1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Проекта Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Российской Федерации (06.03.2018г. №6/1)
3.Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Москва: Просвещение, 2015г.)
4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программой НОО (решение от 08 апреля 2015 г. протокол от №1/15), основной образовательной программой общего образования МБОУ «Курагинская средняя общеобразовательная школа №3».
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. регистрационный номер № 35915 9с 21.02.2015 г.).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10-м классе из расчёта 1 час в неделю – 34 учебные недели. По окончании 10 класса во внеурочное время проводятся учебные сборы (практические занятия) по основам военной службы. Продолжительность этих сборов — 5 дней (35 часов).
В рабочей программе самостоятельно распределены часы внутри каждого раздела на изучение тем в соответствии со сложностью изучаемого материала.
В рабочей программе предусмотрено проведение проверочных и практических работ, которые проводятся в конце изучения каждого из разделов, промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. В.Н. Латчук , В.В.Марков, , С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ; под ред.В.Н.Латчука.-2-е изд., стереотип. Основы безопасности жизнедеятельности 10класс,учебник для общеобразовательных учреждений, М: Дрофа, 2014г,-255 стр.
2. В.Н. Латчук , В.В.Марков, , С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ; под ред.В.Н.Латчука.-7-е изд., стереотип. Основы безопасности жизнедеятельности 10класс,учебник для общеобразовательных учреждений, М: Дрофа, 2018г,-255 стр.
3.Интернет-ресурсы.
4.ОБЖ 5-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство Образования РФГУРЦЭМТО,2018 г.
5.Мультимедийные уроки по ОБЖ 5-11 класс, 2019 г.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах и поездках;
готовиться к туристическим походам и поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при неинфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
развивать в себе духовные и физические качества, необходимые для военной службы;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
3.Содержание учебного предмета
Раздел 1.Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (21 час)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (3 ч)
Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Понятие о выживании и автономном существовании. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Случаи, когда предпочтительнее оставаться на месте аварии. Ситуации, когда принимается решение уйти с места аварии.
Автономное существование человека в условиях природной среды. Основные правила и действия для выживания в условиях вынужденного автономного существования. Основные способы ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам (солнцу, луне, звездам), по растениям и животным, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища: простейшие укрытия и способы их сооружения. Выбор укрытия в зависимости от различных погодных и климатических условий, окружающей местности. Добывание огня: выбор места для костра, алгоритм действий при разведении костра, типы костров в зависимости от предназначения. Обеспечение питанием и водой. Основные правила обеспечения пищей и основные ее источники в условиях вынужденного автономного существования. Обеспечение водой. Выбор подходящего источника воды. Меры предосторожности при использовании источника воды: безопасное утоление жажды снегом, фильтрация и обеззараживание воды. Добывание воды из грунта при помощи пленочного конденсатора.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (1ч)
Важность знания правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения в общественных местах. Подготовка к массовому мероприятию, правила безопасного поведения на нем. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения в подъезде дома и в лифте. Понятие о необходимой обороне, ее юридическое обоснование.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (3ч)
Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие о преступлении. Виды преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Преступления, за совершение которых несовершеннолетние лица подлежат уголовной ответственности. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним.
Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Преступления, связанные с нанесением ущерба транспортным средствам, оборудованию, коммуникациям, и назначаемые за них наказания. Угон автомобиля и назначаемые за него наказания.
Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.
Понятие о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка, выражающемся в явном неуважении к обществу. Признаки мелкого хулиганства и уголовно наказуемого хулиганства. Обстоятельства, отягчающие ответственность за хулиганство: совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору, совершение правонарушения организованной группой, сопротивление представителю власти. Понятие о вандализме. Преступления, связанные с надругательством над телами умерших, захоронениями и т. п., и ответственность за их совершение.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (2ч)
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: при землетрясении; при сходе лавины, оползня, селя, обвала; при внезапном возникновении урагана, бури, смерча; при наводнении; при пожаре в здании; при аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; при аварии на радиационно опасных объектах; при нахождении в зоне лесного пожара; при попадании в завал.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (2 ч)
Основные законы, регламентирующие деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека, охраны его жизни и здоровья: Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Регламентируемые ими цели, задачи, вопросы и нормы.
Содержание Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Права граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обязанности граждан при участии в мероприятиях по защите людей и материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание Федерального закона «О пожарной безопасности». Права и обязанности граждан России в области пожарной безопасности.
Основные положения Федерального закона «О гражданской обороне».
Основное содержание Федеральных законов «О противодействии терроризму», «О радиационной безопасности населения», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений».
Содержание Федерального закона «О транспортной безопасности», основные задачи обеспечения транспортной безопасности.
Основное содержание Федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О противодействии экстремистской деятельности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об охране окружающей среды», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
Основные подзаконные акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (2 ч)
История создания гражданской обороны.
Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации. Структура органов управления гражданской обороной. Права и обязанности граждан России в области гражданской обороны.
Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Задачи подсистемы РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящейся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию. Понятие о плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плане гражданской обороны, их примерное содержание. Основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны.
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ (4 ч)
Ядерное оружие и его боевые свойства. Понятие о ядерном оружии и ядерном взрыве. Классификация ядерных взрывов, характеристика воздушного, наземного и подземного (подводного) ядерных взрывов. Характеристика поражающих факторов ядерного взрыва: ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного загрязнения, электромагнитного импульса. Зоны радиоактивного загрязнения.
Химическое оружие. Понятие о химическом оружии. Признаки применения химического оружия. Понятие о боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Пути проникновения БТХВ в организм человека. Классификация БТХВ по действию на организм человека и характеристика БТХВ нервно-паралитического, кожно-нарывного, удушающего, общеядовитого, психохимического действия. Классификация БТХВ по тактическому назначению: смертельные, временно выводящие из строя, раздражающие.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Понятие о бактериологическом оружии. Понятие о болезнетворных микробах: бактериях, вирусах, риккетсиях, грибках. Характеристика насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. Способы применения бактериологического оружия: аэрозольный, трансмиссивный, диверсионный. Характерные признаки, указывающие на применение бактериологического оружия. Комплекс мер по защите населения.
Современные обычные средства поражения. Понятие об обычном оружии. Виды обычных средств поражения. Характеристика огневых и ударных средств (боеприпасов): осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, зажигательных, объемного взрыва. Воздействие зажигательного оружия на людей и меры защиты от него. Характеристика высокоточного оружия — разведывательно-ударных комплексов и управляемых авиационных бомб.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (4 ч)
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Понятие об оповещении. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации. Основные и вспомогательные средства оповещения. Локальные системы оповещения и зоны их действия. Оповещение населения в местах массового пребывания людей.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о средствах коллективной защиты. Классификация средств коллективной защиты. Понятие об убежище. Виды убежищ, их характеристика и внутреннее устройство. Понятие о противорадиационном укрытии. Характеристика противорадиационных укрытий и их внутреннее устройство. Понятие об укрытиях простейшего типа, их защитные свойства. Размещение людей в убежище и правила поведения в нем.
Средства индивидуальной защиты населения.
Средства защиты органов дыхания (противогазы). Применение противогазов. Классификация противогазов по принципу защитного действия (фильтрующие и изолирующие). Принцип действия фильтрующих противогазов. Понятие об адсорбции, хемосорбции, катализе, фильтрации с использованием противодымного фильтра. Устройство противогаза. Характеристика гражданских противогазов ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, принцип их действия.
Средства индивидуальной защиты кожи. Предназначение и виды средств индивидуальной защиты кожи. Характеристика изолирующей спецодежды и одежды из фильтрующих материалов. Применение и характеристика изолирующих и фильтрующих средств защиты кожи — общевойскового защитного комплекта, легкого защитного костюма Л-1, защитной фильтрующей одежды. Правила пользования средствами индивидуальной защиты кожи. Предметы бытовой одежды, пригодные для защиты кожи.
Медицинские средства защиты. Понятие о медицинских средствах защиты. Аптечка индивидуальная АИ-2, характеристика ее медицинских препаратов, их назначение и применение. Характеристика индивидуальных противохимических пакетов ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10 и правила пользования ими. Проведение санитарной обработки при помощи подручных средств.
Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Понятие об аварийно-спасательных работах. Характеристика основных видов обеспечения аварийно-спасательных работ: разведки, транспортного, инженерного, дорожного, метеорологического, технического, материального, медицинского обеспечения. Основные этапы аварийно-спасательных работ.
Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения. Понятие о санитарной обработке. Способы и правила проведения частичной санитарной обработки. Проведение полной санитарной обработки при различных заражениях.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Организация и проведение работ по морально-психологической поддержке населения.
Раздел 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 часа)
ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА (3 ч)
Микроорганизмы в окружающей среде и их влияние на человека. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Классификация микроорганизмов по их влиянию на организм человека. Классификация инфекционных заболеваний, краткая характеристика выделяемых групп. Возбудители инфекционных заболеваний.
Возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Понятие об эпидемии и пандемии. Пути передачи инфекции и их характеристика.
Иммунитет. Понятие об иммунитете, антигенах, антителах, иммунной реакции организма. Факторы, влияющие на иммунитет. Разновидности иммунитета, их формирование.
Профилактика инфекционных заболеваний. Характеристика элементов общей эпидемиологической цепи и меры по предотвращению распространения инфекционных заболеваний. Понятие о карантине.
Внешние признаки инфекционного заболевания. Основные проявления инфекционных заболеваний. Понятие об инкубационном периоде инфекционного заболевания. Периоды развития инфекционного заболевания.
Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Возбудитель, пути заражения, основные проявления и течение инфекции, возможные последствия, лечение и профилактика следующих заболеваний: дизентерии, инфекционного (эпидемического) гепатита, ботулизма, пищевых токсикоинфекций, гриппа, дифтерии, краснухи, скарлатины, свинки (эндемического паротита).
ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (1 ч)
Двигательная активность. Понятие о двигательной активности. Влияние двигательной активности на организм человека. Влияние мышечной работы на систему кровообращения, сопротивляемость заболеваниям, работоспособность и развитие организма. Основные составляющие тренированности организма человека. Понятие о сердечно-дыхательной выносливости. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Аэробные и анаэробные упражнения, их характеристика. Понятие о мышечной силе и выносливости. Силовые упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением веса собственного тела — эффективное средство развития силы мышц. Понятие о скоростных качествах и гибкости, упражнения для их развития.
Раздел 3.Основы военной службы (9часов)
Введение. Краткий обзор войн и сражений в русской истории. Важность осознания современным человеком при принадлежности к своему народу и истории.
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЗАЩИТНИКИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА (5 ч)
История создания Вооруженных Сил России. Военные дружины на Руси в древности и во времена становления Московского княжества. Военные реформы Ивана IV и Петра I. Военные реформы под руководством Д. А. Милютина. Реформы в военной сфере начала XX века. Вооруженные Силы Советского Союза и Российской Федерации.
Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Понятие о Вооруженных Силах. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сухопутные войска. История возникновения и развития Сухопутных войск. Характеристика современных Сухопутных войск. Краткая характеристика состава Сухопутных войск — мотострелковых, танковых, ракетных войск и артиллерии, войск противовоздушной обороны, специальных войск.
Воздушно- космические силы. Это новейший вид ВС РФ, имеющий в своём составе Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска воздушно-космической обороны (ВВКО).История создания и применение в военном деле. Назначение, задачи, общая характеристика, состав и вооружение Воздушно - космических сил.
Военно-морской флот. История создания и развития Военно-морского флота России. Общая характеристика и состав Военно-морского флота.
Ракетные войска стратегического назначения. История применения ракет в военном деле. Характеристика Ракетных войск стратегического назначения и их вооружение.
Воздушно-десантные войска. Характеристика Воздушно-десантных войск, их вооружение и боевые свойства.
Тыл Вооруженных Сил. История возникновения и развития тыловых частей, адаптация их к современным условиям. Общая характеристика и задачи Тыла Вооруженных Сил. Средства, используемые Тылом Вооруженных Сил для выполнения задач.
Специальные войска. Общая характеристика и состав специальных войск. Характеристика инженерных войск, войск связи, войск радиационной, химической и биологической защиты.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Общая характеристика Российской Федерации и гаранты ее безопасности. Понятие об обороноспособности государства и об обороне. Основа обороны Российской Федерации. Роль Вооруженных Сил Российской Федерации и других структур в осуществлении обороны и защиты государства. Понятие о безопасности, основные функции государства по обеспечению безопасности. Состав сил, обеспечивающих безопасность государства.
Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Перечень других войск, воинских формирований и органов, в которых осуществляется исполнение военной службы. Комплектование других войск, воинских формирований и органов, их задачи и функции.
ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ (4ч)
Основные понятия о воинской обязанности. Понятие о воинской обязанности. Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации. Понятие о военной службе. Особенности военной службы по сравнению с другими видами государственной деятельности и иной деятельностью. Военная служба по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Организация воинского учета и его предназначение. Понятие о воинском учете. Процедура первоначальной постановки на воинский учет. Состав и обязанности комиссии по постановке граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Уважительные причины неявки по повестке военного комиссариата.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Содержание обязательной подготовки к военной службе. Профессиональный психологический отбор и решаемые им задачи. Принятие решения о соответствии конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск, вынесение оценки о профессиональной пригодности граждан к военной службе. Нормативы по физической подготовке для нового пополнения воинских частей.
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Содержание добровольной подготовки к военной службе. Военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах Российской Федерации как подготовка к военной службе. Подготовка на военных кафедрах гражданских вузов. Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет.
Процедура запроса первичных сведений о гражданах, подлежащих постановке на воинский учет. Порядок обследования граждан, подлежащих учету. Понятие о медицинском освидетельствовании. Вынесение заключения о категории годности гражданина к военной службе.
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (35 часов)
Повседневная жизнь и деятельность военнослужащих, распорядок дня, размещение и быт. Организация внутренней службы и внутренний порядок. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Учеба военнослужащих: строевая подготовка, огневая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, военно-медицинская подготовка.
4.Календарно – тематическое планирование для 10 класса А
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (21 час) УУД. |
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки составления результатов требованиям; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные- ориентироваться и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь: взаимодействие -формулировать свои затруднения; ставить вопросы, обращаться за помощью; вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию. | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. | 1 | Получают представление о роли и значении основ безопасности жизнедеятельности. Изучают правила ТБ и вопросы профилактики травматизма на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности. Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. | 07.09.20г. | 07.09.20г. |
2 | Автономное существование человека в условиях природной среды. | 1 | Изучают и практически осваивают наиболее распространенные способы ориентирования на местности и движению по азимуту. | 14.09.20г | 14.09.20г |
3 | Автономное существование человека в условиях природной среды. Практическая работа. | 1 | Учатся правильно выбирать тип временного укрытия, места для него, оборудовать такое укрытие в теплое и холодное время года. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой. | 21.09.20г | 21.09.20г |
4 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. | 1 | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные в основной школе. Получают представление о содержании, пределах и правилах необходимой обороны | 28.09.20г | 28.09.20г |
5 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Контрольная работа №1. | 1 | Получают представление о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительных мерах воспитательного воздействия | 05.10.20г | 05.10.20г |
6 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. | 1 | Получают представление об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля. | 12.10.20г | 12.10.20г |
7 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. | 1 | Получают представление об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения. | 19.10.20г | 19.10.20г |
8 | Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 8 и 9 классах основной школы. | 26.10.20г | 26.10.20г |
9 | Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Практическая работа. | 1 | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 8 и 9 классах основной школы. | 09.11.20г | 09.11.20г |
10 | Основные положения Федеральных законов Российской Федерации. | 1 | На уроке изучают основное содержание Федеральных законов «0 безопасности», «Об обороне», «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «0 пожарной безопасности », «0 гражданской обороне», «0 противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся самостоятельно. | 16.11.20г | 16.11.20г |
11 | Основные положения Федеральных законов Российской Федерации. | 1 | На уроке изучают основное содержание Федеральных законов «0 безопасности», «Об обороне», «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «0 пожарной безопасности », «0 гражданской обороне», «0 противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся самостоятельно. | 23.11.20г | 23.11.20г |
12 | Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. | 1 | Закрепляют знания, полученные на предыдущем занятии, и учебный материал, изученный в 9-м классе основной школы | 30.11.20г | 30.11.20г |
13 | Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Практическая работа. | 1 | Получают представление о задачах функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. | 07.12.20г | 07.12.20г |
14 | Ядерное оружие и его боевые свойства. | 1 | Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах. | 14.12.20г | 14.12.20г |
15 | Химическое оружие. | 1 | Получают представление о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации. | 21.12.20г | 21.12.20г |
16 | Бактериологическое (биологическое) оружие. | 1 | Получают представление о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия. | 28.12.20г | 28.12.20г |
17 | Современные обычные средства поражения. Контрольная работа №2. | 1 | Получают представление о различных боеприпасах (осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, объемного взрыва, зажигательных) и высокоточном оружии (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы). | 11.01.21г | 11.01.21г |
18 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. | 1 | Расширяют представление о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения | 18.01.21г | 18.01.21г |
19 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. | 1 | Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах | 25.01.21г | 25.01.21г |
20 | Средства индивидуальной защиты населения. Практическая работа. | 1 | Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении. | 01.02.21г | 01.02.21г |
21 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. | 1 | Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения и содержание аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зонах заражения: частичная; полная. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях | 08.02.21г | 08.02.21г |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 часа) УУД. Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки составления результатов требованиям; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные- ориентироваться и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь: взаимодействие -формулировать свои затруднения; ставить вопросы, обращаться за помощью; вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию. |
22 | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. | 1 | Получают представление о классификации, причинах возникновения, путях передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма. | 15.02.21г | 15.02.21г |
23 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | Получают представление об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания. Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни | 20.02.21г | 20.02.21г |
24 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Контрольная работа №3. | 1 | Получают представление о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний. | 01.03.21г | 01.03.21г |
25 | Двигательная активность — обязательное условие здорового образа жизни. Практическая работа. | 1 | Расширяют представление и углубляют знания о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний. Выполняют практические задания по определению своей сердечно-дыхательной выносливости, силы кисти и гибкости. | 15.03.21г | 15.03.21г |
Раздел 3. Основы военной службы (9 часов) УУД. Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки составления результатов требованиям; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные- ориентироваться и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь: взаимодействие -формулировать свои затруднения; ставить вопросы, обращаться за помощью; вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию. |
26 | История создания Вооруженных Сил России. | 1 | Получают представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание этих реформ. | 22.03.21г | 22.03.21г |
27 | Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. | 1 | Получают представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении. | 05.04.21г | 05.04.21г |
28 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. | 1 | Получают представление о главном предназначении Вооруженных Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности». | 12.04.21г | 12.04.21г |
29 | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Практическая работа. | 1 | Получают представление о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. | 19.04.21г | 19.04.21г |
30 | Промежуточная аттестация | 1 | | 26.04.21г | 26.04.21г |
31 | Основные понятия о воинской обязанности. | 1 | Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы. | 17.05.21г | 17.05.21г |
32 | Организация воинского учета и его предназначение. | 1 | Получают представление о первоначальной постановке на воинский учёт, составе и работе комиссии по постановке граждан на воинский учет. Изучают обязанности граждан по воинскому учету, уважительные причины неявки по вызову военкомата и ответственность за уклонение от исполнения воинской обязанности. | 24.05.21г | 24.05.21г |
33 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Контрольная работа №4. | 1 | Изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе. | 25.05.21г | 25.05.21г |
34 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет. | 1 | Получают представление об организации и проведении медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет, о категориях годности к военной службе. | 27.05.21г | 27.05.21г |
Итого: | | 34 часа |
4.Календарно – тематическое планирование для 10 класса Б
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях (21 час) УУД. |
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки составления результатов требованиям; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные- ориентироваться и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь: взаимодействие -формулировать свои затруднения; ставить вопросы, обращаться за помощью; вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию. | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. | 1 | Получают представление о роли и значении основ безопасности жизнедеятельности. Изучают правила ТБ и вопросы профилактики травматизма на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности. Изучают и анализируют основные причины вынужденного автономного существования. Учатся правильно принимать решение и действовать в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. | 07.09.20г. | 07.09.20г. |
2 | Автономное существование человека в условиях природной среды. | 1 | Изучают и практически осваивают наиболее распространенные способы ориентирования на местности и движению по азимуту. | 14.09.20г | 14.09.20г |
3 | Автономное существование человека в условиях природной среды. Практическая работа. | 1 | Учатся правильно выбирать тип временного укрытия, места для него, оборудовать такое укрытие в теплое и холодное время года. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой. | 21.09.20г | 21.09.20г |
4 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. | 1 | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные в основной школе. Получают представление о содержании, пределах и правилах необходимой обороны | 28.09.20г | 28.09.20г |
5 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Контрольная работа №1. | 1 | Получают представление о видах преступлений, уголовной ответственности несовершеннолетних, видах наказаний для несовершеннолетних, назначаемых им принудительных мерах воспитательного воздействия | 05.10.20г | 05.10.20г |
6 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. | 1 | Получают представление об уголовной ответственности за разрушение, повреждение и приведение в негодность транспортных средств, транспортного оборудования и коммуникаций; угон автомобиля. | 12.10.20г | 12.10.20г |
7 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. | 1 | Получают представление об уголовной ответственности за хулиганство, вандализм и неуважительное отношение к усопшим и местам их захоронения. | 19.10.20г | 19.10.20г |
8 | Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 8 и 9 классах основной школы. | 26.10.20г | 26.10.20г |
9 | Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Практическая работа. | 1 | Закрепляют знания, умения и навыки, полученные при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 8 и 9 классах основной школы. | 09.11.20г | 09.11.20г |
10 | Основные положения Федеральных законов Российской Федерации. | 1 | На уроке изучают основное содержание Федеральных законов «0 безопасности», «Об обороне», «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «0 пожарной безопасности », «0 гражданской обороне», «0 противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся самостоятельно. | 16.11.20г | 16.11.20г |
11 | Основные положения Федеральных законов Российской Федерации. | 1 | На уроке изучают основное содержание Федеральных законов «0 безопасности», «Об обороне», «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «0 пожарной безопасности », «0 гражданской обороне», «0 противодействии терроризму». С основными положениями остальных законов и подзаконных актов знакомятся самостоятельно. | 23.11.20г | 23.11.20г |
12 | Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. | 1 | Закрепляют знания, полученные на предыдущем занятии, и учебный материал, изученный в 9-м классе основной школы | 30.11.20г | 30.11.20г |
13 | Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Практическая работа. | 1 | Получают представление о задачах функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. | 07.12.20г | 07.12.20г |
14 | Ядерное оружие и его боевые свойства. | 1 | Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах. | 14.12.20г | 14.12.20г |
15 | Химическое оружие. | 1 | Получают представление о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации. | 21.12.20г | 21.12.20г |
16 | Бактериологическое (биологическое) оружие. | 1 | Получают представление о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия. | 28.12.20г | 28.12.20г |
17 | Современные обычные средства поражения. Контрольная работа №2. | 1 | Получают представление о различных боеприпасах (осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, объемного взрыва, зажигательных) и высокоточном оружии (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы). | 11.01.21г | 11.01.21г |
18 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. | 1 | Расширяют представление о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения | 18.01.21г | 18.01.21г |
19 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. | 1 | Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах | 25.01.21г | 25.01.21г |
20 | Средства индивидуальной защиты населения. Практическая работа. | 1 | Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении. | 01.02.21г | 01.02.21г |
21 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. | 1 | Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения и содержание аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зонах заражения: частичная; полная. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях | 08.02.21г | 08.02.21г |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 часа) УУД. Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки составления результатов требованиям; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные- ориентироваться и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь: взаимодействие -формулировать свои затруднения; ставить вопросы, обращаться за помощью; вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию. |
22 | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. | 1 | Получают представление о классификации, причинах возникновения, путях передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма. | 15.02.21г | 15.02.21г |
23 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | Получают представление об элементах эпидемиологической цепи, внешних признаках и инкубационном периоде инфекционного заболевания. Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни | 20.02.21г | 20.02.21г |
24 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Контрольная работа №3. | 1 | Получают представление о возбудителях, путях заражения, признаках и мерах профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний. | 01.03.21г | 01.03.21г |
25 | Двигательная активность — обязательное условие здорового образа жизни. Практическая работа. | 1 | Расширяют представление и углубляют знания о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний. Выполняют практические задания по определению своей сердечно-дыхательной выносливости, силы кисти и гибкости. | 15.03.21г | 15.03.21г |
Раздел 3. Основы военной службы (9 часов) УУД. Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки составления результатов требованиям; различать способ и результат действия. Познавательные: общеучебные- ориентироваться и выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь: взаимодействие -формулировать свои затруднения; ставить вопросы, обращаться за помощью; вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию. |
26 | История создания Вооруженных Сил России. | 1 | Получают представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание этих реформ. | 22.03.21г | 22.03.21г |
27 | Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. | 1 | Получают представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении. | 05.04.21г | 05.04.21г |
28 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. | 1 | Получают представление о главном предназначении Вооруженных Сил РФ, силах обеспечения обороны и безопасности нашего государства. Закрепляют знание Федеральных законов «Об обороне» и «О безопасности». | 12.04.21г | 12.04.21г |
29 | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Практическая работа. | 1 | Получают представление о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. | 19.04.21г | 19.04.21г |
30 | Промежуточная аттестация | 1 | | 26.04.21г | 26.04.21г |
31 | Основные понятия о воинской обязанности. | 1 | Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы. | 17.05.21г | 17.05.21г |
32 | Организация воинского учета и его предназначение. | 1 | Получают представление о первоначальной постановке на воинский учёт, составе и работе комиссии по постановке граждан на воинский учет. Изучают обязанности граждан по воинскому учету, уважительные причины неявки по вызову военкомата и ответственность за уклонение от исполнения воинской обязанности. | 24.05.21г | 24.05.21г |
33 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Контрольная работа №4. | 1 | Изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе. | 24.05.21г | 24.05.21г |
34 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет. | 1 | Получают представление об организации и проведении медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет, о категориях годности к военной службе. | 25.05.21г | 25.05.21г |
Итого: | | 34 часа |
| Учебные сборы по основам подготовки к военной службе. | 35 часов | |
| Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Военно-медицинская подготовка | | Знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, основными образцами вооружения и военной техники. Получают представление об организации, проведении и содержании занятий по боевой подготовке. | |
| Итого: | | | 69 |
5.Контрольно – измерительные материалы:
Для формирования оценки знаний используются следующие формы контроля и измерители: зачет, самостоятельная работа, тестовые задания, опорный конспект, фронтальный опрос, написать вывод, мини-проект, тренировочные задания, сообщения, рефераты, доклады, ситуационные задачи, беседа по вопросам, монологические ответы на вопросы в учебнике, терминологические диктанты, выполнение рисунков, схем, игровые ситуации: «вертушка» и т.п., составление кроссвордов, написание сочинений, рассказов, практические занятия, изготовление простейших средств безопасности.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам.
Практические и контрольные работы 10 класс.
№ п/п | Тема практической работы | Время работы | № урока п/п |
1 | "Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях". | 20 мин. | 3 |
2 | "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". | 20 мин. | 9 |
3 | "Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций ". | 20 мин. | 13 |
4 | "Средства индивидуальной защиты населения". | 20 мин. | 20 |
5 | "Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья". | 20 мин. | 25 |
6 | "Строевая подготовка" | 20 мин. | 29 |
№ п/п | Тема контрольной работы | Время работы | № урока п/п |
1 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. | 40 мин. | 5 |
2 | "Современные средства поражения" | 40 мин. | 17 |
3 | "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни". | 40 мин. | 24 |
4 | "Основы военной службы". | 40 мин. | 33 |
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.