СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ в 5 классе

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ в 5 классе (учебник А.Н.Сахарова)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ в 5 классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» модуля «Основы религиозных культур народов России» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы «Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс/К.А.Кочегаров.-М.: «Русское слово», 2012.

Рабочая программа реализует предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) начальной школы и изучение которой носит обязательный характер в соответствии с приказом Минообрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Предметная область ОДНКНР реализуется через урочную деятельность и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, а также специфику общеобразовательного учреждения МКОУ «СОШ №18»

Используемый учебно-методический комплект:

При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету ОДНКНР используется учебник, включенный в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и гарантирует выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта:

  • Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (Инновационная школа).

В качестве методического сопровождения к учебнику используется пособие:

  • Пискарёв В.И., Сафронова И.В. Методическое пособие к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М.Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России». 5 класс / В.И. Пискарёв, И.В.Сафронова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. ( ФГОС. Инновационная школа).

Учебно-методический комплект позволяет организовать изучение программного материала, обеспечить успешное выполнение обязательного минимума содержания образования.

Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической

основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему

базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают мак- симальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно- нравственной культуры народов России» для 4 класса и интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.

Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Рос­сии.


Задачи:

  • формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

  • способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

  • развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

  • развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и

  • диалога во имя общественного мира и согласия.


УМК:

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. 5-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. - М.: «Русское слово», 2015.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа разработана для учащихся 5 класса.

Количество часов в неделю: 1 ч.

Всего в год: 35 ч.


Планируемые результаты изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)


Предметные результаты -овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-умение различать основные религии народов России, описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

  • готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

  • умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

  • способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

  • развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты - становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

  • воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.


Учащиеся 5 класса научатся:

  • проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции- как основы культурной истории

многонационального народа России;

  • познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

  • осознавать ценности человеческой жизни.


Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

  • соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

-делать осознанный нравственный выбор;

-связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

  • обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное













Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

практические

1.

Введение в курс

1 ч.

1


2.

Христианство

14 ч.

10

4

3.

Ислам

6 ч.

4

2

4.

Иудаизм

6 ч.

4

2

5.

Буддизм

6 ч.

4

2

6.

Обобщение

(Творческий проект учащихся, Экскурсия «Дорога к храму»)

2 ч.



2


Итого

35ч.





Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов Росси(модуль «Основы религиозных культур народов России»)

Введение

Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.


Тема 1. Православие в Древней Руси

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.


Тема 2. Православие в Московской Руси

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.


Тема 3. Православие при царях и императорах России

Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».


Тема 4. От Советской России до современности

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в

ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.


Тема 5. Православие в традициях русского народа

Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.


Тема 6. Дом и семья в православии

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.


Тема 7. История ислама в России

Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.


Тема 8. Ислам в современной России

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.


Тема 9. Дом и семья в исламе

Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.


Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.


Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.


Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.


Тема 13. Появление и развитие буддизма в России

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в

России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.


Тема 14. Буддизм в СССР и современной России

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-

кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.


Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.


Повторительно-обобщающий урок.

Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, вернос­ти долгу и дружбе.






Календарно-тематическое планирование

(по учебнику Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. 5-е издание. - М.: «Русское слово», 2015/. - 1 часов в неделю. Всего 35 часов)

п/п

Содержание учебного материала

К-во час.

Тип /форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1 Введение в тему (1ч.)

1.

Введение в тему

1

УОСЗ

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны

Усвоение правил работы с учебником. Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в

сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

ФО,

УО



Раздел 2 Православие (14ч.)

2.

Входной контроль. Тестирование.

Православие в Древней Руси

1

КЗУ


Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру. Объяснять смысл слов: поучение, уния, милосердие, нестяжание, справедливость, правдолюбие

Понимать и принимать идеалы и ценности заложенные в «Поучении Владимира Мономаха». Понимать. Знать о позиции церкви в смутное время. Заветы оптинских старцев.

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем;

Установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Принятие позиции «другого». Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Развитие морального сознания.

Т,ФО

УО



3.

«Поучение» Владимира Мономаха

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР



4.

Православная Церковь в Московской Руси

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



5.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР



6.

Православие в Российском царстве

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



7.

Заветы оптинских старцев

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР



8.

Православие в Советской России

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



9.

Православие в современной России. Повторительно- обобщающий урок.

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



10.-

11.

Православие в традициях русского народа

2

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

Т,ФО

УО



СП,

ВП,

СР



12.

Православие и традиционные ценности русского народа

1

СЗУН,

УОСЗ

СП,

ВП,

СР



13.

Дом и семья в православии

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР,Т



14.

Святые Петр и Феврония

1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

СП,

ВП,

СР



15.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России» Рубежный контроль.

Тестирование

1

КЗУ

Т,

СП,

ВП,

СР,

РК



Раздел 3 Ислам (6 ч.)

16.

Древняя история ислама на территории России

1

ИНМ,

ЗИМ

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах. Объяснять понятие верховный сеид. Отношение русского правительства к мусульманам. Смысл понятий: «медресе», имам

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей

Т,ФО

УО



17.

Мусульмане в России

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



18.

Ислам в современной России.

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР



19.

Мусульманские ценности и идеалы.

1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

Т,ФО

УО



20.

Дом и семья в исламе

1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

СП,

ВП,

СР,

УО



21.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России»

1

УОСЗ

Т,

СП,

ВП,

СР,

РК



Раздел 4 Иудаизм (6 ч.)

22.

Появление и развитие иудаизма в России

1

ИНМ,

ЗИМ

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Объяснять понятий: кагал, хедер и иешива, синагога.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению

Т,ФО

УО



23.

Иудаизм в Российской империи

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР



24.

Иудаизм в СССР

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



25.

Иудаизм в современной России


1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

Т,ФО

УО



26.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

СП,

ВП,

СР,




27.

Повторительно-обобщающий урок ««Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»»

1

УОСЗ

Т,

СП,

ВП,

СР,

РК,



Раздел 5 Буддизм (6 ч.)

28.

Тибетский буддизм

1

ИНМ,

ЗИМ

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: гэлуг, лама, далай-лама, хурэ, хурул, даган. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Т,ФО

УО



29.

Распространение буддизма среди народов России.

1

ИНМ,

ЗИМ

СП,

ВП,

СР



30.

Буддизм в СССР

1

ИНМ,

ЗИМ

Т,ФО

УО



31.

Буддизм в современной России

1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

Т,ФО

УО



32.

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

ИНМ,

ЗИМ,

СЗУН

СП,

ВП,

СР,




33.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»

1

УОСЗ

Т,

СП,

ВП,

СР,

РК,



Раздел 6 Обобщение (2ч.)

34.

Повторительно-обобщающий урок по курсу

Итоговый контроль. Тестирование.

Защита творческих проектов по теме «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России».

1

КЗУ

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами. Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Т,

СП,

ВП,

СР,

РК,

З



35

Экскурсия «Дорога к храму»

1

УОСЗ

ФО,

УО








Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

1. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2014г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

2. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (Инновационная школа).

Дополнительная литература:


Справочные издания.

1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000. 1

2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).

6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.

8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001. (Т. 1–7. М., 1996).

9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.

11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.

13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.

14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.


Научная и научно-популярная литература.

1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.

3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.

5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.

6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.

7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.

8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.

9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996. * Есть и другие издания. ** Издание продолжается.

10. Христианство.

11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.

12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.

15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.

17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.

18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.

20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.

21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

22. Годри И. Лютер. М., 2000.

23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.

24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.

25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.

27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.

28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.

29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.

30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.

31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.

32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.

33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.

34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.

35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.

36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.

37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.

38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.

39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.

41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.

42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.

43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.

44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.

45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:

48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.

50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.

51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.

52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.

53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.

54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.

55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.

57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.

58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.

61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.

62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.

63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.

65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.

66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.

68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.

69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,

1997–1998*.

70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.

71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.

72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.

73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V–VIII вв. Минск, 2006*.

74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.

75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700– 2005. М., 2006.

76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.

77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.

78. Ислам

79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.

81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.

84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.

85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.

88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.

90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.

94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.

96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

97. Иудаизм

98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.

99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.

103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.

106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.

108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.

110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

111. Буддизм

112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.

116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.

118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.

119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.

122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.

123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.

124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003*.


Рекомендуемые ресурсы Интернета.

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России

http://islam.ru/ - об исламе

http://www.threeda.ru/ - об иудаизме

http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

К оценочным материалам относятся материалы, позволяющие определить уровень подготовки

обучающихся по предмету. К таковым относятся:

Оценка творческих работ на каждом урок (в форме зачёта). Собеседование по итогам освоения тем и разделов

программы. Тест-игра по проверке усвоения понятий и терминов. Чтение наизусть стихотворений. Активное, осознанное участие в традиционных православных праздниках.

Устный опрос строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных работ,

тестирования при фронтальном, стартовом, рубежном и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников.

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.

Тематический контроль (рубежный) проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке проводится в виде контрольных работ тестового характера.



График контрольных (зачётных) работ

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Примечание






2. Входной контроль. Тестирование.




15. Рубежный контроль. Тестирование по теме «Православие в традициях народов России»




21. Рубежный контроль. Тестирование по теме «Ислам в истории и культуре народов России»




27. Рубежный контроль. Тестирование по теме ««Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»»




33. Рубежный контроль. Тестирование по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»




34. Итоговый контроль.

Тестирование или Защита творческих проектов по теме «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!