Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
развивать познавательные способности;
выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;
учить познавать свойства и качества предметов;
учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».
Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
«Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года.
Личностные результаты
положительное отношение к школе;
развитие мотивации к обучению;
овладение элементарными социально-бытовыми навыками;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;
принятие социальной роли обучающегося;
развитие чувства доброжелательности;
сформированность соответствующих возрасту навыков здорового образа жизни;
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-называть изученные объекты и явления;
называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;
называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
-различать2-3 комнатных растения, осуществлять уход;
-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
различать домашних и диких животных;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать времена года.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Основное содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
1 | Сезонные природе | | изменения | в | Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). |
2 | Сезонные неживой природе. | | изменения | в | летом. | Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и |
Растения разное время года. | и | животные | в | Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. |
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. | Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. |
3 | Неживая природа. | Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. |
4 | Живая природа | |
Растения. | Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. |
| Животные | Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. |
Человек | Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. |
5 | Безопасное поведение. | Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Матвеева Н.Б. «Живой мир». Москва, Просвещение.
Почитаем и узнаем .1класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. М., Издательский дом «Дрофа»
Природа и мы С.Г. Шевченко, Смоленск
Н.Новосёлова и А. Шлыкова. Окружающий мир, часть 1. Екатеринбург: «Центр, Учебная книга» 5.С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. Я и моё тело. Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная пресса»
6. Дидактический материал по темам: «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Освоение курса «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях;
соблюдать границы взаимодействия;
умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач, умение использовать альтернативные средства коммуникации;
умение обращаться за помощью, в том числе, с использованием альтернативных средств коммуникации;
готовность и способность вести диалог с другими (с опорой на помощь, подсказку);
умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и интересов;
умение самостоятельно получать знания, информацию, используя современные технологии;
использование результатов собственной деятельности;
наличие осознанного отношения к собственным поступкам;
наличие представлений о своей стране, государстве, разных национальностях, населяющих нашу страну, мир в целом;
представлений о национальных праздниках и традициях;
представление о моделях поведения в разных социальных ситуациях;
представление о семье, правилах семейной жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Изучение курса «Мир природы и человека» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение действовать по заданному алгоритму или образцу;
самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность;
умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;
умение адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;
умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
владение навыками смыслового чтения;
способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
способность критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников;
способность представлять результаты исследования, включая составление текста и презентацию материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-называть изученные объекты и явления;
называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;
называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
-различать2-3 комнатных растения, осуществлять уход;
-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
различать домашних и диких животных;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать времена года.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол.ч | Дата |
1 | До свидания, лето! Летние занятия людей. | 1 | 1.09 |
2 | Школа: классная комната, режим. Школьные принадлежности. | 1 | 8.09 |
3 | Овощи.Сбор урожая. Огород. | 1 | 15.09 |
4 | Сбор урожая. Сад. Фрукты. Ягоды | 1 | 22.09 |
5 | Живая природа осенью: деревья, растения. | 1 | 29.09 |
6-7 | Осенние занятия людей . Дары леса. Грибы. | 2 | 6.10, 13.10 |
8 | Съедобные и несъедобные грибы. Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. | 1 | 20.10 |
9 | Осенний календарь природы. Осенний календарь природы. | 1 | 10.11 |
10 | Домашние животные: внешний вид. Домашние животные: питание. | 1 | 17.11 |
11 | Домашние птицы: внешний вид. Домашние птицы: питание. | 1 | 24.11 |
12 | Дикие животные: внешний вид. Дикие животные: питание. | 1 | 1.12 |
13 | Дикие животные: питание. Птицы: внешний вид. Птицы: питание. | 1 | 8.12 |
14 | Живая природа зимой: деревья, растения. Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке. | 1 | 15.12 |
15 | Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы. | 1 | 22.12 |
16 | Зимний календарь природы. Мой дом. Мебель в доме. Моя семья. | 1 | 29.12 |
17 | Праздники в моей семье Зимние занятия людей. Зимние забавы детей. | 1 | 12.01 |
18 | Человек: части тела. Я и мое тело. | 1 | 19.01 |
19 | Гигиенический режим: гигиенические процедуры утром, вечером. Предметы личной гигиены | 1 | 26.01 |
20 | Забота о здоровье. Профилактика простуды: полезные продукты в период простуд. | 1 | 2.02 |
21 | . Продукты питания. Гигиена питания. Первичная обработка: мытье. | 1 | 16.02 |
22 | Одежда: мужская, женская. Сезонная одежда | 1 | 2.03 |
23 | Обувь. Сезонная обувь. | 1 | 9.03 |
24 | Посуда. Столовые приборы. | 1 | 16.03 |
25 | Профессии. | 1 | 6.04 |
26 | Профессии членов семьи. | 1 | 13.04 |
27 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 20.04 |
28 | Комнатные растения. Уход за растениями. | 1 | 27.04 |
29 | Приметы весны. Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы. | 1 | 4.05 |
30 | Неживая природа весной: погодные условия, природные явления. Весенний календарь природы. Весенние занятия людей. | 1 | 11.05 |
31 | Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного поведения на дороге. | 1 | 18.05 |