СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК»


Приложение № 2.1

К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ Шилокшанской школы








Рабочая программа

факультативного курса

«Основы православной культуры»

для обучающихся 5-7 классов






Составитель: Е.А.Залявина

учитель основ

православной культуры

на основе авторской программы

А.В.Бородиной















с. Шилокша

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно­-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования , в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина - это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90­х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «Основы культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы.

Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.

Данная образовательная программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.


Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь- ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. смысловое чтение;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:


— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

  • ознакомление с православным календарём;

  • знакомство с агиографией;

  • ознакомление с особенностями церковного искусства;

  • изучение устроения православного храма;

  • ознакомление с особенностями православного богослужения;

  • изучение церковнославянского языка;

  • ознакомление с мировыми религиями и сектами;

  • ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

  • ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

  • ознакомление с основными видами православного богослужения;

  • формирование целостного восприятия мира;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  • формирование культуры общения;

  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;

  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

  • воспитание патриотизма;

  • формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

  • возрождение православных основ семьи;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

  • творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

  • формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Предметные результаты

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

  • Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.


Краткая характеристика структуры программы

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) :

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

  1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

  2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

  3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

  4. «Православие - культурообразующая религия России» для 4 класса.

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

  1. «Церковнославянский язык» для 5 класса.

  2. «Основы православной культуры» для 6 класса.

  3. «Раннее христианство» для 7 класса.

  4. «Христианство в V-XV вв.» для 8 класса.

  5. «Христианство в XVI-XX вв.» для 9 класса.

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

  1. «Древние религии» для 10 класса.

  2. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1-15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

  • учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

  • педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

  • педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

  • необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

  • необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

  • учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

  • используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

  • основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

  • теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

  • программа может осуществляться с применением дистанционных технологий.


При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

  • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

  • единства образовательного и воспитательного процессов;

  • рефлексивного обучения;

  • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Промежуточная аттестация проходит в форме собеседования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература для учащихся и учителей

Основная учебная и методическая литература по разделам программы
для учащихся и учителей

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Учебное пособие Для 4 класса. - Изд. 2-е. испр., 3-е. - М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: ОПК, 2008.

  3. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. - Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.

  4. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.

  5. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.

  6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. - Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. - М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

  7. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. - Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.

  8. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. - М.: ОПК, 2009.

Справочная литература

  1. БороДина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2007.

  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.

  3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10­11 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - М.: Экзамен, Спектр, 2008.

Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПК

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. - М.: ОПК, 2009.

  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. - Изд. 1-е, 2-е, испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.

Дополнительная литература для учащихся и учителей
Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы

  1. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. - М.: ОПК, 2007.

  2. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. - М.: ОПК, 2006.

  3. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. - Изд. 1-е, 2-е, - М.: ОПК, 2006, 2007.

  4. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2006.

  5. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. - Изд. 1-е, 2-е, испр. - М.: ОПК, 2006, 2007.

  6. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М.: Прав. пед., 2004.

  7. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. - М.: ОПК, 2006.

  8. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2005.

Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов

  1. Бородина А. В. Иконостас. - М: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 10-11.

  2. Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 18-19.

  3. Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. - 2006. - № 6 (342). - С. 5-6.

  4. Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. - № 6 (342), 16-31 марта, 2006. - С. 7.

  5. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. - 2005. - № 1. - С. 47-63.

  6. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - 2002. - 28 ноября. - №№ 48-51.

  7. Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 14­15.

  8. Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 16-31. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. - М.: Искусство. - 2008. - №5 (389). - С. 12.


Тематический план по ОПК в 5 классе.

Наименование темы

Количество часов

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

33

Тема 1.Культура всеобщее достояние.

3

Великая русская культура-достояние всех россиян.

1

Религия - неотъемлемая часть культуры.

1

Церковно-славянский язык как хранитель и источник духовной лексики.

1

Тема 2.Как Русь стала православной.

8

Посещение русских земель первым апостолом.

1

Почитание на Руси апостола Андрея Первозванного.

1

Святые Кирилл и Мефодий.

1

Восточные славяне до принятия христианства.

1

Святая равноапостольная княгиня Ольга.

1

Святой равноапостольный князь Владимир.

1

Крещение Руси.

1

Начало русского просвещения.

1

Тема 3. Православие и Российское государство.

5

Церковь - собрание верующих во Христа.

1

Русская Православная Церковь.

1

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России.

1

Таинства Православной Церкви.

1

Священное Писание и Предания Церкви.

1

Тема 4. Православный храм.

2

Храм - дом Божий.

1

Устройство храма.

1

Тема 5.О Православном Богослужении.

4

Происхождение церковного богослужения.

1

Понятие о богослужебном круге.

1

Литургия - главное богослужение.

1

Молитва - общение с Богом.

1

Тема 6.О церковных колоколах.

4

Виды и названия колоколов.

1

Приход колоколов в русскую культуру.

1

Колокольный звон.

1

Колокололитейное искусство.

1

Тема 7. За монастырскими стенами.

2

О монашеском подвиге.

1

Русские монастыри.

1

Тема 8. Дом и семья.

3

Семья - малая церковь.

1

Святые Петр и Феврония Муромские.

1

Образец семейной святости царственных мучеников.

1

Тема 9. Русь Святая.

2

Русь святая - дом Богородицы. Защитница земли Русской.

1

Промежуточная аттестация.

1


Тематический план по ОПК в 6 классе.

Наименование теме.

Количество

часов

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

34

Введение.

1

Тема 1.История создания письменного языка славян.

3

Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки.

1

Церковнославянская азбука.

1

Церковнославянская азбука.

1

Тема 2.Изучаем церковнославянскую грамоту.

6

Буквы ер и ерь.

1

Буквы, передающие один и тот же звук. Буквы есть и ять, иже и и.

1

Буквы юс малый и я, он и омега.

1

Буквы земля и зело, ферт и фита.

1

Буквы ук и ижица.

1

Буквы кси , пси , от.

1

Тема З.адстрочные знаки.

3

Придыхания. Ударения.

1

Титла простые и буквенные.

1

Практическое занятие.

1

Тема 4. Особенности чтения и письма по церковнославянски.

1

Правила чтения по-церковнославянски. Употребление заглавных букв.

1

Тема5. Понятие о высоком литературном стиле.

1

Церковнославянские слова в русском языке.

1

Тема 6. Знаки препинания.

1

Употребление знаков препинания в церковнославянских текстах.

1

Тема 7.Обозначение чисел в церковнославянском языке.

3

Буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка.

1

Буквы, обозначающие десятки.

1

Буквы, обозначающие сотни и тысячи.

1

Тема 8.Чтение церковнославянских текстов.

15

Молитва. Тропарь. Церковнославянские тексты молитв.

1

Церковнославянский текст Никео - Цареградского Символа веры.

1

Заповеди Ветхого Завета в церковнославянском написании.

1

Заповеди Блаженства на церковнославянском. Нагорная проповедь в произведениях русских поэтов.

1

Евангельские притчи на церковнославянском языке. Притча о сеятеле.

1

Притча о мытаре и фарисее.

1

Притча о заблудшей овце.

1

Понятие о Псалтире и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов.

1

Алфавит духовный святого Димитрия Ростовского.

1

Тексты на церковнославянском языке о двунадееяттых праздниках.

1

Праздники Пресвятой Богородицы.

1

Рождество Христово. Сретение Господне.

1

Крещение Господне. Преображение.

1

Вход Господень в Иерусалим. Пасха. Вознесение Господне. Воздвижение Креста Господня.

1

Промежуточная аттестация.

1




Тематический план по ОПК в 7 классе.

Наименование темы

Количество часов

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

34

Вводный урок

1

Тема 1. Что мы знаем о православной религии.

6

Роль Православия в жизни российского общества.

1

Возникновение христианства и Православной Церкви.

1

Истоки и традиции православного вероучения.

1

Источники знаний о Боге.

1

Появление первых христиан на Руси.

1

Крещение Руси.

1

Тема 2. Священное Писание.

8

О Библии.

1

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение.

1

Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание' Авраама.

1

Ветхозаветные пророки.

1

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство, крещение Иисуса Христа.

1

Чудеса и проповедь Христа.

1

Страдания, смерть и воскресение Христа.

1

Евангельские события после воскресения Христа.

1

Тема 3. Храм - дом Божий.

7

Для чего строят храмы?

1

Откуда взят образ храма?

1

Древнее культовое зодчество на Руси.

1

Внутреннее устройство храма.

1

Святыни - храмы православного мира.

1

Сорок сороков московских храмов.

1

Храмы Московского Кремля.

1

Тема 4. Религиозное искусство.

10

Религиозная тематика в искусстве.

1

Церковное искусство.

1

Иконопись на Руси.

1

Иконография образа Пресвятой Богородицы.

1

Владимирская икона Богоматери.

1

Казанская и Донская иконы Богоматери.

1

Иконы Божией Матери «Знамение».

1

Державная икона Божией Матери.

1

Монументальная живопись в храме.

1

Символы православного искусства.

1

Тема 5. Агиография.

3

Жития святителя Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

1

Жития святого князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадского.

Жития преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадского.


1

Промежуточная аттестация.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!