Окружающий мир | Приводить примеры небесных тел (звезд, планет, спутников планет, комет); влияния Луны на Землю (приливы и отливы); кругосветных путешествий. Кратко характеризовать разные исторические представления о форме Земли и устройстве Солнечной системы; явления, подтверждающие шарообразность Земли; явления смены дня и ночи на Земле; лес, луг, водоем родного края как природные сообщества; Решать практические задачи: определять последовательность исторических событий (раньше – позже); соотносить век с годом; Составлять простейший план несложного текста; рассказывать несложный текст по плану; Планировать и проводить несложные опыты; Представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших картосхем, графиков, шкал, таблиц, диаграмм; Читать простейшие картосхемы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы; Определять тему простого научно-популярного текста; Представлять результаты социологического опроса в виде простейших таблиц, диаграмм;понимать позиции разных участников коммуникации; продуктивно взаимодействовать с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет); публично представлять свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других); вести и участвовать в дискуссии; проводить интервью; выступать с мультимедиа сопровождением; находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах; представлять результаты данных с помощью простейших способов; отсеивать лишние "зашумляющие" данные и умение видеть дефицит данных; выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; | - понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; - сохранять учебную задачу в течение всего урока; - ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); - планировать свои действия; - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. - понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; -осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; -выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; -понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем,рисунков, моделей и пр.; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; - строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.; - ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач; - моделировать экологические связи в природных сообществах. | -осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях; -осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); -установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах). - употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться,; | задавать вопросы; - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; - аргументировать свою позицию; - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; -признавать свои ошибки, озвучивать их; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); - готовить сообщения, выполнять проекты по теме; - составлять рассказ на заданную тему; - осуществлять взаимный контроль ; - - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, |