ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» модуля «Основы религиозных культур народов России» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы «Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс/К.А.Кочегаров.-М.: «Русское слово», 2012.
Рабочая программа реализует предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) начальной школы и изучение которой носит обязательный характер в соответствии с приказом Минообрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Предметная область ОДНКНР реализуется через урочную деятельность и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, а также специфику общеобразовательного учреждения МКОУ «СОШ №18»
Используемый учебно-методический комплект:
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету ОДНКНР используется учебник, включенный в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и гарантирует выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта:
Сахаров А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (Инновационная школа).
В качестве методического сопровождения к учебнику используется пособие:
Пискарёв В.И., Сафронова И.В. Методическое пособие к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М.Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России». 5 класс / В.И. Пискарёв, И.В.Сафронова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. ( ФГОС. Инновационная школа).
Учебно-методический комплект позволяет организовать изучение программного материала, обеспечить успешное выполнение обязательного минимума содержания образования.
Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической
основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему
базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.
В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают мак- симальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно- нравственной культуры народов России» для 4 класса и интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.
Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Задачи:
формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;
развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
УМК:
Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. 5-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. - М.: «Русское слово», 2015.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа разработана для учащихся 5 класса.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Всего в год: 35 ч.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Предметные результаты -овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
-умение различать основные религии народов России, описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты - становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Учащиеся 5 класса научатся:
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции- как основы культурной истории
многонационального народа России;
познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
осознавать ценности человеческой жизни.
Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:
-делать осознанный нравственный выбор;
-связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской
природы;
человечества.
-строить толерантное
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | практические |
1. | Введение в курс | 1 ч. | 1 | |
2. | Христианство | 14 ч. | 10 | 4 |
3. | Ислам | 6 ч. | 4 | 2 |
4. | Иудаизм | 6 ч. | 4 | 2 |
5. | Буддизм | 6 ч. | 4 | 2 |
6. | Обобщение (Творческий проект учащихся, Экскурсия «Дорога к храму») | 2 ч. | | 2 |
| Итого | 35ч. | | |
Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов Росси(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
Введение
Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Тема 1. Православие в Древней Руси
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Тема 2. Православие в Московской Руси
Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Тема 3. Православие при царях и императорах России
Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».
Тема 4. От Советской России до современности
Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в
ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Тема 5. Православие в традициях русского народа
Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Тема 6. Дом и семья в православии
Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.
Тема 7. История ислама в России
Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Тема 8. Ислам в современной России
Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Тема 9. Дом и семья в исламе
Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.
Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России
Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.
Тема 13. Появление и развитие буддизма в России
Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в
России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.
Тема 14. Буддизм в СССР и современной России
Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-
кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России
Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Календарно-тематическое планирование
(по учебнику Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. 5-е издание. - М.: «Русское слово», 2015/. - 1 часов в неделю. Всего 35 часов)
№п/п | Содержание учебного материала | К-во час. | Тип /форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата по плану | Дата по факту |
Освоение предметных знаний | УУД |
Раздел 1 Введение в тему (1ч.) |
1. | Введение в тему | 1 | УОСЗ | Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны | Усвоение правил работы с учебником. Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | ФО, УО | | |
Раздел 2 Православие (14ч.) |
2. | Входной контроль. Тестирование. Православие в Древней Руси | 1 | КЗУ | Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру. Объяснять смысл слов: поучение, уния, милосердие, нестяжание, справедливость, правдолюбие Понимать и принимать идеалы и ценности заложенные в «Поучении Владимира Мономаха». Понимать. Знать о позиции церкви в смутное время. Заветы оптинских старцев. | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; Установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Принятие позиции «другого». Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Развитие морального сознания. | Т,ФО УО | | |
3. | «Поучение» Владимира Мономаха | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР | | |
4. | Православная Церковь в Московской Руси | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
5. | Нил Сорский и Иосиф Волоцкий | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР | | |
6. | Православие в Российском царстве | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
7. | Заветы оптинских старцев | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР | | |
8. | Православие в Советской России | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
9. | Православие в современной России. Повторительно- обобщающий урок. | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
10.- 11. | Православие в традициях русского народа | 2 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | Т,ФО УО | | |
СП, ВП, СР | | |
12. | Православие и традиционные ценности русского народа | 1 | СЗУН, УОСЗ | СП, ВП, СР | | |
13. | Дом и семья в православии | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР,Т | | |
14. | Святые Петр и Феврония | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | СП, ВП, СР | | |
15. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России» Рубежный контроль. Тестирование | 1 | КЗУ | Т, СП, ВП, СР, РК | | |
Раздел 3 Ислам (6 ч.) |
16. | Древняя история ислама на территории России | 1 | ИНМ, ЗИМ | Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах. Объяснять понятие верховный сеид. Отношение русского правительства к мусульманам. Смысл понятий: «медресе», имам Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей | Т,ФО УО | | |
17. | Мусульмане в России | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
18. | Ислам в современной России. | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР | | |
19. | Мусульманские ценности и идеалы. | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | Т,ФО УО | | |
20. | Дом и семья в исламе | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | СП, ВП, СР, УО | | |
21. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России» | 1 | УОСЗ | Т, СП, ВП, СР, РК | | |
Раздел 4 Иудаизм (6 ч.) |
22. | Появление и развитие иудаизма в России | 1 | ИНМ, ЗИМ | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Объяснять понятий: кагал, хедер и иешива, синагога. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению | Т,ФО УО | | |
23. | Иудаизм в Российской империи | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР | | |
24. | Иудаизм в СССР | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
25. | Иудаизм в современной России | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | Т,ФО УО | | |
26. | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | СП, ВП, СР, | | |
27. | Повторительно-обобщающий урок ««Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»» | 1 | УОСЗ | Т, СП, ВП, СР, РК, | | |
Раздел 5 Буддизм (6 ч.) |
28. | Тибетский буддизм | 1 | ИНМ, ЗИМ | Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: гэлуг, лама, далай-лама, хурэ, хурул, даган. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Т,ФО УО | | |
29. | Распространение буддизма среди народов России. | 1 | ИНМ, ЗИМ | СП, ВП, СР | | |
30. | Буддизм в СССР | 1 | ИНМ, ЗИМ | Т,ФО УО | | |
31. | Буддизм в современной России | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | Т,ФО УО | | |
32. | Буддизм в культуре и традициях народов России | 1 | ИНМ, ЗИМ, СЗУН | СП, ВП, СР, | | |
33. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России» | 1 | УОСЗ | Т, СП, ВП, СР, РК, | | |
Раздел 6 Обобщение (2ч.) |
34. | Повторительно-обобщающий урок по курсу Итоговый контроль. Тестирование. Защита творческих проектов по теме «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России». | 1 | КЗУ | Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа | Т, СП, ВП, СР, РК, З | | |
35 | Экскурсия «Дорога к храму» | 1 | УОСЗ | ФО, УО | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2014г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
2. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (Инновационная школа).
Дополнительная литература:
Справочные издания.
1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000. 1
2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).
6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.
8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001. (Т. 1–7. М., 1996).
9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.
10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.
11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.
12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.
13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.
14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.
16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.
Научная и научно-популярная литература.
1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.
3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.
4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.
5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.
6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.
7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.
9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996. * Есть и другие издания. ** Издание продолжается.
10. Христианство.
11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.
12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.
15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.
17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.
18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.
20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.
21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.
22. Годри И. Лютер. М., 2000.
23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.
24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.
25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.
27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.
28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.
29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.
30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.
31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.
32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.
33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.
34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.
35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.
36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.
37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.
38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.
39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.
41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.
42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.
43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.
44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.
45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:
48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.
50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.
51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.
52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.
53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.
54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.
55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.
56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.
57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.
58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.
60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.
61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.
62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.
63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.
65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.
66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.
67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.
68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.
69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,
1997–1998*.
70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.
71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.
72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.
73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V–VIII вв. Минск, 2006*.
74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.
75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700– 2005. М., 2006.
76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.
77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.
78. Ислам
79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.
81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.
84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.
85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.
88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.
89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.
90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.
94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.
96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
97. Иудаизм
98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.
99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.
102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.
103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.
106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.
108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.
110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
111. Буддизм
112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.
114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.
116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.
118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.
119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.
120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.
122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.
123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.
124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003*.
Рекомендуемые ресурсы Интернета.
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ - история религии
http://www.foma.ru/- о православии в России
http://islam.ru/ - об исламе
http://www.threeda.ru/ - об иудаизме
http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
К оценочным материалам относятся материалы, позволяющие определить уровень подготовки
обучающихся по предмету. К таковым относятся:
Оценка творческих работ на каждом урок (в форме зачёта). Собеседование по итогам освоения тем и разделов
программы. Тест-игра по проверке усвоения понятий и терминов. Чтение наизусть стихотворений. Активное, осознанное участие в традиционных православных праздниках.
Устный опрос строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных работ,
тестирования при фронтальном, стартовом, рубежном и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников.
Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.
Тематический контроль (рубежный) проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Итоговый контроль по проверке проводится в виде контрольных работ тестового характера.
График контрольных (зачётных) работ
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| | | | |
| 2. Входной контроль. Тестирование. | | | |
| 15. Рубежный контроль. Тестирование по теме «Православие в традициях народов России» | | | |
| 21. Рубежный контроль. Тестирование по теме «Ислам в истории и культуре народов России» | | | |
| 27. Рубежный контроль. Тестирование по теме ««Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»» | | | |
| 33. Рубежный контроль. Тестирование по теме «Буддизм в истории и культуре народов России» | | | |
| 34. Итоговый контроль. Тестирование или Защита творческих проектов по теме «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России». | | | |