СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Начальная школа 21 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 3 класс по УМК Начальная школа 21 века.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Начальная школа 21 века»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

______________Синьковская средняя общеобразовательная  школа №2______________

141830, Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70, тел./факс 8(496) 2296471



УТВЕРЖДЕНО:

Протоколом педагогического совета

№ 1 от 30.08.2021г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 101/45 от 01.09.2021г.

директор МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2

________________Хомутова Е.В.

















Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

для 3а класса

на 2021/2022 учебный год




Составитель: Кокуйкина Е.Н., учитель начальных классов
















п. Новосиньково

2021г.

Рабочая программа составлена на основе:

-основной образовательной программы начального общего образования МОУ Синьковской СОШ №2;

- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;

- авторской программы по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программ «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2020.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир».


УМК : Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир. 3 класс» автора Н.Ф. Виноградовой М.: Вентана-Граф, 2021 г.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

По учебному плану МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2 на 2021-2022 учебный год на изучение курса выделяется 2 часа в неделю. Согласно календарному графику работы школы в 2021-2022 уч. г. программа составлена на 64 часа.



Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;

  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;

  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;

  • обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Согласно учебному плану на преподавание окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Срок реализации данной программы 2021-2022 учебный год.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты

Личностные результаты представлены двумя группами.

Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  2. высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  2. воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  4. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) составлять тексты в устной и письменной форме, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

5.расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Результаты освоения 3 года обучения

Личностные результаты

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • установке на здоровый образ жизни;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • уважительному отношению к иному мнению;

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»;

  • уважительному отношению к своему народу, к своей Родине, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • правилам индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем и самостоятельно;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

  • высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

  • понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению материала;

  • получать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

  • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

  • самостоятельно находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  • готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

  • уважительно относиться к позиции одноклассников, пытаться договариваться;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • уметь договариваться: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Предметные результаты


Обучающиеся научатся:

Ученик получит возможность научиться:

  • характеризовать условия жизни на Земле;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха);

  • различать растения разных видов, описывать их;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • объяснять отличия грибов от растений;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • составлять описательный рассказ о животном;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;

  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

  • различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентации, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окру­жении;

  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать! сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс (68 ч)

Земля - наш общий дом (7 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.

Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных.

Растения - царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.) Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов Появление фабрик и заводов.

Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир) Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство) в учреждения культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради) Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

В соответствии с рабочей программой воспитания обучающихся МОУ Синьковской СОШ №2 на уровне основного общего образования в содержание уроков включена информация по следующим темам:

Март

Всемирный день иммунитета (информационная минутка).

Май

День государственного флага Российской Федерации (информационная пятиминутка)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

3 класс

1

Земля – наш общий дом

7

2

Человек изучает Землю

3

3

Царства природы.

27

4

Наша Родина: от Руси до России.

11

5

Как люди жили в старину.

12

6

Как трудились в старину.

5





Итого:

64 часа








Календарно – тематическое планирование


Дата

по плану

Дата

по фату

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Земля – наш общий дом. (7часов)

1

02.09


 Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории.

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в на-стоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха.

2

07.09


 Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела.

3

09.09


 Солнце - звезда. Планета Земля – шар. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

4

14.09


 Значение Солнца для жизни на Земле. Опыт. Распространение тепла от его источника.

5

16.09


 Водная оболочка Земли. Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

6

21.09


 Воздушная оболочка Земли. Опыт. Горение.

7

23.09


 Проверочная работа «Солнечная система»

Человек изучает Землю (3 часа)

8

28.09


 Географическая карта. Практическая работа с картой.

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конст-руирование объектов (план классной ком-наты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом.

9

30.09


 Зачем нам нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу.

10

12.10


Зачем нам нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу.

Царства природы. (часов:27)

11

14.10


 Бактерии.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: опи-сательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвой-ные, цветковые, мхи и др.); однолет-ние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Комму-никативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: расте-ния культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; жи-вотные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой ор-ганизм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

12

19.10


Грибы

13

21.10


 Если бы на Земле не было растений…Растения родного края. Экскурсия "Растения родного края"

14

26.10


 Региональная диагностическая работа

15

09.11


 Разнообразие мира растений (флоры).

16

11.11


 Растения прекрасные, но опасные

17

16.11


 Растения – живые существа (организмы)

18

18.11


 Органы растения. Практическая работа.

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе».

19

23.11


 Размножение растений

20

25.11


 Растения дикорастущие и культурные. Проект «Хлеб – всему голова»

21

30.11


 Проверочная работа по теме «Растения»

22

02.12


 Красная книга России

23

07.12


 Роль животных в природе.

24

09.12


 Разнообразие мира животных (фауны.)

25

14.12


 Животные – живой организм

26

16.12


 Животные – живой организм.

27

21.12


 Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

28

23.12


 Беспозвоночные животные.

29

28.12


 Позвоночные животные. Рыбы. Рыбье царство Югры

30

20.12


 Земноводные (амфибии). Пресмыкающиеся (рептилии).

31

11.01


 Позвоночные животные. Птицы

32

13.01


 Млекопитающие Звери.

33

18.01


 Почему люди приручали животных. Тест "Животный мир "

34

20.01


 Природные сообщества.

35

25.01


 Заповедники.

36

27.01


 О заповедниках Московской области

37

01.02


 Проверочная работа «Царства природы»

Наша Родина: от Руси до России.(11 часов)

38

03.02


 Древнерусское государство.

Различение названий российского государства в разные исторические времена

39

08.02


 Первые русские князья.

40

10.02


Московская Русь

41

15.02


 Российская Империя. Пётр 1 Великий.

42

17.02


 Российская Империя Екатерина II Великая.

43

01.03


 Российская Империя Император Николай II

44

03.03


 СССР. Российская Федерация.

45

10.03


 Из истории имён

46

15.03


 Проверочная работа «История Руси и России»

47

17.03


 Какими людьми были славяне. Как выглядели наши предки.

48

22.03


 Как трудились и защищали Родину наши предки.

Как люди жили в старину. (12 часов)

49

24.03


 Какие предметы окружали людей в старину.

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

50

29.03


 Какие предметы окружали людей в старину.

51

31.03


 Какие предметы окружали людей в старину.

52

12.04


Верования языческой Руси.

53

14.04


Принятие Христианства на Руси.

54

19.04


Проверочная работа «Жизнь и быт славян»

55

21.04


Что создавалось трудом крестьян. Труд крепостных крестьян.

56

26.04


Что создавалось трудом ремесленника.

57

28.04


О гончарном ремесле. Игрушки делать тоже ремесло

58

05.05


О труде ткачей.

59

12.05


Русские оружейники.

60

17.05


О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России

61

19.05


О первых железных дорогах. Первые пароходы.

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

62

24.05


Промежуточная аттестация.

63

26.05


Автомобилестроение в России.

64

31.05


О самолёте и аэростате. Время космических полётов. Обобщающий урок. Тест «Человек в разные исторические времена»



























Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись


















































СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

_________/________________________/

Протокол №_1_ от « 27» августа 2021 г.


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

__________/____________________________/

« » августа 2021 г.


Контрольно-измерительные материалы


Тест по окружающему миру

за 1 четверть 3 класс (УМК «21 век»)


1. Историческое время измеряется:

а) веками

б) тысячелетиями

в) минутами


2. Назови по порядку единицы времени:

секунда, минута, час, …, неделя, …, год, …, тысячелетие.

3. В году:

а) 364 дня;

б) 365 дней;

в) 363 дня.

4. Отметь правильные высказывания:

а) Солнце – звезда, а Земля – планета.

б) Солнце – планета, а Земля – звезда.

в) Солнце значительно больше Земли.

г) Солнце и земля одинакового размера.


5. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за:

а) 24 часа;

б) 12 часов;

в) 365 дней.


6. Сколько планет в Солнечной системе?

А) 10 б) 9 в) 8


7. Отчего происходит смена времен года:

а) Земля вращается вокруг Солнца;

б) Земля вращается вокруг своей оси;

в) Луна вращается вокруг Земли.


8. Запиши римскими цифрами:

12, 7, 3, 20, 4, 9, 6._______________________________________


9. Что такое линия горизонта?

-------------------------------------------------------------------------------------------


10. Перечисли условия жизни на земле.



11. Воздушная оболочка Земли – это

А) биосфера б) атмосфера в) гидросфера


12. Глобус – это

а) Земля б) условные обозначения в) модель Земли


13.Условные знаки плана местности называются:

а) топографическими знаками. б) рисунком. в) масштабом



14. Географическая карта – это __________________________________________________

_____________________________________________________________________________


15.Наука, занимающаяся описанием Земли, называется:

а) история б) астрономия в) география


16. Соедини стрелками:

Параллели север-юг

Меридианы запад-восток


  1. Назови части гриба: 1 ------------------- 2 ----------------- 3 -----------------------


  1. Назови строку, где указаны только съедобные грибы.

А) подосиновик, рыжик, сыроежка, бледная поганка

Б) боровик, лисичка, мухомор, масленок

В) подберезовик, груздь, трюфель, опята


19. Какие растения называются культурными?

А) растения, которые всегда красивые.

Б) растения, которые специально выращиваются.

В) растения, которые употребляются в пищу только людьми.

20. Укажи строку, где указаны только культурные растения:

А) чеснок, шиповник, слива, кукуруза

Б) рис, пшеница, огурец, смородина

В) хлопчатник, роза, ландыш, арбуз


Тест по окружающему миру

за 2 четверть 3 класс (УМК «21 век»)


1. Отметь правильные высказывания:

а) Солнце – звезда, а Земля – планета.

б) Солнце – планета, а Земля – звезда.

в) Солнце значительно больше Земли.

г) Солнце и земля одинакового размера.


2. Отчего происходит смена времен года:

а) Земля вращается вокруг Солнца;

б) Земля вращается вокруг своей оси;

в) Луна вращается вокруг Земли.


3. Глобус – это

а) Земля б) условные обозначения в) модель Земли


4. Изображение на плоскости поверхности Земли, где объекты обозначаются определенными условными знаками, называется:

А) глобус б) географическая карта г) рисунок


5. Наука, занимающаяся описанием Земли, называется:

а) история б) астрономия в) география


6. Соедини стрелками:

Параллели север-юг

Меридианы запад-восток


  1. Назови строку, где указаны только съедобные грибы.

А) подосиновик, рыжик, сыроежка, бледная поганка

Б) боровик, лисичка, мухомор, масленок

В) подберезовик, груздь, трюфель, опята


8. Какие растения называются культурными?

А) растения, которые всегда красивые.

Б) растения, которые специально выращиваются.

В) растения, которые употребляются в пищу только людьми.


9. Какие растения живут на нашей планете? Дополни строки.

Папоротники, ______________, водоросли, _____________ , мхи.


10. Закончи предложения.

Тело водоросли не имеет ____________________.

У мхов есть _______________________________, но нет _____________________.

У папоротников есть _______________________ , но нет _____________________.

11. Подземный орган растения:

А) побег б) ствол в) корень


12. Дополни высказывание:

  1. Стебель связывает все части растения.

  2. Стебель служит ______________________________________.

  3. По стеблю ____________________________________________.


13. Подчеркни названия растений, которые имеют одиночный цветок:

Черёмуха, тюльпан, ландыш, мак, подсолнух, липа, георгин.

Вегетативным называется размножение:

А) частями корня

Б) семенами

В) частями стебля

Г) листом


14. Дополни предложение: Животные – живые существа, так как они питаются,

_______________, _______________, _________________, ________________.


15. Соедини стрелками:

Растительноядные ястреб

Хищники клещ

Всеядные куница

Паразиты лось

16. Соедини стрелкой название животного с названием его органа дыхания.

Дельфин трахея

Жук – олень жабры

Карась легкие

Голубь

Муравей


17. Назови строку, где правильно указаны беспозвоночные животные.

А) улитка, карась, осьминог, муравей

Б) кальмар, оса, богомол, дождевой червь

В) рак, мидия, стрекоза, лягушка


  1. Составь цепь питания.



Тест по окружающему миру

за 3 четверть 3 класс (УМК «21 век»)


1. Наука, занимающаяся описанием Земли, называется:

а) история б) астрономия в) география


2. Соедини стрелками:

Параллели север-юг

Меридианы запад-восток


3. Какие растения живут на нашей планете? Дополни строки.

Папоротники, ______________, водоросли, _____________ , мхи.


4.Вегетативным называется размножение:

А) частями корня

Б) семенами

В) частями стебля

Г) листом

5. Назови строку, где правильно указаны беспозвоночные животные.

А) улитка, карась, осьминог, муравей

Б) кальмар, оса, богомол, дождевой червь

В) рак, мидия, стрекоза, лягушка


6. Запиши римскими цифрами:

12, 7, 3, 20, 4, 9, 6. _______________________________________


7. Исследователей древностей называют:

а) геологами;

б) археологами;

в) моряками.


8. Описание жизни наших предков по летам – это:

а) календарь;

б) дневник;

в) летопись.


9.Что такое княжество?

А) союз племен

Б) самая богатая семья

В) все родственники


10. Отметь правильные высказывания.

А) Потомками восточных славян были русские, украинцы, белорусы.

Б) Восточные славяне освоили территорию между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским.

В) Древнерусское государство возникло в /X веке.

Г) Первый князь – Ярослав Мудрый.

Д) Столица Древнерусского государства – Москва.


11. Первый русский царь …

А) Владимир Красное Солнышко

Б) Иван Грозный

В) Петр 1 (Великий)

12. Распредели имена князей в хронологическом порядке:

Петр 1, Ярослав Мудрый, Иван грозный, Владимир Красное Солнышко, Николай 2, Екатерина 2 Великая, Владимир Мономах.


13. Соедини стрелками эпохи и имена исторических деятелей:

Московская Русь Петр 1

Российская империя Б.Н. Ельцин

СССР Иван Грозный

Россия В.И. Ленин



14. К какому веку относятся эти годы?

1917 - _______, 1500 - _____ , 1699 - ______, 1350 - _____ .


15. Подчеркни только устаревшие имена:

Любава, Николай, Пятыш, Верзила, Мария, Аввакир, Алексей, Дуклида.


16. Закончи предложения.

Гостиная – это ______________________________________________ .

Горница – это _______________________________________________ .


17.Подчеркни предметы старинной одежды и обуви красным карандашом, а современной – синим.

Тулуп, риза, пальто, мундир, сапоги, кеды, кокошник, сарафан, лапти, туфли.


Промежуточная аттестация

по окружающему миру (тест)

за 2019 – 2020 уч. год

3 класс

УМК «21 век»



1. Историческое время измеряется:

а) веками

б) тысячелетиями

в) минутами


2. Какое явление можно наблюдать ежедневно:

а) смену времен года;

б) смену погоды;

в) смену дня и ночи.


3. Отчего происходит смена времен года:

а) Земля вращается вокруг Солнца;

б) Земля вращается вокруг своей оси;

в) Луна вращается вокруг Земли.


4. Изображение на плоскости поверхности Земли, где объекты обозначаются определенными условными знаками, называется:

А) глобус б) географическая карта г) рисунок


5.Вегетативным называется размножение:

А) частями корня

Б) семенами

В) частями стебля

Г) листом

6. Назови строку, где правильно указаны беспозвоночные животные.

А) улитка, карась, осьминог, муравей

Б) кальмар, оса, богомол, дождевой червь

В) рак, мидия, стрекоза, лягушка


7. Запиши римскими цифрами:

12, 7, 3, 20, 4, 9, 6._______________________________________


8. Исследователей древностей называют:

а) геологами;

б) археологами;

в) моряками.


9. Отметь правильные высказывания.

А) Потомками восточных славян были русские, украинцы, белорусы.

Б) Восточные славяне освоили территорию между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским.

В) Древнерусское государство возникло в /X веке.

Г) Первый князь – Ярослав Мудрый.

Д) Столица Древнерусского государства – Москва.



10. Первый русский царь …

А) Владимир Красное Солнышко

Б) Иван Грозный

В) Петр 1 (Великий)


11. К какому веку относятся эти годы?

1917 - _______, 1500 - _____ , 1699 - ______, 1350 - _____ .


12.Подчеркни предметы старинной одежды и обуви красным карандашом, а современной – синим.

Тулуп, риза, кика, пальто, мундир, сапоги, кеды, кокошник, сарафан, лапти, венчик, туфли.

13. Соедини пословицы:

Хлеб да вода - а красна пирогами.

Не та хозяйка, что хорошо говорит, крестьянская еда.

Не красна изба углами, а та, что хорошо щи варит.


14.Когда было Крещение Руси?

А) 190 г. б) 988 г. В) 1917 г.


15. Объясни, что такое крепостное право.





16.Вставь недостающие слова:

Ремесла в России в 17 – 18 веках:

Гончарное, _____________, производство продуктов питания, _______________ , башмачное, _____________, ______________ , обработка льна, ______________ , ____________ .


17. Небольшое предприятие, где используется ручной труд , называется …

А) завод б) артель в) мануфактура


18. Первая железная дорога была построена …

А) в Москве б) в Санкт – Петербурге г) в Царском Селе



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!