ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основом безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы авторской программы М.П. Фролова, М. В.Юрьевой, В.П.Шолоха, Ю.Ю.Корнейчука, Б.И. Мишина под редакцией Ю.Л. Воробьева и адресована обучающимся 10 А класса.
На изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 36 часов . Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Цели программы:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы
в процессе обучения:
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим;
воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению, преодолению опасных и чрезвычайных ситуаций;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения ОБЖ в 10 классе являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметными результатами являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Планируемые результаты по содержательным разделам программы
Раздел I. Безопасность личности, общества и государства
Ученик научится:
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
Ученик получит возможность научится:
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Раздел II.Основы военной службы
Ученик научится:
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
описывать основание увольнения с военной службы;
раскрывать предназначение запаса;
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Ученик получит возможность научится:
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
Раздел III. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Ученик научится:
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Ученик получит возможность научится:
Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (36 ч.)
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства (12 часов)
Основные направления национальной безопасности России. Государственная и общественная безопасность. Обеспечение национальной безопасности России на международной арене. Законодательные и нормативно- правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.
Раздел 2.Основы военной службы (14 часов)
Вооруженные Силы Российской Федерации- надежная защита Отечества.История создания и развития Вооруженных Сил России.Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации.Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.Отдельные рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и их предназначение. Другие войска, их состав и пред .назначение.Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации- закон воинской жизни. Основные виды военно-профессиональной деятельности. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Основы тактической подготовки. Учебные сборы - составная часть подготовки.
Раздел 3. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (10 часов)
Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения-3 часа.Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера.Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.Основы формирования здорового образа жизни.Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества.Здоровье человека и его физическое развитие.Культура питания.Режим труда и отдыха- составляющие здорового образа жизни.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.Духовно-нравственное здоровье общества- фактор национальной безопасности России.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы. | Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция |
Раздел 1. « Безопасность личности, общества и государства»-12 часов. |
1 | Основные направления национальной безопасности России. | 01.09-04.09 | |
2 | Государственная и общественная безопасность. | 07.09-11.09 | |
3 | Обеспечение национальной безопасности России на международной арене. | 14.09-18.09 | |
4 | Законодательные и нормативно- правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. | 21.09-25.09 | |
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС | 28.09-02.09 | |
6 | Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. | 05.10-09.10 | |
7 | Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | 12.10-16.10 | |
8 | Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. | 19.10-23.10 | |
9 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 26.10-29.10 | |
10 | Средства индивидуальной защиты. | 09.11-13.11 | |
11 | Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения. | 16.11-20.11 | |
12 | Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях. | 23.11-27.11 | |
Раздел 2. « Основы военной службы»-14 часов |
13 | История создания и развития Вооруженных Сил России. | 30.11-04.12 | |
14 | Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации. | 07.12-11.12 | |
15 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. | 14.12-18.12 | |
16 | Контрольная работа №1 на тему: «Основы военной службы» | 21.12-25.12 | |
17 | Отдельные рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и их предназначение. Другие войска, их состав и пред .назначение. | 28.12-30.12 | |
18 | Воинская обязанность граждан. Постановка на первоначальный воинский учет | 13.01.2020-15.01.2020 | |
19. | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации- закон воинской жизни. | 18.01-22.01 | |
20. | Основные виды военно-профессиональной деятельности. | 25.01-29.01 | |
21. | Размещение и быт военнослужащих. | 01.02-05.02 | |
22. | Суточный наряд. Организация караульной службы. | 08.02-12.02 | |
23. | Строевая подготовка. | 15.02-19.02 | |
24. | Огневая подготовка. | 22.02-26.02 | |
25. | Основы тактической подготовки. | 01.03-05.03 | |
26. | Учебные сборы - составная часть подготовки. | 09.03-12.03 | |
Раздел 3. « Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» -10 часов. |
27. | Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера. | 15.03-19.03 | |
28. | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | 29.03-02.04 | |
29. | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. | 05.04-09.04 | |
30. | Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества. | 12.04-16.04 | |
31. | Здоровье человека и его физическое развитие. Культура питания. | 19.04-23.04 | |
32. | Контрольная работа №2 на тему: « Опасные и Чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения» | 26.04-30.04 | |
33. | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 04.05- 07.05 | |
34 | Итоговое повторение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» | 11.05- 14.05 | |
35 | Итоговое повторение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» | 17.05- 21.05 | |
36. | Итоговое повторение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» | 24.05- 28.05 | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей изобразительного искусства, технологии и ОБЖ. №_____
«___»_________20___г. Председатель ШМО _______/Седова В.В./
СОГЛАСОВАНО
«29» августа 2019 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема контрольной работы | Плановые сроки | Фактические сроки |
1 | Контрольная работа №1 на тему: «Основы военной службы» | 21.12-25.12 | |
2 | Контрольная работа №2 на тему: « Опасные и Чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения» | 26.04-30.04 | |
Лист регистрации изменений
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
13