Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н.Ф. Пономарева с. Трубетчино
Добровского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО Протокол №____ от «____»________2015 г. | «Согласовано» ИО зам. директора по УВР «____»_____________2015 г. | | «Утверждаю» ИО директора школы Приказ № ______ от «___»____________2015 г |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
на 2015-2016 учебный год
Программу разработал
учитель начальных классов
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели изучения курса:
учебные
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире и осознание места человека в нем;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, велосипеда и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств; овладение умениями пользоваться ПДД;
развивающие
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно - следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей.
общеучебные
формирование основ экологической культуры;
2. Общая характеристика учебного предмета.
Специфика предмета «Окружающий мир» в 3 классе состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические сведения, а так же сведения о правилах дорожной безопасности; и дает обучающимся материал естественных и социально - гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»: 1. Человек и природа.
2. Человек и общество. 3. Основы дорожной безопасности.
Сведения о каждой составляющей этих линий относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме (часть живой природы); о строение и основных функциях систем органов человека, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание. Человек в данном курсе рассматривается еще и как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности.
Раздел «Человек и общество» способствует формированию личности, осознающей себя членом общества и гражданином своего Отечества. Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, конкретизируются опорные понятия: окружающий мир; природа; человек и природа; общество; Россия – наша Родина; государственная символика России; государственные праздники (традиции); народы нашей страны и др.
Очень важно с раннего возраста сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают пешехода на улицах и дорогах.
В третьем классе на занятиях по «Основы дорожной безопасности»
обучающиеся:
приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти дорогу);
учатся понимать сигналы светофоров;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий
дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ им. Н.Ф. Пономарева с. Трубетчино на изучение предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 70 часов (2 часа в неделю из обязательной части, 35 недель).
4. Ценностные ориентиры
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Планируемые результаты изучения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных, метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У обучающихся продолжится формирование:
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Предметные результаты освоения программного материала.
Учащиеся научатся: находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения;
различать наиболее распространенных животных;
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город, село, в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Учащиеся смогут научиться:
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии поставленной целью;
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Обучающиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Учащиеся получат возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
6. Содержание программы (70ч)
Природа вокруг нас
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Основы дорожной безопасности.
Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения в транспорте. Экскурсия – я пешеход.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема урока | Цели урока | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
1 ЧЕТВЕРТЬ (16ч) Природа вокруг нас (8 ч) | план. | факт. |
1 | Что нас окружает | Показать взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Дать первое представление о науке «экология» и раскрыть важность охраны природы | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая). Приводить примеры явлений природы. Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам. Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы. Выражать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках. Составлять план наблюдений. Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать | 2.09 | 2.09 |
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообрази-ем неживой и живой природы в окрестностях школы» * Правила перехода проезжей части дороги. | Показать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы. Продолжить развивать умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжить учить работать индивидуально и в группах. | 3.09 | 3.09 |
3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Воспитывать основы экологической культуры. | 9.09 | 9.09 |
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу | Сформировать представления о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Обучить приемам определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца | 11.09 | 11.09 |
5 | Ориентирование по компасу и местным признакам | Учить детей находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам | 16.09 | 16.09 |
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | Показать на местности горизонт, линию горизонта. Учить работать с компасом (индивидуально и в группах) | 18.09 | 18.09 |
7 | Явления природы | Сформировать у учащихся научные представления о явлениях природы. Развивать наблюдательность, учить воспринимать красоту окружающего мира; развивать творческие способности | 23.09 | 23.09 |
8 | Свойства тел и веществ | Сформировать представления о свойствах тел и веществ. Развивать умение выделять существенные и несущественные признаки. Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам | 25.09 | 25.09 |
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) |
9 | Свойства воды в жидком состоянии | Показать, как опытным путем можно установить некоторые свойства чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Познакомить с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике | Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ. Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое. Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь. Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов. Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни. Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха. Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны Участвовать в природоохранных мероприятиях. Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации. Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений. Исследовать: состав воздуха на основе демонстрационных опытов; свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; свойства песка, глины (опыты, групповая работа) состав почвы на основе опытов | 30.09 | 30.09 |
10 | Вода-растворитель | Опытным путем установить свойства воды растворять вещества. Ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Развивать у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (например, таблиц) | 2.10 | 2.10 |
11 | Свойства льда, снега и пара *Остановочный и тормозной путь автомобиля | Познакомить школьников со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Сформировать представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Учить школьников сравнивать, обобщать, делать выводы | 7.10 | 7.10 |
12 | Родники | Познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации. Развивать творческие способности, умение сотрудничать. | 9.10 | 9.10 |
13 | Водоёмы - река, озеро, море, пруд, водохранилище | Познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации | 14.10 | 14.10 |
14 | Облака, роса, туман, иней, изморозь | Дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрыть научную сторону этих явлений. Закрепить ранее полученные знания о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации | 16.10 | 16.10 |
15 | Круговорот воды в природе | Познакомить учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое | 21.10 | 21.10 |
16 | Использованиеи охрана воды | Повторить и закрепить содержание пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Сформировать представление о воде как необходимом условии жизни. Подвести к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитывать у детей потребность бережного отношения к природным ресурсам | 23.10 | 23.10 |
2 ЧЕТВЕРТЬ (16ч) | |
17 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | Сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни | 6.11 | |
18 | Свойства воздуха | Познакомить детей опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься | 11.11 | |
19 | Ветер *Правила перехода железной дороги | Сформировать научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении | 13.11 | |
20 | Охрана воздуха | Дать элементарные представления о загрязнении воздуха. Подвести к пониманию необходимости охраны воздуха | 18.11 | |
21 | Горные породы | Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе | 20.11 | |
22 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) | Установить связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия | 25.11 | |
23 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых | Познакомить учащихся со способами добычи полезных ископаемых. Показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых. Повторить и обобщить знания по теме «Полезные ископаемые» | 27.11 | |
24 | Почва | Сформировать у младших школьников представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения | 2.12 | |
О царствах живой природы (16 ч) |
25 | Четыре царства живой природы | Познакомить учащихся с царствами живой природы и науками, которые их изучают. Показать отличие живых существ от тел неживой природы. Сформировать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания | Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы. Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы. Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей. Извлекать информацию из рисунка-схемы. Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | 4.12 | |
26 | Строение растений | Познакомить учащихся с органами растений и их разнообразием. Показать значение органов в жизни растений. Учить детей сравнивать и выявлять существенные признаки | 9.12 | |
27 | Разнообразие растений | Познакомить учащихся с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявить отличительные признаки групп растений | 11.12 | |
28 | Дикорастущие и культурные растения | Развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений | 16.12 | |
29 | Жизнь растений | С помощью опытов показать, как питается растение. Сформировать представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растений | 18.12 | |
30 | Размножение и развитие растений | Сформировать у учащихся представление об опылении растений, показать его значение в жизни растения. Развивать представление о способах расселения плодов и семян растений, показать значение расселения плодов и семян | 23.12 | |
31 | Охрана растений *Правила езды на велосипеде | Развивать знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показать влияние человека на мир растений, убедить детей в необходимости бережного отношения к растениям. Познакомить учащихся с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений | 25.12 | |
32 | Строение животных | Познакомить учащихся с особенностями строения животных, показать значение органов животных в их жизни. Выявить сходства и различия между растениями и животными | 30.12 | |
3 ЧЕТВЕРТЬ (20ч) | |
33 | Разнообразие животных | Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширить знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Учить выявлять существенные признаки | 13.01.16 | |
34 | Домашние и дикие животные | Развивать знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних животных | 15.01 | |
35 | Как животные воспринимают мир | Познакомить учащихся с органами чувств животных, показать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств | 20.01 | |
36 | Передвижение и дыхание животных | Развивать знания детей об особенностях передвижения животных разных групп. Показать приспособленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп | 22.01 | |
37 | Питание животных | Познакомить учащихся с особенностями питания животных разных групп. Показать приспособленность животных для добывания и поедания пищи | 27.01 | |
38 | Размножение и развитие животных | Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп. Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп | 29.01 | |
39 | Охрана животных *Правила поведения в транспорте | Развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране | 3.02 | |
40 | Грибы и бактерии | Познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека | 5.02 | |
Человек (10 ч) |
41 | Человек — часть живой природы | Познакомить учащихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и животными. Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды | Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными. Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья. Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы. Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие | 10.02 | |
42 | Кожа — первая «одежда» | Познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей | 12.02 | |
43 | Скелет | Сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с правилами ее формирования | 17.02 | |
44 | Мышцы | Познакомить детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц | 19.02 | |
45 | Кровеносная система | Познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме | 24.02 | |
46 | Дыхание | Познакомить детей с органами дыхания человека и их работой. Показать важность выполнения правил гигиены органов дыхания | 26.02 | |
47 | Питание и выделение | Расширить знания детей о пище и значении ее разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной системы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и ненужных веществ | 2.03 | |
48 | Органы чувств | Расширить представления детей об органах чувств, познакомить с правилами их гигиены. Развивать внимательность и наблюдательность учащихся. | 4.03 | |
49 | Нервная система | Сформировать у учащихся представление о нервной системе человека, показать ее значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения | 9.03 | |
50 | Эмоции и темперамент | Познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах. | 11.03 | |
Человек в обществе (20 ч) |
51 | Народы нашей страны | Познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном характере населения России | Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической. Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу. Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях. Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями) | 16.03 | |
52 | Традиции народов нашей страны | Познакомить с традициями и обычаями народов нашей страны | 18.03 | |
4 ЧЕТВЕРТЬ (18ч) | |
53 | Путешествие по ленте времени | Сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время» | 30.03 | |
54 | Города и сёла *Экскурсия – я пешеход | Познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан | Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять назначение исторической застройки российских городов. Определять местонахождение различных, крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения. кратко характеризовать особенности их местоположения. Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их. Описывать основные элементы городских гербов. Объяснять их изображения. Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы. Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и другое), в Интернете | 1.04 | |
55 | Названия городов | Сформировать представление о появлении названий у городов | 6.04 | |
56 | Кремль — центр города | Познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города | 8.04 | |
57 | Улицы города | Продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов | 13.04 | |
58 | Герб — символ города | Познакомить учеников с одним из символов города — гербом | 15.04 | |
59 | Памятные места городов | Продолжить знакомство с символами города. Сформировать представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) | 20.04 | |
60 | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» | Познакомить учащихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры | 22.04 | |
61 | Современный город | Познакомить учеников с обликом современного города | 27.04 | |
62 | Москва — столица России *Закрепление приобретенных умений навыков по разделу «ППД» | Познакомить учеников со столицей нашей страны, ее достопримечательностями | 29.04 | |
63 | Что такое государство | Познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России | Показывать на карте территорию России, ее границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти. Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребенка. Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Рассказывать о назначении государственных наград. Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек), распределять роли и планировать свое участие. Участвовать в исследовании происхождения названия улиц Представлять результаты своей деятельности | 4.05 | |
64 | Закрепление по теме: «»Конституция — основной закон нашей страны» | Познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией | 6.05 | |
65 | Права ребёнка | Познакомить учеников с правами детей | 11.05 | |
66 | Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России | Познакомить учеников с главными символами страны | 13.05 | |
67 | Государственный гимн России | Продолжение знакомства с главными символами страны | 18.05 | |
68 | Государственные награды | Познакомить учеников с наградной системой страны | 20.05 | |
69 | Обобщение по разделу: «Человек в обществе» | Закрепить знания о правовом государстве | | 25.05 | |
70 | Итоговый урок | Обобщить знания пройденного материала | | 27.05 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
учебные пособия
Окружающий мир. 3 класс. Учебник: в 2 ч. / Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. – М.: АСТ, Астрель, 2013.
Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2 / Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. – М.: АСТ, Астрель, 2013.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект (Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир). – М.: АСТ, Астрель, 2012.
Наглядные пособия:
демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Домашние и дикие животные»; «Животные», «Растения», «Строение растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;
глобус, карта России;
наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;
живые растения;
демонстрационные образцы приборов и инструментов;
энциклопедии, справочники, словари.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Ноутбук Lenovo
Проектор
Магнитная доска.