Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной образовательной программы НОО
Информация о комплекте используемых УМК«Школа России»:
Окружающий мир. 2: класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х частях А. А. Плешаков. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А. А.., Рабочие тетради в 2- частях.- М.: Просвещение, 2012.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. –М.;ВАКО,2012.
Плешаков А.А «От земли до неба» Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. Сост. И. Ф. Яценко. – 5-е изд., перераб. – М.; «ВАКО», 2012.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами
«Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми сверстниками в сообществах разного типа(класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, селе);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные УУД:
-понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
---адекватно воспринимать оценку учителя.
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-проводить сравнение;
- обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков;
- умение структурировать знания;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить опыты;
-сопоставлять иллюстрации с описанием;
- использовать модели.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
-контролировать свои действия и действия партнёра.
-формулировать собственное мнение и позицию.
Предметными результатами изучения «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Содержание учебного предмета.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к природе.
Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.
Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.
Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.
Раздел № 6 «Путешествия» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
№ п/п | Тема раздела,урока | Количество часов | Дата |
| Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | | |
|
1 | Родная страна | 1 | 06. 09 |
2 | Город и село. Б.к. В гостях у осени. Краски осени | 1 | 09. 09 |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 13. 09 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» Б.к. В царстве растений. | 1 | 16. 09 |
| Раздел «Природа» (20 ч) | | |
5 | Неживая и живая природа. | 1 | 20. 09 |
6 | Явления природы. Б.к. Осенние прогулки по брянскому лесу | 1 | 23. 09 |
7 | Что такое погода? (практическая работа) | 1 | 27. 09 |
8 | В гости к осени (экскурсия) Б.к. Загадки. Пословицы, поговорки об осени | 1 | 30. 09 |
9 | В гости к осени. | 1 | 04. 10 |
10 | Звёздное небо Б.к. Для самых любознательных. Соображалки. | 1 | 07. 10 |
11 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | 11. 10 |
12 | Про воздух. Б.к. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме | 1 | 14. 10 |
13 | Про воду. | 1 | 18. 10 |
14 | Какие бывают растения? Б.к. В царстве рыб | 1 | 21. 10 |
15 | Какие бывают животные? | 1 | 25. 10 |
16 | Невидимые нити Б.к. Народные приметы осени | 1 | 28. 10 |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 01. 10 |
18 | Дикие и домашние животные Б.к. Происхождение названий месяцев | 1 | 04. 10 |
19 | Комнатные растения (практическая работа) | 1 | |
20 | Животные живого уголка Б.к. В гости к зиме. Зимние месяцы | 1 | |
21 | Про кошек и собак | 1 | |
22 | Красная книга Б.к. Народный зимний календарь | 1 | |
23 | Будь природе другом Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Б.к. Для самых любознательных. Новый год | 1 | |
|
25 | Что такое экономика? | 1 | |
26 | Из чего что сделано? Б.к. Зимние слова. Февраль в народном календаре | 1 | |
27 | Как построить новый дом? | 1 | |
28 | Какой бывает транспорт? Б.к. Жизнь животных зимой | 1 | |
29 | Культура и образование | 1 | |
30 | Все профессии важны.Проект «Профессии» Б.к. Для самых любознательных. Белая книга | 1 | |
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | |
32 | В гости к зиме. Б.к. Растения зимой | 1 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Тест | 1 | |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» Б.к. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы | 1 | |
|
35 | Строение тела человека | 1 | |
36 | Если хочешь быть здоров. Б.к. Как относятся к деревьям разные народы. | 1 | |
37 | Берегись автомобиля | 1 | |
38 | Школа пешехода Б.к. В гости к весне. К истокам слова. | 1 | |
39 | Домашние опасности. | 1 | |
40 | Пожар! Б.к. Растения весной. | 1 | |
41 | На воде и в лесу | 1 | |
42 | Опасные незнакомцы. Б.к. Первоцветы Брянского края | 1 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест | 1 | |
|
44 | Наша дружная семья. Б.к. Берёза – символ России | 1 | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | |
46 | В школе. Б.к. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья | 1 | |
47 | Правила вежливости | 1 | |
48 | Ты и твои друзья Б.к. Верные друзья | 1 | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест Б.к. Звери весной | 1 | |
|
51 | Посмотри вокруг | 1 | |
52,53 | Ориентирование на местности. Практическая работа Б.к. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки | 2 | |
54 | Формы земной поверхности Б.к. Первые насекомые | 1 | |
55 | Водные богатства | 1 | |
56 | В гости к весне (экскурсия) Б.к. В гостях у Лета. К истокам слова | 1 | |
57 | В гости к весне | 1 | |
58 | Россия на карте Б.к. Признаки хорошей погоды. Ненастья | 1 | |
59 | Проект «Города России» | 1 | |
60 | Путешествие по Москве Б.к. Как образуется дождь? | 1 | |
61 | Московский Кремль | 1 | |
62 | Город на Неве Б.к. Почему бывают грозы? | 1 | |
63 | Путешествие по планете. | 1 | |
64 | Путешествие по материкам Б.к. Отчего бывает радуга? | 1 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |
66 | Впереди лето Б.к. В лес по ягоды пойдем | 1 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».Тест | 1 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Б.к. Охраняемые природные территории и объекты | 1 | |