СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру по программе А.А.Плешакова. Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 3 класс»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР: Директор школы:

_____________ Г.А.Иванова _______________В.Н.Хохлова

«___»_________________ 2015г. «___»_________________ 2015г.












Рабочая программа учебного предмета


Окружающий мир

(наименование учебного предмета)

Базовый уровень, начальное общее, 3 класс

(уровень образования)

68 часов_

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна

(ФИО учителя, составившего рабочую программу)



















Мухоршибирь, 2015г.







Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора АА. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови­ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. формирование модели безопасного поведении в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  3. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сформирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек­тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, историче­ских сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая много­образие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, осно­ванного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отноше­ния не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию.


Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в приро­де, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здоровья

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характе­ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо­ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. За­нятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль­шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для на­чальной школы атласа-определителя;

- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

- эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к ми­ру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружаю-

Для реализации программного содержания используется учебное пособие;

Плешаков A.A. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреж­дений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.



Общая характеристика учебного курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:


  1. идея многообразия мира;

  2. идея целостности мира;

  3. идея уважения к миру.


Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Описание места учебного предмета в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. 3кл. - 68ч (34 учебные недели).



Описание ценностных ориентиров содержания окружающего мира


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира.


Личностные результаты

  1. формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1.

Как устроен мир

6 ч.

2.

Эта удивительная природа

18 ч.

3.

Мы и наше здоровье

10 ч.

4.

Наша безопасность

7 ч.

5.

Чему учит экономика

12 ч.

6.

Путешествие по городам и странам

15 ч.


Итого:

68 ч.












Содержание тем учебного курса.


Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при­роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.. Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между ма человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономика.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной дея­тельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре­смыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продук­тах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожо­гах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду­преждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи, Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопрово­да, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на вело­сипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещаю­щие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй- площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное яв­ление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнен­ной воды, бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика ( 7 ч.)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производ­ства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства ее основные отрасли: электроэнергетика, металлурги? Промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Зара­ботная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйствен­ной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растения­ми. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и на­стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, осо­бенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.


Основные требования к уровню подготовки обучающихся.


- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по oxpaне природы, правила личного поведения в природе);

характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- правилам безопасного поведения в быту и на улице.

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономик основы семейного бюджета.


Третьеклассники научатся:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб­ные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче­ские работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Ев­ропы и их столиц.




Виды контроля результатов обучения.


Период обучения

проекты

пров. раб.

1 четв.

1

-

2 четв.

1

1

3 четв.

3

2

4 четв.

1

2

Итого:

6

5


Нормы оценок по окружающему миру

Особенности организации контроля по окружающему миру

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;

  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объектов на карте.

При устном ответе:

"5" /отлично/ - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.


Критерии оценивания теста:

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено.

«З» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.



Национально-региональный компонент.


Национально-региональный компонент просматривается на уроках:

1. При изучении темы «Что такое Родина» изучить материал о своей родине – Бурятии и о своем районе.

2. Составить проект о своем селе «Моя малая родина»

3. При изучении темы «Кто такие животные, птицы, рыбы, насекомые» материал строить на изучении животных, которые водятся на территории Бурятии и в Мухоршибирском районе.

4. Экскурсия в музей МБОУ «МСОШ №1», познакомить с экспонатами о нашем районе и о людях нашего села и района.

5. Изучение растений нашего района и Бурятии.





Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Окружающий мир


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 3 класса

(программы, учебники, рабочие тетради).

  • Примерная программа начального общего образования по окружающему миру.

  • Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, М.: Просвещение, 2013.

  • Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2013.

  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс Москва «ВАКО» 2013


Печатные пособия

Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.

Географические карты.

Иллюстративные материалы.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.


Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор


Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Живые объекты (комнатные растения)































Национально-региональный компонент.


Тематическое планирование.


тема

дата

1.

Как устроен мир. Республика Бурятия.

- природа и её опасности

- население


2.

Эта удивительная природа. Экскурсия в музей МСОШ №1

- природного родного края

- озеро Байкал

- озера и реки Бурятии

- экскурсия на метеостанцию села

- экскурсия в лес.

- редкие животные Бурятии.

- Проект «Красная книга Бурятии»


3.

Наша безопасность.

- безопасная дорога домой.

- беседы врачей (стоматолог, дерматолог и др.)


4.

Чему учит экономика.

- Проект «Экономика моего села»

- изучение семейного бюджета


5.

Путешествие по городам и странам.

- красота родного села.

- города Бурятии

- музеи Бурятии

- экскурсия в музей природы Бурятии и этнографический музей

























Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

к-во часов

дата

Как устроен мир – 6 часов.



Природа.

1ч.


Человек.

1ч.


Проект «Богатства, отданные людям».

1ч.


Общество.

1ч.


Что такое экология.

1ч.


Природа в опасности!

1ч.


Эта удивительная природа – 18 часов.

Тела, вещества, частицы.

1ч.


Разнообразие веществ.

1ч.


Воздух и его охрана. Вода.

1ч.


Превращения и круговорот воды.

1ч.


Берегите воду!

1ч.


Что такое почва.

1ч.


Разнообразие растений.

1ч.


Солнце, растение и мы с вами.

1ч.


Размножение и развитие растений.

1ч.


Охрана растений.

1ч.


Разнообразие животных.

1ч.


Кто что ест.

1ч.


Наши проекты. «Разнообразие природы родного края».

1ч.


Размножение и развитие животных.

1ч.


Охрана животных.

1ч.


В царстве грибов.

1ч.


Великий круговорот жизни.

1ч.


Обобщение знаний по разделу «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

1ч.


Мы и наше здоровье – 10 часов.


Организм человека.

2ч.


Органы чувств.

1ч.


Надёжная защита организма.

1ч.


Опора тела и движение.

1ч.


Наше питание.

1ч.


Дыхание и кровообращение.

1ч.


Умей предупреждать болезни.

1ч.


Здоровый образ жизни

1ч.


Наши проекты: «Школа кулинаров».

1ч.


Наша безопасность – 7 часов.

Огонь, вода и газ.

1ч.


Чтобы путь был счастливым.

1ч.


Дорожные знаки.

1ч.


Наши проекты «Кто нас защищает».

1ч.


Опасные места.

1ч.


Природа и наша безопасность.

1ч.


Экологическая безопасность. Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа.

1ч.


Чему учит экономика – 12 часов.


Для чего нужна экономика.

1ч.


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1ч.


Полезные ископаемые.

1ч.


Растениеводство.

1ч.


Животноводство.

1ч.


Какая бывает промышленность.

1ч.


Наши проекты: «Экономика родного края».

1ч.


Что такое деньги.

1ч.


Государственный бюджет.

1ч.


Семейный бюджет.

1ч.


Экономика и экология.

1ч.


Обобщение знаний по разделу.

Проверочная работа.

1ч.


Путешествия по городам и странам - 15часов.


Золотое кольцо России.

4ч.


Наши проекты: Музей путешествий.

1ч.


Наши ближайшие соседи.

1ч.


На севере Европы.

1ч.


Что такое Бенилюкс.

1ч.


В центре Европы.

1ч.


Во Франции и Великобритании.

1ч.


На юге Европы.

1ч.


По знаменитым местам мира.

1ч.


Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1ч.


Урок КВН.

1ч.


Итоговая проверочная работа.

1ч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!