Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Юбилейный
Котельничского района Кировской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ п. Юбилейный
Котельничского района
Кировской области
______________________
(А. В. Мерзляков)
Приказ № ____ от ____________2021 года
Рабочая программа
по «Основам духовно - нравственной культуры народов России»»
модуль «Основы светской этики»
5 класс
на 2021-2022 учебный год
у
Автор – составитель
Жердева А.Н., учитель истории и обществознания высшая квалификационной категории
ровень:базовый
Юбилейный 2021
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по ОДНКНР для основной общеобразовательной школы (5 класс) составлена на основе:
- ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Программой курса Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс
Реализация рабочей программы основана на использовании УМК М.Т. Студеникина, обеспечивающего обучение курсу ОДНКНР в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляет учебник для 5 класса, включенный в Федеральный переченьучебников,рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
« Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. (ФГОС.Инновационная школа).
На изучение предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» отводится:в 5 классе - 34 часа, 1 час в неделю
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основькультурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
К концу обучения обучающиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:
Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с текстами на нравственно-этические темы.
Содержание учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Основы светской этики»)
Введение
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Тема 1. Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и
корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование.
Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть
эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы
духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Основы
светской этики»)
Тема | Количество часов |
Введение | 1 |
Тема 1. Гражданин России | 2 |
Тема 2. Порядочность | 2 |
Тема 3. Совесть | 2 |
Тема 4. Доверие и доверчивость | 2 |
Тема 5. Милосердие и сострадание | 2 |
Тема 6. Правда и ложь | 2 |
Тема 7. Традиции воспитания | 2 |
Тема 8. Честь и достоинство | 2 |
Тема 9. Терпимость и терпение | 2 |
Тема 10. Мужество | 3 |
Тема 11. Равнодушие и жестокость | 2 |
Тема 12. Самовоспитание | 2 |
Тема 13. Учись учиться | 2 |
Тема 14. Речевой этикет | 2 |
Тема 15. Мои права и обязанности | 2 |
Итоговое повторение | 2 |
ИТОГО | 34 |
Воспитательный потенциал каждого урока ОДНКНР реализуется через:
1)установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,активизации их познавательной деятельности;
2) побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
3) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
4) использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5) применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6) включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7) организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
8)инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
ПРИЛОЖЕНИЯ к рабочей программе
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности
«ОДНРНК», модуль «Основы светской этики» 5 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Кол- воча-сов | Тип урока | Содержание урока (уроков) | Виды учебной деятельности | Планируемый результат П. - предметные, Л.- личностные, М.Р.-метапредметные регулятивные, М.П.-познавательные. М.К.- коммуникативные | Домаш-нее задание |
| Введение в предмет | 1 | Ввод-ный | Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах. | П. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Л. Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета. М.Р. При помощи учителя определить последовательность работы с учебником. М.П. Выразительно читать, осуществлять словарную работу. М.К. Знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное. | Ответить на вопросы виктори-ны на стр.4-6 |
2 3 | Гражданин России. Государственное устройство | 2 | Урок первичного изучения и закрепле-ния но-выхзна-ний | Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «Родина», «Россия», «РФ», «государство». «гражданин», «гражданство» и т.д. Извлечение информации из различных знаковых систем. | П. Расширение представлений о родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Л. Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий. М.Р. Определение алгоритма ответа по плану. М.П. Работа с отдельными ста-тьями Конституции РФ, ответы на вопросы викторины. М.К. Взаимопомощь и добро-желательность общения среди детей разных национальностей. | Знать понятия «Родина», «Россия», «РФ», «государство», «гражда- нин», «граждан-ство» и т.д. |
4 5 | Порядочность. Порядочность.Достоинство и благородство | 2 | Ком-бини-рован-ный | Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Моделирование поведения, требующего проявления этих качеств. | П. Овладение навыками культурного поведения, отработка практических ситуаций. Пробуждение стремления к самосовершенствованию. Л. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человекомМ.Р. усвоение правил работы с учебником. М.П. Чтение текстов. Ответы на вопросы, работа со словарём и наглядностью. М.К. культурное и вежливое общение в коллективе. | Привести примеры порядоч-ности и непорядочности. |
6 7 | Совесть Правила взаимоотношений учеников класса, школы | 2 | Ком-бини-рован-ный | Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Сформулировать правила взаимоотношений учеников класса, школы. | Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «вежливость», «уважение», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения. Обучение навыкам самоконтроля. | П. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности контролировать себя. Л. Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения. М.Р. Определение правил работы с терминами и понятиями. М.П. Умение слушать текст и составлять его план. М.К. соблюдение правил вежливости и этикета. | Приду-мать рассказ или сказку о проснув-шейся совести. |
8 9 | Доверие и доверчивость. Доверия и доверчивость. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия | П. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание стремления совершать добрые дела. Л. Объяснять смысл пословиц и поговорок, объяснять смысл понятий, соотносить понятия с определениями, текст с рисунком. М.Р. Выявление алгоритма сложного плана и умение работать по этому плану. М.П. Работа со словарём по определению терминов. М.К. Художественное чтение и обсуждение стихов, применение правил межличностного общения. | При помощи родителей ответьте на вопрос «Можно ли доверять информа-ции, размещён-ной в Интернете»? Аргументируйте свой ответ. |
10 11. | Милосердие и сострадание Правила милосердия. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе | . Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания | Регулятивные:разработка правил поведения в классе, в школе.Познавательные:ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц.Коммуникативные:работа в парах на основе правил соревнования команд | Объяснить смысл высказываний на стр.50. Выучить правила по записям в тетрадях. |
12 13 | Правда и ложь. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. | 2 | Ком-бини-рованный | Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости | П. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих поступков. Л. Критическое осмысление своих поступков, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома. М.Р. При помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. М.П. Составление схемы. Отработка терминов и понятий, выполнение практических заданий, соотнесение иллюстраций с текстом, работа с пословицами и поговорками. М.К. Работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение и сопоставление различных высказываний. | Объяснить слова А.С.Пуш-кина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»? |
14 15 | Традиции воспитания Дворян Традиции воспитания крестьян, казаков. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций. | . Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами. М.Р. Определение правил составления кроссворда. М.П. Отработка терминов и понятий, работа со статьёй учебника. Работа с иллюстрациями М.К. Формирование навыков соревновательной работы команд, коллективная работа с пословицами | Рассказать родителям о различии в воспитании детей различных сословий. |
16 17 | Честь и достоинство. Патриотизм современного молодого человека. | 2 | Ком-бини-рован-ный | . Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. | П. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважения к традициям своего народа. Л. Умение подбирать нужные пословицы, соотносить рисунок с текстом, составлять план к сообщению. М.Р. Определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. М.П. работа с текстом учебника, составление плана. М.К. правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями. | Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для сообщения |
18 19 | Терпимость и терпение. Терпимость и терпение | 2 | Ком-бини-рован-ный | Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности | П. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственность за свои дела и поступки. Л. Знать основы поведения в многонациональном коллективе; давать определения понятий, пользуясь словарём. М.Р. Определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики. М.П. Использование блок-пакетов с заданиями, заполнение схем и таблиц. М.К. основы анкетирования; со-общения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа. | Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника |
20 21 22 | Мужество Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества. Проявление мужества в мирное время | 3 | Ком-бини-рован-ный | Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. | Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий | . Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных |
23 24 | Равнодушие и жестокость. Равнодушие и жестокость. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением).. | Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров | Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и в школе; подготовить мини – сочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы |
25 26 | Самовоспитание. Самооценка | 2 | Ком-бини-рован-ный | Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания | П. Научиться ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. Л. Проявлять компетентность в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы по проблеме урока. М.Р. Определение правил самовоспитания, самодисциплины. М.П. Работа в группах, анализ текста и выделение основных идей. М.К. Работа в группах. | . Проявлять компетентность в соблюдение дисциплины и самодисциплины;. |
27 28 | Учись учиться. Распорядок дня ученика. | 2 | Ком-бини-рован-ный | Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания. | П. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Л. Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома, выполнению правил учебного труда, умение и желание соблюдать распорядок дня. М.Р. Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. М.П. Выполнение практических заданий, работа с текстом учебника, участие в игре. М.К. Работа в команде. | Записать свойраспоря-док дня на неделю, провести хрономет-раж. |
29 30 | Речевой этикет. Правила общения,беседы. Этикет разговора по телефону. | 2 | Урок закре-пле-ниязна-ний | Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи | Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами.Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях | .Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии |
31 32 | Мои права и обязанности. Мои права и обязанности. | 2 | | Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Актуализация знаний уча-щихся о соц. явлениях. Формулирование понятия: «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлече-ние информации из различ-ных знаковых систем. Сос-тавление собственных текс-тов. Развитие навыков рабо-ты в группе, самопрезента-ции. Моделирование ситу-аций, требующих осознан-ного выполнения обязаннос-тей, защиты прав. | .П. Реализация межпредметных связей. Развитие умения находить в тексте знания этического характера. Анализ конкретных ситуаций из школьной жизни. Л. Знание основ школьного устава. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника. М.Р. Составление простого сложного плана. М.П. Работа с учебником и иллюстрациями, придумывание подписи к ним. М.К. Фронтальная и групповая работа в классе. | Выучить пункты Устава школы о правах и обязаннос-тях школьника |
33 34 | Итоговое повторение за курс 5 класса Этикет народов мира | 2 | Повторите-льно-обобщающий | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики | Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса. | П. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Л. Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, пословиц по изученным темам, выполнение тестовых и творческих заданий. М.Р. Составление тестового задания. М.П. Выполнение творческих заданий, проектов. М.К. Работа в парах и группах. | Подгото-вить презента-цию по одной из изученных тем. |