Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Федоровка МР Федоровский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол № ______ от «____» _________ 2020г. Руководитель ШМО __________/______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/ Т.В. Занина «___» ___________ 2020г. | УТВЕРЖДАЮ И.о директора МБОУ СОШ№2 ____________/И.Г.Дементьева Приказ № _________ от «___» ___________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ 9 а.б класс
на 2020-2021 учебный год
Разработала: О.Д. Шишкина
учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №2 с.Федоровка»
2020
Планируемые результаты освоения программы курса ОБЖ
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по физике и дают возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «ОБЖ» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 | Россия в мировом сообществе. | 1 |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 |
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 1 |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 1 |
6 | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | 1 |
7 | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия | 1 |
8 | Военные угрозы национальной безопасности России. | 1 |
9 | Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. | 1 |
10 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | 1 |
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) | 1 |
12 | Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 |
13 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 |
14 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1 |
15 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | 1 |
16 | Оповещение населения о ЧС | 1 |
17 | Эвакуация населения. | 1 |
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 |
19 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 |
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | 1 |
21 | Система борьбы с терроризмом. | 1 |
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 |
24 | Профилактика наркомании. | 1 |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | 1 |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 |
31 | Брак и семья | 1 |
32 | Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 |
33 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 |
34 | Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | 1 |
35 | Итоги курса | 1 |
Календарно-тематический план 9а
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт | |
1 | Россия в мировом сообществе. | 1 | 3.09 | | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. лекция | 1 | 10.09 | | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. лекция | 1 | 17.09 | | |
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 1 | 24.09 | | |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 1 | 1.10 | | |
6 | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | 1 | 8.10 | | |
7 | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия | 1 | 15.10 | | |
8 | Военные угрозы национальной безопасности России. | 1 | 22.10 | | |
9 | Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. | 1 | 12.11 | | |
10 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | 1 | 18.11 | | |
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) | 1 | 25.11 | | |
12 | Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | 2.12 | | |
13 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 | 10.12 | | |
14 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1 | 16.12 | | |
15 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | 1 | 23.12 | | |
16 | Оповещение населения о ЧС | 1 | 14.01 | | |
17 | Эвакуация населения. | 1 | 21.01 | | |
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | 28.01 | | |
19 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 | 4.02 | | |
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | 1 | 11.02 | | |
21 | Система борьбы с терроризмом. | 1 | 18.02 | | |
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | 25.02 | | |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 | 3.03 | | |
24 | Профилактика наркомании. | 1 | 10.03 | | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | 1 | 17.03 | | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | 31.03 | | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 | 6.04 | | |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | 13.04 | | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 | 20.04 | | |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | 27.04 | | |
31 | Брак и семья | 1 | 4.05 | | |
32 | Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 | 11.05 | | |
33 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 | 18.05 | | |
34 | Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | 1 | 25.05 | | |
Календарно-тематический план 9б
№ п/п | Наименование раздела, тема урока (типы уроков, виды контроля) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт | |
1 | Россия в мировом сообществе. | 1 | 7.09 | | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | 14.09 | | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | 21.09 | | |
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 1 | 28.09 | | |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 1 | 5.10 | | Объединение тем |
6 | Ч.С. природного характера, их причины и последствия. | 1 | 12.10 | | |
7 | Ч.С.техногенного характера их причина и последствия | 1 | 19.10 | | |
8 | Военные угрозы национальной безопасности России. | 1 | 9.11 | | |
9 | Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. | 1 | 16.11 | | |
10 | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | 1 | 23.11 | | |
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) | 1 | 30.11 | | |
12 | Г О как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | 7.12 | | |
13 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 | 14.12 | | |
14 | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1 | 21.12 | | |
15 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | 1 | 28.12 | | |
16 | Оповещение населения о ЧС комбинированный | 1 | 18.01 | | |
17 | Эвакуация населения. комбинированный | 1 | 25.01 | | |
18 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | 1.02 | | |
19 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 | 8.02 | | |
20 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | 1 | 15.02 | | |
21 | Система борьбы с терроризмом. | 1 | 22.02 | | |
22 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | 1.03 | | Объединение тем |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 | 8.03 | | |
24 | Профилактика наркомании. | 1 | 15.03 | | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | 1 | 22.03 | | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | 5.04 | | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 | 12.04 | | |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | 17.04 | | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 | 22.04 | | |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | 29.04 | | Объединение тем |
31 | Брак и семья Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 | 3.05 | | |
32 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 | 10.05 | | Объединение тем |
33 | Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | 1 | 17.05 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 24.05 | | |