ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Нормативные правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 – 2014 учебный год».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 25.04.2017 № 392 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2017/2018 учебный год».
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю).
Обязательный минимум содержания
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-х классов
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Литература и средства обучения
1.Учебная литература
Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов, В.П. Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин /под ред.Ю.Л. Воробьева.-М:Астрель, 2012,-ОБЖ- 8 класс
2.Учебно – методическая литература
Конституция и государственная символика Российской Федерации: по состоянию на 2013 г. – М. : Эксмо, 2013. – 64 с.
3.ЭОР
http://www.bez.econavt.ru Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности изнедеятельности»
http://www.school-obz.org Основы безопасности изнедеятельности. Сайт Баграмян Э.
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н.
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности изнедеятельности
http://0bj.ru/
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
http://www.ampe.ru/web/guest/russian Институт психологических проблем безопасности
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
http://www fcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности
http://www.znakcomplect.ru
Лига здоровья нации http://www ligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://www.risk-net.ru
4. ТСО
Кабинет ОБЖ
Телевизор «Самсунг»-1
DVD-плеер «Тошитба»-1
Кронштейн-1
Комплект компьютерной техники (системный блок + фильтр + монитор + колонки + клавиатура + мышка+ программное обеспечение) – 1
Проектор -1
Комната для хранения оружия
Арбалет-2
Винтовка-5
Винтовка пневматическая -2
Газодымозащитный комплект ГЗДК - 20
Комбинированное электронаглядное пособие ОБЖ -3
Комбинированное электронаглядное пособие ОБЖ-21
Компас школьный -25
Комплект видео фильмов по ОБЖ-1
Комплект учебных пособий по курсу ОБЖ-1
Костюм химической защиты -1
Макет «Простейшее укрытие» в разрезе -1
Манекен- тренажер для реанимационных мероприятий Максим-01»-1
Пистолет ИЖ 46-5
Пневмопистолет -1
Комплект плакатов безопасности дорожного движения -1
Линейка визирная -25
Прибор для измерения уровня гамма - радиационной заряженности -1
Прибор для обнаружения и оценки степени опасности заражения -1
Противогаз учебный -5
Респиратор -3
Сумка санитарная сандружинника -1
Сумка санитарная санинструктора -1
Шкаф для оружейных комнат -1
Брошюра Конституции РФ -50
Брошюры «Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ» -25
Стеллаж-2
Шкаф-2
| | Приложение №1 к рабочей программе по предмету «ОБЖ» на 2016-2017 учебный год для учащихся 8-х классах |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Коррекция |
-
| Техника безопасности на уроках ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | 07.09 | |
-
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | 14.09 | |
-
| Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации. | 1 | 21.09 | |
-
| Средства коллективной защиты и правила пользования ими. | 1 | 28.09 | |
-
| Эвакуация населения. | 1 | 05.10 | |
-
| Пожар. Возможные причины пожара. | 1 | 12.10 | |
-
| Меры пожарной безопасности. | 1 | 19.10 | |
-
| Правила поведения на пожаре. | 1 | 26.10 | |
-
| Использование средств пожаротушения. | 1 | 02.11 | |
-
| Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. | 1 | 09.11 | |
-
| ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. | 1 | 16.11 | |
-
| БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. | 1 | 23.11 | |
-
| Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами. | 1 | 30.11 | |
-
| Основные правила пользования средствами бытовой химии, | 1 | 07.12 | |
-
| Основные правила пользования персональными компьютерами и др. | 1 | 14.12 | |
-
| Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, | 1 | 21.12 | |
-
| Использование индивидуальных средств защиты:ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза. | 1 | 28.12 | |
-
| Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, | 1 | 11.01 | |
-
| Безопасное поведение человека в природных условиях: добывание огня, воды и пищи, | 1 | 18.01 | |
-
| Безопасное поведение человека в природных условиях: сооружение временного укрытия. | 1 | 25.01 | |
-
| Опасные ситуации на дороге. | 1 | 01.02 | |
-
| Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). | 1 | 08.02 | |
-
| Опасные ситуации на транспорте. | 1 | 15.02 | |
-
| Поведение пассажиров в общественном транспорте. | 1 | 01.03 | |
-
| Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты. | 1 | 15.03 | |
-
| Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах). | 1 | 22.03 | |
-
| Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. | 1 | 29.03 | |
-
| Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | 05.04 | |
-
| Здоровый образ жизни. | 1 | 12.04 | |
-
| Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. | 1 | 19.04 | |
-
| Вредные привычки и их профилактика. | 1 | 26.04 | |
-
| Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах. | 1 | 03.05 | |
-
| Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях. | 1 | 10.05 | |
-
| Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях. | 1 | 17.05 | |
-
| Промежуточная аатестация. | 1 | 24.05 | |