СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к резульаьам освоения основной образовательной программы начального общего образования в Федерельном государственном образовательном стандарте начального общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 века"»

Приложение №___

к ООП НОО







Рабочая программа

по учебному предмету


«Окружающий мир»

1 – 4 класс


УМК «Школа XXI века»





I. Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.


Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)

  • Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021года;

  • Учебного плана начального общего образования МАОУ «Школа №178» г. Нижнего Новгорода на 2020 -2021 учебный год;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Школа №178» г. Нижнего Новгорода;

  • Календарного учебного графика МАОУ «Школа №178» на 2020 -2021 учебный год;

  • Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. (2013 г.)


Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Н. Ф Виноградова. Программа «Начальная школа XXI века. Окружающий мир. 1-4 классы. Москва, издательство Вентана-Граф, 2013 г.

  • Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Окружающий мир: 3-4 классы. Москва, издательство Вентана-Граф, 2014 г.

  • Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Окружающий мир: 1-2 классы. Москва, издательство Вентана-Граф, 2017 г.

  • Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 1 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2011 г.

  • Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 2 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2012 г.

  • Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 3 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2013 г.

  • Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 4 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2014 г.


Объем программы: Программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов в году в 1 классе - 66 часов, во 2 – 4 классах – 68 часов.





Основная цель: обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».


2. Место предмета в базисном учебном плане.

Программа рассчитана на проведение 270 часов – 2 уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.


3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены егофункции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников»

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии)

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

- знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы - школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля - наш общий дом» (3 класс), «Человек - биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».












4. Содержание проограммы по предмету «Окружающий мир»


1 класс


Название раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Введение.

Этот удивительный мир

1 час

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

2 часа

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

31 час

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

2 часа

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

6 часов

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край.

15 часов

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».
Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

6 часов

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

3 часа

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год


Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т.п. экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (с учетом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.



2 класс


Название раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Введение.

Что окружает человека.

1 час

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

14 часов

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

6 часов

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина.

13 часов

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли

9 часов

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества

23 часа

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Природа и человек

2 часа

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»


Экскурсии

В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местных особенностей). Экскурсии на предприятия, учреждения культуры и быта.

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.




3 класс


Название раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Земля – наш общий дом

7 часов

Где и когда ты живешь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле.

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха.

Человек изучает Землю.

4 часа.

Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование.

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). знакомство с компасом.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

26 часов.

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные – несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений; однолетние, двулетние, многолетние растения.

Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных – представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное – живой организм». Характеристика значения разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

Наша Родина: от Руси до России.

11 часов.

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена.

Различение названий российского государства в разные исторические времена.

Как люди жили в старину.

12 часов.

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины.

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

Как трудились в старину.

7 часов.

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремесла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника.

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремесла и их результаты – продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль».


Экскурсии

В природные сообщества (с учетом местных особенностей), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охрана воды от загрязнений. Экскурсии в краеведческий музей, на предприятия, учреждения культуры и быта.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.



4 класс



Название раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Человек – живое существо (организм).

16 часов.

Человек – живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей.

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного.

Твоё здоровье.

12 часов.


Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания 1 медицинской помощи. Опасные животные.

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания 1 медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений».

Человек – часть природы.

2 часа.

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека

Работа с иллюстрированным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Человек среди людей.

5 часов.

Опасные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие, вежливость

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Родная страна: от края до края.

10 часов.

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлевские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение природных зон. Работа с картой. Различение: кремлевские города и их достопримечательности

Человек – творец культурных ценностей.

12 часов.

Культура в разные исторические времена.

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имен выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений.

Человек – защитник своего Отечества.

5 часов.

Человек – воин. Героические страницы истории.

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий.

Гражданин и государство.

3 часа

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей гражданина России.


Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, коммпозитора (с учетом местных условий)

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике).


5. Планируемые результаты обучения по предмету «Окружающий мир».


1 класс

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.


2 класс

1.Предметные результаты обучения:

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;


К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

3 класс

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать взаимосвязь между состоянием воды и температурой воздуха;

- описывать свойства воды (воздуха);

- различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

- объяснять отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

- составлять описательный рассказ о животном;

- приводить примеры (конструировать) цепи питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;

- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя, отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

- работать с географической и исторической картами, контурной картой.


К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:

- ориентироваться в понятии «историческое время», различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

- проводить несложные опыты по размножению растений;

- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

- рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;

- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена, возникновение ремесел, научные открытия и др.);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4 класс

1. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.



6. Тематическое планирование с указанием количества часов, которые отводятся на изучение каждой темы




Основные темы раздела

Количество часов по теме

1 класс

Введение. Этот удивительный мир

1 час

Мы — школьники

2 часа

Родная природа

31 час

Семья

2 часа

Труд людей

6 часов

Наша страна — Россия. Родной край

15 часов

Твоё здоровье

6 часов

Я и другие люди

3 часа

2 класс

Введение.

Что окружает человека.

1 час

Кто ты такой.

14 часов

Кто живёт рядом с тобой.

6 часов

Россия — твоя Родина.

13 часов

Мы — жители Земли.

9 часов

Природные сообщества.

23 часа

Природа и человек.

2 часа

3 класс

Земля - наш общий дом

7 часов

Человек изучает Землю

4 часа

Царства природы

26 часа

Наша Родина: от Руси до России

11 часов

Как люди жили в старину

12 часов

Как трудились в старину

7 часов

Уроки - обобщения


4 класс

Человек — живое существо

16 часов

Твоё здоровье

12 часов

Человек — часть природы

2 часа

Человек среди людей.

5 часов

Родная страна от края до края

5 часов

Человек — творец культурных ценностей

12 часов

Человек – защитник своего Отечества

5 часов



1 класс – 66 часов.



Название раздела

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

1

Введение.

Этот удивительный мир.


1 ч

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.


Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

2

Мы – школьники


2 ч

Ты – первоклассник. Режим для первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа и школьные помещения: гардероб, класс, столовая, спортзал и др. и. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.


Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения для утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

3

Твоё здоровье


6 ч

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на свежем воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.


Реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

4

Я и другие люди


3 ч

Твои и новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам других


Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

5

Труд людей


6 ч

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.


Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь и т.д.).

Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.

Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

6

Родная природа

31 ч.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (3-4 растения), условия их роста. Комнатные растения: название и внешний вид; условия их роста. Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Правила безопасного поведения на природе.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).


Описывать сезонные изменения в природе.

Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы.

Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности.

Устанавливать зависимость между явлениями живой и неживой природы.

Описывать внешние признаки растений.

Характеризовать условия роста растения.

Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина).

Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных.

Различать животных по месту обитания.

7

Семья

Семья. Члены семьи. Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.


Составлять небольшой рассказ о своей семье.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

8

Наша страна – Россия. Родной край.

15 ч

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица, площадь. Памятные места города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд людей разных профессий. Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и другие. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.


Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта: составлять краткий рассказ на тему «Что делают а…».

Называть достопримечательности столицы ( с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы: знать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.


2 класс – 68 часов.


Название раздела

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

1

Введение.

Что окружает человека.

1 ч.

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.


«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

2

Кто ты такой.

14 ч.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.


Описывать кратко особенности разных органов чувств.

Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией.

Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.



3

Кто живёт рядом с тобой.

6 ч.

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожи­лым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.


Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.


4

Россия — твоя Родина.

13 ч.

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».


Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их; Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; Знать флаг и герб России.

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы..


5

Мы — жители Земли.

9 ч.

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.


Характеризовать кратко Солнечную систему.

Выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.


6

Природные сообщества.

23 ч.

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.


Различать этажи леса называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса ( с ориентировкой на растительность родного края).

Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание на тему «лес-сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойства воды. Отличать водоем от реки, как водного потока.

Описывать представителей растительного и животного мира, луга (поля, сада).

Приводить примеры лекарственных растений луга.

Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения.

Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям).

Различать плодовые и ягодные культуры.


7

Природа и человек.

2 ч.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.


Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки),посвящённых природе.

Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности)



3 класс – 68 часов.


Название раздела

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

1

Земля - наш общий дом

7 ч.

Где ты живешь. Как ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.


Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.


2

Человек изучает Землю

4 ч.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни человека на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.



Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.


3

Царства природы

26 ч.

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей)

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные(голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения – живые тела(организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.


Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые. Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Характеризовать значение растений для жизни. Различать(классифицировать) растения разных видов ,описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале)



4

Наша Родина: от Руси до России

11 ч.

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.



Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.


5

Как люди жили в старину

12 ч.

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.



Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши

предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходящих в это время.



6

Как трудились в старину

7 ч.

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло(дело) и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.



Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».


7

Уроки - обобщения


Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).



Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.

Называть древние города, описывать их достопримечательности.

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».





4 класс – 68 часов.


Название раздела

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

1

Человек — живое существо

16 ч.

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.


Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять роль нервной системы в организме.


2

Твоё здоровье

12 ч.

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).


Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Практические работы: Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи.


3

Человек — часть природы

2 ч.

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.


Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребенка.



4

Человек среди людей.

5 ч.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.


Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.


5

Родная страна от края до края

5 ч.

Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума совре Универсальные учебные действия:

описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;


Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Составлять рассказ-описание о странах-соседях России.


6

Человек — творец культурных ценностей

12 ч.

Что такое культура. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.


Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


7

Человек – защитник своего Отечества

5 ч.

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.


Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.


8

Гражданин и государство.


3 ч.

Россия – наша Родина. .Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.


Характеризовать права и обязанности гражданина России;

Ообобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.





























7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основные средства обучения:

  1. Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 1 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2011 г.

  2. Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 2 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2012 г.

  3. Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 3 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2013 г.

  4. Виноградова Н. Ф., Г. М. Калинова. Учебник. Окружающий мир 4 класс в 2 частях. Москва, издательство Вентана-Граф, 2014 г.


Методические материалы для учителя:

- Н. Ф Виноградова. Программа «Начальная школа XXI века. Окружающий мир. 1-4 классы. Москва, издательство Вентана-Граф, 2013 г.

-Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Окружающий мир: 3-4 классы. Москва, издательство Вентана-Граф, 2014 г.

-Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Окружающий мир: 1-2 классы. Москва, издательство Вентана-Граф, 2017 г.



Электронные образовательные ресурсы.

- Папка «Окружающий мир» (презентации и разработки уроков).

- Интернет. - ресурсы

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа:

  • http://nsc.1september.ru/urok

  • УМК "Начальная школа  ХХI века"

  • http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  •   http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

  • .  http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».


Учебно-практическое оборудование


1. Коллекция «Почва и ее состав»

2. Школьная коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»

3. Школьная коллекция «Древесные растения и их распространения»

4. Школьная коллекция «Полезные ископаемые»

5. Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

6. Набор химической посуды и принадлежностей для демонстрационных работ в начальной школе (КДОНН)

7. Весы учебные с гирями до 200 г


Технические средства обучения.

  • Интерактивная доска

  • Компьютер.

  • Магнитная доска.

  • Принтер.

  • Проектор.





99



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!