СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс ФГОС 2022 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по Православной культуре 4 класс ФГОС 2022

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс ФГОС 2022 год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Хабаровского края

Управление образования администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края

МБОУ ООШ с. Глебово







РАССМОТРЕНО

на ШМО гуманитарного цикла

Будникова И.Е.

Протокол №1

от "30" 082022 г.



Согласовано на

методическом совете

Будникова И.Е.

Протокол №1

от "30" 08 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ООШ с. Глебово

Демиденко Т.И.

Приказ №104 от "30" 08 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета
«Основы духовно нравственной культуры народов России»
для 5 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Глушко Татьяна Федоровна

учитель ИЗО

с. Глебово 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно­нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно­нравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно­нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:

  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

  • формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

  • получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно­нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематический блок 1.

«Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.

Г осударствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.

Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.

Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно­нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

Г еография культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

  1. Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

  1. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

  1. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

  1. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

  • смысловое чтение;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Т ема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

  • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

  • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Т ема 3. Язык и история

  • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

  • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

  • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Т ема 5. Истоки родной культуры

  • Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

  • осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

  • Иметь представление об артефактах культуры;

  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

  • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

  • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

  • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

  • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

  • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

  • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия

  • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;

  • осознавать связь религии и морали;

  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

  • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование

  • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;

  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;

  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно­нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Т ема 11. Семья — хранитель духовных ценностей

  • Знать и понимать смысл термина «семья»;

  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

  • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

  • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;

  • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

  • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи

  • Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

  • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;

  • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

  • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России

  • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

  • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

  • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно­нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России

  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи

  • Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и

истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура

  • Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;

  • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;

  • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;

  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры

  • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

  • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;

  • обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;

  • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

  • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности

  • Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

  • обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

  • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

  • иметь представление о значении и функциях изучения истории;

  • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать

о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Т ема 21. Литература как язык культуры

  • Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

  • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

  • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

  • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Т ема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

  • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

  • Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

  • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Т ема 25. Праздники в культуре народов России

  • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;

  • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;

  • различать основные типы праздников;

  • уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

  • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

  • понимать основной смысл семейных праздников:

  • определять нравственный смысл праздников народов России;

  • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России

  • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

  • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно­нравственными ценностями народов России;

  • устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России

  • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

  • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России

  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

  • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

  • обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

  • знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России

  • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

  • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

  • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

  • оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

  • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно­нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Т ема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

  • Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

  • понимать, что такое культурная карта народов России;

  • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

  • Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды деятельности

Виды,

формы

контроля

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

всего

контрольные

работы

практические

работы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

i.i.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

1

0

0

02.09.2022


формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником;

Устный

опрос;

http://www. culturemap.ru/

1.2.

Наш дом — Россия

1

0

0

09.09.2022


слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;

формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия;

Устный

опрос;

http://www. culturemap.ru/

1.3.

Язык и история

1

0

0

16.09.2022

формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры;

понимать особенности коммуникативной роли языка;

слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам;

Устный

опрос;

http://www. culturemap.ru/

1.4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1

0

0

23.09.2022


формировать представление о русском языке как языке межнационального общения;

слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное; объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления;

Устный

опрос;

http://www. culturemap.ru/

1.5.

Истоки родной культуры

1

0

0

30.09.2022


формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов;

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;

Устный

опрос;

http://www. artproj ekt.ru

1.6.

Материальная культура

1

0

0

07.10.2022


формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации;

Устный

опрос;

http: //www. culture.ru

1.7.

Духовная культура

1

0

0

14.10.2022


формировать представление о духовной культуре разных народов; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;

Устный

опрос;

http://ww.or.ru/

1.8.

Культура и религия

1

0

0

21.10.2022


формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии;

слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;

Устный

опрос;

http://www.religio.ru/

1.9.

Культура и образование

1

0

0

28..10.2022

понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества;

слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;

Устный

опрос;

http: //www. culture.ru

1.10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

2

0

2

11.11.2022

18.11.2022


отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой; слушать выступления одноклассников;

Практическая

работа;

www.gmir.ru

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»





2.1.

Семья — хранитель духовных ценностей

1

0

0

25.11.2022


понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

2.2.

Родина начинается с семьи

1

0

0

02.12.2022


понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа;

слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

2.3.

Традиции семейного воспитания в России

1

0

0

09.12.2022


понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

2.4.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

16.12.2022


знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

2.5.

Труд в истории семьи

1

0

0

23. 12. 2023


понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего

семейного труда для укрепления целостности семьи;

слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

2.6.

Семья в современном мире (практическое занятие)

1

0

1

13.01.2023


понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям;

готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников;

Практическая

работа;

http://www.rusnations.ru

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

3.1.

Личность — общество — культура

1

0

0

20.01.2023


знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными;

работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи);

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

3.2.

Духовный мир человека. Человек — творец культуры

1

0

0

27.01.2023


понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры;

слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

3.3.

Личность и духовно-нравственные ценности

1

0

0

03.02.2023


понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.;

разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

4.1.

Историческая память как духовно­нравственная ценность

1

0

0

10.02.2023


объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны;

работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru




4.2.

Литература как язык культуры

1

0

0

17.02.2023


понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества;

объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы;

слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.3.

Взаимовлияние культур

1

0

0

24.02.2023


иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»;

понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.4.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

0

0

03.03.2023


уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности;

осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества;

слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.5.

Регионы России: культурное многообразие

1

0

0

10.03.2023


понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность»;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов России;

уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины;

слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.6.

Праздники в культуре народов России

1

0

0

17.03.2023


понимать и объяснять, что такое «народный праздник»;

уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.7.

Памятники в культуре народов России

1

0

0

24.03.2023


устанавливать связь между историей памятника и историей края; характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.8.

Музыкальная культура народов России

1

0

0

07 .04.2023


понимать особенности музыки как вида искусства;

знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.9.

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

14.04.2023


понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества;

понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей;

знать и называть основные темы искусства народов России;

слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,

просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru

4.10.

Фольклор и литература народов России

1

0

0

21.04.2023


понимать, что такое национальная литература;

объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности;

отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Устный

опрос;

http://www.rusnations.ru




4.11.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

2

0

2

28.04. 2023

05.05.2023


отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Практическая

работа;

http://www.rusnations.ru

4.12.

Культурная карта России

(практическое занятие)

1

0

1

12.05.2023

отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Практическая

работа;

http://www.rusnations.ru

4.13.

Единство страны — залог будущего России

1

0

0

19.05.2023

понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал;

Устный

опрос;


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

6






16.

Труд в истории семьи

1

0

0

13.01.2023

Устный

опрос;

17.

Семья в современном мире (практическое занятие).

1

0

1

20.01.2023

Практическое занятие. Мой рассказ о семье;

18.

Личность — общество — культура.

1

0

0

27.01.2023

Устный

опрос;

19.

Духовный мир человека. Человек — творец культуры.

1

0

0

03.02.2023

Устный

опрос;

20.

Личность и духовно­нравственные ценности.

1

0

0

10.02.2023

Устный

опрос;

21.

Историческая память как

духовно-нравственная

ценность.

1

0

0

17.02.2023

Устный

опрос;

22.

Литература как язык культуры.

1

0

0

24.02.2023

Устный

опрос;

23.

Взаимовлияние культур.

1

0

0

03.03.2023

Устный

опрос;

24.

Духовно-нравственные ценности российского народа.

1

0

0

10.03.2023

Устный

опрос;

25.

Регионы России: культурное многообразие.

1

0

0

17.03.2023

Устный

опрос;

26.

Праздники в культуре народов России.

1

0

0

24.03.2023

Устный

опрос;

27.

Памятники архитектуры в культуре народов России.

1

0

0

07.04.2023

Устный

опрос;

28.

Музыкальная культура народов России.

1

0

0

10.04.2023

Устный

опрос;

29.

Изобразительное искусство народов России.

1

0

0

14.04.2023

Устный

опрос;

30.

Фольклор и литература народов России.

1

0

0

21.04.2023

Устный

опрос;




31.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

1

0

1

28.04.2023

Практическое

занятие.

Защита

проектов;

32.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

1

0

1

05.05.2023

Практическое

занятие.

Защита

проектов;

33.

Культурная карта России (практическое занятие).

1

0

1

12.05.2023

Практическое

занятие.

Защита

проектов;

34.

Единство страны — залог будущего России.

1

0

1

19.05.2023

устный

опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

7






ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА- ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;

Студеникин М.Т., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;

Шевченко Л.Л., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурно­исторических традиций Отечества»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс. Методические рекомендации - Наталья Виноградова.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства - галереи, история искусства.

http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям. http://mifolog.ru/ - подробная энциклопедия по мифологии с текстами. http://fashion.artyx.ru/ - «Иллюстрированная энциклопедия моды». http://100oper.nm.ru/ - книга «100 опер».

http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.

http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира».

http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.

http://www.huntfor.com/arthistory/ - энциклопедия по истории изобразительных искусств.

http://www.rsl.ru/ - сайт российской государственной библиотеки. http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству.

http://ccel.wheaton.edu/wwsb/ - текст Библии http://www/islamcivil.ru - материалы по Исламской цивилизации http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson - методическое обеспечение уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации)

http://www.religio.ru/ - Мир религий http://ww.or.ru/ - Православие в России www.gumfak.ru - Электронная гуманитарная библиотека www.gmir.ru - Государственный музей истории религии http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по основам православной культуры

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедиа, карты

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Мультимедиа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!