ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатах начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. (Из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.) К учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2016г
Программа рассчитана для реализации содержания образовательного стандарта по окружающему миру в 3 классе МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа 3 класса по окружающему миру соответствует образовательной области «Обществознание и естествознание», Базисного учебного плана «Окружающий мир».
Сроки реализации программы 2021– 2022 `учебный год.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:
1 класс — 66ч (33 учебные недели),
2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Учебно - методическое обеспечение
Учебник для 3 класса «Окружающий мир», А. А. Плешаков, 2 части, Москва, «Просвещение», 2021 г.;
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009г.
Плешаков 3кл (бол) Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях (ФГОС) Просвещение, 2021 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатовначального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Тема раздела - Как устроен мир.
Краткое описание темы: Природа. Значение природы для людей. Человек. Богатства, отданные людям. Общество. Что такое экология. Природа в опасности. Охрана природы.
Тема раздела - Эта удивительная природа.
Краткое описание темы: Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода и свойства воды. Круговорот воды в природе. Береги воду. Почва. Разнообразие растений. Растения нашего края. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных . Разнообразие природы родного края. Размножение и развитие животных. Охрана животных. Великий круговорот жизни.
Тема раздела - Мы и наше здоровье.
Краткое описание темы: Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Тема раздела - Наша безопасность.
Краткое описание темы: Огонь, вола и газ. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность.
Тема раздела - Чему учит экономика.
Краткое описание темы: Для чего нужна экономика. Основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Промышленность. Что такое деньги. Государственный и семейный бюджет. Экономика и экология.
Тема раздела - Чему учит экономика.
Краткое описание темы: Для чего нужна экономика. Основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Промышленность. Что такое деньги. Государственный и семейный бюджет. Экономика и экология.
Тема раздела - Путешествие по городам и странам.
Краткое описание темы: Золотое кольцо России. Наши ближние соседи. На севере Европы. Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Тема раздела - Путешествие по городам и странам.
Краткое описание темы: Золотое кольцо России. Наши ближние соседи. На севере Европы. Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
1 | Как устроен мир. | 6 | 4 | | | 1 | 1 | |
2 | Эта удивительная природа. | 18 | 11 | 5 | 1 | 1 | | |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 | 6 | | 1 | | 2 | 1 |
4 | Наша безопасность. | 7 | 5 | | | | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика. | 12 | 8 | 2 | | | 1 | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам. | 15 | 12 | | | 1 | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | 46 | 7 | 2 | 3 | 6 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Как устроен мир | 6ч | |
1 | Природа. Значение природы для людей | 1 | | |
2 | Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | | |
3 | Общество | 1 | | |
4 | Что такое экология | 1 | | |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. Экскурсия. | 1 | | |
6 | Проверочная работа по теме «Как устроен мир» | 1 | | |
| | | | |
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | | |
8 | Разнообразие веществ | 1 | | |
9 | Воздух и его охрана. | 1 | | |
10 | Вода и свойства воды | 1 | | |
11 | Превращенияи круговорот воды | 1 | | |
12 | Берегите воду | 1 | | |
13 | Что такое почва. | 1 | | |
14 | Разнообразие растений. Растения нашего края.. | 1 | | |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | |
16 | Размножение и развитие растений. | 1 | | |
17 | Охрана растений. | 1 | | |
18 | Разнообразие животных. | 1 | | |
19 | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | | |
20 | Размножение и развитие животных. | 1 | | |
21 | Охрана животных. | 1 | | |
22 | В царстве грибов. | 1 | | |
23 | Великий круговорот жизни. | 1 | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» | 1 | | |
| «Мы и наше здоровье» | 10 ч | | |
25 | Организм человека | 1 | | |
26 | Органы чувств | 1 | | |
27 | Надежная защита организма | 1 | | |
28 | Опора тела и движение | 1 | | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | | |
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | | |
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | | |
32 | Здоровый образ жизни. | 1 | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | | |
| Наша безопасность. | 7ч | | |
35 | Огонь, вода и газ | 1 | | |
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | | |
37 | Дорожные знаки | 1 | | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | | |
39 | Опасные места | 1 | | |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | | |
41 | Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | 1 | | |
| «Чему учит экономика» | 12ч | | |
42 | Для чего нужна экономика | 1 | | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | |
44 | Полезные ископаемые. | 1 | | |
45 | Растениеводство | 1 | | |
46 | Животноводство | 1 | | |
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | | |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | | |
49 | Что такое деньги. | 1 | | |
50 | Государственный бюджет | 1 | | |
51 | Семейный бюджет. | 1 | | |
52 | Экономика и экология. | 1 | | |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | 1 | | |
| «Путешествие по городам и странам» | 15 ч | | |
54 | Золотое кольцо России | 1 | | |
55 | Золотое кольцо России | 1 | | |
56 | Золотое кольцо России | 1 | | |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | | |
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | | |
59 | На севере Европы | 1 | | |
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | | |
61 | В центре Европы | 1 | | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | | |
64 | На юге Европы | 1 | | |
65 | По знаменитым местам мира | 1 | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» | 1 | | |
67 68 | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 2 | | |
| | | | |
| | | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |