СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Юбилейный

Котельничского района Кировской области

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ п. Юбилейный

Котельничского района

Кировской области

______________________

(А. В. Мерзляков)

Приказ № ____ от ____________2021 года
















Рабочая программа

по «Основам духовно - нравственной культуры народов России»»

модуль «Основы светской этики»

5 класс

на 2021-2022 учебный год

у



Автор – составитель

Жердева А.Н., учитель истории и обществознания высшая квалификационной категории



ровень:базовый






Юбилейный 2021



Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по ОДНКНР для  основной общеобразовательной школы (5 класс) составлена на основе:

- ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерством образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

      -  Программой курса  Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы  светской этики. 5 класс

   Реализация рабочей программы основана на использовании УМК М.Т. Студеникина, обеспечивающего обучение курсу ОДНКНР в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляет учебник для 5 класса, включенный в Федеральный переченьучебников,рекомендованных Министерством образования  и науки Российской Федерации:

  • « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. (ФГОС.Инновационная школа).

На изучение предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» отводится:в 5 классе -  34 часа, 1 час в неделю

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основькультурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,

а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.


К концу обучения обучающиеся научатся:

- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  • Работать с текстами на нравственно-этические темы.
















Содержание учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Основы светской этики»)

Введение

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и

корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование.

Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть

эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение




Тематическое планирование по учебному предмету «Основы

духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Основы
светской этики»)

Тема

Количество часов

Введение

1

Тема 1. Гражданин России

2

Тема 2. Порядочность

2

Тема 3. Совесть

2

Тема 4. Доверие и доверчивость

2

Тема 5. Милосердие и сострадание

2

Тема 6. Правда и ложь

2

Тема 7. Традиции воспитания

2

Тема 8. Честь и достоинство

2

Тема 9. Терпимость и терпение

2

Тема 10. Мужество

3

Тема 11. Равнодушие и жестокость

2

Тема 12. Самовоспитание

2

Тема 13. Учись учиться

2

Тема 14. Речевой этикет

2

Тема 15. Мои права и обязанности

2

Итоговое повторение

2

ИТОГО

34



Воспитательный потенциал каждого урока ОДНКНР реализуется через:


1)установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,активизации их познавательной деятельности;

2) побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

3) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке

социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

4) использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

5) применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

6) включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

7) организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

8)инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых

исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения




















ПРИЛОЖЕНИЯ к рабочей программе


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности

«ОДНРНК», модуль «Основы светской этики» 5 класс (34 часа)




Тема урока


Кол- воча-сов


Тип урока


Содержание урока (уроков)


Виды учебной деятельности

Планируемый результат

П. - предметные, Л.- личностные,

М.Р.-метапредметные регулятивные,

М.П.-познавательные.

М.К.- коммуникативные


Домаш-нее задание

Введение в предмет

1

Ввод-ный

Народы России, их духовно-

нравственная

культура. Учебник «Основы духовно-

нравственной культуры народов России.

Основы светской этики», его структура.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах.

П. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

Л. Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета.

М.Р. При помощи учителя определить последовательность работы с учебником.

М.П. Выразительно читать, осуществлять словарную работу.

М.К. Знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

Ответить на вопросы виктори-ны на стр.4-6

2




3


Гражданин России.



Государственное устройство

2

Урок первичного изучения и закрепле-ния но-выхзна-ний

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «Родина», «Россия», «РФ», «государство». «гражданин», «гражданство» и т.д. Извлечение информации из различных знаковых систем.

П. Расширение представлений о родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Л. Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий.

М.Р. Определение алгоритма ответа по плану.

М.П. Работа с отдельными ста-тьями Конституции РФ, ответы на вопросы викторины.

М.К. Взаимопомощь и добро-желательность общения среди детей разных национальностей.

Знать понятия

«Родина», «Россия», «РФ», «государство», «гражда-

нин», «граждан-ство» и т.д.

4




5



Порядочность.



Порядочность.Достоинство и благородство

2

Ком-бини-рован-ный

Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Моделирование поведения, требующего проявления этих качеств.

П. Овладение навыками культурного поведения, отработка практических ситуаций. Пробуждение стремления к самосовершенствованию.

Л. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человекомМ.Р. усвоение правил работы с учебником.

М.П. Чтение текстов. Ответы на вопросы, работа со словарём и наглядностью.

М.К. культурное и вежливое общение в коллективе.

Привести примеры порядоч-ности и непорядочности.

6



7

Совесть



Правила взаимоотношений учеников класса, школы

2

Ком-бини-рован-ный

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Сформулировать правила взаимоотношений учеников класса, школы.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «вежливость», «уважение», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть».

Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения. Обучение навыкам самоконтроля.

П. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности контролировать себя.

Л. Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения. М.Р. Определение правил работы с терминами и понятиями. М.П. Умение слушать текст и составлять его план.

М.К. соблюдение правил вежливости и этикета.

Приду-мать рассказ или сказку о проснув-шейся совести.

8





9

Доверие и доверчивость.


Доверия и доверчивость.

2

Ком-бини-рован-ный

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия

П. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание стремления совершать добрые дела.

Л. Объяснять смысл пословиц и поговорок, объяснять смысл понятий, соотносить понятия с определениями, текст с рисунком.

М.Р. Выявление алгоритма сложного плана и умение работать по этому плану.

М.П. Работа со словарём по определению терминов.

М.К. Художественное чтение и обсуждение стихов, применение правил межличностного общения.

При помощи родителей ответьте на вопрос «Можно ли доверять информа-ции, размещён-ной в Интернете»? Аргументируйте свой ответ.

10



11.

Милосердие и сострадание



Правила милосердия.


2

Ком-бини-рован-ный

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе

. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания

Регулятивные:разработка правил поведения в классе, в школе.Познавательные:ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц.Коммуникативные:работа в парах на основе правил соревнования команд

Объяснить смысл высказываний на стр.50.

Выучить правила по записям в тетрадях.

12




13

Правда и ложь.



Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь.

2

Ком-бини-рованный

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости

П. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих поступков.

Л. Критическое осмысление своих поступков, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома.

М.Р. При помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.

М.П. Составление схемы. Отработка терминов и понятий, выполнение практических заданий, соотнесение иллюстраций с текстом, работа с пословицами и поговорками.

М.К. Работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение и сопоставление различных высказываний.

Объяснить слова А.С.Пуш-кина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?


14




15

Традиции воспитания Дворян


Традиции воспитания крестьян, казаков.

2

Ком-бини-рован-ный

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.

. Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.

М.Р. Определение правил составления кроссворда.

М.П. Отработка терминов и понятий, работа со статьёй учебника. Работа с иллюстрациями

М.К. Формирование навыков соревновательной работы команд, коллективная работа с пословицами

Рассказать родителям о различии в воспитании детей различных сословий.












16




17

Честь и достоинство.



Патриотизм современного молодого человека.

2

Ком-бини-рован-ный

. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения.

П. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважения к традициям своего народа.

Л. Умение подбирать нужные пословицы, соотносить рисунок с текстом, составлять план к сообщению. М.Р. Определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей.

М.П. работа с текстом учебника, составление плана.

М.К. правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.

Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения

18




19

Терпимость и терпение.



Терпимость и терпение

2

Ком-бини-рован-ный

Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности

П. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственность за свои дела и поступки.

Л. Знать основы поведения в многонациональном коллективе; давать определения понятий, пользуясь словарём.

М.Р. Определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики.

М.П. Использование блок-пакетов с заданиями, заполнение схем и таблиц.

М.К. основы анкетирования; со-общения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа.

Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника

20


21








22

Мужество


Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.


Проявление мужества в мирное время


3

Ком-бини-рован-ный

Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества..

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

. Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных

23




24

Равнодушие и жестокость.


Равнодушие и жестокость.

2

Ком-бини-рован-ный

Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением)..

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и в школе; подготовить мини – сочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы

25



26

Самовоспитание.


Самооценка

2

Ком-бини-рован-ный

Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания

П. Научиться ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе.

Л. Проявлять компетентность в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы по проблеме урока.

М.Р. Определение правил самовоспитания, самодисциплины.

М.П. Работа в группах, анализ текста и выделение основных идей.

М.К. Работа в группах.

. Проявлять компетентность в соблюдение дисциплины и самодисциплины;.

27



28

Учись учиться.


Распорядок дня ученика.



2

Ком-бини-рован-ный

Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания.

П. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски.

Л. Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома, выполнению правил учебного труда, умение и желание соблюдать распорядок дня.

М.Р. Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций.

М.П. Выполнение практических заданий, работа с текстом учебника, участие в игре.

М.К. Работа в команде.

Записать свойраспоря-док дня на неделю, провести хрономет-раж.

29






30


Речевой этикет.

Правила общения,беседы.


Этикет разговора по телефону.

2

Урок закре-пле-ниязна-ний

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами.Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях

.Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии


31




32

Мои права и обязанности.



Мои права и обязанности.

2


Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Актуализация знаний уча-щихся о соц. явлениях. Формулирование понятия: «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлече-ние информации из различ-ных знаковых систем. Сос-тавление собственных текс-тов. Развитие навыков рабо-ты в группе, самопрезента-ции. Моделирование ситу-аций, требующих осознан-ного выполнения обязаннос-тей, защиты прав.

.П. Реализация межпредметных связей. Развитие умения находить в тексте знания этического характера. Анализ конкретных ситуаций из школьной жизни.

Л. Знание основ школьного устава. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника.

М.Р. Составление простого сложного плана.

М.П. Работа с учебником и иллюстрациями, придумывание подписи к ним.

М.К. Фронтальная и групповая работа в классе.

Выучить пункты Устава школы о правах и обязаннос-тях школьника

33






34

Итоговое повторение за курс 5 класса



Этикет народов мира

2

Повторите-льно-обобщающий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса.

П. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.

Л. Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, пословиц по изученным темам, выполнение тестовых и творческих заданий.

М.Р. Составление тестового задания. М.П. Выполнение творческих заданий, проектов.

М.К. Работа в парах и группах.

Подгото-вить презента-цию по одной из изученных тем.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!