Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам патологии.»
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
«Утверждаю»………
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины: «Основы патологии»
(название)
для специальности 34.02,01 «Сестринское дело»
(код и название специальности)
г. Надым 2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01«Сестринское дело».
Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации.
Составитель: Л.Б. Соскова
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы патологии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01Сестринское дело. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована как часть дополнительной профессиональной программы по специальностям группы
«Здравоохранение»
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;
структурно – функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов; самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Диф. зачет | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы патологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая патология | | 40 | |
Тема 1.1. Цели и задачи дисциплины | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Предмет и методы изучения | 1 |
2 | Понятие болезни, медицинская терминология | 2 |
Тема 1.2.Повреждение | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Дистрофии: виды, структурно – функциональные закономерности развития и клинические проявления | 2 |
2 | Некроз и апоптоз: виды, структурно – функциональные закономерности развития и клинические проявления | 2 |
Практические занятия Определение структурно- функциональных закономерностей развития и течения всех видов повреждения | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тема 1.3. Приспособительные и компенсаторные процессы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие приспособления и компенсации | 2 |
2 | Регенерация, гипертрофия, атрофия: структурно – функциональные закономерности развития | 2 |
3 | Экстремальные состояния (шок, коллапс, кома), клинические проявления, признаки | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Тема 1.4. Нарушение кровообращения и лимфообращения | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Виды расстройств кровообращения: общие закономерности развития, морфологические и клинические проявления | 2 |
2 | Нарушение реологических свойств крови: общие закономерности развития, морфологические и клинические проявления | 2 |
3 | Нарушение проницаемости стенки сосудов: общие закономерности развития, морфологические и клинические проявления | 2 |
Практические занятия Определение признаков типовых патологических процессов при расстройстве крово и лимфообращения | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тема 1.5. Воспаление | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Определение, стадии воспаления, общие закономерности развития | 2 |
2 | Клинические проявления воспалительных реакций | 2 |
3 | Формы воспаления, морфологические изменения | 2 |
Практические занятия Определение морфологических и клинических проявлений воспалительных реакций | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 1.6. Нарушение теплового баланса организма | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Гипертермические состояния, общие закономерности развития. виды, клинические проявления | 2 |
2 | Лихорадка: общие закономерности развития, стадии, клинические и морфологические проявления | 2 |
3 | Гипотермические состояния:общие закономерности развития, клинические и морфологические проявления | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тема 1.7. Опухоли | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Общая характеристика опухолей, онкогенез, классификация | 2 |
2 | Клинико – морфологические формы опухолей, их характеристика | 2 |
Практические занятия Определение морфологических и клинических проявлений опухолей | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Раздел 2 Частная патология | | 14 |
Тема 2.1. Патология органов дыхания | Содержание учебного материала | |
1 | Характеристика структурно – функциональных изменений в органах при патологии органов дыхания | 2 |
2 | Пневмонии, структурно – функциональные закономерности развития и течения | 2 |
Практические занятия Выявление структурно – функциональных закономерностей развития и течения заболеваний органов дыхания | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема 2.2. Патология сердечно – сосудистой системы | Содержание учебного материала | |
1 | Атеросклероз, структурно – функциональные закономерности развития и течения |
2 | Гипертоническая болезнь, структурно – функциональные закономерности развития и течения |
3 | Ишемическая болезнь, структурно – функциональные закономерности развития и течения |
Практические занятия Выявление структурно – функциональных закономерностей развития и течения заболеваний сердечно – сосудистой системы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Тема 2.3. Патология органов мочевыделения | Содержание учебного материала | | |
1 | Характеристика качественных и количественных изменений мочи | 2 |
2 | Гломерулонефрит, структурно – функциональные закономерности развития и течения | 2 |
3 | Пиелонефрит, структурно – функциональные закономерности развития и течения | 2 |
Практические занятия Выявление структурно – функциональных закономерностей развития и течения заболеваний мочевыделительной системы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление глоссария терминов «Количественные и качественные изменения мочи» | 1 |
Тема 2.4.Патология органов желудочно – кишечного тракта | Содержание учебного материала | |
1 | Язвенная болезнь, структурно – функциональные закономерности развития и течения | 2 |
2 | Гепатит, структурно – функциональные закономерности развития и течения | 2 |
Практические занятия Выявление структурно –функциональных закономерностей развития и течения заболеваний органов пищеварения | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 |
| Всего: | 54 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ патологии
Оборудование учебного кабинета:
- Мебель и стационарное оборудование
Шкаф для хранения учебно – наглядных пособий, приборов, раздаточного материала -2
Шкаф для хранения влажных препаратов -2
Классная доска -1
Стол для преподавателя -1
Столы -6
Стулья -12
Телевизор
Тумбочка для ТСО
- Аппаратура, приборы, инструменты
- Наглядные пособия
Таблицы: виды некроза, гиалиноз, амилоидоз, гипертрофия, тромбоз;
Микропрепараты: амилоидоз, гиалиноз капсулы и сосудов селезенки, тромб в просвете сосуда, мускатная печень, абсцедирующая пневмония, гнойный лептоменингит;
Макропрепараты: амилоидоз почки, тромб в просвете сердца, инфаркт миокарда, мускатная печень, кровоизлияние в мозг, фибринозный
перикардит, полипы желудка, рак кишечника, почки, молочной
железы, крупозная пневмония, атеросклероз аорты, кардиосклероз, пестрая почка, нефросклероз, язва острая и хроническая в желудке, цирроз печени;
- Информационное обеспечение обучения
Митрофаненко, В.П. Основы патологии [Текст]: учебник/ В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин М.: ГОЭТАР-Медиа, 2016.-272с.
Арышева Л.А., Основы патологии [Текст]: учебное пособие / Л.А. Арышева, Изовская Л.В. - Кемерово, 2014.- 83 с.
-
-
- Дополнительные источники:
Барышников, С. Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст]: / С. Д. Барышников. - М.: Мед, 2002.-350с.
Барышников, С. Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст]:учебное пособие / С. Д. Барышников. - М.
Пауков, В. С. Патология [Текст]: учебник / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. М.: Медицина, 2004.-400с.
Ремизов, И. В. Основы патологии [Текст]: учебник / И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко. Ростов н/Д, 2004.-224с.
Шевченко, Н. И. Патологическая анатомия [Текст]: учебное пособие / Н. И. Шевченко, Ж. И. Муканова. -М. :ВЛАДОС-ПРЕС, 2005.- 285с.
- Интернет – ресурсы:
1. Патологическая анатомия pathologi. com
- 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
| |
| Оценка обоснованности, правильности результатов решения ситуационных задач. Оценка правильности дифференциальных таблиц, граф- структур Оценка результатов дифференцированного зачета |
| Оценка результатов индивидуального опроса в устной и письменной форме Оценка результатов группового опроса в письменной форме Оценка полноты, правильности глоссария Оценка обоснованности, правильности результатов решения ситуационных задач. Оценка правильности дифференциальных таблиц Оценка результатов решения тестовых заданий Оценка и взаимооценка научности, соответствия цели реферативных сообщений Оценка результатов дифференцированного зачета -
|
| |
Оценка результатов группового опроса в письменной форме
Оценка обоснованности, правильности результатов решения ситуационных задач.
Оценка результатов решения тестовых заданий
Оценка и взаимооценка научности, соответствия цели реферативных сообщений
Оценка протоколов микроскорпирования