Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса составлена на основе рабочей программы авторы Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова,А.Б.Таранина «Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы». М.: Вентана-Граф, 2017), методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» авторы Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, М.: Вентана-Граф, 2021 г.
Программа в 8 классе рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Так как уроки выпадают на праздничные дни, то темы уроков №28 и №29 «Авиакатастрофы» и «Железнодорожная катастрофа»; №32 и №33 «Повторение по теме “Современная семья как институт воспитания”» и «Повторение по теме “Здоровый образ жизни”»; №34 и №35 «Повторение по теме “Человек и окружающая среда”» и «Повторение по теме “Опасности, подстеригающие нас в повседневной жизни”» будут объеденены и выданы за 1 урок. Фактически в 8х классах 32 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
сформированность социально значимые межличностные отношения, ценностные жизненные установки и нравственные представления;
эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Обучающийся получит возможность научится:
анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
Содержание программного материала:
Введение.Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать.
Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ: расширение и углубление знаний о ЧС разного вида и характеристик; формирование навыков безопасного поведения в ЧС; воспитание эмоционально- отрицательного отношения к негативным проявлениям в окружающей среде.
Практическая работа:анализ и оценка документов-законов Российской Федерации. Составление характеристик понятий.
Современная семья как институт воспитания
Современная семья: типы и характеристика. Функции семьи. Условия благополучия детей в семье. Влияние семьи на благополучие ребенка. Защита семьи со стороны государства. Репродуктивное здоровье подрастающего поколения.
Практическая работа: анализ Конституции РФ.
Работа в группах: мини-сообщение «Может ли любовь навредить?», «Рядом с ребёнком или вместе с ним?»
Здоровый образ жизни.
Что такое здоровье? Условия сохранения и укрепления физического здоровья.Факторы, определяющие физическое здоровье.
Психическое здоровье человека, условия его сохранения.
Что такое эмоциональное здоровье?
Социальное здоровье как система отношений человека к окружающим людям.
Практическая работа. Работа в группах:план организации жизни старшего подростка; конструирование модели понятия «ЗОЖ» с использованием символов-значков.
Человек и окружающая среда.
Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы неблагополучной экологической обстановки. Причины загрязнения воздуха, почвы и воды.
Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств.
Работа в группах: Анализ диаграммы «Влияние хозяйственной деятельности на чистоту воздуха»
Практическая работа:установление возможных источников шума в городской квартире.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.
Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре. Первая помощь при ожогах. Средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.
Компьютер и безопасное его использование.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметной бытовой химии. Первая помощь при отравлении угарным газом, ядохимикатами и уксусной кислоты. Правила поведения при затоплении квартиры. Правила безопасного пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах.
Практическая работа:правила пользования газовыми и электрическими приборами; оказание помощи при ожогах, отравлениях, переломах; средства пожаротушения; отработка схемы действия в ЧС.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные.
Практическая работа Тема: Отработка приемов проведения искусственного дыхания
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное отношение к ним.
Практическая работа: первая помощь при кровотечении; аварийная посадка самолета; составление памятки-правила поведения при возгорании в вагоне поезда.
Тематическое планирование
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать | 2 |
2 | Современная семья как институт воспитания | 4 |
3 | Здоровый образ жизни. | 4 |
4 | Человек и окружающая среда | 4 |
5 | Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни | 9 |
6 | Современный транспорт и безопасность | 8 |
7 | Повторение | 4 |
| Всего | 35 ч. |
| | |
Календарно - тематическое планирование 8 класс
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать - 2 ч. |
1 | Задачи предмета ОБЖ. | 06.09 | |
2 | Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы безопасности жизнедеятельности. | 13.09 | |
Современная семья как институт воспитания- 4 ч. |
3 | Современная семья: типы и характеристика. Функции семьи. | 20.09 | |
4 | Влияние семьи на развитие ребенка. | 27.09 | |
5 | Государственные документы, государственные институты, определяющие формы и методы защиты семьи. | 04.10 | |
6 | Репродуктивное здоровье подрастающего поколения. | 11.10 | |
Здоровый образ жизни. 4 ч. |
7 | Физическое здоровье человека. Закаливание- способ тренировки организма. Правила гигиены. | 18.10 | |
8 | Психологическое здоровье человека | 25.10 | |
9 | Социальное здоровье человека | 08.11 | |
10 | Правила общения с компьютером. Информационная безопасность. | 15.11 | |
Человек и окружающая среда. 4 ч. |
11 | Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. | 22.11 | |
12 | Причины и последствия загрязнения природы. | 29.11 | |
13 | Оценка качества окружающей природной среды. | 06.12 | |
14 | Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств. | 13.12 | |
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни – 9 ч. |
15 | Причины и последствия пожаров. | 20.12 | |
16 | Правила пожарной безопасности. | 27.12 | |
17 | Чрезвычайные ситуации в быту. | 10.01 | |
18 | Правила безопасного пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах . | 17.01 | |
19 | Разумная предосторожность при выборе места игр и отдыха. | 24.01 | |
20 | Поведение на улицах населенного пункта. | 31.01 | |
21 | Меры предосторожности в лифте и на лестнице. | 07.02 | |
22 | Лес-это серьёзно. | 14.02 | |
23 | Водоём зимой и летом. | 21.02 | |
Современный транспорт и безопасность-8 ч. |
24 | Транспорт в современном мире. | 28.02 | |
25 | Чрезвычайные ситуации на дорогах. | 14.03 | |
26 | Правила езды на велосипеде. | 21.03 | |
27 | Опасные ситуации в метро. Зацепинг-опасная игра. | 04.04 | |
28 | Авиакатастрофы | 11.04 | |
29 | Железнодорожная катастрофа |
30 | Поведение в дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при кровотечении. | 18.04 | |
31 | Поведение в дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при кровотечении. | 16.05 | |
Повторение- 4 ч. |
32 | Повторение по теме “Современная семья как институт воспитания”. | 23.05 | |
33 | Повторение по теме “Здоровый образ жизни”. |
34 | Повторение по теме “Человек и окружающая среда”. | 30.05 | |
35 | Повторение по теме “Опасности, подстеригающие нас в повседневной жизни”. |
| Всего 35 часов | | |
Лист внесения изменений
Дата проведения | Дата проведения | Тема урока | Основание для |
урока | урока фактическая | | внесения изменений в |
планируемая | | | программу (номер, |
| | | дата приказа, причина) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |