муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.20__г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно – нравственной культуры
народов России
для ГКП
к учебному пособию «Родной дом»
на основе авторской программы
М.Ю.Новицкой
Разработана Труновой Татьяной Анатольевной
воспитателем ГКП
первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
6. Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
7. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Наименование учебного предмета: «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Класс: ГКП
Количество часов по учебному плану: 33 ч ( 1 ч в неделю, 33 учебные недели).
В содержании учебного предмета количество часов для изучения раздела, темы в рабочей программе скорректировано на основании учебного плана МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Планируемые результаты:
освоить элементарные правила здорового образа жизни, отвечающие семейным традициям народов своего края, в соотнесении с современными социокультурными нормами;
интересоваться традициями народов своего края; знать по две-три народные загадки на темы программы о мире природы и социума; сочинять загадки о современных реалиях окружающего мира по модели народных загадок;
эмоционально реагировать на произведения народного изобразительно-прикладного и музыкального искусства, произведения устного народного творчества, в том числе чутко воспринимать мир природы, раскрываемый в процессе годового календарного круга и культурно осмысленный в обрядах и праздниках семейной жизни;
владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, адекватно используя коммуникативные средства, характерные для культуры народов своего края;
управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений с учётом социокультурных норм народов своего края, доброжелательно относиться к товарищам по игре, честно соблюдать правила, необходимые для проведения игр разного типа;
предлагать собственный замысел и воплощать его в рисунке, постройке, рассказе, игре и. др., используя эстетические образцы и этические нормы, характерные для традиционной культуры народов своего края; при этом укреплять мускулатуру руки, готовя её к письму; освоить решение логических, классификационных задач на основе предметного ряда традиционного народного домашнего быта;
иметь первичные представления о составе большой традиционной семьи и характерных для неё родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях народов своего края.
Содержание учебного предмета
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы |
Авторская | Рабочая |
Дом и мир вокруг дома | 1 | 1 | Мир природы и мир людей в их единстве. Загадки о доме и мире природы: взаимопроникновение мира и природы. Образы природы в народном художественном творчестве |
В доме | 1 | 1 | Интерьер старинного дома: каждому есть место по возрасту и чину. Образы природы в народном художественном творчестве |
У печки-матушки | 1 | 1 | Печной угол и его фундаментальная роль в доме. Загадки, сказки, песенки-прибаутки |
Сказка - загадка про глиняный горшок | 1 | 1 | Старинная глиняная утварь |
У нас большая стирка | 1 | 1 | Совместный труд как основа семьи |
Наши подружки-чашки, ложки, кружки | 1 | 1 | Старинная деревянная утварь, её функциональное назначение и красота: роль утвари в создании домашнего уюта |
У колыбельки | 1 | 1 | Колыбельные песни, нежные взаимоотношения матери и ребёнка. Любовь как основа семьи |
Пестуем малыша | 1 | 1 | Пестушки, их роль в физическом развитии и гармоничном воспитании ребёнка |
Потешки и прибаутки | 1 | 1 | Роль потешек и прибауток в развитии малыша. Нежные взаимоотношения ребёнка с членами семьи. Любовь как основа семьи |
Старинные игрушки | 1 | 1 | Старинные игрушки (погремушки - шаркунки, лоскутные мячики, матрёшки, куклы и др.). Их роль в воспитании и развитии малыша |
Зимний вечер | 1 | 1 | Совместный труд и любовь – основа семьи |
Бабушкина сказка | 1 | 1 | Роль сказки в преемственности культурных традиций разных поколений в семье |
Готовим наряды к празднику | 1 | 1 | Знакомство с традиционным народным праздничным костюмом как способ создания особой атмосферы ожидания семейного праздника |
Рождество Христово – семейный праздник | 1 | 1 | Семейные праздники любого народа – традиционный способ укрепления отношений в семье |
Великий пост - к празднику мост | 1 | 1 | Семейный труд и обычаи Великого поста – традиционный способ передачи нравственных ценностей от старших к младшим |
Ставим тесто для пасхального кулича | 1 | 1 | Традиционная праздничная кухня как основа общенародного и семейного единения |
За семейным столом | 1 | 1 | Красный угол – духовный центр семьи. Старинные традиции застолья – школа народной нравственности и способ укрепления семьи |
На огороде и в саду | 1 | 1 | Совместный труд на земле – основа семьи и народной нравственности |
Игры в летний денёк | 1 | 1 | Народная детская игровая культура – школа физического и психического здоровья |
Добрые наши друзья | 1 | 1 | Домашние животные их роль в семейной жизни и быте. Забота о животных – школа нравственного здоровья |
Во широком поле | 1 | 1 | Труд и народная нравственность |
В зелёном лесу | 1 | 1 | Тесное общение с природой, труд и отдых одновременно - нравственная основа семейной жизни |
Скоро в школу! | 1 | 1 | Почтительное отношение к учению – традиционная нравственная ценность народа |
Резервный урок | | 10 | |
Итого | 23 | 33 | |
Календарно - тематическое планирование по основам духовно – нравственной культуры народов России
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Факти чески |
1 | Дом и мир вокруг дома | 1 | наблюдение | | |
2 | В доме | 1 | наблюдение | | |
3 | У печки-матушки | 1 | наблюдение | | |
4 | Сказка - загадка про глиняный горшок | 1 | наблюдение | | |
5 | У нас большая стирка | 1 | наблюдение | | |
6 | Наши подружки-чашки, ложки, кружки | 1 | наблюдение | | |
7 | У колыбельки | 1 | наблюдение | | |
8 | Пестуем малыша | 1 | наблюдение | | |
9 | Потешки и прибаутки | 1 | наблюдение | | |
10 | Старинные игрушки | 1 | наблюдение | | |
11 | Зимний вечер | 1 | наблюдение | | |
12 | Бабушкина сказка | 1 | наблюдение | | |
13 | Готовим наряды к празднику | 1 | наблюдение | | |
14 | Рождество Христово – семейный праздник | 1 | наблюдение | | |
15 | Великий пост - к празднику мост | 1 | наблюдение | | |
16 | Ставим тесто для пасхального кулича | 1 | наблюдение | | |
17 | За семейным столом | 1 | наблюдение | | |
18 | На огороде и в саду | 1 | наблюдение | | |
19 | Игры в летний денёк | 1 | наблюдение | | |
20 | Добрые наши друзья | 1 | наблюдение | | |
21 | Во широком поле | 1 | наблюдение | | |
22 | В зелёном лесу | 1 | наблюдение | | |
23 | Скоро в школу! | 1 | наблюдение | | |
24 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
25 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
26 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
27 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
28 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
29 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
30 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
31 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
32 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
33 | Резервный урок | 1 | наблюдение | | |
Перечень приложений:
Лист корректировки учебной программы ( Приложение 1 )
Перечень учебно-методического обеспечения ( Приложение 2 )
Приложение 1
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Перечень учебно-методического обеспечения
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / (Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А. Федосова). – 3-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2015.
Методические рекомендации к программе «Преемственность» : пособие для педагогов / [Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2015.
Родной дом: пособие для детей 5-7 лет / М.Ю. Новицкая – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.