СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру к курсу Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру к курсу Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру к курсу Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, 4 класс»



Негосударственное (частное)экспериментальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия им.В.В Давыдова»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету (курсу) обществознание и естествознание 4 класс

на базовый уровень













г. Набережные Челны



Планируемые результаты

изучения учебного предмета (курса)

в соответствии с планируемыми предметными, метапредметные, личностные результатами освоения ООП соответствующего уровня




Название учебного предмета(курса)

Предметные результаты

Ученик на базовом уровне научится

Предметные результаты

Ученик на базовом уровне получит возможность научится

Личностные

Метапредметные

Окружающий мир

Приводить примеры небесных тел (звезд, планет, спутников планет, комет); влияния Луны на Землю (приливы и отливы); кругосветных путешествий.

Кратко характеризовать разные исторические представления о форме Земли и устройстве Солнечной системы; явления, подтверждающие шарообразность Земли; явления смены дня и ночи на Земле; лес, луг, водоем родного края как природные сообщества;

Решать практические задачи: определять последовательность исторических событий (раньше – позже); соотносить век с годом;

Составлять простейший план несложного текста; рассказывать несложный текст по плану;

Планировать и проводить несложные опыты;

Представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших картосхем, графиков, шкал, таблиц, диаграмм;

Читать простейшие картосхемы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы;

Определять тему простого научно-популярного текста;

Представлять результаты социологического опроса в виде простейших таблиц, диаграмм;понимать позиции разных участников коммуникации;

продуктивно взаимодействовать с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

публично представлять свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

вести и участвовать в дискуссии;

проводить интервью;

выступать с мультимедиа сопровождением;

находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

представлять результаты данных с помощью простейших способов;

отсеивать лишние "зашумляющие" данные и умение видеть дефицит данных;

выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;



- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.


- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для

передачи информации;

-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

-выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем,рисунков, моделей и пр.;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

- моделировать экологические связи в природных сообществах.



-осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

-осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

-установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться,;

задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

-признавать свои ошибки, озвучивать их;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль ;

-

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов,

Содержание учебного предмета по ) обществознанию и естествознанию в 4 классе (в соответствии с программой учебного предмета ООП базового уровня)

Тематическое планирование




Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

Небесные тела.


Наша планета среди других небесных тел. Небесные (космические) тела: звезды, планеты, спутники планет, коме- ты, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла


6ч.

Взаимное движение Земли, Солнца, Луны.

Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, фаз Луны, лунных и солнечных затмений.


Планеты Солнечной системы.


Представление о всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника. Планеты Солнечной системы, их масса, раз- меры, скорость движения и др. свойства. Устройство Солнечной системы.


Луна-спутник Земли.


Луна – спутник Земли и ее влияние на Землю. Искусственные спутники.

Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы.


3 ч.

Земля- планета Солнечной системы.


Земля – планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт, кругосветные путешествия). Глобус – модель Земли. Северное и Южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе. Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа,почва.


5ч.

Климатические зоны.


Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон. Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Климат. Взаимосвязь Построение и проверка гипотез о связи наклона земной оси с распределением света и тепла на поверхности Земли. Исследование в лаборатории «Земная ось» Продолжение 25 1 23 живых существ с не- живой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная(ые) зона(ы) родного края.


9ч.

Природное сообщество

.

Природное сообщество – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ, взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные). Забота зверей о потомстве. Лес, луг и водоем родного края (названия водоемов). Растения родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Животные родного края (не менее 5примеров с названиями и краткой характеристикой). Правила поведения в природе. Профилактика и первая помощь при перегреве. Профилактика и первая помощь при укусах насекомых и клещей.


Вращение Земли вокруг оси.


Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи. Смена дня и ночи на Земле. Сутки.


1ч.

Времена года.



Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя). Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей.


2ч.

Счёт времени


Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра кален- даря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени. Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: государственные (Новый год, День за- щитника Отечества,Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День Конституции), религиозные, профессиональные, семейные.


4ч.

Способы получения знаний о прошлом.


Способы получения знаний о прошлом. Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы датировки находок.


2ч.

Наше прошлое. Жизнь древних людей.


Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей. Возникновение общества – группы людей, которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция – Основ- ной закон государства. Права ребенка.


2ч.

Наше прошлое. Древняя Русь.


Наше прошлое. История Отечества. При- меры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси. Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Россия в XIII — XV вв. Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору).

Наше прошлое. История Отечества.4ч.

Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства. Присоединение Сибири, коренные народы Сибири. Петр I Великий. Жизнь государя как пример служения Отечеству. Оборона Севастополя – пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н. И. Пирогов – изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи по- страдавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. Оказание первой помощи в наше время (при легких травмах – ушиб, порез, ожог и обморожении). Действия при появлении болезненных ощущений. Телефон скорой помощи.


6ч.

Наше прошлое. История СССР..


Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху СССР. Великие люди России: Н. И. Вавилов – ученый- путешественник. Коллекция семян, собранная Вавиловым. Подвиг ленинградцев в Великой Отечествен- ной войне. Сохранение драгоценной коллекции для потомков. Поднятая целина. Под- виг народа по освоению целинных земель и со- вершенная ошибка. Первый полет человека в космос. Великие люди России: Ю. А. Гагарин – первый российский космонавт. Тренировка космонавтов. Возможности тела человека.Названия частей тела (голова: глаза, нос, рот, уши, веки, брови, темя, затылок, висок; рука: плечо, предплечье, локоть, кисть; нога: бедро, колено, голень, стопа; живот, спина, грудь; пальцы руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Интересные числа, описывающие возможности человеческого тела (пульс, частота вдоха и выдоха, рост, скорость роста в разные периоды жизни, вес, площадь кожи, число зубов, скорость передвижения и пр.). Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, мышечные, болевые) и чувства человека.Общее представление о внутренних органах человека и их работе (носоглотка, трахея, бронхи, легкие отвечают за дыхание, рот с зубами, желудок, печень, кишечник – за пищеварение, почки – за выделение). Места расположения этих органов в теле человека. Дальнейшее развитие космонавтики.


Современная Россия.


Наше прошлое и современность. История Отечества. Образование Российской Федерации. Россия сегодня. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской Федерации – глава государства.


Наше прошлое и современность.


Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете. Развитие цивилизации – важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли. Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение ее для живых,хозяйственной деятельности человека. Ис- пользование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на при- мере окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого чело- века в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях .Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение ее для живых, хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на при- мере окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого чело- века в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях

1 ч

Календарно – тематическое планирование




Раздел

Тема урока

Количество часов

Даты

Кор

ректировка

План

Факт

Небесные тела.

Введение. Экскурсия в парк

1




Как мы ощущаем Солнце, Луну, Землю.

1




Небесные тела.

1




Происхождение дня и ночи.

1




Солнце – наша звезда.


1




Свет и цвет.


1



Взаимное движение Земли, Солнца, Луны.

Фазы Луны

1




Объяснение явления смены фаз Луны

1




Вид освещенных небесных тел.

1




Вид освещенных небесных тел.

1




Явление солнечных и лунных затмений.

1




Явление солнечных и лунных затмений.

1




Проект-презентация:

« Сборник сказок о Солнце и луне» 1

1



Земля- планета Солнечной системы.

Проблема определения формы планеты.

1




Кругосветные путешествия.

1




Кругосветные путешествия.

1




Форма Земли.

1




Глобус – модель Земли

1





1



Планеты Солнечной системы.

Взаимодействия между телами

1




Всемирное тяготение


1




Системы Птолемея и Коперника

1




Устройство солнечной системы

1




Устройство солнечной системы

1




Солнечная система

1



Луна-спутник Земли.

Луна – спутник Земли

1




Искусственные спутники Земли, исследование космоса

1




Приливы и отливы Мирового океана

1



Вращение Земли вокруг оси

Современные представления о движении Земли

1



Климатические зоны.

Исследование наклона земной оси

1




Исследование наклона земной оси

1




Климат и природные зоны


1




Полярные области и тундра

1




Проект: Тундра, лес

практическое исследование

1




Лесная зона


1




Зона степей

1




Зона полупустынь

1



Природное сообщество.

Лес, луг и водоем моего родного края.

1




Лес, луг и водоем моего родного края. Систематизация.

1



Климатические зоны.

Времена года как следствие наклона земной оси

1




Времена года как следствие наклона земной оси. Систематизация.

1



Времена года

Смена времён года на Земле.

1




Смена времён года на Земле. Работа с моделью.

1



Счёт времени

Счет времени по Луне и по Солнцу

1




Эра календаря

1




Праздники

1




Способы получения знаний о прошлом России

1



Способы получения знаний о прошлом.

Наше прошлое. Поиски и находки. Случай 1.

1




Наше прошлое. Поиски и находки.

1



Наше прошлое. Жизнь древних людей.

Наше прошлое. Поиски и находки. Случай 2

1




Наше прошлое. Поиски и находки. Случай 3

1



Наше прошлое. Древняя Русь.

Раскопки в Гнёздове.

1




Наше прошлое. Поиски и находки. Случай 3

1




Страна городов. Поиски и находки. Случай 4 (начало случая 5)

1




Скульптурный портрет князя. Поиски и находки. Случай 5. Древняя Русь – итоги

1




Древний шлем. Поиски и находки. Случай 6

1



Наше прошлое. История Отечества.

Освоение Сибири. Поиски и находки. Случай 7

1




Участники и очевидцы, современники и потомки. Случай 8

1




Слава и гордость России

1




Проект «Портрет соотечественника»

1



Природное сообщество.

Практическая работа по оказанию первой помощи.

1



Наше прошлое. История СССР.

Великие люди России:

Н.И.Вавилов.

1




Великая Отечественная война. Случай 9

1




Первый полёт в космос. Случай 10

1




Узнай свое тело.

1




Промежуточная аттестация по окружающему миру

1



Современная Россия

Государственная символика.

1



Наше прошлое и современность

Страна, в которой мы живем

1




Всероссийская проверочная работа

1








































Оценочный материал

Система оценивания

Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:


Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Результаты стартовой работы фиксируются учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося .

Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в электронном журнале и дневнике с пометкой «без уровня» отдельно по каждой конкретной операции.


Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация. Результаты самостоятельной работы также фиксируются вспециальных тетрадях.


Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал, а для учащихся и их родителей в электронном дневнике.


Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения учебной задачи и представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.


Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!