СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ. 7-9 класс по ФГОС ООО.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с:

-федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897);

-примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности, составленной на основе ФГОС основного общего образования и авторской программы по Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. -  М.: Вентана-Граф, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ. 7-9 класс по ФГОС ООО.»


«Рассмотрено»:

на заседании ШМО

Протокол №__

от «___»___________2019г.

руководитель ШМО

___________/____________/

«Согласовано»:

заместителем директора по МР

___________/_____________/

«___»______________2019г.

«Утверждено»:

директор МОУ СОШ №____

____________/____________/

Приказ №___

«___»______________2019г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 - 9 КЛАСС

на 2019-2020 учебный год



Составлена на основе программы:
Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. - М.: Вентана-Граф, 2014.

















«Одобрено»:

на заседании Методического Совета

Протокол №__

от «___»____________2019 г.


Размножено в 2-х экземплярах:

1 экземпляр – зам. директора по МР

2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя





2019 г

Пояснительная записка.

1. Рабочая программа разработана в соответствии с:

-федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897);

-примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности, составленной на основе ФГОС основного общего образования и авторской программы по Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. - М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

3. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

- осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;

- воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

- формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

- воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

4. Данный предмет изучается в 7–9 классах по одному часу в неделю: 35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе. С учётом особенностей региона (природные условия, географическое положение, плотность населения, наличие промышленных объектов, представляющих потенциальную опасность, и др.) школа может увеличить число часов по собственному усмотрению, что позволит более обстоятельно ознакомить школьников с проблемами безопасности жизнедеятельности, которые для данного региона являются особенно актуальными.

5. Личностными результатами обучения в 7–9 классах являются:

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.

Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

- анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

- сравнением примеров опасного и безопасного поведения;

- планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;

- обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

- формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;

- освоение основных понятий и научной терминологии;

- использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.





























Содержание программы.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7–9 классов содержит следующие разделы:

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать:

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.

Здоровый образ жизни. Что это?

Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья. Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание — способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Примеры закаливания.

Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая.

Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение — социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети-Маугли.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опасное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом. Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмкостями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при отравлении опасными жидкостями и ядохимикатами.

Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произошло нападение. Самооборона.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище.

Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.

Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами. Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе. Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о грибах. Опасные земноводные.

Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.

Современный транспорт и безопасность.

Транспорт в современном мире.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт как источник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно-транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.

Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной ситуации.

Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне.

Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.

Расширение кругозора. Права командира авиалайнера в экстренных ситуациях.

Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.

Безопасный туризм.

Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Безопасное место для бивуака. Правила безопасного поведения в случае, когда турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Узлы в туристском походе.

Расширение кругозора. Как правильно выбрать для похода рюкзак. Вязание узлов (исторический экскурс).

Когда человек сам себе враг.

Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курильщиков.

Расширение кругозора. История табака и курения.

Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.

Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю.

Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека. Токсикомания.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации.

Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.

Расширение кругозора. Ураган Фифи.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно опасных объектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.

Расширение кругозора. Из истории техногенных катастроф.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, его истоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников.

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.

Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.







































Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 7-9 класс.



Личностные результаты:

◼ освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;

◼ сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;

◼ эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;

◼ наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

◼ устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия): Познавательные:

использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;

сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);

сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;

осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.

Регулятивные:

планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;

контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);

формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;

характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);

характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);

раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;

выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;

классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;

анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;

различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;

предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;

проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;

организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;

проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;

ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;

оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.














































Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.


7 класс.

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов для ответа на вопрос «Почему проблема здорового образа жизни волновала общество уже в древности?»; выделение главной мысли учебного текста. Самооценка: определение своих возможностей и способностей. Конструирование понятий: природные чрезвычайные ситуации, техногенные чрезвычайные ситуации, безопасная жизнедеятельность. Формулирование вывода: почему нужно изучать предмет ОБЖ

Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека.

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений, тезисов и антитезисов. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов; выделение главной мысли учебного текста; высказывание версий о смысле пословиц и поговорок. Конструктивная деятельность: построение схем «Здоровье человека», «Физическое здоровье человека». Аналитическая деятельность: создание памятки «Правила закаливания». Рефлексивная деятельность: оценка своего физического развития; создание программы закаливания

Правильное питание.

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге; конструирование суждений и доказательств. Практическая деятельность: анализ «пищевой пирамиды», составление меню ученика 7 класса на день. Конструирование вывода на основе анализа иллюстративного материала, схем и таблиц учебника. Чтение информации, представленной в диаграмме и таблицах. Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблице и иллюстрациях.

Психическое здоровье человека.

Конструирование характеристики понятия «психическое здоровье человека». Практическая деятельность: упражнения на релаксацию. Рефлексивная деятельность: самоконтроль и самооценка — «признаки стресса». Коммуникативная деятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Деятельность в коллективе: правила совместной деятельности

Социальное здоровье человека.

Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте. Рефлексивная деятельность: самооценка умений общаться, самоанализ учебной деятельности. Коммуникативная деятельность: конструирование суждений, выбор и объяснение ответа (из представленных альтернативных)

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.

Коммуникативная деятельность: построение суждений, подбор доказательств. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте; составление плана ответа на вопрос «Особенности развития мальчиков и девочек».

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту.

Аналитическая деятельность: составление памятки «Причины пожаров» (по иллюстративному материалу). Чтение информации, представленной на схеме. Моделирование бытовых пожароопасных ситуаций. Практическая игровая деятельность: «эвакуация» из горящего дома; применение средств пожаротушения; помощь при ожогах. Конструирование воображаемых ситуаций. Коммуникативная деятельность: участие в диалоге, построение суждений и умозаключений. Аналитическая деятельность: анализ жизненных ситуаций и текста учебника; оценка информации, представленной на схеме. Практическая (игровая) деятельность: разыгрывание сценок на материале «Медицинской странички». Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии, построение суждений и доказательств. Практическая деятельность: первая помощь при отравлениях

Разумная предосторожность. Опасные игры.

Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Правила поведения в ситуациях опасного общения». Конструирование воображаемых ситуаций (игра-драматизация): разыгрывание сценок общения с мошенниками, хулиганами, психологическая готовность к встрече с опасными незнакомцами.



8 класс.

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.

Совместная деятельность: правила взаимодействия. Аналитическая деятельность: определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов. Коммуникативная деятельность: рассказы учащихся о поведении при встрече с ядовитыми животными. Совместная деятельность: правила работы в группах. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки для купальщика. Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): помощь тонущему, а также провалившемуся под лёд.

Современный транспорт и безопасность.

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя. Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать наезда…». Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблицах, схемах, иллюстрациях. Практическая деятельность (ролевая игра): действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины. Интеллектуальная деятельность: выдвижение предположений, построение доказательств, анализ информации, представленной в тексте учебника. Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы учащихся «Моё поведение в метро», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в метро. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в рассказе-объяснении учителя и в тексте учебника; конструирование правил поведения перед полётом и во время полёта; нахождение ошибок в поведении пассажиров авиалайнера (по иллюстративному материалу). Рефлексивная деятельность, самоанализ: моё состояние во время полёта. Практическая деятельность (ролевая игра): спасательное оборудование, алгоритмизация поведения в условиях ЧС во время полёта. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: алгоритмизация поведения во время пожара в поезде; конструирование вывода и умозаключения.

Безопасный туризм.

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «туризм» и «безопасный туризм», построение вопросов и ответов. Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (исходя из личного опыта учащихся). Конструирование вывода: объективные и субъективные трудности похода и их преодоление. Практическая деятельность (ролевая игра-соревнование): составление графика движения тур- группы по маршруту, конструирование плана действий по обеспечению безопасности в туристских походах; распределение снаряжения между участниками похода (заполнение таблиц). Конструирование характеристик понятий: туристский маршрут, режим дня, график движения тургруппы, скорость движения, дневной переход, условия похода, ритм движения и др. Рефлексивная деятельность: самоконтроль и самооценка — «признаки утомления туриста на маршруте». Коммуникативная деятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Безопасная организация движения группы по маршруту». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки. Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): составление и проигрывание различных вариантов программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в чрезвычайной ситуации. Практическая деятельность (ролевая игра): распределение ролей в тургруппе при выборе места для бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный). Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация типов костров по их назначению. Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать пожара при использовании костров в пешеходных походах…». Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы учащихся «Моё поведение в водном туристском походе», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в водных туристских походах. Практическая деятельность: работа со спасательным оборудованием в водном походе, алгоритмизация поведения в условиях ЧС на воде в походе. Составление маршрута, программы и графика движения. Практическая деятельность: отработка умений завязывать узлы разного вида. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в учебнике, видеосюжетах и видеофильмах.



9 класс.

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Когда человек сам себе враг.

Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивная деятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам».

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика.

Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование. Практическая деятельность: создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня». Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника). Практическая деятельность (ролевая игра): конструирование плана действий при наводнении. Аналитическая деятельность: чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Коммуникативная деятельность: составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара». Коммуникативная деятельность: конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: составление плана местности с учётом гидродинамических объектов.

Противодействие экстремизму и терроризму.

Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции). Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Практическая деятельность: наложение повязки для остановки кровотечения. Коммуникативная деятельность: диалог с профессионалом.

Национальная безопасность Российской Федерации.

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника.









Методы обучения, контроль.

Реализация содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся, достигается следующими методами обучения:

1.Репродуктивные:

  • Словесный метод (описание, объяснение, беседа, дискуссия, диалог, инструктирование, комментарий, замечание);

  • Наглядный метод (непосредственно наглядный, посредственно наглядный, направленного прочувственного двигательного действия, срочной информации);

  • Общее упражнение (расчленено-конструктивное)

2. Проблемные методы обучения используются частично:

  • Частично поисковый;

  • Проект.

Параллельно с методами обучения применяются следующие методы воспитания.

1. Традиционные

2. Инновационные

3. Тренинговый

4. Рефлексивный

Для контроля эффективности педагогического процесса, его корректировки

возможности получать объективную информацию (оценку) о своей деятельности, как педагога, так и учащихся применяются следующие виды контроля:

1.Предварительный контроль – для определения уровня подготовленности учащихся.

2.Текущий контроль – для определения мер повышения эффективности педагогического процесса.

3. Оперативный контроль – для обеспечения промежуточных целей.

4. Итоговый контроль – для выявления результатов, уровня достижения целей при завершении изучения тем, раздела, четверти, года.

















7 класс.

Наименование главы

Количество часов

Практическая часть

Проекты

1

Здоровый образ жизни. Что это?

15

2


2

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.

19

2


3

Резервный урок.

1



Всего

35

4








8 класс.

Наименование главы

Количество часов

Практическая часть

Проекты

1

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.

9

1


2

Современный транспорт и безопасность.

10

1


3

Безопасный туризм.

15

2


4

Резервный урок.

1



Всего

35

4








9 класс.

Наименование главы

Количество часов

Практическая часть

Проекты

1

Когда человек сам себе враг.

8

1


2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

16

2


3

ЧС социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.

10

1


Всего

34

4
































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

7 класс.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Дата

План

Факт


Раздел №1:

Здоровый образ жизни. Что это?

15





1

Зависит ли здоровье от образа жизни.

1

УОНЗ

Фронтальная



2

Слагаемые здоровья.


1

УОНЗ

Фронтальная



3

Значение физической культуры для здоровья человека.

1

УОНЗ

Фронтальная



4

Закаливание - способ тренировки организма.

1

УОНЗ

Фронтальная



5

Правильное питание.


1

УОНЗ

Фронтальная



6

Продукты питания как экологический фактор.

1

УОНЗ

Фронтальная



7

Питание и болезни. Диета.

1

УОНЗ

Фронтальная



8

Контрольная работа по разделу №1.


1

УРК

Индивидуальная



9

Психическое здоровье человека.

1

УОНЗ

Фронтальная



10

Компьютер и здоровье. Информационная безопасность.

1

УОНЗ

Фронтальная



11

Социальное здоровье человека.

1

УОНЗ

Фронтальная



12

Круг интере6сов человека. Фанаты и поклонники.

1

УОНЗ

Фронтальная



13

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.

1

УОНЗ

Фронтальная



14

Риски старшего подросткового возраста.

1

УОНЗ

Фронтальная



15

Контрольная работа по разделу №1.


1

УРК

Индивидуальная




Раздел№2:

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.

19





16

Причины и последствия пожаров.

1

УОНЗ

Фронтальная



17

Правила пожарной безопасности.

1

УОНЗ

Фронтальная



18

Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения.

1

УОНЗ

Фронтальная



19

Помощь при ожогах.


1

УОНЗ

Фронтальная



20

Утечка бытового газа – это опасно!

1

УОНЗ

Фронтальная



21

Бытовая химия: безопасность использования.

1

УОНЗ

Фронтальная



22

Залив жилища.


1

УОНЗ

Фронтальная



23

Правила пользования электроприборами.

1

УОНЗ

Фронтальная



24

Первая помощь при электротравмах.

1

УОНЗ

Фронтальная



25

Контрольная работа по разделу №2.


1

УРК

Индивидуальная



26

Выбор места для отдыха в городе. Как вести себя на улице?

1

УОНЗ

Фронтальная



27

О мерах предосторожности в лифте и на лестнице.

1

УОНЗ

Фронтальная



28

Если нападение произошло. Самооборона.

1

УОНЗ

Фронтальная



29

Опасности, которые скрывает карьер.

1

УОНЗ

Фронтальная



30

Неразорвавшиеся боеприпасы.

1

УОНЗ

Фронтальная



31

Экстрим в играх и спорте.


1

УОНЗ

Фронтальная



32

Помощи при механических травмах.

1

УОНЗ

Фронтальная



33

Контрольная работа по разделу №2.


1

УРК

Индивидуальная



34

Повторно-обобщающий урок.

1

УОУР

Индивидуальная



35

Резервный урок.


1








Сокращения:

УОНЗ – урок «открытия» нового знания;

УОУР – урок отработки умений и рефлексии;

УРК – урок развивающего контроля.




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

8 класс.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Дата

План

Факт


Раздел №1:

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.

9





1

Лес – это серьёзно.


1

УОНЗ

Фронтальная



2

Неожиданные встречи в лесу с опасными животными и насекомыми.

1

УОНЗ

Фронтальная



3

Если гроза застала вас в лесу.

1

УОНЗ

Фронтальная



4

Причины возникновения опасных ситуаций на воде.

1

УОНЗ

Фронтальная



5

Учитесь отдыхать на воде! Правила катания на лодке.

1

УОНЗ

Фронтальная



6

Как помочь тонущему человеку.

1

УОНЗ

Фронтальная



7

Контрольная работа по разделу №1.

1

УРК

Индивидуальная



8

Как спастись, если провалился под лёд?

1

УОНЗ

Фронтальная



9

Помощь провалившемуся под лёд человеку.

1

УОНЗ

Фронтальная




Раздел №2:

Современный транспорт и безопасность.

10





10

Транспорт в современном мире.

1

УОНЗ

Фронтальная



11

Чрезвычайные ситуации на дорогах.

1

УОНЗ

Фронтальная



12

Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

1

УОНЗ

Фронтальная



13

Помощь пострадавшим при ДТП.


1

УОНЗ

Фронтальная



14

Опасные ситуации в метро.

1

УОНЗ

Фронтальная



15

Авиакатастрофы. Перед полётом.

1

УОНЗ

Фронтальная



16

Правила поведения на борту авиалайнера.

1

УОНЗ

Фронтальная



17

Внештатные ситуации на борту самолёта.

1

УОНЗ

Фронтальная



18

Железнодорожные катастрофы.

1

УОНЗ

Фронтальная



19

Контрольная работа по разделу №2.

1

УРК

Индивидуальная




Раздел №3:

Безопасный туризм.

15





20

Обеспечение безопасности в туристических походах.

1

УОНЗ

Фронтальная



21

Правила безопасности в туристическом походе.

1

УОНЗ

Фронтальная



22

Движение по туристскому маршруту.

1

УОНЗ

Фронтальная



23

Составление графика движения.

1

УОНЗ

Фронтальная



24

Контрольная работа по разделу №3.

1

УРК

Индивидуальная



25

Преодоление естественных препятствий.

1

УОНЗ

Фронтальная



26

Обеспечение безопасности при переправах через реки.

1

УОНЗ

Фронтальная



27

Обеспечение безопасности при выборе места бивуака.

1

УОНЗ

Фронтальная



28

Если турист отстал от группы.

1

УОНЗ

Фронтальная



29

Туризм и экология окружающей среды.

1

УОНЗ

Фронтальная



30

Подготовка к водному туристскому походу.

1

УОНЗ

Фронтальная



31

Правила безопасного проведения водного похода.

1

УОНЗ

Фронтальная



32

Узлы в туристском походе.

1

УОНЗ

Фронтальная



33

Контрольная работа по разделу №3.

1

УРК

Индивидуальная



34

Повторно-обобщающий урок

1

УОУР

Индивидуальная



35

Резервный урок.


1






Сокращения:

УОНЗ – урок «открытия» нового знания;

УОУР – урок отработки умений и рефлексии;

УРК – урок развивающего контроля.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

9 класс.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Дата

План

Факт


Раздел №1:

Когда человек сам себе враг.

8





1

Почему курят подростки?

1

УОНЗ

Фронтальная



2

Почему курение мешает учению?

1

УОНЗ

Фронтальная



3

Физическое состояние подростков-курильщиков.

1

УОНЗ

Фронтальная



4

Алкоголь разрушает личность.

1

УОНЗ

Фронтальная



5

Воздействие алкоголя на организм человека.

1

УОНЗ

Фронтальная



6

Скажем наркотикам «Нет!».

1

УОНЗ

Фронтальная



7

Токсикомания – страшная зависимость.

1

УОНЗ

Фронтальная



8

Контрольная работа по разделу №1.

1

УРК

Индивидуальная




Раздел №2:

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

16





9

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1

УОНЗ

Фронтальная



10

Система оповещения в ЧС и общие правила эвакуации.

1

УОНЗ

Фронтальная



11

Землетрясение.


1

УОНЗ

Фронтальная



12

Извержение вулкана.


1

УОНЗ

Фронтальная



13

Сели, оползни и обвалы. Снежные лавины.

1

УОНЗ

Фронтальная



14

Ураган, буря, смерч.


1

УОНЗ

Фронтальная



15

Контрольная работа по разделу №2.


1

УРК

Индивидуальная



16

Цунами. Наводнения.


1

УОНЗ

Фронтальная



17

Природные пожары.


1

УОНЗ

Фронтальная



18

Действия при лесном пожаре.

1

УОНЗ

Фронтальная



19

Причины и виды техногенных ЧС.

1

УОНЗ

Фронтальная



20

Аварии на коммунально-энергетических объектах.

1

УОНЗ

Фронтальная



21

Аварии на химических предприятиях и радиационно опасных объектах.

1

УОНЗ

Фронтальная



22

Аварии на гидродинамических объектах.

1

УОНЗ

Фронтальная



23

Безопасное поведение в техногенных ЧС.

1

УОНЗ

Фронтальная



24

Контрольная работа по разделу №2.


1

УРК

Индивидуальная




Раздел №3:

ЧС социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.

10





25

Что такое экстремизм?

1

УОНЗ

Фронтальная



26

Что такое терроризм?


1

УОНЗ

Фронтальная



27

Как снизить угрозу теракта?

1

УОНЗ

Фронтальная



28

Если вас взяли в заложники или похитили.

1

УОНЗ

Фронтальная



29

Взрывы в жилых домах – теракты.

1

УОНЗ

Фронтальная



30

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.

1

УОНЗ

Фронтальная



31

Национальная безопасность России.

1

УОНЗ

Фронтальная



32

Условия обеспечения национальной безопасности в России.


1

УОНЗ

Фронтальная



33

Контрольная работа по разделу №3.

1

УРК

Индивидуальная



34

Повторно-обобщающий урок.


1

УОУР

Индивидуальная




Сокращения:

УОНЗ – урок «открытия» нового знания;

УОУР – урок отработки умений и рефлексии;

УРК – урок развивающего контроля.











Методическая литература.


Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / (Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.). – М.: Вентана-Граф, 2019.

Законодательные акты и нормативные правовые документы:

◼ Конституция Российской Федерации (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция);

◼ Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция);

◼ Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 года № 116);

◼ Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года);

◼ Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116);

◼ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537);

◼ Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690);

◼ Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция);

◼ Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция);

◼ Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция);

◼ Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция);

◼ Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция);

◼ Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе. Аудиозаписи для проведения занятий.

Технические средства обучения:

◼ телевизор с универсальной подставкой;

◼ видеомагнитофон с комплектом видеокассет;

◼ принтер лазерный;

◼ цифровая видеокамера;

◼ копировальный аппарат;

◼ мультимедиапроектор;

◼ экран на штативе или навесной;

◼ средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).

Учебно-практическое оборудование:

◼ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

◼ штатив для карт и таблиц;

◼ компасы;

◼ визирные линейки;

◼ транспортиры;

◼ бинты марлевые;

◼ вата гигроскопическая нестерильная;

◼ вата компрессная;

◼ воронки стеклянные;

◼ грелки;

◼ жгуты кровоостанавливающие;

◼ индивидуальные перевязочные пакеты;

◼ косынки перевязочные;

◼ клеёнка компрессная;

◼ клеёнка подкладочная;

◼ ножницы для перевязочного материала (прямые);

◼ повязки малые стерильные;

◼ повязки большие стерильные;

◼ противогазы;

◼ респираторы;

◼ аптечка индивидуальная (АИ-2);

◼ противохимические пакеты;

◼ носилки санитарные.























































Критерии оценивания.


Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.


1.    Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.


2.    Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.


3.    Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.


4.    Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!