Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоникулинская средняя школа
МО «Цильнинский район»Ульяновской области
РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол № ____________Н. В. Грунина __________Л. Н. Алексанкина
от «____»_____20____г. «____» _________20____г. Приказ № ____ от________
Рабочая программа
по «Основам духовно- нравственной культуры народов России» ООО ФГОС
Наименование учебного предмета- ОДНКНР
Срок реализации программы, учебный год 2019-2020 Класс 5
Учитель - Потапова Светлана Александровна
Количество часов по учебному плану: 5 класс-35 ч.,в неделю 1час.
Рабочую программу составил (а)_____ Потапова Светлана Александровна_
подпись расшифровка
Аннотация
к рабочей программе по «Основам духовно- нравственной культуры народов России» 5 класс.
Предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России» введена в основную школу постановлением Министерства образования и науки РФ с 1 сентября 2015 г. Перед образовательными организациями была поставлена задача формирования у обучающихся в основной школе ( 5 класс) знаний об основных нормах морали, культурных традициях народов России, об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование) и на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» автора Н.Ф. Виноградовой- корпорация «Русский учебник»,2019 год. Она реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Согласно учебному плану, программа ориентирована на обучение детей 5 класса и составлена с учётом их возрастных особенностей.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением на 2019-2020 учебный год предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе изучается в 5 классе в течение всего года один час в неделю, общее число часов 35.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России » разработана для обучающихся 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ,учебным базисным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы духовно –нравственной культуры народов России » Н.Ф. Виноградовой. В. корпорация «Русский учебник», 2019. Данная программа разработана с учетом психологических особенностей учащихся 5 класса и опирается на следующие нормативные документы:
Данная программа ориентирована на использование учебника «Основы духовно – нравственной культуры народов России» : 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.-М.: Вентана- Граф,2019.- 160 с.
Основные цели и задачи курса
Основной целью курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействии.
В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер:
традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества.
Таким образом, курс «Основы- духовно – нравственной культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России», заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют ( а не разъединяют) светскость и религиозность.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Психологические предпосылки усвоения содержания курса
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Конечно, главным средством обучения в 5 классе остается учебник. Вместе с тем увеличивается доля мини- лекций учителя, его объяснений, рассказов- дополнений. Сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации, и т.д.- обеспечивает:
организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах ( из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники работают с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», О чем говорит православие», « Оговорит ислам», «о чем говорит иудаизм», «О чем говорит буддизм»;
отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового Словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Ведущими принципами организации обучения в 5 классе остаются те же, что и в 4 классе.
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии, как в содержании, так и в методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в 4 классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
1. Планируемые результаты освоения содержания курса.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
2.Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры - 4 часа
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа - 15 часов
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура - 11 часов
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности - 2часа
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. - 3 час
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1- 2 | Раздел 1.В мире культуры -4 часа | Величие многонациональной российской культуры | 2 | Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» | | |
3- 4 | Человек – творец и носитель культуры | 2 | Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России | | |
5-6 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа - 15 часов | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 | Ответить на вопросы. | | |
7-8 | Жизнь ратными подвигами полна | 2 | Ответить на вопросы | | |
9 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | Подготовить сообщения | | |
10 | В труде – красота человека | 1 | Объяснить значение пословиц | | |
11 | «Плод добрых трудов славен» | 1 | Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде | | |
12- 13 | Люди труда | 2 | Готовить проекты | | |
14 | Бережное отношение к природе | 1. | Ответить на вопрос, сообщение о заповеднике | | |
15-16 | Семья – хранитель духовных ценностей | 2 | Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека | | |
17-18 | | Семья – хранитель духовных ценностей | 2 | Подготовить сообщения | | |
19 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | Подготовить фотоальбомы | | |
20 | Раздел 3. Религия и культура - 11 часов | Роль религии в развитии культуры | 1 | Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности | | |
21-22 | Культурное наследие христианской Руси. | 2 | Сообщение-презентация о царь-колоколе | | |
23 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | Подготовить сообщения и презентации | | |
24-25 | Культура ислама | 2 | Сообщение-презентация об исламе | | |
26 | Культура ислама | 1 | Подготовить сообщение о мечети Кул- Шариф | | |
27-28 | Иудаизм и культура | 2 | Сообщение-презентация об иудаизме | | |
29-30 | | Культурные традиции буддизма | 2 | Сообщение-презентация о буддизме | | |
31 | Раздел 4. Как сохранить духовные ценности - 2часа | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 | Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашего края | | |
32 | | Хранить память предков | 1 | Подготовить ответы на вопросы | | |
33-34 | Раздел 5. Твой духовный мир. - 3 час | Твой духовный мир | 2 | Проектная деятельность | | |
35 | Защита проектов | 1 | Защита проектов | | |