СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для детей 1 класса с РАС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»


Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)

Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».

Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  • развивать познавательные способности;

  • выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;

  • учить познавать свойства и качества предметов;

  • учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;

  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».

Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

«Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.


Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).


Планируемые результаты изучения курса.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года.

Личностные результаты

  1. положительное отношение к школе;

  2. развитие мотивации к обучению;

  3. овладение элементарными социально-бытовыми навыками;

  4. сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;

  5. принятие социальной роли обучающегося;

  6. развитие чувства доброжелательности;

  7. сформированность соответствующих возрасту навыков здорового образа жизни;

  8. развитие элементарных представлений об окружающем мире;


Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-называть изученные объекты и явления;

  • называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;

  • называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.


Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

-различать2-3 комнатных растения, осуществлять уход;

-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

  • различать домашних и диких животных;

  • выполнять элементарные гигиенические правила;

  • различать времена года.


Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

Основное содержание учебного предмета.



№ п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1

Сезонные

природе


изменения

в

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.

Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе).

2

Сезонные неживой природе.


изменения

в


летом.

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и

Растения разное время года.

и

животные

в

Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц.

Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени

года.

Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года.

Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными

особенностями.

3

Неживая природа.

Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.

4

Живая природа


Растения.

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания.

Растения комнатные. Название. Уход.

Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.


Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание.

Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.

Место обитания, питание.

Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным.

Человек

Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи.

Гигиена питания.

Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы).

Наш город. Праздники нашей страны.

5

Безопасное поведение.

Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит).

Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными.

Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора,

пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. Матвеева Н.Б. «Живой мир». Москва, Просвещение.

  2. Почитаем и узнаем .1класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. М., Издательский дом «Дрофа»

  3. Природа и мы С.Г. Шевченко, Смоленск

  4. Н.Новосёлова и А. Шлыкова. Окружающий мир, часть 1. Екатеринбург: «Центр, Учебная книга» 5.С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. Я и моё тело. Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная пресса»

6. Дидактический материал по темам: «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».




Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Освоение курса «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях;

  • соблюдать границы взаимодействия;

  • умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач, умение использовать альтернативные средства коммуникации;

  • умение обращаться за помощью, в том числе, с использованием альтернативных средств коммуникации;

  • готовность и способность вести диалог с другими (с опорой на помощь, подсказку);

  • умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и интересов;

  • умение самостоятельно получать знания, информацию, используя современные технологии;

  • использование результатов собственной деятельности;

  • наличие осознанного отношения к собственным поступкам;

  • наличие представлений о своей стране, государстве, разных национальностях, населяющих нашу страну, мир в целом;

  • представлений о национальных праздниках и традициях;

  • представление о моделях поведения в разных социальных ситуациях;

  • представление о семье, правилах семейной жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.


Изучение курса «Мир природы и человека» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • умение действовать по заданному алгоритму или образцу;

  • самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность;

  • умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;

  • умение адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;

  • умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • владение навыками смыслового чтения;

  • способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • способность критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников;

  • способность представлять результаты исследования, включая составление текста и презентацию материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-называть изученные объекты и явления;

  • называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;

  • называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.


Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

-различать2-3 комнатных растения, осуществлять уход;

-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

  • различать домашних и диких животных;

  • выполнять элементарные гигиенические правила;

  • различать времена года.



Календарно-тематическое планирование.



Тема урока

Кол.ч

Дата

1

До свидания, лето! Летние занятия людей.

1

1.09

2

Школа: классная комната, режим. Школьные принадлежности.

1

8.09

3

Овощи.Сбор урожая. Огород.

1

15.09

4

Сбор урожая. Сад. Фрукты. Ягоды

1

22.09

5

Живая природа осенью: деревья, растения.

1

29.09

6-7

Осенние занятия людей . Дары леса. Грибы.

2

6.10, 13.10

8

Съедобные и несъедобные грибы. Неживая природа осенью:

погодные условия, явления природы.

1

20.10

9

Осенний календарь природы. Осенний календарь природы.

1

10.11

10

Домашние животные: внешний вид. Домашние животные:

питание.

1

17.11

11

Домашние птицы: внешний вид. Домашние птицы: питание.

1

24.11

12

Дикие животные: внешний вид. Дикие животные: питание.

1

1.12

13

Дикие животные: питание. Птицы: внешний вид. Птицы: питание.

1

8.12

14

Живая природа зимой: деревья, растения. Живая природа зимой:

подготовка животных и птиц к зимовке.

1

15.12

15

Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы.

1

22.12

16

Зимний календарь природы. Мой дом. Мебель в доме. Моя семья.

1

29.12

17

Праздники в моей семье Зимние занятия людей. Зимние забавы

детей.

1

12.01

18

Человек: части тела. Я и мое тело.

1

19.01

19

Гигиенический режим: гигиенические процедуры утром,

вечером. Предметы личной гигиены

1

26.01

20

Забота о здоровье. Профилактика простуды: полезные продукты

в период простуд.

1

2.02

21

. Продукты питания. Гигиена питания. Первичная обработка:

мытье.

1

16.02

22

Одежда: мужская, женская. Сезонная одежда

1

2.03

23

Обувь. Сезонная обувь.

1

9.03

24

Посуда. Столовые приборы.

1

16.03

25

Профессии.

1

6.04

26

Профессии членов семьи.

1

13.04

27

Транспорт. Виды транспорта.

1

20.04

28

Комнатные растения. Уход за растениями.

1

27.04

29

Приметы весны. Живая природа весной: деревья, растения,

животные, птицы.

1

4.05

30

Неживая природа весной: погодные условия, природные явления.

Весенний календарь природы. Весенние занятия людей.

1

11.05

31

Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного поведения на дороге.

1

18.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!