СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена рабочая программа по чтению в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи"»















Пояснительная записка

Учебная программа по чтению и развитию речи в образовательном учреждении для обучающих с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, исправление недостатков общего и речевого развития. Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана и составлена на основе  Базисного учебного плана и программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.В.Воронковой.

Основными задачами обучения чтению в 5 классе являются: учить правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения и читать «про себя», учить понимать прочитанное, выделять главную мысль всего произведения и его частей, определять основные черты характера действующих лиц.

В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью вопросов учителя разбираться в содержании прочитанного. Выделяются непонятные слова, подбираются слова со сходным и противоположным значением, объясняются образные выражения, данные в переносном значении.

На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Учащиеся учатся делить текст на части, составлять под руководством учителя план и пересказывать прочитанное по составленному плану.





С целью коррекции памяти учащимся предлагаются стихи для заучивания. Внеклассное чтение ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Прочитанные произведения обсуждаются, называются главные действующие лица, выявляется отношение к прочитанному.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса



Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

  • читать «про себя», выполняя задания учителя;

  • отвечать на вопросы учителя.



Учащиеся должны знать:

наизусть 6-10 стихотворений.



Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник «Чтение» - учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Автор – составитель: З. Ф. Малышева

Москва: «Просвещение», 2012 год



















Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 5 классе

( 4 часа в неделю)


№ урока


Изучаемый раздел, тема учебного материала


Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

І

Устное народное творчество




1

Устное народное творчество. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

1

02.09.


2

Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Пословицы и поговорки. Загадки.

1

03.09.


3

Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки.

1

05.09.


4

Тофаларская сказка «Как наказали медведя». Работа с текстом.

1

06.09.


5

Башкирская сказка «Золотые руки». Работа с текстом.

1

09.09.


6

Русская народная сказка «Морозко». Деление сказки на части.

1

10.09.


7

Работа с текстом сказки «Морозко».

1

12.09.


8

Работа с текстом русской народной сказки «Два Мороза». Обсуждение сюжета и героев.

1

13.09.


9

Татарская сказка «Три дочери». Работа с текстом.

1

16.09.


10

Работа с текстом А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

17.09.


11

Основные образы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

19.09.


12

Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

20.09.


13

Работа с текстом А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

23.09.


14

Выразительное чтение отрывков А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

24.09.


15

Чтение наизусть отрывков А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

26.09.


16

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Пересказ отрывка о поздней осени по плану.

1

27.09.


17

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом.

1

30.09.


18

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом III главы.

1

01.10.


19

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом IV главы.

1

03.10.


20

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом V главы.

1

04.10.


21

Внеклассное чтение. Народные сказки.

1

07.10.


22

Обобщение по теме «Устное народное творчество».

1

08.10.


ІІ

Картины родной природы. Лето.




23

Г. Скребицкий «Июнь». Работа с текстом.

1

10.10.


24

И. Суриков «Ярко солнце светит» Выразительное чтение наизусть.

1

11.10.


25

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом I главы.

1

14.10.


26

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом II главы.

1

15.10.


27

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом III главы.

1

17.10.


28

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом IV главы.

1

18.10.


29

Чувства поэта А. Прокофьева в стихотворении «Берёзка».

1

21.10.


30

Образ Родины в стихотворении Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

1

22.10.


31

Развитие речи. Рассказ о летнем отдыхе.

1

24.10.


32

Обобщение по теме «Лето».

1

25.10.


ІІІ

Осень




33

Приметы осени в рассказе Г. Скребицкого «Сентябрь».

1

28.10.


34

И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Пересказ по плану.

1

29.10.


35

К. Бальмонт «Осень». Отработка выразительного чтения.

1

31.10.


36

Г. Скребицкий «Добро пожаловать!» Деление текста на части.

1

01.11.


37

В. Астафьев «Осенние грусти». Осенние заботы сибирской деревни.

1

14.11.


38

Смена настроения в стихотворении И. Бунина «Первый снег».

1

15.11.


39-40

Внеклассное чтение. Осень в стихах русских поэтов. Обобщение по теме «Осень».

1

18.11.


ІV

О друзьях-товарищах




41

Ю. Яковлев «Колючка». Работа с текстом I главы.

1

19.11.


42

Ю. Яковлев «Колючка». Работа с текстом II главы.

1

21.11.


43

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Развитие речи. Составление плана пересказа.

1

22.11.


44

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Работа с текстом.

1

25.11.


45

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по ролям.

1

26.11.


46

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Работа над кратким пересказом.

1

28.11.


47

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом I главы.

1

29.11.


48

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом II главы.

1

02.12.


49

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом III главы.

1

03.12.


50

Я. Аким «Твой друг». Выразительное чтение.

1

05.12.


51

Обобщение по теме «О друзьях-товарищах».

1

06.12.


V

Басни И. А. Крылова.




52

Жанр басни. И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

09.12.


53

Мораль в басне И. Крылова «Щука и Кот».

1

10.12.


54

Мораль в басне И. Крылова «Квартет».

1

12.12.


55

Обобщение по теме «Басни И. А. Крылова».

1

13.12.


56

Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова.

1

16.12.


Спешите делать добро




57

Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Работа с текстом.

1

17.12.


58

О. Бондарчук «Слепой домик». Работа с текстом.

1

19.12.


59

В. Осеева «Бабка». Работа с текстом.

1

20.12.


60

В. Осеева «Бабка». Работа с текстом.

1

23.12.


61

В. Осеева «Бабка». Работа с текстом.

1

24.12.


62

Нравственные ориентиры в рассказе В. Осеевой «Бабка».

1

26.12.


63

А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с текстом.

1

27.12.


64

А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с текстом.

1

28.12.


65

А. Платонов «Сухой хлеб». Развитие речи. Моё отношение к главному герою.

1

13.01.


66

В. Распутин «Люся». Работа с текстом.

1

14.01.


67

В. Брюсов «Труд». Отработка выразительного чтения.

1

16.01.


68

Р. Рождественский «Огромное небо». Отработка выразительного чтения.

1

17.01.


69

Внеклассное чтение. Рассказы о труде.

1

20.01.


70

Обобщение по теме «Спешите делать добро».

1

21.01.


VІІ

Картины родной природы. Зима.




71

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Отработка выразительного чтения.

1

23.01.


72

Г. Скребицкий «Декабрь». Работа с текстом.

1

24.01.


73

К. Бальмонт «К зиме». Отработка выразительного чтения.

1

27.01.


74

Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Работа с текстом.

1

28.01.


75

Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Работа с текстом.

1

30.01.


76

С. Есенин «Поёт зима-аукает». Отработка выразительного чтения.

1

31.01.


77

С. Есенин «Берёза». Отработка выразительного чтения.

1

03.02.


78

А. Пушкин «Зимняя дорога». Отработка выразительного чтения.

1

06.02.


79

Обобщение по теме «Зима».

1

07.02


VІІІ

Весна




80

Г. Скребицкий «Март». Работа с текстом.

1

10.02.


81

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Отработка выразительного чтения.

1

11.02.


82

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой весны». Работа с текстом.

1

13.02.


83

Г. Скребицкий «Весна-красна». Работа с текстом.

1

14.02.


84

Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Работа с текстом.

1

17.02.


85

Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Работа с текстом.

1

18.02.


86

Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Работа с текстом.

1

20.02.


87

А. Толстой «Весенние ручьи». Отработка выразительного чтения.

1

21.02.


88

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Отработка выразительного чтения.

1

25.02.


89

А. Блок «Ворона». Отработка выразительного чтения.

1

27.02.


90

Е. Серова «Подснежник». Отработка выразительного чтения.

1

28.02.


91

И. Соколов-Микитов «Весна». Работа с текстом.

1

02.03.


92

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном». Отработка выразительного чтения.

1

03.03.


93

Родина и родная природа в стихотворении С. Есенина «Черёмуха».

1

05.03.


94

Я. Аким «Весна, весною, о весне». Отработка выразительного чтения.

1

06.03.


95

Обобщение по теме «Весна».

1

10.03.


96

Внеклассное чтение. Весна в русской поэзии.

1

12.03.


ІХ

О животных




97

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Работа с текстом.

1

13.03.


98

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Характер героя.

1

16.03.


99

А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом.

1

17.03.


100

А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом.

1

19.03.


101

А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом.

1

20.03.


102

Юмор ситуации в рассказе К. Паустовского «Кот Ворюга».

1

30.03.


103

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

31.03.


104

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

02.04.


105

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

03.04.


106

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

06.04.


107

Э. Асадов «Дачники». Выразительное чтение.

1

07.04.


108

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» Развитие речи « Моя помощь диким животным»

1

09.04.


109

С. Михалков «Будь человеком». Выразительное чтение.

1

10.04.


110

Обобщение по теме «О животных»

1

13.04.


Х

Из прошлого нашего народа




111

О. Тихомиров «На поле Куликовом». Работа с текстом.

1

14.04.


112

О. Тихомиров «Куликовская битва». Работа с текстом.

1

16.04.


113

О. Тихомиров «Слава героям». Работа с текстом.

1

17.04.


114

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Работа с текстом.

1

20.04.


115

Поэтический образ женщины в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».

1

21.04.


116

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом.

1

23.04.


117

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом.

1

24.04.


118

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом.

1

27.04


119

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом. Характеристика героев.

1

28.04.


120

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Выразительное чтение.

1

30.04.


121

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» Выразительное чтение.

1

04.05.


122

Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа».

1

05.05.



Внеклассное чтение. Произведения о войне.

1

07.05.


ХІ

Из произведений зарубежных писателей




123

В. Гюго «Гаврош» Характер героя, умение выстоять в любых жизненных ситуациях.

1

08.05.


124

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом.

1

11.05.


125

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом.

1

12.05.


126

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героя.

1

14.05.


127

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Умение героя выстоять в любых жизненных ситуациях.

1

15.05.


128

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Работа с текстом.

1

18.05.


129

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Работа с текстом.

1

19.05.


130

Мудрость и мораль в сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

21.05.


131

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Работа с текстом.

1

22.05.


132-133

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Работа с текстом.

1

25.05.


134

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Жертвенность Русалочки.

1

26.05.


135

Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена.

1

28.05.


136

Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей»

1

29.05.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!