Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Планируемые результаты изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы, методы, средства работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий;
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Методы, способы, приемыработы:
проявление терпения, сочувствия и гуманности;
использование обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка;
педагогические игры;
развивающие упражнения;
использование внеурочной деятельности;
включение в доступные интеллектуальные и творческие соревнования, проектно – исследовательскую деятельность;
использование систематической индивидуальной медико – психолого – педагогической помощи.
Средства обучения:
печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради и т.д.);
электронные образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски).
Содержаниекурса
Модуль«Основыправославнойкультуры» - 34 ч
Россия—нашаРодина.Культураирелигия.ЧеловекиБогвправославии.Православная молитва.БиблияиЕвангелие.ПроповедьХриста.ХристосиЕгокрест.Пасха.Православное учениеочеловеке.Совестьираскаяние.Заповеди.Милосердиеисострадание.Золотоеправило этики.Храм.Икона.Творческиеработыучащихся.Подведениеитогов.Какхристианство пришлонаРусь.Подвиг.Заповедиблаженств.Зачемтворитьдобро?Чудовжизнихристианина. ПравославиеоБожиемсуде.ТаинствоПричастия.Монастырь.Отношениехристианинакприроде.Христианскаясемья.ЗащитаОтечества.Христианинвтруде.ЛюбовьиуважениекОтечеству. Презентация творческих проектов.
Тематический поурочныйпланучебногокурса «Основыправославнойкультуры» в4 классе
(вариант: 1 часвнеделю, 34 учебных недели – 34 ч)
№ п/п | Кол-во часов | Тема |
1 | 1 | Россия— нашаРодина |
2 | 1 | Культура и религия |
3 | 1 | Человек и Бог в православии |
4 | 1 | Православнаямолитва |
5 | 1 | Библияи Евангелие |
6 | 1 | Проповедь Христа |
7 | 1 | Христос и Его крест |
8 | 1 | Пасха |
9 | 1 | Православноеучение о человеке |
10 | 1 | Совестьираскаяние |
11 | 1 | Заповеди |
12 | 1 | Милосердиеи сострадание |
13 | 1 | Золотое правило этики |
14 | 1 | Храм |
15 | 1 | Икона |
16 | 1 | Творческиеработыучащихся |
17 | 1 | Подведение итогов праздничного проекта |
18 | 1 | Как христианство пришло на Русь |
19 | 1 | Подвиг |
20 | 1 | Заповедиблаженств |
21 | 1 | Зачем творитьдобро? |
22 | 1 | Чудо в жизни христианина |
23 | 1 | Православие о Божием суде |
24 | 1 | Таинство Причастия |
25 | 1 | Монастырь |
26 | 1 | Отношениехристианина кприроде |
27 | 1 | Христианскаясемья |
28 | 1 | ЗащитаОтечества |
29 | 1 | Христианинвтруде |
30 | 1 | Любовьиуважениек Отечеству |
31 | 1 | Святыниправославия, ислама,буддизма,иудаизма |
32 | 1 | Основныенравственныезаповеди православия, ислама,буддизма,иудаизма, светской этики |
33 | 1 | Российскиеправославные, исламские,буддийские, иудейские, светскиесемьи |
34 | 1 | Отношениек трудуи природев православии, исламе,буддизме,иудаизме, светской этике |
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |