Рассмотрена |
на заседании ШМО ___________________________ цикла. |
Руководитель ________ /Л.А. Ванюшина / |
Протокол №___ от _____________ 20__г. |
Согласована. |
Заместитель директора по учебной работе |
______________________/ Л.М.Леонтьева/ |
_____________________20___ г. |
Утверждена. | Директор школы: | __________________/ Р.И. Солягина / | Введено в действие приказ № ____ | от ________________ 20___ года | |
Рабочая программа
по _____ОБЖ_____ в ___8-9___ классах
(предмет)
__Галиакберова Раниля Шамилевича________________
(ФИО)
Учителя_______ ОБЖ_____________
(предмет)
________________________________________
(квалификационная категория)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нармонская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
2021/2022 учебный год
Учебно- тематическое планирование
По ____ ОБЖ _____________
(предмет)
Классы____8-9___
Учитель______ Галиакберов Раниль Шамилевич
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 1 час.
(8 класс 34 часа; в неделю 1 час; 9 класс 34 часа; в неделю 1 час).
Планирование составлено на основе _ Примерной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы и авторской программы по ОБЖ А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы»./Под общей ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2016.
Учебник
Виноградова, Н.Ф Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 класс: учебник/ Н.Ф Виноградова и др.- М.: Вентана-Граф, 2019.
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс: учебник для общеобразов. организаций/ А.Т. Смирнов - М.: Просвещение, 2014.
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учебник для общеобразов. организаций/ А.Т. Смирнов - М.: Просвещение, 2018.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по ОБЖ
для учащихся 8-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «Основа безопасности жизнидеятельности» для 8-9 классов разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» и закона РТ «Об образовании»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г., №1089
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе Примерной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы и авторской программы по ОБЖ А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы»./Под общей ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2016.
Образовательной программы основного общего образования МОУ Нармонской средней общеобразовательной школы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, (утверждена приказом 70-о от 29.08.2015 г., внесены изменения приказами №79-о от 27.08.2016 и №118-о от 23.10.2017 г.)
Учебного плана МБОУ «Нармонская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2021-2022 учебный год (Принято решением педсовета, № ___ от 31 августа 2021 года и утвержденного приказом № ___ от 31.08.2021 г.);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (списка учебников МБОУ Нармонской средней общеобразовательной школы Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2021-2022 учебный год (Принято решением педсовета, №__от 31 августа 2021 года и утвержденного приказом № ___ от 31.08.2021 г.)
-Предметная линия учебников Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс: учебник для общеобразов. организаций. - М.: Просвещение, 2014.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учебник для общеобразов. организаций. - М.: Просвещение, 2018.
-Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
-В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает требования Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
понятие о ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
ответственное отношение к учению;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоению приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Предметные результаты
8 класс
Основы комплексной безопасности
Обучающийся научится:
квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнение окружающей природной среды, ЧС природного и техногенного характера;
выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обучающийся научится:
описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;
характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;
подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий ЧС мирного военного времени».
Основы здорового образа жизни
Обучающийся научится:
характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Обучающийся научится:
характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.
Обучающийся получит возможность научиться:
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
9 класс
Основы комплексной безопасности
Обучающийся научится:
Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
Выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
Систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
Раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обучающийся научится:
Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
Характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС, по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера;
Характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России; классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения Российской Федерации от ЧС мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан в области гражданской обороны;
Характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России, по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении ЧС;
Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени;
Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;
Анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о ЧС;
Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.
Обучающийся получит возможность научиться:
Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;
Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий ЧС мирного военного времени»;
Обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
Различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Обучающийся научится:
Негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
Анализировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления;
Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
Моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Обучающийся получит возможность научиться:
Формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
Формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
Формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.
Основы здорового образа жизни
Обучающийся научится:
Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования;
Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой составляющей здоровья личности и общества.
Обучающийся получит возможность научиться:
Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний
Обучающийся научится:
Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.
Обучающийся получит возможность научиться:
Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс № | Раздел | Количество часов | Количество контрольных работ | 1 | Основы комплексной безопасности | 16 | 1 | 2 | Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций | 7 | | 3 | Основы здорового образа жизни. | 7 | | 4 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 4 | 1 | | Итого: | 34 | 2 | | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 класс № | Раздел | Количество часов | Количество контрольных работ | 1 | Основы комплексной безопасности | 8 | | 2 | Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций | 7 | 1 | 3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 9 | | 4 | Основы здорового образа жизни. | 8 | 1 | 5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 2 | | | Итого: | 34 | 2 | |