Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии:
1.Учебник: Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 3 класс (в 2-х частях) - М.: Вентана - Граф, 2018.
2. Рабочая тетрадь №1, 2. Окружающий мир. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2018.
На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недели).
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
-описывать натуральные объекты.
- выполнять работу с иллюстративным материалом.
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-владеть методами представления полученной информации(моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).
-получать информацию при работе с иллюстративным материалом.
- использовать информацию для решения учебных и практических задач.
Где ты живешь. Когда ты живешь. Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Безопасное взаимодействие в социуме.
Историческое время. Счет лет в истории. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Условия жизни на Земле. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Россия на карте, государственная граница России.
Знакомство с компасом.
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Расширение кругозора школьников
Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
На основании федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы в 3 классе продолжается подпрограмма формирования универсальных учебных действий: ИКТ- компетентность обучающихся
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
предметные | личностные | метапредметные |
1. Земля — наш общий дом. (9ч) | |
1 | 01.09 | Счёт лет в истории. Лента времени. | Понимать, что значит находиться в пространстве. Сравнивать арабские и римские цифры. Пользоваться римскими цифрами для записи веков. Работать с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисовать схему «Где я нахожусь». Работать с текстом учебника | Сотрудничать в совместном решении проблемы. Успешно осуществлять учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимать мир. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при родными явлениями | Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимать значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет-сервисов. освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; |
2 | 04.09 | Солнечная система. Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. | Перечислять общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различать природные тела и природные явления. Писать небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризовать главную звезду Солнечной системы. | Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидеть результат своей деятельности. | Характеризовать Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформлять информацию в виде таблицы. Обсуждать поговорки о Солнце. Рассматривать и читает схему Солнечной системы. Составлять небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу. |
3 | 8.09 | Характеристика планет Солнечной системы. Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. | Характеризовать форму и размер Земли. Называть основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объяснять пословицы. | Уметь проводить наблюдения, делать выводы. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. | Называть объекты окружающего мира. Анализировать объекты окружающего мира. Классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечать на вопросы. |
4 | 11.09 | Диагностическая работа. | | | |
5 | 15.09 | Условия жизни на Земле. Роль света и тепла в жизни растений. Опыт № 1«Значение тепла в жизни растения». | Характеризовать форму и размер Земли. Называть основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объяснять пословицы. Приводить примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. | Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидить результат своей деятельности. | Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечать на вопросы. |
6 | 18.09 | Водная оболочка Земли. Вода - условие жизни на Земле. Использование воды человеком. Её охрана от загрязнения. Проверочная работа №1 по теме: «Природные тела и природные явления» | Перечислять общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимать значение воды для жизни на Земле. Наблюдать за растениями в разных областях земного шара. Делать вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводить примеры источников воды на Земле. Рассказывать о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находить информацию об охране воды. | развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | Понимать простую инструкцию. Контролировать свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполнять задания по порядку. Реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждать на заданную тему. Отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы по теме. Оценивать работу по предложенным учителем критериям. |
7 | 22.09 | Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Воздушная оболочка Земли. Атмосфера и её значение. Защита воздуха от загрязнения. Опыт №2 «Свойства воздуха». | Демонстрировать опыт «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использованием диаграммы). Загрязнители воздуха. | Успешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечатьна вопросы, формулирует вопрос. |
8 | 25.09 | Обобщение знаний по теме «Земля – наш общий дом». Как определяют прогноз погоды. Характеристики погоды. Демонстрационный опыт №1 «Смена дня и ночи на Земле». Опыт № 3 «Значение света в жизни растения». | | | владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; |
9 | 29.09 | Контрольная работа № 1 по теме «Земля – наш общий дом». | | | освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
2. Как человек изучает Землю. (3 ч) | |
10 | 2.10 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Человек познаёт мир. Познание мира: наблюдение, исследование, эксперимент. Изображение Земли. Практическая работа №1 «Глобус – модель Земли». ИКТ: Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера. | Понимать методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Пользоваться географической картой и глобусом. Работать с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполнять практическую работу по карте. Готовить небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?» | Успешно осуществлять учебную деятельность. Доводить работу до конца. Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать т результаты своей деятельности. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживает диалог, аргументированно отстаиватьсобственное мнение. | Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получать информацию при работе с иллюстративным материалом. уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. |
11 | 6.10 | План и карта. Практическая работа №2 «Географическая карта. Масштаб. Правила чтения» Практическая работа №3 «Историческая карта. Условные обозначения». | Называть и графически воспроизводить несколько условных обозначений плана и карты. Объяснять устройство компаса. Определять по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. Пользоваться географической картой и глобусом. Работать с глобусом: находить экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполнять практическую работу по карте Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом. | Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Слушать и слышать собеседника, аргументированно отстаивать собственное мнение. | Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получать информацию при работе с иллюстративным материалом. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. |
12 | 9.10 | Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа №4 «Ориентирование по компасу». |
3. Царства природы. (28 ч) | |
13 | 13.10 | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. | Понимать бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризовать особенности жизни бактерий, места их обитания. Объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека. | Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. |
14 | 16.10 | Грибы. Отличие грибов от растений. Грибы Ярославской области. Практическая работа №5 с муляжами «Виды грибов. Особенности их строения». | Понимать что грибы -это особое царство природы. Кратко характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов. Называть отличие их от растений. Комментировать правила сбора грибов. Иллюстрировать свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».. | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
15 | 20.10 | Контрольная работа № 2 за I четверть. | | | Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
16 | 23.10 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Растительный мир Земли. Распространение растений. | Называть места обитания растений на планете Земля. Приводить примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составлять «паспорт» растения по материалам экскурсии. Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | |
17 | 27.10 | Растения и человек. Значение растений на Земле. Растения Ярославского края: лекарственные и ядовитые. ИКТ: Глоссарий с применением ИКТ. |
18 | 30.10 | Разнообразие мира растений (флоры) на Земле. Виды растений. | Выделять группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводить примеры ядовитых растений. Классифицировать растения по разным основаниям. | Успешно осуществлять учебную деятельность. Уметь доводить работу до конца. Предвидить результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности | Владеть способами организации, планирования групповой работы. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределять обязанности в группе. Выполнять часть работы в группе. Оценивать работу в группе по заданным критериям. |
19 | 17.11 | Растения – живые существа (организмы). Части растений. Значение корня. Практическая работа № 6 с гербариями «Растения различных сред обитания». | Составлять короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называть отличия растений от животных. Кратко характеризовать органы растения, их значение для роста и развития. Называть особенности питания и размножения растений. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Уметь работать в коллективе. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. | Владеть рассуждением, описанием, повествованием. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
20 | 20.11 | Растения – живые существа (организмы). Части растения и их значение. Практическая работа № 7 с гербариями и муляжами «Растения и человек». |
21 | 24.11 | Питание растений. Роль корня и побега в питании. Практическая работа № 8 с гербариями. Демонстрационный опыт № 2 «Способность листьев испарять воду». | Сравнивать плоды растений. Приводить примеры плодов с заданными характеристиками. Приводить примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. Кратко характеризовать страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводить правила охраны растительного мира. Называть растения оранжевых страниц Красной книги своей местности Освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); | Владеть рассуждением, описанием, повествованием. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Уметь работать в коллективе. ь Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
22 | 27.11 | Размножение растений. Распространение плодов и семян. Практическая работа № 9 «Размножение растений различными способами». |
23 | 1.12 | Продолжительность жизни растений. Растения дикорастущие и культурные. Земледелие. Выращивание культурных растений. Проверочная работа №2 по теме: «Разнообразие растений» |
24 | 4.12 | Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Красная книга России. Охрана растений. Красная книга Ярославской области. ИКТ: Технология сбора данных. |
25 | 8.12 | Контрольная работа № 3 по теме «Растения». | | . | освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
26 | 11.12 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Животный мир Земли. Животные – часть природы. Роль животных в природе. | Перечислять общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объяснять высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывать о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирать информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе». | Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы | Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; |
27 | 15.12 | Разнообразие мира животных (фауны). Цепи питания. Животные и человек. | Распределять животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицировать животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты | | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний |
28 | 18.12 | Разнообразие мира животных (фауны). Виды животных. ИКТ: Создание динамического видеоряда с сопровождением письменного текста и устного пояснения. | Сравнивать животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицировать животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). | Слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. | Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; |
29 | Животные – живые существа (организмы). Отличительные признаки животных. Питание, передвижение животных. |
30 | 22.12 | Контрольная работа № 4 за II четверть. | | | освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
31 | 12.01 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Жизнедеятельность животных. Дыхание животных. | Кратко рассказывать о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводить примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составлять свою схему по аналогии. | Слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
32 | 15.01 | Размножение животных. Воспитание потомства. Поведение животных. ИКТ: Повторение правил работы в группе для реализации ИКТ-проекта | Рассказывать о способах размножения животных Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; |
33 | 19.01 | Приспособление животных к условиям жизни. Поведение и общение животных. Животные Ярославского края и их охрана. ИКТ: Виртуальное моделирование. | Понимать, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывать о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводить примеры разнообразного поведения животных | | Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой) |
34 | 22.01 | Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых и пауков. | Делать вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводить примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделять группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимать, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | |
35 | 26.01 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбиратьправильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения | Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владеть рассуждением, описанием, повествованием. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
36 | 29.01 | Птицы и млекопитающие (звери) – позвоночные животные. Их отличительные признаки. стр118-133 | Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: | Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. |
37 | 2.02 | Природное сообщество – общая среда обитания. Цепи питания. Проверочная работа №3 по теме: «Характерные признаки групп животных» стр 137-142 | Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструирует) цепи питания. | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. |
38 | 5.02 | Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Животные и человек. Одомашнивание животных. стр 143-145 | | | Владеть рассуждением, описанием, повествованием. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
39 | 9.02 | Охрана животных. Заповедники России. Обобщение знаний по теме «Животные». стр146-153 | Объяснять, что такое «заповедник». Обсуждать информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводить примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей | | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. |
40 | 12.02 | Контрольная работа № 5 по теме «Животные». | | Предвидить результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. |
4. Наша Родина: от Руси к России. (7 ч) | |
41 | 16.02 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Древняя Русь. Восточнославянские племена. ИКТ: Визуализация и анализ ряда исторических событий | | | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
42 | 19.02 | Древнерусское государство. Первые русские князья. Ярослав Мудрый и строительство города Ярославля. | Работать с лентой времени. Рассказывать о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называть нескольких правители Древнерусского государства | Понимать особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Ставить учебную задачу и Контролировать её выполнение. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.. Владеть методами представления полученной информации. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
43 | 26.02 | Московская Русь. Москва – столица Русского государства. Первый русский царь – Иван Грозный. | Правильно говорить одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывать о становлении Москвы как столицы. Знать, что Иван Грозный – первый русский царь. Называть дату венчания на царство первого русского царя. | Проявлять толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). |
44 | 2.03 | Российская империя. Пётр I Великий. Создание русского флота. | Правильно говорить одно из названий нашей страны – Российская империя. Получать информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывать об образовании Российской империи. Понимать, что Пётр I – император. Приводить примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составлять небольшое сообщение по теме. Принимать участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задавать вопросы и отвечает на вопросы по теме. |
45 | 5.03 | Екатерина II Великая. Деятельность царицы на благо России ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать | Объяснять, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризовать деятельность царицы на благо России. Сравнивать характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой | Уметь сотрудничать в группе, в паре. формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; | Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). |
46 | 9.03 | Последний Российский император Николай II. | Рассказывать кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводить пример характера Николая II, особенностей его правления. Называть дату свержения последнего русского царя. Создавать презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывать, какие стороны жизни детей привлекали художников | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценности любой жизни. | Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой из них. |
47 | 12.03 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Обобщение знаний по теме «Наша Родина: от Руси к России». | Правильно называть нашу страну в XXI веке. Знать главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создавать сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. Формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимать ценности любой жизни. | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
5. Как люди жили в старину. (10 ч) | |
48 | 19.03 | Из истории имён. Происхождение имён и фамилий. | Понимать, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объяснять, как рождались имена и фамилии. Подбирать иностранные имена, похожие на русские. Устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире. | Проявлять толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения |
| | | Описывать особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовить небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объяснять значение слов «облик», «окладистая». Сравнивать изображенных персонажей с современными людьми | Понимать, что такое гуманное отношение к людям. Использовать информацию для решения учебных и практических задач | Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Уметь критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний |
49 | 23.03 | Какими людьми были славяне. Основные черты характера славянина. ИКТ: Создание отчёта о проведённом исследовании. стр 57-66 |
50 | 16.03 | Контрольная работа № 6 за III четверть. | | | |
51 | 6.04 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Предметы быта русских людей. Первые каменные дома. стр 66-70 | Описывать устройство и внешний вид русского жилища. Понимать зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечислять особенности крестьянской избы. Приводить примеры первых каменных построек | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оцениватьрезультаты своей деятельности. Уметь работать в коллективе. Успешно осуществлять учебную деятельность. | Владеть рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы. Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. |
52 | 9.04 | Одежда наших предков. Украшение одежды. Значения украшений одежды в разные времена стр71-81 | Узнать и называть одежду людей разных сословий. Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена | Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различать животных по классам (без термина) |
53 | 13.04 | Русская трапеза. Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Стр 82-90 | Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объяснять значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводить примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находить репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. | Слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. | Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них |
55 | 16.04 | Верования языческой Руси. Боги древних славян. Народные праздники. | Понимать, что до появления христианства славяне были язычниками. Называть языческих богов славян. Объяснять значение пословиц. Называть каждый день масленичной недели. Рассказывать о традиционных масленичных играх и забавах. Объяснять значение слова «суеверие» | Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Проектировать (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей |
56 | 20.04 | 1 Крещение Руси. Принятие христианства на Руси Христианские праздники. ИКТ: Использование ресурсов презентационной графики | Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. | Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно его оценивать. Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | Владеть способами получения, анализа и обработки информации. Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения |
57 | 23.04 | Контрольная работа № 7 по теме: «Как люди жили в старину» | | Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно его оценивать | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения |
6. Как трудились в старину. (11 ч) | |
58 | 27.04 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Труд в крестьянском хозяйстве. Крестьяне и земледелие.стр 92-97 | Рассказывать о возникновении земледелия на Руси. Называть особенности крестьянского труда. Объяснять зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия Сельскохозяйственного труда | Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями | Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей |
59 | 30.04 | Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. стр97-100 | Понимать особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находить ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называть дату отмены крепостного права | Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы.. развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства) |
60 | 11.05 | Ремёсла в России. Ремесленники и маленькие мастера. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, ткацкое, гончарное, оружейное и др.). | Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России | Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения |
61 | Появление первых мануфактур, фабрик и заводов в России. Рабочие и капиталисты. | Делать вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом | Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). |
62 | 14.05 | Проверочная работа № 4 по теме: «Труд крестьян, рабочих и, ремесленников». Первые железные дороги. ИКТ: Фиксация информации с помощью инструментов. | | развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; |
63 | 18.05 | Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Изобретения в 19 – 20 веках. Развитие техники в России. Первые пароходы и пароходство в России. | Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. | Успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидить результат своей деятельности формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. |
64 | Первые автомобили. Развитие автомобилестроения в России. Обобщение и систематизация знаний по темам, изученным за год. | Называть несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицировать автомобили по назначению перевозок. Рассказывать о развитии автомобилестроения в России. | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Уметь доводить дело до конца. |
65 | 21.05 | Итоговая контрольная работа № 8 за год. | | | уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
66 | 25.05 | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Изобретение аэростата и самолётостроение. Развитие авиации в России. ИКТ: Проектирование информационного изделия, отбор информационной продукции. | Составлять рассказ о самолетах. Перечислять разные виды самолетов. Кратко рассказывать о роли современной | Понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; Уметь соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой |
67 | 28.05 | Освоение космоса в СССР. Первый космонавт Ю. А. Гагарин. | Называть «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называть дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовить рассказ об одном из российских космонавтов. |
68 | Закрепление изученного в течение года. Обобщающий урок. Задания на лето. ИКТ: Поиск информации в т. ч. в сети Интернет. | | Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. | |