СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века", учебник Виноградовой Н.Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века", учебник Виноградовой Н.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века", учебник Виноградовой Н.Ф.»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии:

  • с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; с изменениями, приказ Министерства образования и науки РФ №507 от 18.05.2015г.

  • «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373, с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576

  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СШ №31;

  • с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; с изменениями, приказ № 629 от 05.07.2017г.

  • с авторской программой по окружающему миру (автор Виноградова Н.Ф.) в рамках Образовательной системы «Начальная школа XXI век» – Москва, «Вентана – Граф», 2016 год;

Учебно-методический комплект


1.Учебник: Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 3 класс (в 2-х частях) - М.: Вентана - Граф, 2018.

2. Рабочая тетрадь №1, 2. Окружающий мир. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2018.


На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебных недели).



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные УУД:

- проявлять познавательную инициативу;

- определять характер взаимоотношений человека с природой

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

- владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Познавательные УУД:

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

- проводить сравнение, сериацию, классификации;

-описывать натуральные объекты.

- выполнять работу с иллюстративным материалом.

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

-владеть методами представления полученной информации(моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).

-получать информацию при работе с иллюстративным материалом.

- использовать информацию для решения учебных и практических задач.

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;



Предметные УУД


Раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Введение

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;

  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

Земля — наш общий дом

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

  • различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

  • Освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Растительный мир Земли

  • характеризовать значение растений для жизни;

  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

  • Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • проводить несложные опыты по размножению растений.

  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Грибы

  • объяснять отличия грибов от растений.

  • различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли

  • характеризовать роль животных в природе;

  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания; составлять описательный рассказ о животных разных классов;

  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

  • проводить классификацию животных по классам, выделять признак классификации.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

  • Формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

  • понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • Устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире.

  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

  • развивать этические чувства, оброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • называть древние города, описывать их достопримечательности;

  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

  • объединять (о бобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Уроки-обобщения.

  • владеть рассуждением, описанием, повествованием;

  • искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями;

Экскурсии.

  • владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них;

  • искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями;

Опыты.

  • владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание);

  • искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями;

Практические работы.

  • владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание);

  • искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями;


Содержание программы

Земля — наш общий дом (8ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Безопасное взаимодействие в социуме.

Историческое время. Счет лет в истории. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.Охрана воздуха.

Как человек изучает Землю (4ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Россия на карте, государственная граница России.

Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.


Царства природы (27ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Расширение кругозора школьников

Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси к России (8ч)

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (9 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Как трудились в старину (12 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения.

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.






Тематическое планирование

Название раздела (темы)

Количество часов

Виды работ

К. Р.

П. Р.

Практические работы. Опыты

Экскурсии

1.

Земля — наш общий дом

9 ч

диагностическая,

№ 1


№1

Опыт № 1 «Значение тепла в жизни растения».

Демонстрационный опыт № 1 «Смена дня и ночи на Земле».

Опыт № 2 «Свойства воздуха».

Опыт № 3 «Значение света в жизни растения».


2.

Как человек изучает Землю

3 ч



Практическая работа №1 «Глобус – модель Земли».

Практическая работа №2 «Географическая карта. Масштаб. Правила чтения»

Практическая работа №3 «Историческая карта. Условные обозначения».

Практическая работа №4 «Ориентирование с помощью компаса»


3.

Царства природы


28 ч

№ 2,3,4,5

№ 2,3




Практическая работа №5 с муляжами «Виды грибов. Особенности их строения».

Практическая работа № 6 с гербариями «Растения различных сред обитания».

Практическая работа №7 с гербариями и муляжами «Растения и человек».

Практическая работа №8 с гербариями «Растение - живой организм. Строение растений».

Демонстрационный опыт № 2 «Способность листьев испарять воду».

Практическая работа №9 «Размножение растений различными способами».

Экскурсия №1

«Разнообразие растений на земле».

Экскурсия № 2 в краеведческий музей «Животные родного края».

4.

Наша Родина: от Руси до России

7 ч





5.

Как люди жили в старину

10 ч

№ 6,7



Экскурсия № 3 «Ремёсла в России» (в соответствующие отделы исторического, краеведческого музея или на современное предприятие, в мастерские).

6.

Как трудились в старину

11 ч

№ 8

№4


Итого:

68 ч

8

4

9/2

3

На основании федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы в 3 классе продолжается подпрограмма формирования универсальных учебных действий: ИКТ- компетентность обучающихся

Поурочное планирование

Дата

Тема урока


Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметные

1. Земля — наш общий дом. (9ч)


1

01.09

Счёт лет в истории. Лента времени.

Понимать, что значит находиться в
пространстве.
Сравнивать арабские и римские цифры.
Пользоваться римскими цифрами для записи веков. Работать с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисовать
схему «Где я нахожусь». Работать с текстом учебника

Сотрудничать в
совместном решении
проблемы. Успешно
осуществлять учебную
деятельность. Целостно,
гармонично
воспринимать мир.
Проявлять интерес к
окружающей природе, к
наблюдениям за при
родными явлениями

Ориентироваться в понятии
«историческое время».
Различать понятия
«век», «столетие»,
«эпоха». Понимать
значение римских цифр.
Определяет век по
записи римскими
цифрами. Составляет
ленту времени в одном
из Интернет-сервисов.
освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;


2

04.09

Солнечная система. Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

Перечислять общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Различать природные тела и природные явле­ния. Писать небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Ха­рактеризовать главную звезду Солнечной системы.

Понимать личное за­труднение и обращает­ся за помощью к учите­лю. Успешно осуществ­лять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предви­деть результат своей деятельности.

Характеризовать Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входя­щие в нее. Оформлять ин­формацию в виде таблицы. Обсуждать поговорки о Солнце. Рассматривать и читает схему Солнечной системы. Составлять не­большое сообщение о лю­бой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

3

8.09

Характеристика планет Солнечной системы. Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

Характеризовать форму и размер Земли. Называть основные условия жизни на Земле; причины сме­ны дня и ночи; причины смены времен года. Объяснять пословицы.

Уметь проводить на­блюдения, делать вы­воды. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации.

Называть объекты окру­жающего мира. Анализи­ровать объекты окружаю­щего мира. Классифици­ровать объекты окружаю­щего мира по разным основаниям. Отвечать на вопросы.

4

11.09

Диагностическая работа.





5

15.09

Условия жизни на Земле. Роль света и тепла в жизни растений.

Опыт № 1«Значение тепла в жизни растения».





Характеризовать форму и размер Земли. Называть основные условия жизни на Земле; причины сме­ны дня и ночи; причины смены времен года. Объяснять пословицы. При­водить примеры, доказы­вающие возмож­ность/невозможность жизни человека без сол­нечного света.

Понимать личное за­труднение и обращает­ся за помощью к учите­лю. Успешно осуществ­лять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предви­дить результат своей деятельности.

Реализовывать в про­цессе парной работы правила совместной дея­тельности. Отвечать на вопросы.

6

18.09

Водная оболочка Земли. Вода - условие жизни на Земле. Использование воды человеком. Её охрана от загрязнения.

Проверочная работа №1 по теме: «Природные тела и природные явления»


Перечислять общие ус­ловия, необходимые для жизни живых организмов. Понимать значение воды для жизни на Земле. На­блюдать за растениями в разных областях земного шара. Делать вывод о зависимости количества растительности от коли­чества воды. Приводить примеры источников во­ды на Земле. Рассказы­вать о водоеме или вод­ном потоке. Самостоя­тельно находить инфор­мацию об охране воды.

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


Понимать простую инст­рукцию. Контролировать свою деятельность, сле­дуя инструкции учителя. Выполнять задания по порядку. Реализовать в процессе парной работы правила совместной дея­тельности. Рассуждать на заданную тему. Отве­чать на вопросы. Само­стоятельно формулировать вопросы по теме. Оцени­вать работу по предло­женным учителем крите­риям.

7

22.09

Анализ и работа над ошибками проверочной работы.

Воздушная оболочка Земли. Атмосфера и её значение. Защита воздуха от загрязнения.

Опыт №2 «Свойства воздуха».

Демонстрировать опыт «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использованием диаграммы). Загрязнители воздуха.

Успешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информа­цию для решения учеб­ных и практических за­дач. Понимать личное затруднение и обраща­ется за помощью к учи­телю. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации, самоконтроля и самооценки.

Применять для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.). Отвечатьна вопро­сы, формулирует вопрос.

8

25.09

Обобщение знаний по теме «Земля – наш общий дом». Как определяют прогноз погоды. Характеристики погоды.

Демонстрационный опыт №1

«Смена дня и ночи на Земле».

Опыт № 3

«Значение света в жизни растения».



владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;


9

29.09

Контрольная работа № 1 по теме «Земля – наш общий дом».



освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;



2. Как человек изучает Землю. (3 ч)



10

2.10

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Человек познаёт мир. Познание мира: наблюдение, исследование, эксперимент. Изображение Земли.

Практическая работа №1 «Глобус – модель Земли».

ИКТ: Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.

Понимать методы по­знания мира: наблюде­ния, эксперимент, изу­чение опыта чело­вечества. В связной, логически целесообраз­ной форме речи пере­давать результаты изуче­ния объектов окружаю­щего мира. Пользоваться географической картой и глобусом. Работать с глобусом: находит эква­тор, полушария, полю­са, меридианы и парал­лели. Выполнять прак­тическую работу по кар­те. Готовить небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профес­сий нужны карты?»

Успешно осуществлять учебную деятельность. Доводить работу до кон­ца. Предвидеть резуль­тат своей деятельности. Адекватно оценивать т результаты своей дея­тельности. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаиватьсоб­ственное мнение.

Владеть методами пред­ставления полученной информации (моделиро­вание, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получать информа­цию при работе с иллю­стративным материалом.

уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


11

6.10

План и карта.

Практическая работа №2 «Географическая карта. Масштаб. Правила чтения»

Практическая работа №3 «Историческая карта. Условные обозначения».

Называть и графически воспроиз­водить несколько услов­ных обозначений плана и карты. Объяснять уст­ройство компаса. Опре­делять по нескольким признакам правила ори­ентирования в незнако­мой местности.
Пользоваться
географической картой и
глобусом. Работать с
глобусом: находить
экватор, полушария,
полюса, меридианы и
параллели. Выполнять
практическую работу по
карте

Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом.

Адекватно оценивать

результаты своей

деятельности. Слушать

и слышать собеседника,

аргументированно

отстаивать собственное

мнение.

Владеть методами
представления
полученной информации
(моделирование,
конструирование,
рассуждение, описание и
др.). Получать
информацию при работе
с иллюстративным
материалом. Использовать
информацию для
решения учебных и
практических задач.
Описывать натуральные
объекты. Выполнять
работу с
иллюстративным
материалом.

12

9.10

Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа №4 «Ориентирование по компасу».

3. Царства природы. (28 ч)



13

13.10

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания.


Понимать бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризовать особенно­сти жизни бактерий, мес­та их обитания. Объяс­нять значение бактерий в природе и в жизни чело­века.

Успешно осуществлять взаимодействие с уча­стниками учебной дея­тельности.



В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передавать результаты изучения объектов окру­жающего мира. Описы­вать натуральные объек­ты. Выполнять работу с иллюстративным мате­риалом.

14

16.10

Грибы. Отличие грибов от растений.

Грибы Ярославской области.

Практическая работа №5 с муляжами «Виды грибов. Особенности их строения».







Понимать что грибы -это особое царство при­роды. Кратко характери­зовать особенности внеш­него вида и строения грибов. Называть отли­чие их от растений. Ком­ментировать правила сбора грибов. Иллюстрировать свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи»..

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин­формацию.

Владеть способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение). Ставить учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Уметь доводить дело до конца. Принима­ть и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

15

20.10

Контрольная работа № 2

за I четверть.



Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;


16

23.10

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Растительный мир Земли.

Распространение растений.

Называть места обитания растений на планете Земля. Приводить приме­ры отдельных предста­вителей флоры, живущих в разных условиях (водо­ём, луг, пустыня, лес и др.). Составлять «паспорт» растения по мате­риалам экскурсии.

Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;


Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.


17

27.10

Растения и человек. Значение растений на Земле.

Растения Ярославского края: лекарственные и ядовитые.

ИКТ: Глоссарий с применением ИКТ.

18

30.10

Разнообразие мира растений (флоры) на Земле. Виды растений.


Выделять группы

растений, отличающиеся

строением, внешним

видом, условиями

произрастания:

папоротники, мхи,

хвойные, водоросли,

цветковые. Приводить

примеры ядовитых

растений.

Классифицировать

растения по разным

основаниям.

Успешно осуществлять

учебную деятельность.

Уметь доводить работу

до конца. Предвидить

результат своей

деятельности.

Адекватно оценивать

результаты своей

деятельности

Владеть способами

организации,

планирования групповой

работы. Ставить учебную

задачу и контролирует её

выполнение.

Распределять

обязанности в группе.

Выполнять часть работы

в группе. Оценивать

работу в группе по

заданным критериям.

19

17.11

Растения – живые существа (организмы). Части растений. Значение корня.

Практическая работа № 6 с гербариями «Растения различных сред обитания».

Составлять короткое

сообщение по теме «Как

живёт растение». Называть отличия

растений от животных. Кратко характеризовать органы растения, их

значение для роста и развития. Называть особенности питания и

размножения растений. Объяснять

последовательность развития жизни

растения, характеризует значение органов растения.

Использовать информацию для

решения учебных и практических задач. Уметь работать в коллективе. Слушать и слышать собеседника,

вести и поддерживать диалог,

аргументированно отстаивать собственное мнение.

Владеть рассуждением,

описанием,

повествованием. Ставить

учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.


20

20.11

Растения – живые существа (организмы). Части растения и их значение.

Практическая работа № 7 с гербариями и муляжами «Растения и человек».

21

24.11

Питание растений. Роль корня и побега в питании. Практическая работа № 8 с гербариями.

Демонстрационный опыт

2 «Способность листьев испарять воду».


Сравнивать плоды

растений. Приводить примеры плодов с заданными

характеристиками.

Приводить примеры

вегетативного

размножения растения

(частями, корнями,

клубнями, корневищем,

луковицами),

размножения семенами.












Кратко характеризовать

страницы Красной книги

(чёрные, красные,

оранжевые, жёлтые,

белые, зелёные).

Приводить правила

охраны растительного

мира. Называть растения

оранжевых страниц

Красной книги своей

местности

Освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);


Владеть рассуждением,

описанием,

повествованием. Ставить

учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.










Адекватно оценивать

результаты своей

деятельности.







Использовать

информацию для

решения учебных и

практических задач.

Уметь работать в

коллективе. ь








Применять для решения

учебных и практических

задач различные

умственные операции

(сравнение, обобщение,

анализ, доказательства и

др.). Ставить учебную

задачу и контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.





22

27.11

Размножение растений. Распространение плодов и семян. Практическая работа № 9 «Размножение растений различными способами».

23

1.12

Продолжительность жизни растений. Растения дикорастущие и культурные. Земледелие. Выращивание культурных растений.

Проверочная работа №2 по теме: «Разнообразие растений»

24

4.12

Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Красная книга России. Охрана растений. Красная книга Ярославской области.

ИКТ: Технология сбора данных.

25

8.12

Контрольная работа № 3 по теме «Растения».



.

освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;


26

11.12

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Животный мир Земли.

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

Перечислять общие

условия, необходимые

для жизни живых

организмов. Объяснять

высказывание

«Животные – живые тела

природы». Кратко

рассказывать о связях животных друг с другом

(звенья одной цепи).

Самостоятельно

подбирать информацию

для книжки-самоделки

«Роль животных в

природе».

Самостоятельно

мотивировать свою

деятельность,

определяет цель

работы (задания) и

выделяет её этапы

Владеть способами

организации,

планирования различных

видов деятельности

(репродуктивной,

поисковой,

исследовательской,

творческой), понимает специфику каждой.

овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


27

15.12

Разнообразие мира животных (фауны). Цепи питания. Животные и человек.


Распределять животных

по группам:

одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные.

Классифицировать

животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам

защиты


В связной, логически

целесообразной форме

речи передавать

результаты изучения

объектов окружающего

мира. Уметь критически

оценивать результат

своей работы и работы

одноклассников на

основе приобретённых

знаний

28

18.12

Разнообразие мира животных (фауны). Виды животных.

ИКТ: Создание динамического видеоряда с сопровождением письменного текста и устного пояснения.


Сравнивать животных по

их умению ориентироваться в окружающем

мире. Классифицировать

животных по типу питания (веществами,

которые содержатся в

растениях или в организмах других

животных).

Слушать

и слышать собеседника,

ведет и поддерживать

диалог,

аргументированно

отстаивать собственное

мнение.

Владеть методами

представления

полученной информации

(моделирование,

конструирование,

рассуждение, описание и

др.). Уметь

проектировать

(планировать)

самостоятельную

деятельность в

соответствии с

предлагаемой учебной задачей

овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


29

Животные – живые существа (организмы). Отличительные признаки животных. Питание, передвижение животных.



30

22.12

Контрольная работа № 4

за II четверть.



освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;


31

12.01

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Жизнедеятельность животных. Дыхание животных.


Кратко рассказывать о

разнообразии движений

и типов дыхания

животных. Приводить

примеры животных,

которые бегают,

плавают, прыгают,

летают, ползают.

«Читает» рисунок-схему.

Составлять свою схему

по аналогии.

Слушать

и слышать собеседника,

ведет и поддерживать

диалог,

аргументированно

отстаивать собственное

мнение.

Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.

32

15.01

Размножение животных.

Воспитание потомства.

Поведение животных.

ИКТ: Повторение правил работы в группе для реализации ИКТ-проекта

Рассказывать о способах

размножения животных

Комментировать ситуацию

«Что случилось бы на

Земле, если бы

организмы перестали

размножаться?»

Применять для решения

учебных и практических

задач различные

умственные операции

(сравнение, обобщение,

анализ, доказательства и

др.).

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;



33

19.01

Приспособление животных к условиям жизни. Поведение и общение животных. Животные Ярославского края и их охрана.

ИКТ: Виртуальное моделирование.

Понимать, что всё

поведение животного

подчинено инстинктам –

врождённым формам

поведения. Кратко

рассказывать о том, как

животные по-разному

приспосабливаются к

условиям жизни: строят

гнёзда, впадают в спячку,

охотятся, отпугивают,

обороняются и др.

Приводить примеры

разнообразного

поведения животных


Владеть способами

организации,

планирования различных

видов деятельности

(репродуктивной,

поисковой,

исследовательской,

творческой)

34


22.01

Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых и пауков.

Делать вывод о том, что беспозвоночные

животные не имеют

позвоночника. Приводить

примеры среды обитания

беспозвоночных

животных. Выделять

группу беспозвоночных

животных (черви,

моллюски, мидии, улитки,

кальмары, осьминоги,

насекомые,

паукообразные).

Понимать, что

насекомые – самая

большая группа беспозвоночных животных.

Использовать

информацию для

решения учебных и

практических задач.

Стремиться иметь

достаточно высокий

уровень учебной

мотивации,

самоконтроля и

самооценки.


35

26.01

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Сравнивать

беспозвоночных и

позвоночных животных.

Классифицировать

позвоночных животных.

Выбиратьправильное

утверждение, работая в

паре. Характеризовать

особенности рыб и

земноводных: внешний

вид, место обитания,

особенности поведения

Использовать

информацию для

решения учебных и

практических задач.

Стремиться иметь

достаточно высокий

уровень учебной

мотивации,

самоконтроля и

самооценки.

Владеть рассуждением,

описанием,

повествованием. Ставить

учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.

36

29.01

Птицы и млекопитающие (звери) – позвоночные животные. Их отличительные признаки.

стр118-133

Характеризовать

особенности

пресмыкающихся и птиц:

Понимать

личное затруднение и

обращается за

помощью к учителю.

В связной, логически

целесообразной форме

речи передавать

результаты изучения

объектов окружающего

мира. Ставить учебную

задачу и контролирует её

выполнение.

37

2.02

Природное сообщество – общая среда обитания. Цепи питания.

Проверочная работа №3 по теме: «Характерные признаки групп животных»

стр 137-142

Характеризовать животное

как организм.

Устанавливать

зависимость между

внешним видом,

особенностями

поведения и условиями

обитания животного.

Приводить примеры

(конструирует) цепи

питания.

В связной, логически

целесообразной форме

речи передавать

результаты изучения

объектов окружающего

мира. Описывать

натуральные объекты.

Выполнять работу с

иллюстративным

материалом.

38

5.02

Анализ и работа над ошибками проверочной работы.

Животные и человек.

Одомашнивание животных.

стр 143-145



Владеть рассуждением,

описанием,

повествованием. Ставить

учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.

39

9.02

Охрана животных. Заповедники России. Обобщение знаний по теме «Животные».

стр146-153

Объяснять, что такое

«заповедник».

Обсуждать информацию,

отвечает на проблемные

вопросы. Приводить

примеры нескольких

заповедников России и

называет их обитателей


В связной, логически

целесообразной форме

речи передавать

результаты изучения

объектов окружающего

мира. Описывать

натуральные объекты.

Выполнять работу с

иллюстративным

материалом.

40

12.02

Контрольная работа № 5 по теме «Животные».



Предвидить результат

своей деятельности.

Адекватно оценивать

результаты своей

деятельности.

Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.

4. Наша Родина: от Руси к России. (7 ч)



41

16.02

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

ИКТ: Визуализация и анализ ряда исторических событий



готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


42

19.02

Древнерусское государство. Первые русские князья.

Ярослав Мудрый и строительство города Ярославля.


Работать с лентой

времени. Рассказывать о возникновении

Древнерусского

государства. Территория

и города. Называть

нескольких правители

Древнерусского

государства

Понимать особую роль

многонациональной

России в развитии

общемировой культуры.

Уметь соотносить

информацию с

имеющимися знаниями.

Ставить учебную задачу и

Контролировать её выполнение. Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения.. Владеть

методами представления

полученной информации.

Сотрудничать в

совместном решении

проблемы, искать

информацию.

43

26.02

Московская Русь. Москва – столица Русского государства. Первый русский царь – Иван Грозный.

Правильно говорить одно

из названий нашей

страны – Московская

Русь. Кратко рассказывать о становлении Москвы как

столицы. Знать, что Иван

Грозный – первый русский царь. Называть дату

венчания на царство

первого русского царя.

Проявлять

толерантность к людям,

независимо от возраста,

национальности,

вероисповедания

Применять для решения

учебных и практических

задач различные

умственные операции

(сравнение, обобщение,

анализ, доказательства и

др.).

44

2.03

Российская империя. Пётр I Великий. Создание русского флота.

Правильно говорить одно

из названий нашей

страны – Российская

империя. Получать

информацию из рассказа

учителя и из текста

учебника. Кратко

рассказывать об

образовании Российской

империи. Понимать, что

Пётр I – император.

Приводить примеры

деятельности Петра I:

создание флота,

строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности,

образования и др

Уметь сотрудничать в

совместном решении

проблемы, искать

информацию.

Владеть методами

представления

полученной информации

(моделирование,

конструирование,

рассуждение, описание и

др.). Составлять

небольшое сообщение

по теме. Принимать

участие в беседе по

иллюстрациям учебника

и презентации. Задавать

вопросы и отвечает на

вопросы по теме.

45

5.03

Екатерина II Великая. Деятельность царицы на

благо России

ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать


Объяснять, почему

царицу Екатерину II

назвали Великой. Кратко

характеризовать

деятельность царицы на

благо России.

Сравнивать характеры

русских царей,

рассказывает о

характере, интересах

Екатерины Великой

Уметь сотрудничать в

группе, в паре.

формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;


Владеть способами

получения, анализа и

обработки информации

(обобщение,

классификация,

сериация, чтение).

46

9.03

Последний Российский император Николай II.

Рассказывать кратко о

последнем российском

императоре и его семье.

Приводить пример

характера Николая II,

особенностей его

правления. Называть

дату свержения

последнего русского

царя. Создавать

презентацию – выставку

репродукций русских

художников XIX века.

Раскрывать, какие

стороны жизни детей

привлекали художников

Уметь соотносить

информацию с

имеющимися знаниями.

Понимать ценности

любой жизни.

Владеть способами

организации,

планирования различных

видов деятельности

(репродуктивной,

поисковой,

исследовательской,

творческой), понимать

специфику каждой из

них.

47

12.03

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

Обобщение знаний по теме «Наша Родина: от Руси к России».

Правильно называть нашу

страну в XXI веке. Знать

главу государства в

современной России, основы устройства современной России.

Создавать сообщение по

теме «Россия в XXI веке».

Называть имена

отдельных руководителей государств, деятелей,

просветителей Руси и

России. Формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,

природе нашей страны, ее современной жизни;


Уметь сотрудничать в

совместном решении

проблемы, искать

информацию.

Понимать ценности

любой жизни.

В связной, логически

целесообразной форме

речи передавать

результаты изучения

объектов окружающего

мира. Уметь

сотрудничать в

совместном решении

проблемы, искать

информацию.

5. Как люди жили в старину. (10 ч)



48

19.03

Из истории имён. Происхождение имён и фамилий.


Понимать, что отражают

имя, отчество и фамилия

человека. Объяснять, как

рождались имена и

фамилии. Подбирать

иностранные имена,

похожие на русские.

Устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире.


Проявлять

толерантность к людям,

независимо от возраста,

национальности,


вероисповедания.

Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения




Описывать особенности

внешнего вида

славянина.

Самостоятельно готовить

небольшое сообщение

по теме «Как выглядели

люди в разные исторические эпохи». Объяснять

значение слов «облик»,

«окладистая».

Сравнивать

изображенных

персонажей с

современными людьми

Понимать, что такое

гуманное отношение к

людям. Использовать

информацию для

решения учебных и

практических задач

Реализовывать в

процессе парной работы

правила совместной

деятельности. Уметь

критически оценивать

результат своей работы

и работы одноклассников

на основе

приобретённых знаний

49

23.03

Какими людьми были славяне. Основные черты характера славянина.

ИКТ: Создание отчёта о проведённом исследовании. стр 57-66

50

16.03

Контрольная работа № 6

за III четверть.





51

6.04

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Предметы быта русских людей. Первые каменные дома.

стр 66-70

Описывать устройство и

внешний вид русского

жилища. Понимать

зависимость вида

жилища от условий

окружающей среды и

социального положения

жильца. Перечислять

особенности

крестьянской избы.

Приводить примеры

первых каменных

построек

Соотносить информацию

с имеющимися

знаниями. Адекватно

оцениватьрезультаты

своей деятельности.

Уметь работать в

коллективе. Успешно

осуществлять учебную

деятельность.

Владеть рассуждением,

описанием.

Самостоятельно

мотивировать свою

деятельность, определять цели работы

(задания) и выделять её

этапы. Уметь

проектировать

(планировать)

самостоятельную

деятельность в

соответствии с

предлагаемой учебной

задачей.

52

9.04

Одежда наших предков. Украшение одежды. Значения

украшений одежды в

разные времена

стр71-81

Узнать и называть

одежду людей разных

сословий. Объяснять

различия детской и

взрослой одежды. Рисовать одежду подростка.

Объяснять способы

изготовления обуви

русских людей. Слушать

рассказ учителя об

одежде по приказу и

исконно русской одежде.

Разъяснять значения

украшений одежды в

разные времена

Самостоятельно

мотивировать свою

деятельность, определять цель работы

(задания) и выделяет её этапы. Уважительно

относиться к людям

труда, к своей стране.

Уметь соотносить

информацию с

имеющимися знаниями.

Применять для решения

учебных и практических

задач различные

умственные операции

(сравнение, обобщение, анализ, доказательства и

др.). Различать животных

по классам (без

термина)

53


13.04

Русская трапеза. Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Стр 82-90

Называть особенности

трапезы в городе и в

сельской местности.

Объяснять значение

пословицы «Хлеб да

вода – крестьянская

еда». Приводить примеры

русских сказок, в которых

говорится о каше.

Находить репродукции

картин русских

художников с

изображением русской

трапезы. Богатый дом –

обильная еда.

Слушать

и слышать собеседника,

ведет и поддерживать

диалог,

аргументированно

отстаивать собственное

мнение.

Владеть способами

организации,

планирования различных

видов деятельности

(репродуктивной,

поисковой,

исследовательской,

творческой), понимает

специфику каждой из них

55

16.04

Верования языческой Руси. Боги древних славян.

Народные праздники.

Понимать, что до

появления христианства

славяне были

язычниками. Называть

языческих богов славян.

Объяснять значение

пословиц. Называть

каждый день

масленичной недели.

Рассказывать о

традиционных

масленичных играх и

забавах. Объяснять значение слова

«суеверие»

Стремится иметь

достаточно высокий

уровень учебной

мотивации,

самоконтроля и самооценки.

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


Самостоятельно

мотивировать свою

деятельность, определяет цели работы

(задания) и выделяет её

этапы. Проектировать

(планирует)

самостоятельную деятельность в соответствии

с предлагаемой учебной задачей

56

20.04

1 Крещение Руси. Принятие

христианства на Руси Христианские праздники.

ИКТ: Использование ресурсов презентационной графики

Объяснять, как

происходило принятие

христианства на Руси.

Называть некоторые

христианские праздники.

Предвидеть результат

своей деятельности.

Адекватно его

оценивать. Соотносить

информацию с

имеющимися знаниями.

Самостоятельно

мотивировать свою

деятельность, определяет цель работы

(задания) и выделяет её

этапы.

Владеть способами

получения, анализа и

обработки информации.

Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Доводить

дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения

57

23.04

Контрольная работа № 7 по теме: «Как люди жили в старину»


Предвидеть результат

своей деятельности.

Адекватно его

оценивать

Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Доводить

дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения

6. Как трудились в старину. (11 ч)



58

27.04

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Труд в крестьянском хозяйстве. Крестьяне и земледелие.стр 92-97

Рассказывать о

возникновении

земледелия на Руси.

Называть особенности

крестьянского труда.

Объяснять зависимость

крестьянского труда от

природных условий, времени года и погоды.

Перечисляет орудия

Сельскохозяйственного труда

Уважительно

относиться к людям труда, к своей стране.

Уметь соотносить

информацию с

имеющимися знаниями

Уметь

проектировать

(планировать)

самостоятельную

деятельность в

соответствии с

предлагаемой учебной задачей

59

30.04

Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных.

Особенности

труда мужчины и женщины, детей в

крестьянской семье.

стр97-100

Понимать особенности

труда мужчины и женщины, детей в

крестьянской семье.

Находить ответ на вопрос

о том, что такое

крепостное право в

России, что оно давало

помещикам и

крестьянам. Называть

дату отмены крепостного права

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы..

развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


Применять для решения

учебных и практических

задач различные

умственные операции

(сравнение, обобщение,

анализ, доказательства)

60

11.05

Ремёсла в России. Ремесленники и маленькие мастера. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, ткацкое, гончарное, оружейное и др.).

Понимать, что такое

ремесло и кого называют

ремесленником.

Называть особенности

труда ремесленника.

Кратко рассказывать о

развитии ремёсел в России

Уметь соотносить

информацию с

имеющимися знаниями


Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.

Принимать и удерживать

цель задания в процессе

его выполнения

61

Появление первых мануфактур, фабрик и заводов в России. Рабочие и капиталисты.

Делать вывод об

эффективности

использования

механизмов и машин по

сравнению с ручным

трудом

Владеть методами

представления

полученной информации

(моделирование,

конструирование,

рассуждение, описание).

62

14.05

Проверочная работа № 4 по теме: «Труд крестьян, рабочих и, ремесленников».

Первые железные дороги.

ИКТ: Фиксация информации с помощью инструментов.


развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета;


63

18.05

Анализ и работа над ошибками проверочной работы.

Изобретения в 19 – 20 веках.

Развитие техники в России.

Первые пароходы и пароходство в России.

Кратко рассказывать об

открытиях, которые

изменили жизнь человека. Понимает значение

развития пароходства в

России. Показывает на

карте реки России.

Успешно осуществлять

взаимодействие с

участниками учебной

деятельности. Предвидить

результат своей

деятельности

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


В связной, логически

целесообразной форме

речи передавать

результаты изучения

объектов окружающего

мира. Описывать

натуральные объекты.

Выполнять работу с

иллюстративным

материалом.

64

Первые автомобили. Развитие автомобилестроения в России. Обобщение и систематизация знаний по темам, изученным за год.

Называть несколько

марок автомобилей,

выпускаемых в России.

Классифицировать

автомобили по

назначению перевозок.

Рассказывать о развитии

автомобилестроения в

России.

Ставить учебную задачу и

контролирует её

выполнение. Уметь

доводить дело до конца.


65

21.05

Итоговая контрольная работа

8 за год.



уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


66

25.05

Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Изобретение аэростата и самолётостроение. Развитие авиации в России.

ИКТ: Проектирование информационного изделия, отбор информационной продукции.

Составлять рассказ о

самолетах. Перечислять

разные виды самолетов.

Кратко рассказывать о

роли современной

Понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;


Уметь соотносить

информацию с

имеющимися знаниями.

Владеть способами

организации,

планирования различных

видов деятельности

(репродуктивной,

поисковой,

исследовательской,

творческой), понимает

специфику каждой

67

28.05

Освоение космоса в СССР. Первый космонавт Ю. А. Гагарин.


Называть «отца

российской космонавтики» – К.Э.

Циолковского. Называть

дату открытия «Эры космических полётов»,

первый искусственный

спутник, первых

космонавтов СССР.

Готовить рассказ об

одном из российских

космонавтов.

68

Закрепление изученного в течение года. Обобщающий урок. Задания на лето.

ИКТ: Поиск информации

в т. ч. в сети Интернет.


Предвидеть результат

своей деятельности.

Адекватно оценивать

результаты своей

деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!