СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс»


Содержание 1

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Место учебного предмета в учебном плане

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

5. Результаты изучения учебного предмета:

5.1. Личностные результаты

    1. Метапредметные результаты

5.3. Предметные результаты

6. Содержание учебного предмета

7. Тематическое планирование

8. Формы контроля. Оценочные и методические материалы

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

9.1. Оборудование класса

9.2. Учебно-практическое оборудование

9.3. Технические средства обучения

9.4. Список литературы

9.5. Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы




2

2

3

4

5

6

7

7

7

8

15

16

16

16

16

17

18

   


1.Пояснительная записка          

Дети с нарушениями речи получают цензовый уровень образования в предметной области. В связи с этим, в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуется вариант программы по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика», отвечающий требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «Перспектива» и учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России.. Авторская программа А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.», утверждѐнной МО РФ.

Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2020 г.

В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2020/2021 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 35 часов в год (1 час в неделю).

2.Общая характеристика учебного предмета

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   

3.Место учебного предмета в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации

образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


5. Результаты изучения учебного предмета


1. Личностные результаты

•     формирование основ российской гражданской идентично­сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

•     формирование семейных ценностей;

•     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии приро­ды, народов, культур и религий;

•     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци­онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


2 . Метапредметные результаты

•      Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•     готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

•      овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретно­го учебного предмета.



3. Предметные результаты

•      Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов­ному саморазвитию;

•     понимание значения нравственности в жизни человека и об­щества;

•      формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

•    первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

•     становление внутренней установки личности поступать со­гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

•     осознание ценности человеческой жизни.


5.1. Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально нрав­ственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.


5.2.Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

5.3.Предметные результаты:

знание, понимание и принятие учащимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами религиозной морали, по­нимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современно­сти России.

6. Содержание учебногопредмета

 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской

культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики


Основное содержание предмета (35 ч)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


7.Тематическое планирование


блока

Наименование блок

Всего часов

Блок 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 час

Блок 2

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1

16часов

Блок 3

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2

12часов

Блок 4

Духовные традиции многонационального народа России.

6часов.



Тема и тип урока


Кол-во часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

1

Россия - наша Родина.

Урок изучения нового материала


1

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий; устные характеристики

Героев РОССИИ

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Личностные УУДф:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

2

Этика-наука о нравственной жизни человека.

Урок усвоения новых знаний


1

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

3

Добрым жить на свете веселей.

Урок совершенство-вания знаний, умений и навыков


1

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,

4

Правила общения для всех.

Урок совершенство-вания новых знаний, умений и навыков


1

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Урок усвоения новых знаний.


1

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.

6

Каждый интересен.

Урок совершенство-вания знаний, умений, навыков.


1

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

7

Премудрости этикета

Урок усвоения новых знаний



1

Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

8

Красота этикета

Урок совершенство-вания знаний, умений, навыков


1

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя. Самостоятельная работа обучающихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

9

Простые школьные и домашние правила этикета .

Урок усвоения новых знаний



1

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа обучающихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

10

Чистый ручеек нашей речи.

Урок совершенствования знаний


1

Прослушивание и обсуждение рассказов обучающихся.

Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

11

В развитие добрых чувств - творение души.

Урок изучения нового материала.


1

Чтение статьи с выборочным пересказом текста. Самостоятельная работа обучающихся. Задание: выписать из текста пособия для обучающихся, что входит в отношения ответственности.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

12

Природа - волшебные двери к добру и доверию.

Урок изучения нового материала.



1

Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.

13

Чувство Родины.

Урок изучения нового материала.



1

Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)

14

Жизнь протекает среди людей.

Урок обобщения знаний, умений и навыков


1

Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся.

15



Чтобы быть коллективом.

Урок подведения итогов




1


Творческая самостоятельная работа обучающихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.

16

Коллектив

начинается с меня. Презентации творческих работ


1

Выступления обучающихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.



Тема и тип урока


Кол-во часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

17

Мой класс –мои друзья.

Урок совершенство-вания знаний, умений, навыков.


1

Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Личностные УУД:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.


Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.



18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Урок систематизации знаний. Урок-диспут.


1

19

Жизнь священна.

Урок изучения нового материала

смешанный урок.


1

20

Человек рожден для добра.

Урок усвоения новых знаний



1

Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос.

Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

Работа с толковым словарем.

21

Милосердие-закон жизни. Комбинированный урок


1

22

Жить во благо себе и другим.

Урок усвоения новых знаний


1

23

Следовать нравственной установке. Комбинированный урок



1

24

Достойно жить среди людей.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.


1

Чтение статьи из пособия для обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся.

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации.

25

Уметь понять и простить. Комбинированный урок


1

26

Простая этика поступков. Комбинированный урок


1

27

Общение источники преодоления обид. Комбинированный урок


1

Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся.

28

Ростки нравственного опыта поведения. Комбинированный урок



1

29

Доброте сопутствует терпение. Комбинированный урок





1

30

Действия с приставкой «со»

Комбинированный урок


1

31

С чего начинается Родина. Комбинированный урок


1

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя

Самостоятельная работа обучающихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.


32



В тебе рождается патриот и гражданин.

Урок подведения итогов изученного курса


1

33

Человек-

человека. Урок совершенствования знаний, умений, навыков.



1

34-35

Слово,обращенное

к тебе.

Урок совершенство-вания знаний, умений, навыков.


2

8.Формы контроля .Оценочные и методические материалы:

Формы контроля.Оценочные и методические материалы -это участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений, портфолио;

Тест №1 по теме «Россия – наша Родина»

1 вариант

1. Полное название нашей страны.

а) Российская федерация; б) Россия; в) Москва.

2. Почему нашу страну мы называет Отечеством?

а) это наш родной дом;

б) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали

свою землю;

в) потому что родились и живём в ней.

3. Материальный мир – это…

а) информация из книг, журналов, СМИ;

б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают;

в) явления природы, которые нас окружают.

4. Духовный мир – это…..

а) вещи и предметы;

б) знания и информация из различных источников, которые мы видим;

в) знания и информация из различных источников, отношения между людьми.

5. С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении

учебников и дополнительной литературы – это называется…

а) миром знаний;

б) миром умений и навыков;

в) миром культуры.

Культурные традиции - это…

а) народные праздники;

б) богатства нашей многонациональной страны;

в) морально – этические нормы.

7. Как мы должны относиться к традициям своей Родины?

а) соблюдать все традиции;

б) уважать, гордиться;

в) кто как хочет.

5

Тест №2 по теме «Россия – наша Родина»

2 вариант

1.Полное название нашей страны:

а) Москва б) Российская Федерация в) Россия

2.Почему нашу страну мы называет Отечеством:

а) потому что родились и живём в ней.

б) это наш родной дом

в) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и защищали

свою землю

3.Духовный мир — это

а) знания и информация из различных источников, которые мы видим

б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми

в) вещи и предметы

4.С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении

учебников и дополнительной литературы — это называется:

а) миром знаний б) миром умений и навыков

в) миром культуры

5.Духовный мир отражается в человеке и образует:

а) состояние души

б) внутренний мир человека

в) интересы человека

6.Во внутреннем и внешнем мире есть:

а) только добро, красота, тепло, уют, любовь

б) только зло, ненависть, опасность

в) есть добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное

7.Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может

радоваться или огорчаться, быть спокойным или тревожным, создавать

что-то нужное и новое. Это зависит от:

а) как ты наполняешь свой внутренний мир

б) как ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с

другими людьми

в) как ты относишься к окружающей тебя природе и людям

6

Тест №3 по теме « Что такое светская этика»

1. Что такое этика?

а) Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с

точки зрения представлений о добре и зле.

б) Это наука, которая изучает поступки и поведение людей.

в) Это наука, которая изучает правила хорошего поведения.

2. Кто был основателем этики?

а) Гегель;

б) Цицерон;

в) Аристотель. Синоним к слову «мораль».

а) нравственность;

б) обычаи;

в) привычки.

4. Определи положительные черты человека.

а) трудолюбие; б) жадность; в) заботливость;

г) грубость; д) лживость; е) дружелюбие.

5. Определи отрицательные черты человека.

а) честность; б) трусость; в) зазнайство;

г) доброта; д) леность; е) вежливость.

6) Какой нет этики?

а) религиозной;

б) самостоятельной;

в) светской.

7) Что помогает делать светская этика?

а) обогащаться;

б) совершать добродетельные поступки;

в) узнавать новую информацию.

Этика- это…

7

Тест №4 по теме «Культура и мораль»

1. Культура – это …

а) культурное поведение людей;

б) материальные и духовные ценности;

в) забота о здоровье.

2. Мораль – это …

а) культурные традиции;

б) верование людей;

в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

2. Идеалы и жизненные ценности людей в государстве – это…

а) правовая культура;

б) политическая культура;

в) материальная культура.

4. Выбери пример материальной культуры.

а) семейные традиции;

б) архитектурные сооружения;

в) пословицы, поговорки.

3. Выбери пример духовной культуры.

а) автомобиль; б) книги, журналы, газеты; в) воинский долг.

4. Почему появилась потребность поддерживать хорошие поступки?

а) они помогают жить;

б) они помогают обогатиться;

в) что бы тебя хвалили.

5. Во все времена осуждалось…

а) выполнение обещаний; б) помощь нуждающимся; в) предательство.

8

Тест№5 по теме «Культура и мораль»

1. Мораль – это …

а) культурные традиции;

а) верование людей;

в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

2. Культура – это …

а) культурное поведение людей;

б) материальные и духовные ценности; в) архитектурные сооружения

в) забота о здоровье.

3.Выбери пример материальной культуры.

а) семейные традиции;

в) пословицы, поговорки.

4. Выбери пример духовной культуры.

а) автомобиль; б) книги, журналы, газеты; в) воинский долг.

5. Идеалы и жизненные ценности людей в государстве – это…

а) правовая культура;

г) политическая культура;

в) материальная культура.

6. Во все времена осуждалось…

а) выполнение обещаний; б) помощь нуждающимся; в) предательство.

7. Почему появилась потребность поддерживать хорошие поступки?

а) они помогают жить;

д) они помогают обогатиться;

в) что бы тебя хвалили.

9

Тест №6 «Как я понимаю моральные нормы?»

Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть

учителя, то:

а) вы сделаете это;

б) вы этого не сделаете и получите « 2»;

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку

1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для

провинившегося продавца:

а) отпустить с миром ;

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;

в) отрубить руки.

9.Описание материально –технического обеспечения образовательного процесса

Описание материально – технического образовательного процесса УМК Учебник: Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. –М.: Просвещение, 2018. Методическое пособие: Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Учебные пособия «Основы светской этики» подготовленные для экспериментального курса «Основы светской этики» для 4 класса основной школы.

. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя

. Учебные видеоматериалы к урокам

. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

. Компьютер, проектор.


2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то

а) забросаете живодеров камнями ;

б) попросите отпустить собаку ;

в) присоединитесь к ним.

9.1.Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

9.2 Учебно-практическое оборудование.

Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др

9.3 Технические средства обучения 

(Предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

9.4 Список литературы

Для учащихся:

Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2018г.

Для родителей: 1. Гончарова В.Н., Демидов В.Г., Клемперт А.И., Кудрина А.В., Метлик И.В., Мубаракшина И.В., Теплова Е.Ф., Хабибуллина Г.Ю., Шевцова А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Центр «Школьная книга», 2013г. – 24 стр.

Для учителя: 1. Авторская программа А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.», утверждѐнной МО РФ. 2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2018г. 24

Список дополнительной литературы

1. Агапова И.А, Давыдова М.А.Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.

2. Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.

3. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

4. Аникин В.П.Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

5. Архарова Л.И., Гребѐнкина Л.К., Демидова С.Б.Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.М., 2005.

6. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

7. Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

8. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

9. Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

10. Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.

11. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.

13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

14. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

16. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.

17. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

18. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

19. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.

20. Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

21. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

22. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

9.5 .Электронно –образовательные и Интернет-ресурсы

    1. http://relig.info/

    2. http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33

    3. http://www.abc-people.com/typework/art/doc-l.htm

    4. http://www.krugosvet.ru/

    5. http://www.religio.ru/news/index.html

    6. http://www.visaginart.narod.ru/

    7. http://www.worldreligion.ru/

    8. Журнал «Вестник образования России»: http://www. vestniknews.ru

    9. Российский портал открытого образования: http://www. openet.edu.ru

    10. Учительская газета: http://www.ug.ru

    11. Федеральный портал «Российское образование»: http:// www.edu.ru






4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших

действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и благодарите;

б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;

в) хамите в ответ.

5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения;

б) у вас появляется желание унизить отличника;

в) вы радуетесь его успехам

6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в

присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость;

б) просите изменить лексикон;

в) поддерживаете разговор в том же духе.

7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете;

б) спрашиваете «а что мне за это будет?»

в) выполняете просьбу с легкой душой.


8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:

а) у вас возникает неприятное чувство;

б) не обращаете внимания;

в) смеётесь над ним.


10

) 9.1.Оборудование класса





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!