденной приказом

от « 31» августа 2020 г. № 268

Календарно-тематический план

по предмету «Физика»

для 8 а, б, в, г класса

на 2020-2021 учебный год

Учитель: Исаева Наталья Геннадьена

Дата

(по плану)

Дата

(по факту)

Наименование темы

Кол-во часов

Элементы содержания

Виды деятельности

(на уровне УУД)

Формы и виды контроля

Домашнее задание

Раздел I. Строения вещества и тепловые явления – 29 часов

    1. Молекулярная теория строения вещества – 5 часов

1/1

03.09

Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение вещества

1


Работа с инструкцией по ТБ с росписью в журнале. Знать: определение молекулы, атома, порядок размеров и массы молекул.

Устный опрос.

§1,2

Стр. 5-7

Основы Т/Б

2/2

05.09

Масса и размеры молекулы.

1

«Оценка размеров молекулы по фотографии»

Уметь: приводить примеры, объяснять результаты опытов, доказывающих существование молекул и наличие промежутков между ними.

Практическая работа.

§3, Упр.2, Стр. 15

3/3

10.09

Движение молекул

1

Р.з. на определение количества молекул, массы и размеры молекул

Описывать атомарную гипотезу строения вещества, модель молекулы вещества.

Наблюдать движение броуновских частиц на модели.

Устный опрос

§4, Стр. 15-19

4/4

12.09

Взаимодействие молекул

1

Притяжение и отталкивание молекулам. Смачивание и несмачивание. Капилляры

Описывать взаимодействие молекул вещества в различных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы вещества

Устный опрос

§5, Стр. 20- 26

5/5

17/09

Агрегатные состояния вещества

1

Три агрегатных состояния вещества


Коллективное обсуждение

§5, 6, Стр. 27-31, Стр.27, задание

    1. Основы термодинамики – 12 часов

6/1

19.09

Внутренняя энергия термодинамической системы.

1


Наблюдать явление перехода термодинамической системы из одного состояния в другое при совершении работы и при теплопередаче.


Коллективное обсуждение


§7, Стр.32-35

7/2

24.09

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.

1


Описывать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы и при теплопередаче.

Задания на соответствие

§8,9,Стр. 36-44

8/3

26.09

Закон сохранения энергии при тепловых процессах

1


Наблюдать при нагревании расширение: воздуха в колбе, ртути в медицинском термометре, спирта в лабораторном термометре.

Проводить прямые измерения физических величин: массы, температуры; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений температуры, массы, плотности.

Задания на соответствие

§10, Стр. 45-48,

Упр. 2, Стр49

9/4

01.10

Виды теплообмена

1

Теплопередача способ изменения внутренней энергии системы. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Виды теплопередачи в природе, быту и технике. Совместное проявление трех видов теплопередачи.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (температуру остывающего тела от времени); анализировать характер зависимости между физическими величинами при изучении первого закона термодинамики.

Уметь пользоваться термодинамической шкалой Кельвина, осуществлять перевод значений температуры для шкал Кельвина и Цельсия.

Наблюдать, различать и описывать виды теплопередачи, приводить примеры процессов.

Устный опрос.

§11, Стр 49-54, Упр. 2, Стр.55

10/5

03.10

Температура и тепловое равновесие

1

Температура. Измерение температуры. Термометр. Термодинамические шкалы. Устройство термометра. Области измеряемых температур.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости (температуру остывающего тела от времени)

Наблюдать при нагревании расширение: воздуха в колбе, ртути в медицинском термометре, спирта в лабораторном термометре.

Измерять температуру термометром с учётом абсолютной и относительной погрешностей измерения.

Устный опрос.

§12,13, Стр.

56-61. Упр.1,2,3

11/6

08.10

Лабораторная работа № 1

«Исследование изменения температуры остывающей воды от времени»

1

Правила проведения лабораторной работы, ТБ.

Измерять температуру термометром с учётом абсолютной и относительной погрешностей измерения.



Повторение

12/7

10.10

Удельная теплоёмкость. Лабораторная работа № 2

«Сравнение количеств теплоты при теплообмене»

1

Удельная теплоёмкость.

Использовать физ. величины: температура, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплоёмкость при изучении свойств тел и тепловых явлений; использовать обозначения физических величин и единицы физических величин в СИ.


§14, Стр64-69, Упр.3,6

13/8

15.10

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

1

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Правила проведения лаб. работы, ТБ.

Измерение, вывод, единицы измерения

Лабораторная работа

Повторение

14/9

17.10

Решение задач на теплообмен

1

Алгоритм решения задач на теплообмен.

Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче

Физический диктант

§15, Стр. 74, Упр.1,2

15/10

22.10

Удельная теплота сгорания топлива.

1

Горение топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Вычислять количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту сгорания разных видов топлива.

Комбинированная

§16, Стр. 75-78, Упр. 1

16/11

24.10

Решение задач.

Основные закономерности термодинамики

1

Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса.


Вычислять количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту сгорания разных видов топлива.

Комбинированная

§7-16,

Стр. 81

17/12

29.11

Контрольная работа №1 «Основы термодинамики»

1

Весь материал темы «Основы термодинамики».




    1. Изменения агрегатных состояний вещества – 6 часов

18/1

12.11

Испарение и конденсация

1

Распределение молекул по скоростям. Испарение. Конденсация. Изменение температура термодинамической системы при испарении и конденсации. Скорость процесса испарения.

Наблюдать испарение, конденсацию, кипение, плавление и кристаллизацию веществ.

Описывать, определять и объяснять с точки зрения молекулярной теории процессы изменения агрегатных состояний вещества: испарения и конденсации, кипения, плавления и кристаллизации.

Устный опрос.

§17,

Стр. 82-86

19/2

14.11

Насыщенный пар. Влажность воздуха

1

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Плотность водяного пара. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Точка росы. Измерение влажности.

Давать определения понятиям и физическим величинам: насыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления вещества; трактовать смысл физических величин.

Устный опрос.

§18,19,

Стр. 87-92,

Упр. 7, 8, Стр93

20/3

19.11

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

Влажность воздуха. Плотность водяного пара. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Точка росы.

Объяснять устройство и действие гигрометра, психрометра.

Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра.

Лабораторная работа

§19

21/4

21.11

Удельная теплота парообразования. Кипение

1

Удельная теплота парообразования. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от внешнего давления.

Наблюдать явления испарения и конденсации, кипение жидкости.

Изучать понятие насыщенного пара. Исследовать с помощью графика процесс кипения жидкости.

Устный опрос.

§20, Стр. 94-98, Упр.1,2, Стр. 99

22/5

26.11


Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.

1

Плавление. Кристаллизация. Температура плавления и кристаллизации. Постоянство температуры при плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления. Плавление кристаллических и аморфных тел. График зависимости температуры плавящегося тела от времени.

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования.

Объяснять графическую зависимость температуры вещества от времени в процессах плавления и к Наблюдать плавление и кристаллизацию вещества.

Исследовать с помощью графика процесс плавления кристаллического тела (льда). Вычислять удельную теплоту плавления вещества.

Устный опрос.


§21,

Стр. 100-104

23/6

28.11

Решение задач


1

Физический диктант

Стр. 105, Упр. Б

    1. Тепловые машины – 6 часов

24/1

03.12

Поршневой двигатель внутреннего сгорания.

1

Тепловые и холодильные машины. Циклический процесс. Тепловой 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания. Работа двигателя. Двигатель Дизеля.

Определять основные части любого теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело).

Объяснять по схемам устройство тепловых машин.

Наблюдать действие четырёхтактного поршневого двигателя внутреннего сгорания на его модели.

Устный опрос.


§27, Стр. 130-133, Упр. 1, Стр. 134

25/2

05.12

Паровые и газовые турбины. Турбореактивные двигатели и реактивные двигатели ракет.

1

Паровая и газовая турбины. Реактивные и турбореактивные двигатели. Сила тяги двигателя.

Объяснять устройство и действие паровой турбины, газотурбинного двигателя, холодильника

Определять основные части теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело).

Объяснять по схеме устройство и действие теплового двигателя.


Доклады

§28, Стр.135-138, Упр. Стр. 139

26/3

10.12

Холодильные машины. КПД теплового двигателя

1

Устройство холодильной машины. Эффективность работы холодильной машины. Преобразование энергии в тепловом двигателе. Нагреватель, рабочее тело и холодильник. Полезная механическая работа теплового двигателя. КПД теплового двигателя.

Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей.

Определять основные части теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело).

Объяснять по схеме устройство и действие теплового двигателя.


Устный опрос.

§29, 30,

Стр. 140-143, Упр. 1, 2, Стр. 143

27/4

12.12

Экологические проблемы тепловых двигателей

1

Доклады учащихся по экологическим проблемам, связанным с применением тепловых двигателей

Обсуждать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей

[Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ.]

Доклады

§31, Упр. 2. Стр.148.

28/5

17.12

Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые машины

1

Весь материал тем «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины»

Систематизировать и обобщать знания по темам «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины»

Устный опрос.

Повторение Стр. 152

29/6

19.12

Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины».

1




Повторение

Раздел II. Электромагнитные явления – 36 часов

2.1. Электрические явления – 10 часов

30/1

24.12

Электризация тел. Электрический заряд.

1

Электрическое взаимодействие. Притяжение и отталкивание заряженных тел. Два вида электрических зарядов.

Экспериментально исследовать явление электризации тел, виды заряда.

Описывать электризацию тел; определять виды электрического заряда, характеризовать электрические свойства веществ.

Устный опрос.

§33,

Стр. 153-157,

31/2

24.12

Строение атома

1

Атом. Атомное ядро. Электроны. Протоны. Нейтроны. Носители заряда. Проводники. Диэлектрики.

Объяснять электрические свойства веществ, электризацию тел, поляризацию диэлектриков и проводников на основе атомарного строения вещества.

Комбинированная

§34,

Стр.158-161

32/3

26.12

Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда.

1

Электрически нейтральное тело. Заряженное тело. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда.

Объяснять смысл физических моделей: положительный и отрицательный электрические заряды, планетарная модель атома, точечный заряд, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле.

Устный опрос.

§35,

Стр. 162-165

33/4

14.01


Электроскоп

1

Устройство электроскопа и электрометра. Измерение величины заряда с помощью электрометра.

Задание на соответствие

Повторение

§36,

Стр. 167-169, Упр. Стр. 170

34/5

16.01

Закон Кулона

1

Точечный заряд. Электрический заряд тела. Опыты Кулона-Кавендиша. Закон Кулона.

Понимать смысл законов: сохранения электрического заряда, закона Кулона, [принципа суперпозиции (сложения электрических сил)]; объяснять содержание закона Кулона на уровне взаимосвязи физических величин.

Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, напряжение, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля.


Комбинированная

§37,

Стр.170-174, Упр. 3,5

35/6

21.01


Электрическое поле

1

Электрическое поле..

Устный опрос.

§39, Стр.179-182, Упр. 2,3

36/7

23.01

Силовые линии электрического поля.

1

Силовые линии электрического поля. Направление вектора напряженности электрического поля. Густота силовых линий. Однородное электрическое поле

Комбинированная

§40,

Стр. 184-188, Упр. 2

37/8

28.01

Работа сил электрического поля. Электрическое напряжение

1

Работа сил электрического поля. Электрическое напряжение.

Вычислять работу сил однородного электрического поля

Устный опрос.

§41,

Стр. 189-194, Упр. 1,4

38/9

30.01

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

1

Конденсатор. Обкладки конденсатора. Заряд конденсатора. Электрическое поле конденсатора. Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора.

Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, напряжение, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля.

Физический диктант

§42,

Стр. 195- 198, Упр. 1,2

39/10


04.02

Решение задач на электрические явления

1


Решать задачи на использование за-кона Кулона, определение работы однородного электрического поля, напряжения, энергии и заряда конденсатора.

Воспроизводить линии напряжённости электрического поля одного, двух точечных зарядов, двух пластин при объяснении электрических взаимодействий, решении задач.

Комбинированная

Стр. 200, Упр. 5

2.2. Постоянный электрический ток – 18 часов

40/1

06.02

Электрический ток. Условия его возникновения

1

Электрический ток. Действия электрического тока. Условия существования электрического тока. Направление электрического тока. Сила электрического тока. Электрическая цепь. Источник тока.

Понимать и объяснять электрические явления: электрический ток, условия его возникновения, сопротивление, действия тока.

Устный опрос.

§43,

Стр. 203-207

41/2

11.02

Электрический ток в металлах. Сила тока

1

Металл. Свободные электроны. Электрический ток в металле

Определять физические величины: сила тока,

использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ

Комбинированная

§44,45

Стр. 208-214

42/3

13.02

Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»

1

Измерение силы тока. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.

Соблюдать правила безопасности при работе с источниками тока, измерительными приборами, бытовыми электронагревательными приборами

Лабораторная работа


43/4

18.02

Измерение напряжения Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Напряжение. Измерение напряжения. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.

Проводить прямые измерения физических величин: силы тока, напряжения, косвенные измерения физических величин: сопротивления, работы и мощности тока; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока. Выполнять экспериментальные исследования в целях изучения закона Ома для участка электрической цепи, теплового действия тока; пользоваться амперметром, вольтметром, реостатом. Соблюдать правила безопасности при работе с источниками тока, измерительными приборами, бытовыми электронагревательными приборами

Фронтальный опрос

Вопросы в ходе урока по материалу

Лабораторная работа

§46,

Стр. 216-219

44/5

20.02

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

Устный опрос.

§47,

Стр. 220-222, Упр. 2, 3, Стр.2,3

45/6

25.02

Удельное сопротивление вещества.

1

Расчет сопротивления проводника.

Удельное сопротивление вещества. Резистор. Реостат

Физический диктант

§48,

Стр. 225-229, Упр. 3

46/7

27.02

Лабораторная работа № 7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.



47/8

04.03

Последовательное соединение проводников.

1

Последовательное соединение проводников и его свойства. Общее сопротивление последовательно соединенных проводников.

Сравнивать последовательное и параллельное соединения проводников. Экспериментально исследовать электрическую цепь с последовательным соединением проводников с помощью вольтметра и амперметра.

Устный опрос.

§49,

Стр. 230-232, Упр. 1,2

48/9

06.03

Параллельное соединение проводников

1

Параллельное соединение проводников и его свойства. Общее сопротивление параллельно соединенных проводников.

Физический диктант

§50,

Стр. 234-237, Упр. 1

49/10

11.03

Работа и мощность электрического тока

1

Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Потребление электрической энергии. Киловатт-час. Электрический счетчик

Вычислять работу и мощность электрического тока.

Понимать устройство и действие плавкого предохранителя, принципы работы электрических нагревательных приборов, источников тока. понимать назначение электрического счётчика, рассчитывать потребление электрической энергии за расчётный период по показаниям электрического счётчика, осуществлять самостоятельный поиск информации о тарифах на электрическую энергию в регионе, пользоваться таблицей мощностей.

Пользоваться амперметром, воль. Проводить прямые измерения физических величин

Устный опрос.

§51,

Стр. 237-240, Упр. 2,5,7

50/11

13.03

Лабораторная работа № 8 «Измерение работы и мощности электрического тока».

1

Работа электрического тока. Мощность электрического тока .Правила проведения лабораторной работы, ТБ.

Лабораторная работа


51/12

20.03

Закон Джоуля-Ленца

1

Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Предохранители.

Комбинированная

§52,

Стр. 241-244, Упр. 5, Стр. 246

52/13

01.04

Электрический ток в газах.

1

Носители тока в газах. Ионизация газа. Применение тока в газах. Защита от молнии.

Познакомиться с природой электрического тока в газах и полупроводниках.

Обсуждать устройство, действие и практические применения полупроводниковых приборов.]

Физический диктант

§53,

Стр. 247

53/14

03.04

Электрический ток в полупроводниках

1

Полупроводник. Носителя заряда в полупроводнике. Электрон. Дырка. Собственная проводимость. Примесная проводимость.

Устный опрос.

§54,

Стр. 248-251

54/15

08.04


Источники тока

1

Электрофорная машина. Гальванический элемент. Аккумуляторная батарея.


Комбинированная

§55,

Стр.252-256

55/16

10.04

Повторение и обобщение тем: « Электрические явления», «Постоянный электрический ток»

1



Комбинированная

§33-55

56/17

15.04


Повторение и обобщение тем:

«Электрические явления», «Постоянный электрический ток»

1



Комбинированная

§33-55

57/18

17.04

Контрольная работа № 3 «Электрические явления» «Постоянный электрический ток».

1




Повторение

2.3 Электромагнитные явления – 8 часов

58/1

22.04

Магниты и их свойства

1

Магниты. Магнитотвердые и магнитомягкие материалы. Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитный северный и южный полюса.

Наблюдать явления взаимодействия постоянных магнитов, намагничивания тел.

Характеризовать магнитные свойства веществ.

Объяснять смысл физических моделей: магнитная стрелка, линии магнитной индукции.

Наблюдать опыт Эрстеда, описывать магнитные взаимодействия проводника с током и постоянного магнита, двух проводников с током. Наблюдать действие магнитного поля на рамку с током.


Устный опрос.

§56,

Стр. 259-261

59/2

24.04

Магнитное поле.

1

Силовые линии магнитного поля. Магнитное поле тока. Магнитное поле постоянного магнита.


Устный опрос.

§57.

Стр. 262-266

60/3

29.04

Линии магнитного поля.

1

Гипотеза Ампера. Действие магнитного поля на проводник с током.

§33, стр.148

§58,

Стр. 267-271

61/4

03.05

Действие магнитного поля на проводник с током

1


§59,

Стр. 273-277

62/5

08.05

Электромагнит. Электродвигатель. Лабораторная работа №9 «Сборка и изучение электромагнита»

1

Электромагнит. Электромагнитное реле. Звонок. Электродвигатель. Гальванометр.

Устный опрос. Лабораторная работа

§60,61,

Стр. 278-282

63/6

13.05

Электромагнитная индукция.

1

Опыты Фарадея. Индукционный ток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.

Наблюдать опыты Фарадея по изучению электромагнитной индукции, проводить их экспериментальную проверку, объяснять результаты экспериментов.

Формулировать закон электромагнитной индукции, правило Ленца. Воспроизводить смысл понятия «электромагнитное поле». Находить направление линий магнитной индукции вокруг проводника с током с помощью правила буравчика (правого винта).

Использовать правило левой руки для определения направления силы Ампера

Физический диктант

§63,

Стр. 286-289

64/7

15.05

Обобщающие занятие

1

Весь материал темы «Электромагнитные явления»


Комбинированная

Повторение

65/8

20.05

Контрольная работа №4 Итоговая контрольная работа

1





66/9

22.05

Итоговое повторение

1





67/10

26.05

Защита проектов

1





68/11

29.05

Подведение итогов

1







Приложение

к Рабочей программе,

утвержденной приказом

от «31» августа 2020 г.


Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа №1 «Основы термодинамики»

Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины».

Контрольная работа № 3 «Электрические явления» «Постоянный электрический ток».

Контрольная работа №4 Итоговая контрольная работа


Эти контрольные работы содержаться в методическом пособие "Физика. 7 класс. «Проектирование учебного курса» (авторы Грачев А.В, Погожев В.А. и др).


Приложение

к Рабочей программе,

утвержденной приказом

от «31» августа 2020 г.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено не менее 90% от всей работы, или в зависимости от набранного количества баллов, предусмотренных в данной работе на оценку «5».

Оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 70% от всей работы, или в зависимости от набранного количества баллов, предусмотренных в данной работе на оценку «4».

Оценка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 60% от всей работы, или в зависимости от набранного количества баллов, предусмотренных в данной работе на оценку «3».

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 60% от всей работы, или набрано меньше баллов, предусмотренных на оценку «3» (удовлетворительно) в данной работе.



Перечень ошибок.

Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!