Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрена и принята» на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 07.06.2023 г | «Согласована» Зам. директора по УР __________Сергиенко Н.И. | «Утверждаю» Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат » _____________Бабкина Н.Н. Приказ №22/1 от «05» 07.2023г | |
Рабочая программа учебного предмета
«Домоводство»
Учитель: Тарасова Е.А.
Класс: 5 А
Всего часов в год: 102
Всего часов в неделю: 3
Срок реализации: 1 год
пгт. Тёткино, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 5 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;
3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа - интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 102 часа.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
-Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
-Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
-Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
-Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
-умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
-умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видородовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
3.Содержание учебного предмета
Наименование разделов | Количество часов, | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы |
Личная гигиена | 12ч | Правила личной гигиены. Личные вещи. Уход за личными вещами. Гигиена зрения, слуха. Гигиена чтения. О вреде алкоголя. О вреде курения. | Практическая работа - 3 |
Обувь и одежда | 14ч | Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная Деловые игры: «Необходимые и важные вещи в гардеробе», «Собираем чемоданы к морю». Виды головных уборов. Уход за головными уборами. Виды обуви, их назначение. Уход за обувью, починка обуви. Экскурсия в магазин обуви. | Практическая работа - 4 |
Культура поведения | 14 ч | Осанка при ходьбе. Осанка сидя, стоя. Формы обращения к старшим. Формы обращения к сверстникам. Формы обращения с просьбой. Формы обращения с вопросом. Поведение за столом. | Практическая работа - 1 |
Семья | 8ч | Понятие о семье. Семья, члены семьи. Семейные обязанности. Взаимоотношения между членами семьи. | |
Питание | 22ч | Продукты питания. Место приготовления пищи, оборудование. Завтрак. Приготовление бутербродов. Нарезка хлеба. Приготовление салата. Приготовление блюд из яиц. Рецепты заваривания чая. Правила заваривания чая. Сервировка стола к завтраку. | Практическая работа - 6. |
Жилище | 8 ч | Городское и сельское жилище. Виды жилых помещений. Размещение семьи в доме. Жилой дом. Коммунальные удобства, их назначение. Почтовый адрес дома. | Практическая работа - 1. |
Транспорт | 14 ч | Виды транспортных средств. Проезд в школу. Поведение в транспорте. Поведение на улице. Экскурсия по улицам города. Экскурсия по соблюдению ПДД. | Практическая работа - 1. |
Торговля | 10 ч | Основные виды магазинов. Правила поведения в магазине. Виды отделов в магазинах. Специализированные магазины. Экскурсия в магазин. | Практическая работа - 1. |
4.Календарно - тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Личная гигиена человека. | | |
2 | Правила личной гигиены. | | |
3 | Чистка зубов, мытьё рук. Практическое занятие. | | |
4 | Личные вещи. | | |
5 | Уход за личными вещами. | | |
6 | Глажение белья. Практическая работа. | | |
7 | Гигиена одежды и спального места. | | |
8 | Гигиена чтения. | | |
9 | Гигиена зрения и слуха. | | |
10 | Гигиена зрения, слуха и чтения. Практическая работа. | | |
11 | О вреде алкоголя. | | |
12 | О вреде курения. | | |
13 | Виды сезонной одежды: летняя, зимняя. | | |
14 | Виды сезонной одежды: демисезонная. | | |
15 | Практическое занятие по уходу за одеждой: стирка. | | |
16 | Практическое занятие по уходу за одеждой: чистка, починка. | | |
17 | Деловая игра: «Необходимые и важные вещи в гардеробе». | | |
18 | Деловая игра: «Собираем чемоданы к морю». Практическая работа. | | |
19 | Виды головных уборов. | | |
20 | Уход за головными уборами. | | |
21 | Виды обуви, их назначение. | | |
22 | Обувь зимняя, летняя. Отличие обуви. | | |
23 | Уход за обувью. | | |
24 | Практическое занятие по уходу за обувью. | | |
25 | Экскурсия в магазин обуви. | | |
26 | Культура поведения в школе. | | |
27 | Культура поведения в столовой. | | |
28 | Культура поведения в кинотеатре. | | |
29 | Осанка при ходьбе. | | |
30 | Осанка сидя, стоя. | | |
31 | Формы обращения к сверстникам. | | |
32 | Формы обращения к старшим. | | |
33 | Формы обращения с просьбой. | | |
34 | Формы обращения с вопросом. | | |
35 | Формы обращения с родственниками. | | |
36 | Поведение за столом. | | |
37 | Поведение за столом. Практическая работа. | | |
38 | Поведение на улице во время игры. | | |
39 | Поведение на улице во время игры. Практическая работа. | | |
40 | Понятие о семье. | | |
41 | Семья, члены семьи. | | |
42 | Моя семья. | | |
43 | Семейные обязанности родителей. | | |
44 | Семейные обязанности бабушки, дедушки. | | |
45 | Твои семейные обязанности. | | |
46 | Взаимоотношения между членами семьи. | | |
47 | Семейные праздники. | | |
48 | Продукты питания: молочные. | | |
49 | Продукты питания: мясные. | | |
50 | Продукты питания: хлебобулочные изделия. | | |
51 | Продукты питания: овощи и фрукты. | | |
52 | Продукты питания: полуфабрикаты. | | |
53 | Место приготовления пищи, оборудование. | | |
54 | Место приготовления пищи на кухне. | | |
55 | Завтрак. | | |
56 | Нарезка хлеба. Приготовление бутербродов. | | |
57 | Приготовление бутербродов с колбасой и сыром. | | |
58 | Приготовление салата из свежих овощей. Ингредиенты. | | |
59 | Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Практическая работа. | | |
60 | Блюда из яиц. | | |
61 | Приготовление блюд из яиц. Практическая работа. | | |
62 | Правила заваривания чая. | | |
63 | Чайная посуда. | | |
64 | Правила заваривания чая. Практическое занятие. | | |
65 | Сервировка стола к завтраку. | | |
66 | Столовая посуда. | | |
67 | Сервировка стола к завтраку. Практическое занятие. | | |
68 | Чистка овощей. Овощечистка. | | |
69 | Чистка картофеля овощечисткой. Практическое занятие. | | |
70 | Чистка моркови овощечисткой. Практическое занятие. | | |
71 | Городское и сельское жилище. | | |
72 | Отличие городского жилища от сельского. | | |
73 | Виды жилых помещений. | | |
74 | Размещение семьи в доме. | | |
75 | Жилой дом. | | |
76 | Хозяйственные постройки. | | |
77 | Коммунальные удобства, их назначение. | | |
78 | Почтовый адрес дома. Практическая работа. | | |
79 | Виды транспортных средств: наземный транспорт. | | |
80 | Виды транспортных средств: воздушный транспорт. | | |
81 | Виды транспортных средств: специальный транспорт. | | |
82 | Виды транспортных средств: пассажирский транспорт. | | |
83 | Виды транспортных средств: грузовой транспорт. | | |
84 | Виды транспортных средств: водный транспорт. | | |
85 | Проезд в школу. Практическое занятие. | | |
86 | Поведение в транспорте. | | |
87 | Поведение на улице. | | |
88 | Поведение в транспорте и на улице. | | |
89 | Правила перехода через дорогу. | | |
90 | Дорожные знаки. | | |
91 | Экскурсия по улицам поселка. | | |
92 | Экскурсия по соблюдению ПДД. | | |
93 | Основные виды магазинов: продуктовые. | | |
94 | Основные виды магазинов: хозяйственные. | | |
95 | Правила поведения в магазине. | | |
96 | Виды отделов в магазинах. | | |
97 | Супермаркет и его отделы. | | |
98 | Специализированные магазины. | | |
99 | Экскурсия в продуктовый магазин. | | |
100 | Экскурсия в хозяйственный магазин. | | |
101 | Покупка хлебобулочных изделий. Практическая работа. | | |
102 | Повторение по теме. | | |
5. Методические материалы
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы под редакцией И.М, Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
2. Дополнительная литература для учителя:
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А. Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А. Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.