СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 4 класс ПНШ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа «Окружающий мир»  для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной. 

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения.

Программа  рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 4 класс ПНШ ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Окружающий мир» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Окружающий мир» (авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).


Общая характеристика учебного предмета

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация

межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);

– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);

– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:

-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,

-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,

-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).


Содержание учебного предмета


4 класс (68 ч)

Основные содержательные линии четвертого класса (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы, человек - член общества; история Отечества) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:


Человек и природа (42 ч)

Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.


Человек и общество (26 ч)

Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения –

Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович – Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.), Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.

Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября – День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).



Правила безопасного поведения

Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4 класс

Содержательный блок «Человек и природа»:

-повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

-знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России

-классификация знаний о природных условиях тундры

-знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги

-повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей

- изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны

- решение практических задач с привлечением краеведческого материала

-изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края

-сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роль в жизни человека (на примере своей местности)

-классификация основных отраслей сельского хозяйства

-моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

-знакомство с первыми представлениями о системах органов человека

-формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями

-повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека

-проведение несложных наблюдений, постановка опытов

Содержательный блок «Человек и общество»

-проведение сравнений, выбор правильного ответа

- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси

- классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского

-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков

- классификация информации, связанной с возникновением Москвы

-участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения

- проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников

-знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края

-решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»

-оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции

-знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов

-изучение достижений нашей страны в космонавтике

-обобщение представлений об основном законе страны – Конституции России, о высших органах власти нашей страны

-выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов

-выполнение в группе заданий по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе

-моделирование (составление маршрута экскурсии)


Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:

- характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях

обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе

- моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации

-обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года

-расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью

-моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях

-обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми

-выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными и т.д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Планируемые результаты

УУД

Характеристика деятельности учащегося

Дата проведения

план

факт

1

Древние
славяне

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом



2

Древняя Русь

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе


Регулятивные УУД:

– учиться работать по плану

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь
“из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Задания

по группам



3

Крещение Руси

1






Регулятивные УУД:

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;


Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Регулятивные УУД:

– проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха;

Работа

по группам



4

Борьба Руси
с западными завоевателями

1

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище



Фронтальный

опрос



5

Возникновение Москвы. Первые московские князья

1

Знать, когда была основана Москва;
в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей
и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Индивидуальный опрос



6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба

1


Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Фронтальный

опрос

21.09


7

Обобщение по теме «Древние славяне»

1

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

23.09


8

Солнечная
система

1

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела;

Фронтальный

опрос

28.09


9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

1


Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи
на Земле

Работа

по группам

30.09


10

Природные
зоны нашей страны

1

Регулятивные УУД:

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Регулятивные УУД:

учиться работать по плану

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре, группе;

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Самостоятельная
работа

5.10


11

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде

1

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

Тест.

Индивидуальный опрос

7.10


12

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны.

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних

пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать
о мерах защиты и охраны природы северного края

Работа

по группам

12.10


13

Растения и животные ледяной зоны. Арктика и человек

1


Фронтальный

опрос

14.10


14

Тундра. Тундра и человек

1

Регулятивные УУД:

проводить простейшую классификациюизученных объектов природы на основе их существенных признаков

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике;

Беседа по вопросам

19.10


15

Тундра. Тундра и человек

1

Фронтальный

опрос

21.10


16

Зона лесов. Растения и животные зоны лесов.

1

Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре, группе

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов

Работа

по группам

26.10


17

Зона лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

1

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель


Фронтальный

опрос

28.10


18

Зона степей. Степь и человек

1

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Регулятивные УУД:

выделять основные существенные признаки, выделять новое

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; со-ставлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Беседа по вопросам

9.11


19

Зона степей. Степь и человек

1

Работа
по группам

11.11


20

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Фронтальный

опрос

16.11


21

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Беседа по вопросам

18.11


22

Субтропическая зона.

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Регулятивные УУД:

выделять основные существенные признаки, выделять новое

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Работа

по группам.

Фронтальный

опрос

23.11



23

Растения

и животный мир Черномор-ского побережья Кавказа.

1


25.11


24

Обобщение

по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде

1


Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Беседа по вопросам

30.11


25

Твой родной край

1

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-адми-нистративную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Работа

по группам

2.12


26

Московское время

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

Фронтальный опрос

7.12


27

Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте,

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель


Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).


Беседа по вопросам

9.12


28

А что можешь сделать ты?

1

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края

Беседа по вопросам

14.12


29

Полезные ископаемые
твоего края

1

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Регулятивные УУД:

выделять основные существенные признаки, выделять новое


Регулятивные УУД:

учиться работать по плану


Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают
в родном крае

Фронтальный

опрос

16.12


30

Растения
твоего края

1

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

Устный опрос. Практическая

работа

21.12


31

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

1

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Фронтальный

опрос

23.12


32

Народные промыслы твоего края

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Тест

13.01


33

Заповедные места твоего края

1

Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре, группе

Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

Индивидуальный опрос

14.01


34

Обобщение
по теме «Родной край – часть великой России».

Готовимся
к олимпиаде

1

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

Регулятивные УУД:

выделять основные существенные признаки, выделять новое


Регулятивные УУД:

учиться работать по плану


Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе

Дидактическая игра

20.01


35

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм
человека

1

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Работа

по группам

21.01


36

Путешествие
в мир клеток

1

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Фронтальный опрос

27.01


37

Самый большой орган чувств

1

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель


Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

Беседа по вопросам

28.01


38

Как человек двигается

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате-ле; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

Фронтальный опрос

3.02


39

Пищеварительная система

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества
(углеводы, белки, кальций)

Фронтальный опрос

4.02


40

Система кровообращения

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови
(красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

Беседа по вопросам

10.02


41

Познакомимся с дыхательной системой

1

Знать, какие внутренние органы защи-щены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Фронтальный опрос

11.02


42

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Работа

по группам

17.02


43

Как почки удаляют из организма вредные вещества

1

Регулятивные УУД:

учиться работать по плану

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Фронтальный

опрос

18.02


44

Нервная система человека

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Беседа по вопросам

24.02


45

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Готовимся
к школьной олимпиаде

1

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель


Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

Фронтальный опрос

25.02


46

Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах

1

Регулятивные УУД:

учиться работать по плану


Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать
о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

Тест

2.03


47

Высуни язык
и скажи: «А»

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Устный опрос

3.03


48

«Взгляд»
на глаз

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

Работа

по группам

9.03


49

Ухо не только орган слуха

Ухо – орган равновесия

1

Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Фронтальный опрос

10.03


50

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

1

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель


Знать правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Фронтальный опрос

16.03


51

Советы врача

1

Регулятивные УУД:

учиться работать по плану

Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

Беседа по вопросам

17.03


52

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

Готовимся
к школьной олимпиаде

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

Тест



53

Границы
России

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы;

Работа

по группам

30.03


54

Границы
России

1


Фронтальный опрос

4.04


55

Соединенные штаты Америки (США)

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

Беседа по вопросам

6.04


56

Великобритания

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании

Фронтальный опрос

11.04


57

Франция

1

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции;

Беседа по вопросам

13.04


58

Обобщение

по теме «Путешествие по странам мира».

1

Знать сухопутные границы России
с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств;

Фронтальный опрос. Тест

18.04


59

День народного единства

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы

Фронтальный опрос

20.04


60

Москва: память о войне 1812 года

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года

Устный

опрос

25.04


61

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

1

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Устный

опрос

27.04


62

Памятники Москвы покорителям космоса

1


Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам;

Самостоятельная
работа

4.05


63

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России».

1


Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать об истории Москвы

Работа
в парах
и по группам

11


64

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

1

Личностные УУД:

ориентация на моральные нормы

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России;

Фронтальный опрос

16


65

Основной закон страны – Конституция России. Президент России

1

Коммуникативные УУД:

– учиться работать в паре, группе

Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны – Конституцию России;

Тест

18


66

Обобщение
по теме «Мы – граждане
России»

1

Регулятивные УУД:

учиться работать по плану


Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Фронтальный опрос

23


67-68

Резервные уроки





25





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!