Приложение № 2.1
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ Шилокшанской школы
Рабочая программа
факультативного курса
«Основы православной культуры»
для обучающихся 5-7 классов
Составитель: Е.А.Залявина
учитель основ
православной культуры
на основе авторской программы
А.В.Бородиной
с. Шилокша
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования , в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина - это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «Основы культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).
В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы.
Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.
Данная образовательная программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь- ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:
— изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
ознакомление с православным календарём;
знакомство с агиографией;
ознакомление с особенностями церковного искусства;
изучение устроения православного храма;
ознакомление с особенностями православного богослужения;
изучение церковнославянского языка;
ознакомление с мировыми религиями и сектами;
ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
ознакомление с основными видами православного богослужения;
формирование целостного восприятия мира;
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
формирование культуры общения;
предупреждение возможных тупиков личностного развития;
воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
воспитание патриотизма;
формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;
возрождение православных основ семьи;
пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Предметные результаты
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.
Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) :
Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»
«Мы и наша культура» для 1 класса.
Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.
«О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.
«Православие - культурообразующая религия России» для 4 класса.
Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»
«Церковнославянский язык» для 5 класса.
«Основы православной культуры» для 6 класса.
«Раннее христианство» для 7 класса.
«Христианство в V-XV вв.» для 8 класса.
«Христианство в XVI-XX вв.» для 9 класса.
Часть III (средняя школа). «Религии мира»
«Древние религии» для 10 класса.
«Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.
Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1-15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;
педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
программа может осуществляться с применением дистанционных технологий.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
единства образовательного и воспитательного процессов;
рефлексивного обучения;
принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Промежуточная аттестация проходит в форме собеседования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная литература для учащихся и учителей
Основная учебная и методическая литература по разделам программы
для учащихся и учителей
Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Учебное пособие Для 4 класса. - Изд. 2-е. испр., 3-е. - М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: ОПК, 2008.
Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. - Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.
Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.
Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. - Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. - М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. - Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. - М.: ОПК, 2009.
Справочная литература
БороДина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2007.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1011 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.
Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПК
Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. - М.: ОПК, 2009.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. - Изд. 1-е, 2-е, испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.
Дополнительная литература для учащихся и учителей
Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы
Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. - М.: ОПК, 2007.
Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. - М.: ОПК, 2006.
Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. - Изд. 1-е, 2-е, - М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2006.
Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. - Изд. 1-е, 2-е, испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М.: Прав. пед., 2004.
Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. - М.: ОПК, 2006.
Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2005.
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
Бородина А. В. Иконостас. - М: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 10-11.
Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 18-19.
Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. - 2006. - № 6 (342). - С. 5-6.
Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. - № 6 (342), 16-31 марта, 2006. - С. 7.
Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. - 2005. - № 1. - С. 47-63.
Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - 2002. - 28 ноября. - №№ 48-51.
Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 1415.
Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 16-31. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 12.
Тематический план по ОПК в 5 классе.
Наименование темы | Количество часов |
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» | 33 |
Тема 1.Культура всеобщее достояние. | 3 |
Великая русская культура-достояние всех россиян. | 1 |
Религия - неотъемлемая часть культуры. | 1 |
Церковно-славянский язык как хранитель и источник духовной лексики. | 1 |
Тема 2.Как Русь стала православной. | 8 |
Посещение русских земель первым апостолом. | 1 |
Почитание на Руси апостола Андрея Первозванного. | 1 |
Святые Кирилл и Мефодий. | 1 |
Восточные славяне до принятия христианства. | 1 |
Святая равноапостольная княгиня Ольга. | 1 |
Святой равноапостольный князь Владимир. | 1 |
Крещение Руси. | 1 |
Начало русского просвещения. | 1 |
Тема 3. Православие и Российское государство. | 5 |
Церковь - собрание верующих во Христа. | 1 |
Русская Православная Церковь. | 1 |
Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. | 1 |
Таинства Православной Церкви. | 1 |
Священное Писание и Предания Церкви. | 1 |
Тема 4. Православный храм. | 2 |
Храм - дом Божий. | 1 |
Устройство храма. | 1 |
Тема 5.О Православном Богослужении. | 4 |
Происхождение церковного богослужения. | 1 |
Понятие о богослужебном круге. | 1 |
Литургия - главное богослужение. | 1 |
Молитва - общение с Богом. | 1 |
Тема 6.О церковных колоколах. | 4 |
Виды и названия колоколов. | 1 |
Приход колоколов в русскую культуру. | 1 |
Колокольный звон. | 1 |
Колокололитейное искусство. | 1 |
Тема 7. За монастырскими стенами. | 2 |
О монашеском подвиге. | 1 |
Русские монастыри. | 1 |
Тема 8. Дом и семья. | 3 |
Семья - малая церковь. | 1 |
Святые Петр и Феврония Муромские. | 1 |
Образец семейной святости царственных мучеников. | 1 |
Тема 9. Русь Святая. | 2 |
Русь святая - дом Богородицы. Защитница земли Русской. | 1 |
Промежуточная аттестация. | 1 |
Тематический план по ОПК в 6 классе.
Наименование теме. | Количество часов |
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» | 34 |
Введение. | 1 |
Тема 1.История создания письменного языка славян. | 3 |
Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. | 1 |
Церковнославянская азбука. | 1 |
Церковнославянская азбука. | 1 |
Тема 2.Изучаем церковнославянскую грамоту. | 6 |
Буквы ер и ерь. | 1 |
Буквы, передающие один и тот же звук. Буквы есть и ять, иже и и. | 1 |
Буквы юс малый и я, он и омега. | 1 |
Буквы земля и зело, ферт и фита. | 1 |
Буквы ук и ижица. | 1 |
Буквы кси , пси , от. | 1 |
Тема З.адстрочные знаки. | 3 |
Придыхания. Ударения. | 1 |
Титла простые и буквенные. | 1 |
Практическое занятие. | 1 |
Тема 4. Особенности чтения и письма по церковнославянски. | 1 |
Правила чтения по-церковнославянски. Употребление заглавных букв. | 1 |
Тема5. Понятие о высоком литературном стиле. | 1 |
Церковнославянские слова в русском языке. | 1 |
Тема 6. Знаки препинания. | 1 |
Употребление знаков препинания в церковнославянских текстах. | 1 |
Тема 7.Обозначение чисел в церковнославянском языке. | 3 |
Буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка. | 1 |
Буквы, обозначающие десятки. | 1 |
Буквы, обозначающие сотни и тысячи. | 1 |
Тема 8.Чтение церковнославянских текстов. | 15 |
Молитва. Тропарь. Церковнославянские тексты молитв. | 1 |
Церковнославянский текст Никео - Цареградского Символа веры. | 1 |
Заповеди Ветхого Завета в церковнославянском написании. | 1 |
Заповеди Блаженства на церковнославянском. Нагорная проповедь в произведениях русских поэтов. | 1 |
Евангельские притчи на церковнославянском языке. Притча о сеятеле. | 1 |
Притча о мытаре и фарисее. | 1 |
Притча о заблудшей овце. | 1 |
Понятие о Псалтире и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. | 1 |
Алфавит духовный святого Димитрия Ростовского. | 1 |
Тексты на церковнославянском языке о двунадееяттых праздниках. | 1 |
Праздники Пресвятой Богородицы. | 1 |
Рождество Христово. Сретение Господне. | 1 |
Крещение Господне. Преображение. | 1 |
Вход Господень в Иерусалим. Пасха. Вознесение Господне. Воздвижение Креста Господня. | 1 |
Промежуточная аттестация. | 1 |
Тематический план по ОПК в 7 классе.
Наименование темы | Количество часов |
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» | 34 |
Вводный урок | 1 |
Тема 1. Что мы знаем о православной религии. | 6 |
Роль Православия в жизни российского общества. | 1 |
Возникновение христианства и Православной Церкви. | 1 |
Истоки и традиции православного вероучения. | 1 |
Источники знаний о Боге. | 1 |
Появление первых христиан на Руси. | 1 |
Крещение Руси. | 1 |
Тема 2. Священное Писание. | 8 |
О Библии. | 1 |
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение. | 1 |
Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание' Авраама. | 1 |
Ветхозаветные пророки. | 1 |
Сюжеты Нового Завета: рождение, детство, крещение Иисуса Христа. | 1 |
Чудеса и проповедь Христа. | 1 |
Страдания, смерть и воскресение Христа. | 1 |
Евангельские события после воскресения Христа. | 1 |
Тема 3. Храм - дом Божий. | 7 |
Для чего строят храмы? | 1 |
Откуда взят образ храма? | 1 |
Древнее культовое зодчество на Руси. | 1 |
Внутреннее устройство храма. | 1 |
Святыни - храмы православного мира. | 1 |
Сорок сороков московских храмов. | 1 |
Храмы Московского Кремля. | 1 |
Тема 4. Религиозное искусство. | 10 |
Религиозная тематика в искусстве. | 1 |
Церковное искусство. | 1 |
Иконопись на Руси. | 1 |
Иконография образа Пресвятой Богородицы. | 1 |
Владимирская икона Богоматери. | 1 |
Казанская и Донская иконы Богоматери. | 1 |
Иконы Божией Матери «Знамение». | 1 |
Державная икона Божией Матери. | 1 |
Монументальная живопись в храме. | 1 |
Символы православного искусства. | 1 |
Тема 5. Агиография. | 3 |
Жития святителя Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. | 1 |
Жития святого князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадского. Жития преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадского. | 1 |
Промежуточная аттестация. | 1 |