Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности учащихся | Дата |
План | Факт |
Как люди познают мир (16 часов) |
1 | Наука- как способ познания мира. Инструктаж по проектной деятельности. | 1 | Умение рассказывать о значении науки в жизни людей. Умение планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). | П: Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком Р: находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Дать детям первоначальное представление о науке. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования. | | |
2 | Разнообразие видов научной деятельности. | 1 | Умение приводить примеры разных наук. | П: Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя Р: Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира, познакомить с различными отраслями науки. | | |
3 | Деятели науки — учёные. Ученые России. | 1 | Знание имен и фамилий наиболее знаменитых российских ученых и их достижений. | П: Знать имена и фамилии знаменитых российских ученых Р: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Способность к самооценке. | Познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку; воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым. Продолжить формирование информационной грамотности. | | |
4 | Человек -изобретатель. | 1 | Представление об этапах развития научного знания. | П: знать этапы развития научного знания Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе. | | |
5 | Как ученые исследуют мир. Практическая работа № 1"Методы научного познания: наблюдение, эксперимент" | 1 | Уметь отличать наблюдение, опыт и эксперимент, подготавливать и проводить простейшие опыты, фиксировать результаты, самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради). | П: учиться отличать наблюдение , опыт и эксперимент Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся. | | |
6 | Умей наблюдать. «Окружающая нас природа в парке.» Экскурсия№1 | 1 | Умение наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. | П: уметь фиксировать наблюдения Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Формирование умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблюдать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним. | | |
7 | Тренируй свою наблюдательность. Практическая работа №2 "Развиваем внимание и наблюдательность" | 1 | Представление об упражнениях по тренировке памяти и внимания. | П: учиться применять на практике упражнения для тренировки памяти и внимания Р: Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей. | | |
8 | Разнообразие приборов и инструментов в сфере научной деятельности. | 1 | Умение объяснять назначение приборов и инструментов. | П: знать значение инструментов и приборов Р: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями | Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых. | | |
9 | Измерение температуры. Практическая работа №3 "Измерение температуры воды" | 1 | Умение различать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. | П: знать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. | | |
10 | Измерение времени. | 1 | Понимать назначение различных видов часов, определять время по часам. | П: знать различные виды часов, учиться понимать их Р: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Познакомить учащихся с устройством для измерения времени – часами. Учить детей измерять время по часам. | | |
11 | Справочники, словари, энциклопедии. | 1 | Умение пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых), рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Представление об устройстве словарей. | П: изучать различные справочники, словари, учиться пользоваться ими Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Продолжить развивать информационную грамотность учащихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. | | |
12 | Знаки и символы. Их значение в жизни человека. | 1 | Умение различать символы и знаки, пользоваться схемами и рисунками для получения информации. | П: учиться использованию различных знаков и символов Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся. | | |
13 | Искусство- средство познания окружающего мира. | 1 | Умение рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства, характеризовать свое отношение к ним. | П: знать различные виды искусства Р: Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся. | | |
14 | "Ориентирование в показаниях приборов: часы, термометр" Проверочная работа №1 | 1 | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | П: учиться контролировать и использовать полученные знания Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, в показаниях приборов (часов, термометра). | | |
15 | Защита мини-проектов по теме «Знание – сила». | 1 | Умение готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору). | П: уметь использовать полученную информацию для подготовки устных выступлений Р: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Формировать навыки публичных выступлений, умения защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда. | | |
16 | «Наблюдения за осенними изменениями в природе». Экскурсия №2 | 1 | Умение наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. | П: учиться фиксировать результаты наблюдений Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур). К: Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Обучение методам наблюдения, фиксации результатов, обобщению полученной информации. | | |
Мы живём на планете Земля (14 часов) |
17 | Что такое космос. Звезды и созвездия. Падающие «звезды». | 1 | Представление об устройстве космоса, космических объектах, нашей галактике. Умение называть наиболее известные созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. | П: изучать устройство космоса, знать созвездия, планеты Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся. | | |
18 | Солнечная система. Знакомство с понятиями "звезда", "планета". Виртуальная экскурсия. | 1 | Умение рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме, моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. | П: знать различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме Р: Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества. | | |
19 | Голубая планета Земля. Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 | Умение объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», почему Солнце кажется нам больше других звезд. | П: изучать планету Земля, ее отличительные характеристики Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Сформировать представление о Земле как планете. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. | | |
20 | Как устроена Земля. | 1 | Знание истории представлений об устройстве Земли. Представление о внутреннем устройстве нашей планеты. | П: изучать историю представлении о нашей планете Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Сформировать представление о взглядах древних на устройство Земли, сформировать основы научного знания о внутреннем устройстве земного шара. | | |
21 | Спутник Земли -Луна. | 1 | Представление об устройстве и местоположении Луны по отношению к Земле, свойствах Луны. Умение объяснять, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой вели-чины. | П: изучать зависимость планеты Земля от ее спутника Луны Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества. | | |
22 | Исследование космоса. | 1 | Умение рассказывать об исследовании космоса, приборах исследования космоса, искусственных спутниках Земли, исследователях космоса, знаменитых космонавтах; использовать информацию, полученную из дополнительных источников. | П: изучать историю исследования космоса Р: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе Л: Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличило возможности ученых в исследовании космоса. | | |
23 | Что такое глобус. Практическая работа №4 "Глобус как модель Земли". | 1 | Представление об устройстве и назначении модели Земли – глобусе, умение объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли, называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. | П: знать что такое модель Земли, глобус Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся. | | |
24 | Почему день сменяет ночь. Практическая работа №5 "Движение Земли вокруг оси". | 1 | Умение объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. | П: изучать процесс смены дня и ночи Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся. | | |
25 | Процесс познания земного шара. История географических открытий. | 1 | Знание и умение объяснить различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках. | П: изучать исследования нашей планеты в прошлом и настоящем Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы | Познакомить учащихся с историей географических открытий. | | |
26 | Знаменитые путешественники и первооткрыватели. | 1 | Знание истории географических открытий, знаменитых путешественников, умение объяснять значение открытий для человечества. | П: изучать различные географических открытия, знаменитых путешественников Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Познакомить учащихся с наиболее известными первооткрывателями и путешественниками. Развивать умственные и творческие способности учащихся. | | |
27 | Исследования глубин морей и океанов. | 1 | Знание истории исследования подводного мира морей и океанов, умение объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. | П: изучать историю исследования подводного мира Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания. | | |
28 | «Обобщение полученных знаний». Проверочная работа №2. | 1 | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | П: использовать свои знания для самоконтроля Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | | |
29 | Защита мини-проектов по теме «Мы живем в космосе». | 1 | Умение готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса; участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору). | П: учиться готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса; Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения | Формировать навыки публичных выступлений, умения защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда. | | |
30 | Инструктаж по проектной деятельности. | 1 | Умение планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). | П: учиться готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса; Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного | Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования. | | |
Природа вокруг нас (25 часа) |
31 | Тела и вещества. | 1 | Умение различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. | П: различать искусственные и естественные тела Р: Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. | | |
32 | Что такое вещество. Их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное). | 1 | Умение приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное). | П: приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное). Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Углубить представление о веществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное). | | |
33 | Значение энергии и её разнообразные источники. Практическая работа №6 "Разнообразные источники энергии". | 1 | Умение объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). | П: объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры | Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту. | | |
34 | От костра до котла. | 1 | Представление о разнообразии источников тепла. | П: знать о разнообразии источников тепла Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Дать представление об источниках тепла, истории отопительных приборов. | | |
35 | Свет. Источники и свойства света. | 1 | Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы. | П: Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы Р: Анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; прогнозировать результат решения. К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Познакомить с различными источниками световой энергии. Учить работать со схемами. | | |
36 | Театр теней. Практическая работа №7 "Образование теней от предметов". | 1 | Умение объяснять причину образования тени от предметов. | П: объяснять причину образования тени от предметов. Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Показать опытным путем, как образуются тени от предметов. Развивать творческие способности учащихся. | | |
37 | Зеркала. Особенности отражения света блестящими предметами и зеркалами. | 1 | Понимание и умение объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах. | П: объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой | Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей. | | |
38 | Цвет и цветовое разнообразие предметов. | 1 | Умение объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира. | П: объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры | Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира. | | |
39 | В мире звука. Практическая работа №8 "Возникновение звука" | 1 | Представление и умение объяснить причину возникновения звука. | П: объяснить причину возникновения звука. Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны | Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. | | |
40 | Шум. Влияние шума на здоровье человека. | 1 | Умение объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. | П: объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность к самооценке. Основы экологической культуры | Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. | | |
41 | Музыка. Отличие музыки от шума. Музыкальные инструменты. | 1 | Умение отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов. | П: отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов. Р: Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Дать представление об отличии музыки от шума, о музыкальных инструментах, развивать эмоциональную сферу учащихся, эстетические предпочтения в искусстве. | | |
42 | Камень. Понятие, разновидности. Горные породы и минералы. | 1 | Умение приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. | П: приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников. | | |
43 | Наблюдения за зимними изменениями в природе. Экскурсия №3 | 1 | Умение характеризовать зиму, выделяя существенные признаки. | П: характеризовать зиму, выделяя существенные признаки Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Обучать наблюдениям, анализу и фиксации результатов. Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы. | | |
44 | В мире живой природы. На опушке. | 1 | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сооб-щества. | П: приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать условия жизни Р: Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения двух арифметических действий. Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства. | | |
45 | Бабочки и жуки. Отличительные особенности. | 1 | Представление о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях. | П: знать о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях. Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Познакомить учащихся с отличительными особенностями бабочек и жуков. Развивать наблюдательность, память учащихся, умение добывать информацию из различных источников. | | |
46 | В мире живой природы. В березовой роще. | 1 | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. | П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, влияние растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды. | | |
47 | В низине. Особенности жизни растений и животных в затененных влажных условиях. | 1 | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Отличать ядовитых змей от неядовитых. | П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества Р: Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Оценивать правильность предъявленных вычислений. К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Л: Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Познакомить детей с особенностями жизни растений и животных в затененных влажных условиях. Формирование умения корректно употреблять при описании объектов природы термины «влаголюбивый», «теневыносливый». | | |
48 | В ельнике. Лиственница. | 1 | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора. | П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества Р: Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка | На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой. | | |
49 | В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка. | 1 | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. | П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде. | | |
50 | В сосновом лесу. Условия жизни в разных сообществах | 1 | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчивый», правильно их применять при описании объектов. | П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни. | | |
51-52 | Берегите лес! Мини-проект. | 1 | Знание правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной форме. | П: Знать правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной форме. Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся. | | |
53 | "Мир вокруг нас ". Проверочная работа №3 Инструктаж по проектной деятельности. | 1 | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | П: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Проверить уровень усвоения изученных тем, умения ориентироваться в полученной информации; применять ее при решении учебной задачи. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать в соответствии с целями и задачами источники информации и материал. | | |
54-55 | Защита мини-проектов по теме «Жизнь леса». | 1 | Умение готовить устные и письменные сообщения о животных и растениях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору). | П: готовить устные и письменные сообщения о животных и растениях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Формировать навыки публичных выступлений, умение защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда. | | |
Люди вокруг нас (13 часов) |
56 | Человек в обществе. | 1 | Осознание и умение доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества. | П: уметь доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества. Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка | Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. | | |
57 | Жизнь в первобытном обществе. | 1 | Представление о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей. | П: Представлять о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней. | | |
58 | Значение труда в жизни человека. | 1 | Понимание важности труда в жизни общества и человека. | П: понимать важность труда в жизни общества и человека Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду. | | |
59 | Семья. Семейные ценности. | 1 | Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. | П: Понимать значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи. | | |
60 | Бюджет семьи. История возникновения денежной валюты. | 1 | Умение осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений. | П: осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений. Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности Л: Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка | Раскрыть значение денег в обществе. | | |
61 | Что такое бюджет? Распределение денежных средств в семье. | 1 | Умение объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. | П: объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям | Показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи. | | |
62 | Обобщение. Наблюдения за весенними изменениями в природе. Экскурсия №4 | 1 | Умение давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. | П: давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы. Сравнение результатов годовых наблюдений. Подведение итогов о сезонных изменениях. | | |
63 | Будем вежливы. Правила этикета. | 1 | Умение приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. | П: приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе. | | |
64 | Соблюдение правил этикета во время разговора по телефону; преподнесения подарка. Урок-игра. | 1 | Выполнение правил поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. | П: Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета. | | |
65 | О друзьях-товарищах. Значение дружбы. | 1 | Умение оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. | П: оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка | Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность. | | |
66 | Вредные привычки и их негативное воздействие на человека. | 1 | Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей. | П: Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Л: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей. | | |
67 | Итоговая проверочная работа. | 1 | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | П: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | | |
68 | Итоговый урок «Мы знаем!» Защита мини-проектов по теме «Наши питомцы». | 1 | Умение готовить устные и письменные сообщения о домашних животных, анализировать собственную деятельность. | П: готовить устные и письменные сообщения о домашних животных, анализировать собственную деятельность. Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями | Подведение итогов проектной и исследовательской деятельности за год. | | |