Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №
физической культуры и ОБЖ
протокол № от
Приказ № ____ от
«» мая 2019 г. «___»___________2019 г. «_____»____________ 2019 г.
Рабочая программа по ОБЖ
(базовый уровень)
8-9 классы
Срок реализации данной программы: 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе Программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 и 10-11 классов
Программу составил: Думлер Валерий Владимирович
Владивосток
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ для 8-9 классов в МБОУ СОШ № 82 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования по учебным предметам (основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы), учебного плана МБОУ СОШ № 82 для предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми на изучение курса ОБЖ в 8-9 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно – методический комплект:
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. П. Фролов (и др); под ред. Ю. Л. Воробьёва – Астрель, Москва, 2014.
УМК учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Азбука выживания А.В. Гостюшин 2000г.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Мишин Б.И. Обучение в 5-11 классах по учебникам «ОБЖ» под ред. Ю.Л.Воробьёва. 5-11 классы/Б.И.Мишин, М.В.Юрьева. – Москва: Астрель, 2014.
Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2007г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5-11кл. К учебнику под ред.Ю.Л.Воробьёва.-Астрель. 2007.
Примерные программы по учебным предметам (Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы). М.- «Просвещение», 2014.
Формирование УУД в курсе ОБЖ, 5-9 классы. Сост. Попова Г.П., Волгоград, «Учитель», 2017.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ, следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; - индивидуальные консультации; - внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», Спартакиады по военно-прикладным видам спорта, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
в 8 классе
Личностные результаты:
- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость личных и общественных интересов от внешних природных, техногенных и социальных угроз; - понимание важности сохранения своего здоровья и формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни; - осознанное выполнение правил безопасности в конкретной ситуации; - формирование культуры безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни; - воспитание понимания необходимости обеспечения личной и общественной безопасности.
Метапредметные результаты:
- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности; обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду; - овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и безопасных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач; - моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации; - приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать её и делать выводы; - умение формулировать свои мысли, умение принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе; - освоение алгоритмов действий в опасной или чрезвычайной ситуации техногенного и социального характера.
Предметные результаты обучения. В результате обучения по представленной программе для 8 класса учащиеся будут:
Знать:
- что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуация; - потенциально опасные техногенные ситуации, приводящие к ЧС, и их классификацию; причины возникновения техногенных аварий; правила поведения при обнаружении подозрительного предмета; - причины возникновения пожаров и взрывов, роль человеческого фактора в возникновении пожаров, элементарные правила ТБ и меры по предупреждению пожара; - поражающие факторы АХОВ, характер воздействия АХОВ на человека и окружающую среду; ТБ при обращении с АХОВ; - правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности, меры защиты при радиационной аварии; - первичные и вторичные поражающие факторы техногенных аварий; - основные проблемы экологической безопасности, источники загрязнения биосферы, методы борьбы с загрязнением окружающей среды; - правила дорожного движения, правила поведения на транспорте; - возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни, уголовную ответственность несовершеннолетних.
Уметь:
- выявлять причинно-следственные связи; - решать поставленные задачи, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять, делать выводы; - объяснять свои поступки и действия; использовать полученные знания в повседневной жизни; - предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; - принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; - оказывать первую помощь пострадавшим; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; - соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; - пользования бытовыми приборами и инструментами; - проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Содержание учебного курса ОБЖ для 8 класса
Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека
- Введение. Техносфера. Противоречие между человеком и природой. Проблема увеличения техногенных аварий и катастроф. Законы РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.), «О безопасности» (2010 г.), « О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.), «О радиационной безопасности» (1996 г.) и др.
- Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера
Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. Их классификация. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
- Пожары и взрывы
Пожары. Взрывы. Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Противопожарная безопасность.
- Аварии с выбросом опасных химических веществ
Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
- Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
- Гидродинамические аварии
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
- Нарушение экологического равновесия
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
- Безопасное поведение на улицах и дорогах
Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка. Экстремальные ситуации аварийного характера. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений. Безопасность в общественных местах. Как получить помощь со стороны.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
в 9 классе
Личностными результатами обучения ОБЖ в 9 классе являются:
-развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних и внутренних угроз.
- понимание важности сохранения своего здоровья и формирование потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации.
-формирование культуры безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни; воспитание понимания необходимости обеспечения личной и общественной безопасности.
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 9 классе являются:
-овладение умениями понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
-овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач; у
-моделировать личные подходы к собственной безопасности внестандартной ситуации;
приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;
- умение формулировать свои мысли, умение принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;
- освоение алгоритмов действия в опасной или чрезвычайной ситуации любого характера и формирование умений выполнять необходимые, социальные посильные роли в предупреждении, во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного происхождения.
Предметные результаты обучения. В результате обучения по представленной программе для 9 класса большинство учащихся будут:
Представлять: сущность организационной работы МЧС, современные средства поражения, их поражающие факторы. Типы и принцип устройства защитных сооружений Принцип организации и средства мониторинга. Сущность терроризма и его опасность. Существующие направления терроризма и экстремизма Критерии оценки состояния здоровья. Пути формирования здорового образа жизни» Иметь представление о технике искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Понимать: влияние общей культуры на формирование человека как личности. Важность формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Ценность жизни человека. Необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Задачи национальной обороны, государственной и общественной безопасности. Почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены законодательно. Сущность терроризма и понимать его опасность. Опасность международного терроризма для национальной безопасности России. Понимать сущность определения понятия «здоровье». Необходимость сохранения здоровья. Зависимость физической культуры и состояния здоровья человека.
Знать: главные положения национальной безопасности РФ. Понятие «национальные интересы». Стратегические цели обеспечении национальной безопасности государства. Принципы организации обороны РФ; порядок призыва на военную службу; главные положения РФ «Об обороне»; порядок обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные направления государственной политики в области ГО и защиты населения и территории от ЧС. ФЗ РФ, направленные на защиту населения и территорий от ЧС. Структуру и задачи РСЧС. Задачи ГО в мирное и военное время. Средства оповещения.
ЧС природного и техногенного характера, их причины возникновения и последствия Как защитить себя при угрозе теракта. О вреде и последствиях курения, алкоголизма и наркомании. Правила поведения при угрозе, и проявлении опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Правила оказания первой помощи при ранах, кровотечении, переломах, ожогах.
Уметь: работать с различными источниками информации. Анализировать и сопоставлять, делать выводы; Принимать решения. Уметь моделировать процессы. Применять полученные знания и навыки на практике. Использовать знания, полученные на уроках биологии, географии, химии, физики. Иметь элементарные навыки в составлении и соблюдении оптимального рациона Питания с учетом нагрузок и климатических условий. Составлять индивидуальную программу оздоровления. Оказывать первую помощь при ранах, кровотечении, переломах, ожогах.
Содержание учебного курса ОБЖ для 9 класса
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства
Глава 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность
Национальные интересы России . Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности
Организация обороны Российской Федерации
Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ЧС России- Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Современные средства поражения , их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Терроризм и безопасность человека. Международный терроризм и безопасность России
Раздел II. Основы формирования здорового образа жизни
Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье.
Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред
Глава 5 .Факторы формирующие здоровье человека
Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания
Советы, как выбрать безопасные продукты
Гигиена одежды
Занятия физической культурой. Туризм как вид активного отдыха.
Формы контроля:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный (письменный) опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Календарно-тематическое планирование уроков по ОБЖ
8 класс - 34 урока
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дом. задание | Вводимые понятия | Дата |
Раздел I. Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека (26 уроков) |
1 четверть – 8 уроков |
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера |
1 | Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Введ-е, §1 | ЧС техн-го хар-ра, авария, катастрофа, ЧС локальная, местная, территориальная, федеральная, глобальная. | |
2 | Источники ЧС техногенного характера и их последствия | Комбини- рованный | §2 | Транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом ОХВ, РВ, БОВ, гидродинамические | |
3 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий | Комбини- рованный | §3 | Причины, стадии ЧС | |
Пожары и взрывы |
4 | Пожары | Комбини- рованный | §4 | Пожароопасные объекты, пожар, горение, горючее вещество, окислитель, источник воспламенения, огненный шторм. | |
5 | Взрывы | Комбини- рованный | §5, | Взрыв, взрывоопасный объект, террористический акт, признаки наличия взрывных устройств. | |
6 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | Комбини- рованный | §6 | Первичные и вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов | |
7 | Последствия пожаров и взрывов | Комбини- рованный | §7, сооб- щение о пожарах, взрывах в ПК | | |
8 | Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | Комбини- рованный | §8 | Эвакуация. Действия при обнаружении возгорания | |
|
2 четверть – 8 уроков |
Аварии с выбросом опасных химических веществ |
9 | Опасные химические вещества и объекты | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §9 | АХОВ, ХОО. Аммиак, хлор | |
10 | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | Комбини- рованный | §10 | Характеристика АХОВ: стойкость, плотность, скорость токсического действия | |
11 | Причины и последствия аварий на ХОО. | Комбини- рованный | §11 | Зона химического заражения, форма, размеры, очаг | |
12 | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | Комбини- рованный | §12 | ИСЗ, КСЗ; противогазы изолирующие, фильтрующие; респираторы; ВМП; герметизация | |
13 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ | Комбини- рованный | §13 | Химические ожоги кислотой и щёлочью | |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. |
14 | Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §14 | Ионизирующее излучение, радиоактивность, радиационно - опасный объект, радиационная авария | |
15 | Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты | Комбини- рованный | §15 | Доза, период полураспада, лучевая болезнь | |
16 | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях, принципы защиты. | Комбини- Рованный | §16 | Радионуклеиды. Стабильный йод | |
3 четверть – 10 уроков |
17 | Правила поведения, действия населения при РА авариях и РА загрязнении местности | Комбини- рованный | §17 | Задачи ГО | |
Гидродинамические аварии |
18 | ГДА и гидротехнические сооружения. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §18 | ГДА; плотина, бьеф, гидроузел | |
19 | Причины и виды ГДА, последствия ГДА, | Комбини- рованный | §19 - 20 | Напорный фронт, прорыв, проран, волна прорыва, катастрофическое затопление | |
20 | Меры по защите населения от последствий ГДА. Правила поведения при угрозе и во время ГДА | Комбини- рованный | §21 | Правила поведения при угрозе затопления и при аварии на ГТС | |
Нарушение экологического равновесия |
21 | Экология и экологическая безопасность | Изучение нового материала | §22 | Экология, биосфера, техносфера, экосистема, экологическая катастрофа, экологическая безопасность | |
22 | Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы | Комбини- рованный | §23-24 | Мутагенез; загрязнение; атмосфера | |
23 | Загрязнение почв, | Комбини- рованный | §25 | литосфера | |
24 | Загрязнение природных вод | Комбини- рованный | §26 | гидросфера | |
25 | Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России | Комбини- рованный | §22-27 | ПДК, шум, электромагнитное излучение | |
26 | Контрольная работа по 1 разделу | Урок развивающего контроля | | | |
4 четверть - 8 уроков |
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
1(27) | Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §28-29 | ПДД | |
2(28) | Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка | Комбини- рованный | §30-31 | Регулируемый (нерегулируемый) перекрёсток. Обязанности водителя | |
3(29) | Экстремальные ситуации аварийного характера | Комбини- рованный | §32 | | |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1(30) 2(31) | Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Конс- пект | Преступление, наказание | |
3(32) | Как уберечь себя от преступлений | Комбини- рованный | Конс- пект. Подго-товка к контр. работе | Самооборона, превышение пределов С. | |
Подведение итогов по курсу ОБЖ |
1(33) | Итоговая контрольная работа по курсу ОБЖ за 8 класс | Урок развивающего контроля | | | |
2(34) | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Подведение итогов за год. Инструктаж по ТБ при купании на водоёмах. Первая помощь утопающему | Урок общеме-тодологической направленности | | Водоём. ИВЛ, НМС | |
Календарно-тематическое планирование уроков по ОБЖ
9 класс - 34 урока
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дом. задание | Вводимые понятия | Дата |
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства |
1 четверть – 8 уроков |
1 | Формирование культуры безопасности жизнедеятельности | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Введ-е, с.7-10 | Основные угрозы и опасности для жизни человека и окружающей среды. Культура БЖД. Законы РФ о безопасности. | |
Национальная безопасность России в современном мире |
2 | Россия в мировом сообществе и национальная безопасность | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §1 | Геополитическое положение РФ. Экономика России. Глобализация. | |
3 | Национальные интересы России | Комбини- рованный | §2 | Национальная безопасность. Стратегические цели НБ. | |
4 | Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности | Комбини- рованный | §3 | Международные отношения. Национальная оборона. Военная безопасность. Защита конституционного строя. | |
5 | Организация обороны Российской Федерации | Комбини- рованный | §4 | Оборона, военная доктрина РФ, Вооружённые Силы РФ, военное положение. | |
6 | Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан | Комбини- рованный | §5 | ФЗ «Об обороне». Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Долг, обязанность. Первоначальная подготовка на воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе. | |
Организация защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера |
7 | МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций | Комбини- рованный | §6 | МЧС. История МЧС. Спасательные операции МЧС. | |
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи | Комбини- рованный | §7 | ЧС. Уровни РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. | |
|
2 четверть – 8 уроков |
Аварии с выбросом опасных химических веществ |
9 | Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §8-9 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. ГО: мирное и военное время. Задачи ГО. | |
10 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | Комбини- рованный | §10 | ОМП: ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие. | |
11 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Комбини- рованный | §11 | Оповещение. | |
12 | Защитные сооружения гражданской обороны | Комбини- рованный | §12 | Защитные сооружения. Рассредоточение, эвакуация. СИЗ. | |
13 | Чрезвычайные ситуации мирного времени | Комбини- рованный | §13 | ЧС природного и техногенного характера | |
14 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | Комбини- рованный | §14 | Система мониторинга. Средства мониторинга. | |
Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации |
15 | Терроризм и безопасность человека | Комбини- рованный | §15 | Терроризм. Экстремизм. Национализм. Правила поведения заложника. | |
16 | Международный терроризм и безопасность России | Комбини- рованный | §16 | Политический экстремизм. Субъект терроризма. Международный терроризм. | |
3 четверть – 10 уроков |
Раздел II. Основы формирования здорового образа жизни |
Факторы, разрушающие здоровье |
17 | Понятия о здоровье. Табакокурение и его вред. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | §17-18 | ВОЗ. Здоровье. Токсины. Пассивное курение. Первая помощь при отравлении табаком. | |
18 | Алкоголь и его вред | Комбини- рованный | §19 | Влияние алкоголя на человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. | |
19 | Наркотики их вред | Комбини- рованный | §20 | Влияние наркотиков на психику и здоровье человека. Первая помощь при отравлении наркотиками. | |
Факторы, формирующие здоровье человека |
20 | Рациональное питание | Комбини- рованный | §21 | Принципы РП. Сбалансированное питание. | |
21 | Основы подбора продуктов питания. Советы как выбрать безопасные продукты | Комбини- рованный | §22-23 | Белки, жиры, углеводы. Витамины. Минеральные вещества. Спреды. Нутриент. Консерванты, эмульгаторы, нитраты. | |
22 | Гигиена одежды | Комбини- рованный | §24 | Гигроскопичность, водопроницаемость. | |
23 | Занятия физической культурой | Комбини- рованный | §25 | Аэробные, анаэробные упражнения. | |
24-25 | Туризм, как вид активного отдыха | Комбини- рованный | §26, §17-25 | Виды туризма. Акклиматизация, реакклиматизация. Ориентирование на местности. Движение по азимуту. | |
26 | Контрольная работа по II разделу | Урок развивающего контроля | | | |
4 четверть - 8 уроков |
Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы |
Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС |
27 | Правила поведения при химической аварии, при радиационной аварии, при ГДА | Комбини- рованный | §27, с. 193-197 | | |
28 | Правила поведения при аварии на транспорте | Комбини- рованный | §27, с. 197-202 | | |
29 | Правила поведения при внезапном обрушении здания, при пожаре и взрыве | Комбини- рованный | §27, с. 202-204, 212-213 | | |
30 | Правила поведения во время землетрясения, гололёда, при угрозе сильной метели и снежном заносе, во время жары, грозы, наводнения. | Комбини- рованный | §27, с. 204-214. | | |
31-32 | Правила оказания первой помощи | Комбини- рованный | §27, с. 215-220, | | |
33 | Итоговая контрольная работа по курсу ОБЖ за 9 класс | Урок развивающего контроля | | | |
34 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Подведение итогов за год. Инструктаж по ТБ при купании на водоёмах. Первая помощь утопающему | Урок общеметодологической направленности | | | |