СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК для 8 классов

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе  

авторской программы Шевченко Л.Л. «Православная культура»: Методическое пособие для учителя 8 год обучения. – М.; Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК для 8 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от 01.09.2020 г. № 233

___________Шмелева Н.С.



«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей №1

Приказ от Г.№ ______ ________________Шмелева Н.С.









Рабочая программа


По ОПК


Уровень общего образования (класс)

Основное общее образования 8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 18


Учитель Панова Оксана Николаевна


Программа разработана на основе

авторской программы Шевченко Л.Л. «Православная культура»: Методическое пособие для учителя 8 год обучения. – М.; Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2008.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
















2021 г.

Пояснительная записка.

Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к образовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей- технологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ. Москва, 2002. При составлении программы я руководствовалась:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ).

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2021-2022 уч. год

- учебный план лицея на 2021-22 уч. год.

Цель курса: обеспечение информацией об особой роли православия в истории России, формирование патриотических чувств и сознание граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

Задачи курса:

познакомить учащихся с выдающимися произведениями православного зодчества, книжности, иконописи, православной этики быта и семьи

помочь обучающимся, осознавать и обосновывать свои потребности и интересы при изучении памятников православной культуры;

создавать условия для развития у них художественного вкуса, воспитанию уважительного отношения к памятникам культуры;

воспитать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющейся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии;

приобщать к высшим ценностям: мужество, взаимоуважение, терпимость

способствовать воспитанию высоконравственной личности, благородного человека.


Место предмета в учебном плане

Тематическое планирование занятий для 8 классов составлено на основе учебных пособий автора Шевченко Л.Л.- М.; Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, является адаптированным и рассчитано на 18 часов.

8 класс обучается по учебному пособию для средних классов общеобразовательных

школ, лицеев, гимназий. «Православная культура». 8 год обучения. Книга 1 и 2 автора Шевченко Л.Л.


Содержание учебного предмета


В программе 8 года обучения выведена общая тема – «Христианская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божьего в утверждении Церкви земной и Небесной; в утверждении христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к святости; духовное возрастание человека (внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам ценность – героизм: как человек преодолевал себя (свои страхи), духовно возрастал – (воспитывал волю, мужество, возрастал в любви).

Учебные пособия 8 года обучения включают:

Основы православной культуры (основные понятия);

История Русской Церкви в житиях ее святых.

.


















Планируемый результат

Личностные результаты:

• в ценностно - ориентированной сфере:

- формирование эстетического вкуса как способности чувствовать и воспринимать православную культуры;

• в повседневной сфере:

- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

• в познавательной сфере:

- умение познавать мир через христианские образы

Мета предметные результаты:

-развитие православного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира:

- Формирование критического мышления, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к произведениям православного искусства.

Предметные результаты:

• в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный образ, представлять место и роль православного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать основы православной грамоты, эстетических средств выразительности;

 -воспринимать и анализировать смысл (концепцию) православного образа произведений декоративного искусства.

В ценностно-ориентированной сфере:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознать систему общечеловеческих ценностей;

-развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать православную культуру во всей её многообразии;

В эстетической сфере:

-развивать православное мышление, вкус, воображение и фантазию;

-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о роли православной культуры в жизни человека.














Обеспеченность материально-техническими и информационно-

техническими ресурсами.

Наименование

Кол-во

1

Проектор

1

2

Компьютер

1

3

Экран

1

4

Интерактивная доска

1

5

Магнитная доска

1



Литература и интернет источники:



1 Печатные пособия.

- Шевченко Л.Л. «Православная культура»: Методическое пособие для учителя 8 год обучения. – М.; Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2008.

- Шевченко Л.Л. «Православная культура». Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 8 год обучения. Книга 1 и 2- М.; Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества 2009.

- Шевченко Л.Л. «Православная культура». Наглядное пособие «Иллюстрации»: 8 год обучения. – М.; Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества 2008.

2. Технические средства обучения (компьютер в сборе, музыкальный центр, принтер, блокнот, телевизор);

3. Уучебно-практическое оборудование (СД).

4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» 8 год обучения.


















Тематическое планирование по ОПК 8 класс


Раздел программы

Кол-во часов

Основное содержание

Темы раздела

Виды деятельности

УУД

Основы православной культуры (10 часов)


Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Первые христиане на Руси


Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский Святой Иоанн Русский


Блестящий 18 век Святитель Тихон Задонский


Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский


Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский


Великие старцы. Оптиной Пустыни


Царские мученики


Новомученики и исповедники российские


Христианские мученики ГУЛАГа

Православная культура России свидетельствует


Православная культура России свидетельствует


Православная культура России свидетельствует


Православная культура России свидетельствует


Золотая цепь святых


Золотая цепь святых


Золотая цепь святых


Золотая цепь святых


Золотая цепь святых

Уметь объяснять понятия святой благоверный, ратный подвиг, христианский подвиг, смирение, чудотворец, Святая Троица, чудо, нестяжение, целомудрие, послушание, пустынь, совесть, духовная красота, вера, игумен, житие, Святая Троица, Молитва.

Уметь объяснять значимости духовной культуры в жизни людей. Объяснять значимость подвига первых святых Руси отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.











Календарно - Тематическое планирование по ОПК в 8 классе




урока


ТЕМА

УРОКА

Часы учебного времени


Тип урока


Вид контроля


Характеристика видов

деятельности учащихся


Планируемые результаты

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)


Домашнее задание


8 А



8 Б


8 В


Общая тема (количество часов).

1 четверть

Введение. Основы православной культуры (10 часов)


1


Первые христиане на Руси

1 час


Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков



текущий


Уметь объяснять значимости духовной культуры в жизни людей. Объяснять значение слов духовность, добро, зло, религия, культура, культурный человек, историческая память. отмечать характеристики религиозной культуры.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 11-12

06.09

12.

01

08.

09

13.092

Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский Святой Иоанн Русский

1 час

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа, рассказ, наглядность

текущий


Уметь объяснить притча, счастье, пророк, апостол, благоверие, святитель, блаженный, юродивый, мученик, денница.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.



Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 13-14

13.09

19.

01

15.

09

3

Блестящий 18 век Святитель Тихон Задонский

1 час

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа, рассказ, наглядность

текущий


Уметь объяснить притча, счастье, пророк, апостол, благоверие, святитель, блаженный, юродивый, мученик, денница.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 21-34

20.09

26.

01

22.

09

4

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский

1 час

Урок практикум. Экскурсия в храмы Пролетарска

текущий


Уметь объяснить христианская радость, христианские добродетели, Вера, Надежда, Любовь, Устав, обет, дар, целомудрие.

Называть главные христианские добродетели.

Уметь объяснять: слова талант, зарыть талант в землю, знать притчу о талантах. Сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 35-47

27.09

02.

02

29.

09

5

Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский

1 час

Комбинированный

Беседа, рассказ, наглядность

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально нравственная отзывчивость

Учебное пособие, тетрадь, иллюстрации № 35-47

04.10

09.

02

06.

10


История христианской Церкви в житиях ее святых.

Христианская Церковь входит в мир



6

Великие старцы. Оптиной Пустыни

1 час

Комбинированный

Беседа, рассказ, наглядность

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Выполнить задание для самостоятельной работы

11.10

16.

02

13.

10

7

Царские мученики

1 час

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Беседа, рассказ, наглядность

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебник, тетрадь, иллюстрации

18.10

02.

03

20.

10

8

Новомученики и исповедники российские

1 час

Урок закрепление пройденного материала

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, иллюстрации 100-119

25.10

09.03

27.

10

9

Новомученики и исповедники Российские

1 час

Урок закрепление пройденного материала

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, иллюстрации 100-119

08.11

16.

03

10.

11

10

Христианские мученики ГУЛАГа

1 час

Урок формирования знаний

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, иллюстрации 120-139

15.11

23.

03

17.

11

11

Православная культура России свидетельствует

1 час

Урок закрепление пройденного материала

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, иллюстрации 63-71

22.11

06.

04

24.

11

12

Православная культура России свидетельствует

1 час

Урок закрепление пройденного материала

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, иллюстрации 72-89

29.11

13.

04

01.

12

13

Православная культура в жизни христиан

1 час

Урок закрепление пройденного материала

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие, иллюстрации 90-97

06.12

20.

04

08.

12

14

Православная культура в жизни христиан

1 час

Урок закрепление пройденного материала

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие

13.12

27.

04

15.

12

15

Золотая цепь святых

1 час

Урок получения новых знаний

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Учебное пособие,

20.12

04.

05

22.

12

16

Золотая цепь святых

1 час

Урок закрепления и обобщения знаний

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость


27.12

11.

05


17

18


Золотая цепь святых

1 час

Урок закрепления и обобщения знаний

текущий


Уметь объяснить значение слова символ применительно к христианской культуре.

Называть известные символы христианского искусства

Уметь объяснять значение цвета при изображении иконы сравнивать, сопоставлять, анализировать иллюстрации, образы и литературное творчество на библейские темы. видеть многообразие варьирования трактовок.


Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость


22.

01

18.

05


25.

05






СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

Лысак Т.И.

______________________

МБОУ лицей №1

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

Методического совета

Приказ № _____ от ________ г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!