СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год»;

  • Авторской программы по предмету «Окружающий мир»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

  • Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

  • ставить вопросы друг другу.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).

Содержание учебного предмета, курса.

Как люди познают мир (16 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (14 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (25 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (13 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в парк, к водоёму.

Структура учебного предмета, курса.

Тема

Количество часов

1

Как люди познают мир?

16

2

Мы живем на планете земля

14

3

Природа вокруг нас

25

4

Люди вокруг нас

13

Итог

68

Календарно тематическое планирование.


урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (УУД)

Виды деятельности учащихся

Дата

План

Факт

Как люди познают мир (16 часов)

1

Наука- как способ познания мира.

Инструктаж по проектной деятельности.


1

Умение рассказывать о значении науки в жизни людей.

Умение планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

П: Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Р: находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы

К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности,

Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Дать детям первоначальное представление о науке. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования.



2

Разнообразие видов научной деятельности.


1

Умение приводить примеры разных наук.

П: Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя

Р: Умение контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира, познакомить с различными отраслями науки.



3

Деятели науки — учёные. Ученые России.


1

Знание имен и фамилий наиболее знаменитых российских ученых и их достижений.

П: Знать имена и фамилии знаменитых российских ученых

Р: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Л: Способность к самооценке.

Познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку; воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым. Продолжить формирование информационной грамотности.



4

Человек -изобретатель.


1

Представление об этапах развития научного знания.

П: знать этапы развития научного знания

Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе.



5

Как ученые исследуют мир. Практическая работа № 1"Методы научного познания: наблюдение, эксперимент"


1

Уметь отличать наблюдение, опыт и эксперимент, подготавливать и проводить простейшие опыты, фиксировать результаты, самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

П: учиться отличать наблюдение , опыт и эксперимент

Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей.

К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся.



6

Умей наблюдать.

«Окружающая нас природа в парке.»

Экскурсия№1




1

Умение наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

П: уметь фиксировать наблюдения

Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Формирование умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблюдать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним.



7

Тренируй свою наблюдательность.

Практическая работа №2

"Развиваем внимание и наблюдательность"


1

Представление об упражнениях по тренировке памяти и внимания.

П: учиться применять на практике упражнения для тренировки памяти и внимания

Р: Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей.



8

Разнообразие приборов и инструментов в сфере научной деятельности.


1

Умение объяснять назначение приборов и инструментов.


П: знать значение инструментов и приборов

Р: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Л: Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями

Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых.



9

Измерение температуры.

Практическая работа №3 "Измерение температуры воды"


1

Умение различать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.


П: знать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками.



10

Измерение времени.


1

Понимать назначение различных видов часов, определять время по часам.


П: знать различные виды часов, учиться понимать их

Р: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Познакомить учащихся с устройством для измерения времени – часами. Учить детей измерять время по часам.



11

Справочники, словари, энциклопедии.


1

Умение пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых), рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Представление об устройстве словарей.

П: изучать различные справочники, словари, учиться пользоваться ими

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Продолжить развивать информационную грамотность учащихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими.



12

Знаки и символы. Их значение в жизни человека.


1

Умение различать символы и знаки, пользоваться схемами и рисунками для получения информации.


П: учиться использованию различных знаков и символов

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся.



13

Искусство- средство познания окружающего мира.


1

Умение рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства, характеризовать свое отношение к ним.


П: знать различные виды искусства

Р: Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного

банка данных.

К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Л: Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся.



14

"Ориентирование в показаниях приборов: часы, термометр"

Проверочная работа №1

1

Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

П: учиться контролировать и использовать полученные знания

Р: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, в показаниях приборов (часов, термометра).



15

Защита мини-проектов по теме «Знание – сила».


1

Умение готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

П: уметь использовать полученную информацию для подготовки устных выступлений

Р: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

К: Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Л: Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Формировать навыки публичных выступлений, умения защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.



16

«Наблюдения за осенними изменениями в природе».

Экскурсия №2

1

Умение наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

П: учиться фиксировать результаты наблюдений

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

К: Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Обучение методам наблюдения, фиксации результатов, обобщению полученной информации.



Мы живём на планете Земля (14 часов)

17

Что такое космос. Звезды и созвездия. Падающие «звезды».


1

Представление об устройстве космоса, космических объектах, нашей галактике. Умение называть наиболее известные созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.


П: изучать устройство космоса, знать созвездия, планеты

Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

К: Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся.



18

Солнечная система. Знакомство с понятиями "звезда", "планета". Виртуальная экскурсия.


1

Умение рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме, моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

П: знать различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме

Р: Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера.

К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде

Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества.



19

Голубая планета Земля. Значение Солнца для жизни на Земле.




1

Умение объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», почему Солнце кажется нам больше других звезд.

П: изучать планету Земля, ее отличительные характеристики

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде

Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Сформировать представление о Земле как планете. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.



20

Как устроена Земля.




1

Знание истории представлений об устройстве Земли. Представление о внутреннем устройстве нашей планеты.

П: изучать историю представлении о нашей планете

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать

выводы

Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Сформировать представление о взглядах древних на устройство Земли, сформировать основы научного знания о внутреннем устройстве земного шара.



21

Спутник Земли -Луна.




1

Представление об устройстве и местоположении Луны по отношению к Земле, свойствах Луны. Умение объяснять, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой вели-чины.

П: изучать зависимость планеты Земля от ее спутника Луны

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества.



22

Исследование космоса.




1

Умение рассказывать об исследовании космоса, приборах исследования космоса, искусственных спутниках Земли, исследователях космоса, знаменитых космонавтах; использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

П: изучать историю исследования космоса

Р: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К: Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе

Л: Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличило возможности ученых в исследовании космоса.



23

Что такое глобус. Практическая работа №4

"Глобус как модель Земли".


1

Представление об устройстве и назначении модели Земли – глобусе, умение объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли, называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

П: знать что такое модель Земли, глобус

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся.



24

Почему день сменяет ночь. Практическая работа №5 "Движение Земли вокруг оси".




1

Умение объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

П: изучать процесс смены дня и ночи

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся.



25

Процесс познания земного шара. История географических открытий.




1

Знание и умение объяснить различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках.

П: изучать исследования нашей планеты в прошлом и настоящем

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Л: Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Познакомить учащихся с историей географических открытий.



26

Знаменитые путешественники и первооткрыватели.




1

Знание истории географических открытий, знаменитых путешественников, умение объяснять значение открытий для человечества.

П: изучать различные географических открытия, знаменитых путешественников

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Познакомить учащихся с наиболее известными первооткрывателями и путешественниками. Развивать умственные и творческие способности учащихся.



27

Исследования глубин морей и океанов.




1

Знание истории исследования подводного мира морей и океанов, умение объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

П: изучать историю исследования подводного мира

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.



28

«Обобщение полученных знаний».

Проверочная работа №2.

1

Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

П: использовать свои знания для самоконтроля

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи.



29

Защита мини-проектов по теме «Мы живем в космосе».


1

Умение готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса; участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

П: учиться готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса;

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения

Формировать навыки публичных выступлений, умения защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.



30

Инструктаж по проектной деятельности.


1

Умение планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

П: учиться готовить устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освоения космоса;

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного

Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования.



Природа вокруг нас (25 часа)

31

Тела и

вещества.


1

Умение различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

П: различать искусственные и естественные тела

Р: Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность.



32

Что такое вещество. Их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное).


1

Умение приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное).

П: приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное).

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Углубить представление о веществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное).



33

Значение энергии и её разнообразные источники. Практическая работа №6

"Разнообразные источники энергии".


1

Умение объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

П: объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии.

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту.



34

От костра до котла.


1

Представление о разнообразии источников тепла.

П: знать о разнообразии источников тепла

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого

задания

Дать представление об источниках тепла, истории отопительных приборов.



35

Свет. Источники и свойства света.




1

Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы.

П: Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы

Р: Анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; прогнозировать результат решения.

К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Познакомить с различными источниками световой энергии. Учить работать со схемами.



36

Театр теней. Практическая работа №7 "Образование теней от предметов".


1

Умение объяснять причину образования тени от предметов.

П: объяснять причину образования тени от предметов.

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

К: Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Л: Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Показать опытным путем, как образуются тени от предметов. Развивать творческие способности учащихся.



37

Зеркала. Особенности отражения света блестящими предметами и зеркалами.


1

Понимание и умение объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах.

П: объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой

Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей.




38

Цвет и цветовое разнообразие предметов.


1

Умение объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.


П: объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры

Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира.



39

В мире звука.

Практическая работа №8 "Возникновение звука"


1

Представление и умение объяснить причину возникновения звука.

П: объяснить причину возникновения звука.

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

К: Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования.



40

Шум. Влияние шума на здоровье человека.


1

Умение объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

П: объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения

Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Способность к самооценке. Основы экологической культуры

Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.



41

Музыка. Отличие музыки от шума. Музыкальные инструменты.




1

Умение отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов.

П: отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов.

Р: Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Дать представление об отличии музыки от шума, о музыкальных инструментах, развивать эмоциональную сферу учащихся, эстетические предпочтения в искусстве.



42

Камень. Понятие, разновидности.

Горные породы и минералы.




1

Умение приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

П: приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников.



43

Наблюдения за зимними изменениями в природе.

Экскурсия №3

1

Умение характеризовать зиму, выделяя существенные признаки.

П: характеризовать зиму, выделяя существенные признаки

Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Обучать наблюдениям, анализу и фиксации результатов. Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам

природы.



44

В мире живой природы. На опушке.




1

Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сооб-щества.

П: приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать условия жизни

Р: Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения двух арифметических действий. Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства.



45

Бабочки и жуки. Отличительные особенности.


1

Представление о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях.

П: знать о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях.

Р: Оценивать правильность предъявленных вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Л: Способность оценивать трудность предлагаемого задания

Познакомить учащихся с отличительными особенностями бабочек и жуков. Развивать наблюдательность, память учащихся, умение добывать информацию из различных источников.




46

В мире живой природы.

В березовой роще.


1

Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества.

П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества.

Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.

К: Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Л: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, влияние растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.



47

В низине. Особенности жизни растений и животных в затененных влажных условиях.


1

Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Отличать ядовитых змей от неядовитых.

П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества

Р: Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Оценивать правильность предъявленных вычислений.

К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Л: Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Познакомить детей с особенностями жизни растений и животных в затененных влажных условиях. Формирование умения корректно употреблять при описании объектов природы термины «влаголюбивый», «теневыносливый».



48

В ельнике. Лиственница.


1

Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора.

П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества

Р: Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка

На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой.



49

В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка.


1

Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества.

П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах

Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде.



50

В сосновом лесу. Условия жизни в разных сообществах


1

Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчивый», правильно их применять при описании объектов.

П: приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни.



51-52

Берегите лес! Мини-проект.


1

Знание правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной

форме.

П: Знать правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной

форме.

Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность.

К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся.



53

"Мир вокруг нас ". Проверочная работа №3 Инструктаж по проектной деятельности.


1

Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

П: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Проверить уровень усвоения изученных тем, умения ориентироваться в полученной информации; применять ее при решении учебной задачи. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать в соответствии с целями и задачами источники информации и материал.



54-55

Защита мини-проектов по теме «Жизнь леса».


1

Умение готовить устные и письменные сообщения о животных и растениях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

П: готовить устные и письменные сообщения о животных и растениях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Формировать навыки публичных выступлений, умение защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.



Люди вокруг нас (13 часов)

56

Человек в обществе.


1

Осознание и умение доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества.


П: уметь доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества.

Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка

Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека.



57

Жизнь в первобытном обществе.


1

Представление о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей.

П: Представлять о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней.



58

Значение труда в жизни человека.


1

Понимание важности труда в жизни общества и человека.

П: понимать важность труда в жизни общества и человека

Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.

К: Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду.




59

Семья. Семейные ценности.


1

Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

П: Понимать значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль

Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи.



60

Бюджет семьи. История возникновения денежной валюты.


1

Умение осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений.

П: осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений.

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Л: Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка

Раскрыть значение денег в обществе.



61

Что такое бюджет? Распределение денежных средств в семье.


1

Умение объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

П: объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

Р: Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Л: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям

Показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи.



62

Обобщение. Наблюдения за весенними изменениями в природе. Экскурсия №4


1

Умение давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

П: давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки;

Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы. Сравнение результатов годовых наблюдений. Подведение итогов о сезонных изменениях.



63

Будем вежливы. Правила этикета.




1

Умение приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

П: приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе.



64

Соблюдение правил этикета во время разговора по телефону; преподнесения подарка. Урок-игра.


1

Выполнение правил поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

П: Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Р: Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Л: Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета.



65

О друзьях-товарищах. Значение дружбы.


1

Умение оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

П: оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Р: Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

К: Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка

Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность.



66

Вредные привычки и их негативное воздействие на человека.

1

Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей.

П: Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей

Р: Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.

К: Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Л: Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей.



67

Итоговая проверочная работа.


1

Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

П: применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность.

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Л: Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи.



68

Итоговый урок «Мы знаем!» Защита мини-проектов по теме «Наши питомцы».


1

Умение готовить устные и письменные сообщения о домашних животных, анализировать собственную деятельность.

П: готовить устные и письменные сообщения о домашних животных, анализировать собственную деятельность.

Р: Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий).

К: Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Л: Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями

Подведение итогов проектной и исследовательской деятельности за год.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!