14
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
(наименование учебного предмета)
начального общего образования
(уровень общего образования (НОО, ООО, СОО))
3 класс 2021/2022 учебный год
(срок реализации программы)
Разработчик/составитель программы:
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Волгоград
2021
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для организации и проведения уроков окружающего мира в 3 классах. Данная программа предназначена для обучения учащихся 3 классов на основе учебно-методических комплектов «Школа Росси», которые являются выпуском издательства «Просвещение».
Рабочая программа составлена на основе примерной и авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова, разработанной в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом меж предметных и внутри предметных связей. Программа ориентирована на использование учебника: «Окружающий мир, 3 класс» А.А. Плешаков, М., Просвещение, 2021.
Цели и задачи учебного курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место предмета в учебном плане
Согласно ФГОС НОО обязательное изучение русского языка предусматривается с 1-го по 4-й класс. При этом минимально допустимое количество учебных часов, выделяемых на изучение окружающего мира на этом уровне (3 класса) – 2 часа в неделю. Учебный план МОУ СШ № 77 на изучение окружающего мира в 3 классе отводит 2 ч в неделю, не менее 68 уроков за учебный год. В том числе на контрольные и зачетные уроки 13 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате освоения образовательной программы основного общего образования, учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные УУД:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятиные УУД:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (21ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (8ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Путешествие по городам и странам (10ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Как утроен мир (8 ч.) |
1 | Природа | 1 |
2 | Человек | 1 |
3 | Общество | 1 |
4 | Российская Федерация | 1 |
5 | О чем расскажет план | 1 |
6 | Что такое экология | 1 |
7 | Проект "Богатства, отданные людям" | 1 |
8 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
Эта удивительная природа (19 ч.) |
9 | Звёздное небо – Великая книга Природы | 1 |
10 | Тела, вещества, частицы | 1 |
11 | Разнообразие веществ. | 1 |
12 | Воздух и его охрана. | 1 |
13 | Вода. | 1 |
14 | Превращения и круговорот воды. | 1 |
15 | Берегите воду! | 1 |
16 | Что такое почва. | 1 |
17 | Разнообразие растений. | 1 |
18 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
19 | Размножение и развитие растений. | 1 |
20 | Охрана растений. | 1 |
21 | Разнообразие животных. | 1 |
22 | Кто что ест | 1 |
23 | Размножение и развитие животных. | 1 |
24 | Охрана животных. | 1 |
25 | В царстве грибов. | 1 |
26 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
27 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
Мы и наше здоровье (10 ч.) |
28 | Организм человека. | 1 |
29 | Органы чувств. | 1 |
30 | Надёжная защита организма. | 1 |
31 | Опора тела и движение. | 1 |
32 | Наше питание. | 1 |
33 | Дыхание и кровообращение. | 1 |
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 |
36 | Проект «Школа кулинаров» | 1 |
37 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
Наша безопасность (8ч.) |
38 | Огонь, вода и газ. | 1 |
39 | Чтобы путь был счастливым. | 1 |
40 | Дорожные знаки. | 1 |
41 | Опасные места. | 1 |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 |
43 | Экологическая безопасность. | 1 |
44 | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
Чему учит экономика (12ч.) |
46 | Для чего нужна экономика. | 1 |
47 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
48 | Полезные ископаемые. | 1 |
49 | Растениеводство. | 1 |
50 | Животноводство. | 1 |
51 | Какая бывает промышленность. | 1 |
52 | Что такое деньги. | 1 |
53 | Государственный бюджет. | 1 |
54 | Семейный бюджет. | 1 |
55 | Экономика и экология. | 1 |
56 | Проект «Экономика родного края | 1 |
57 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
Путешествие по городам и странам (10 ч.) |
58 | Золотое кольцо России | 1 |
59 | Наши Ближайшие соседи | 1 |
60 | На севере Европы | 1 |
61 | Что такое Бенилюкс | 1 |
62 | В центре Европы | 1 |
63 | По Франции и Великобритании | 1 |
64 | На юге Европы | 1 |
65 | Всемирное наследие | 1 |
66 | Проект «Музей путешествий» | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
68 | Итоговое тестирование | 1 |
Учебно-методический комплект
Учебник: «Окружающий мир 3 класс» Плешаков А.А., в 2Ч.-М.: Просвещение, 2021.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер;
Многофункциональное устройство (МФУ);
Проектор;
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп (по возможности цифровой)
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения
Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.