СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. 

Программа разработана на основе "Государственной программы общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики. 4-5классы"

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 »




ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета, председатель ПС _________Бизюкова Т.В.

Протокол № _____

от «___»_________г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор

МБОУ «СОШ №30»

_________________Веселова Е.И.

Приказ № _____

от «____»__________ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозных культур и светской этики


Ступень обучения (класс) начальное общее образование 4Б класс

Количество часов ___________34____

Учитель: Кононова Ю.В.


Программа разработана на основе


Государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011













Курск 2016

Пояснительная записка

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опо­рой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Данный курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мо­тивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, чест­ность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у челове­ка, — его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знаком­ства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в дет­ском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о соци­альных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружаю­щим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность вы­полнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 28);

  2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;

  3. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);

  4. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632);

  5. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);

  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009г.;

  7. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;

  8. «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№МД-883/03) от 8 июля 2011 г.;

  9. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.;

  10. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;

  11. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;

  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;

  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;

  14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;

  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312.

  16. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №30».

  17. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год, утверждённым приказом по школе №01-112 от 18.04. 2016 года.

  18. Перечнем учебников на 2016-2017 учебный год, по которым будет работать МБОУ «Средняя общеобразовательная школы №30» города Курска (Приказ по школе №01-111 от 18.04.2016г.)

  19. «Положением об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО «Средняя общеобразовательная школа № 30» (Приказ №01-128 от 30 мая 2015г.)


Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Из цели следуют основные задачи изучения курса:

  • развитие представлений младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  • развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Данная программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012.

Учебно-методическое пособие по курсу ОРКСЭ. Часть 1/ВИПКРО

Образовательная область данного курса - ОРКСЭ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю, всего количество часов в год – 34 ч.

Срок реализации программы – 2016 – 2017 учебный год.

Основные принципы отбора материала: в соответствии с предложенной программой предусматриваются деятельностный, компетентностный и системный подходы в изучении данного курса.

Деятельностный подход подразумевает приобретение навыков совместной деятельности обучающихся при обсуждении вопросов. Также данный подход предполагает познавательную, творческую, художественно-эстетическую и коммуникативную деятельности школьников.

Компетентностный подход нацелен на формирование ключевых образовательных компетенций в сфере познавательной деятельности, приобретение знаний и навыков гражданской деятельности, а также выполнение задач самообразования, умение получать информацию из различного рода источников.

Системный подход подразумевает использование группы методов, с помощью которых учебный материал рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых тем, интеграцией знаний из различных отраслей науки. В процессе анализа учебного и дополнительного материала определяются его интегральные характеристики (свойства), взаимосвязи с повседневной практикой.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие этических чувств;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.

Требования к результатам обучения

Обучение учеников по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств;

  • воспитание доброжелательности и эмпатии к другим людям;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений конструктивно решать конфликты;

Требования к метапредметным результатам:

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!