___________Шмелева Н.С.
Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к образовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей- технологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ. Москва, 2002. При составлении программы я руководствовалась:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ).
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2021-2022 уч. год
- учебный план лицея на 2021-22 уч. год.
познакомить учащихся с выдающимися произведениями православного зодчества, книжности, иконописи, православной этики быта и семьи
помочь обучающимся, осознавать и обосновывать свои потребности и интересы при изучении памятников православной культуры;
создавать условия для развития у них художественного вкуса, воспитанию уважительного отношения к памятникам культуры;
воспитать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющейся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии;
способствовать воспитанию высоконравственной личности, благородного человека.
Тематическое планирование занятий для 8 классов составлено на основе учебных пособий автора Шевченко Л.Л.- М.; Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, является адаптированным и рассчитано на 18 часов.
школ, лицеев, гимназий. «Православная культура». 8 год обучения. Книга 1 и 2 автора Шевченко Л.Л.
В программе 8 года обучения выведена общая тема – «Христианская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божьего в утверждении Церкви земной и Небесной; в утверждении христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к святости; духовное возрастание человека (внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам ценность – героизм: как человек преодолевал себя (свои страхи), духовно возрастал – (воспитывал волю, мужество, возрастал в любви).
История Русской Церкви в житиях ее святых.
.
- формирование эстетического вкуса как способности чувствовать и воспринимать православную культуры;
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-развитие православного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира:
- Формирование критического мышления, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к произведениям православного искусства.
-познавать мир через визуальный образ, представлять место и роль православного искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) православного образа произведений декоративного искусства.
-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознать систему общечеловеческих ценностей;
-развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать православную культуру во всей её многообразии;
-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о роли православной культуры в жизни человека.
1 Печатные пособия.
- Шевченко Л.Л. «Православная культура»: Методическое пособие для учителя 8 год обучения. – М.; Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2008.
- Шевченко Л.Л. «Православная культура». Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 8 год обучения. Книга 1 и 2- М.; Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества 2009.
- Шевченко Л.Л. «Православная культура». Наглядное пособие «Иллюстрации»: 8 год обучения. – М.; Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества 2008.
2. Технические средства обучения (компьютер в сборе, музыкальный центр, принтер, блокнот, телевизор);
3. Уучебно-практическое оборудование (СД).
4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» 8 год обучения.
№ урока | ТЕМА УРОКА | Часы учебного времени | Тип урока | Вид контроля | Характеристика видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты) | Домашнее задание | 8 А | 8 Б | 8 В |
Общая тема (количество часов). 1 четверть Введение. Основы православной культуры (10 часов) | |
1 | Первые христиане на Руси | 1 час | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | текущий | Уметь объяснять значимости духовной культуры в жизни людей. Объяснять значение слов духовность, добро, зло, религия, культура, культурный человек, историческая память. отмечать характеристики религиозной культуры. Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 11-12 | 06.09 | 12. 01 | 08. 09 |
13.092 | Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский Святой Иоанн Русский | 1 час | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа, рассказ, наглядность | текущий | Уметь объяснить притча, счастье, пророк, апостол, благоверие, святитель, блаженный, юродивый, мученик, денница. Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 13-14 | 13.09 | 19. 01 | 15. 09 |
3 | Блестящий 18 век Святитель Тихон Задонский | 1 час | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа, рассказ, наглядность | текущий | Уметь объяснить притча, счастье, пророк, апостол, благоверие, святитель, блаженный, юродивый, мученик, денница. Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 21-34 | 20.09 | 26. 01 | 22. 09 |
4 | Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский | 1 час | Урок практикум. Экскурсия в храмы Пролетарска | текущий | Уметь объяснить христианская радость, христианские добродетели, Вера, Надежда, Любовь, Устав, обет, дар, целомудрие. Называть главные христианские добродетели. Уметь объяснять: слова талант, зарыть талант в землю, знать притчу о талантах. Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 35-47 | 27.09 | 02. 02 | 29. 09 |
5 | Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 час | Комбинированный Беседа, рассказ, наглядность | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально нравственная отзывчивость | Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 35-47 | 04.10 | 09. 02 | 06. 10 |
История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир | | |
6 | Великие старцы. Оптиной Пустыни | 1 час | Комбинированный Беседа, рассказ, наглядность | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Выполнить задание для самостоятельной работы | 11.10 | 16. 02 | 13. 10 |
7 | Царские мученики | 1 час | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа, рассказ, наглядность | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебник, тетрадь, иллюстрации | 18.10 | 02. 03 | 20. 10 |
8 | Новомученики и исповедники российские | 1 час | Урок закрепление пройденного материала | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, иллюстрации 100-119 | 25.10 | 09.03 | 27. 10 |
9 | Новомученики и исповедники Российские | 1 час | Урок закрепление пройденного материала | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, иллюстрации 100-119 | 08.11 | 16. 03 | 10. 11 |
10 | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 час | Урок формирования знаний | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, иллюстрации 120-139 | 15.11 | 23. 03 | 17. 11 |
11 | Православная культура России свидетельствует | 1 час | Урок закрепление пройденного материала | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, иллюстрации 63-71 | 22.11 | 06. 04 | 24. 11 |
12 | Православная культура России свидетельствует | 1 час | Урок закрепление пройденного материала | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, иллюстрации 72-89 | 29.11 | 13. 04 | 01. 12 |
13 | Православная культура в жизни христиан | 1 час | Урок закрепление пройденного материала | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, иллюстрации 90-97 | 06.12 | 20. 04 | 08. 12 |
14 | Православная культура в жизни христиан | 1 час | Урок закрепление пройденного материала | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие | 13.12 | 27. 04 | 15. 12 |
15 | Золотая цепь святых | 1 час | Урок получения новых знаний | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | Учебное пособие, | 20.12 | 04. 05 | 22. 12 |
16 | Золотая цепь святых | 1 час | Урок закрепления и обобщения знаний | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | | 27.12 | 11. 05 | |
17 18 | Золотая цепь святых | 1 час | Урок закрепления и обобщения знаний | текущий | Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре. Называть известные символы христианского искусства Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | | 22. 01 | 18. 05 25. 05 | |
Зам. директора по УВР
Лысак Т.И.